Рабочая программа по математике ( 10 класс )

  • docx
  • 30.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10 кл !!!!!!.docx

Статус документа

Материалы рабочей программы составлены в соответствии:

  • С Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23. 12. 2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г., № 1089;
  •  С авторской программой к учебнику Алимова Ш.А. в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа.
  • С программой к учебнику Атанасяна Л.С. в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы».
  • С Учебным планом школы на 2020-2021 учебный год;

 

Рабочая программа по Математике ориентирована на учащихся 10 класса общеобразовательного курса  МБОУ «Шелковская СОШ № 23»

 

Место предмета в учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного среднего образования в 10 – 11 классах отводится не менее 276 часов, из них не менее 140 часов в 10 классе, не менее 136 часов в 11 классе.

Базовый  уровень алгебра и начала анализа: 4 часа в неделю, всего 140 часов.

Геометрия: 2 часа в неделю, всего 70 часов.   

Данная рабочая программа составлена из расчета 6 часов в неделю (35 недель): на алгебру отводится 4 часа в неделю, на геометрию – 2 часа. Преподавание алгебры и геометрии ведется параллельно. 

Общая характеристика учебного курса

Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от специальности, которую ли изберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, внедряется в традиционно далекие от нее области.

 

В соответствии с принятой Концепцией развития математического образования в Российской Федерации, математическое образование решает, в частности, следующие ключевые задачи:

          «предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе»;

          «обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.»;

          «в основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования».

Соответственно, выделяются три направления требований к результатам математического образования:

1)      практико-ориентированное математическое образование (математика для жизни);

2)      математика для использования в профессии;

3)      творческое направление, на которое нацелены те обучающиеся, которые планируют заниматься творческой и исследовательской работой в области математики, физики, экономики и других областях.

Эти направления реализуются в двух блоках требований к результатам математического образования.

На базовом уровне:

          Выпускник научится в 10–11-м классах: для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики.

          Выпускник получит возможность научиться в 10–11-м классах: для развития мышления, использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» (ст. 12 п. 7)  организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют эти требования в образовательном процессе с учетом настоящей примерной основной образовательной программы как на основе учебно-методических комплектов соответствующего уровня, входящих в Федеральный перечень Министерства образования и науки Российской Федерации, так и с возможным использованием иных источников учебной информации (учебно-методические пособия, образовательные порталы и сайты и др.)

Цели освоения программы базового уровня – обеспечение возможности использования математических знаний и умений в повседневной жизни и возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики. Внутри этого уровня выделяются две различные программы: компенсирующая базовая и основная базовая.

Компенсирующая базовая программа содержит расширенный блок повторения и предназначена для тех, кто по различным причинам после окончания основной школы не имеет достаточной подготовки для успешного освоения разделов алгебры и начал математического анализа, геометрии, статистики и теории вероятностей по программе средней (полной) общеобразовательной школы.

Программа по математике на базовом уровне предназначена для обучающихся средней школы, не испытывавших серьезных затруднений на предыдущего уровня обучения.

Обучающиеся, осуществляющие обучение на базовом уровне, должны освоить общие математические умения, необходимые для жизни в современном обществе; вместе с тем они получают возможность изучить предмет глубже, с тем чтобы в дальнейшем при необходимости изучать математику для профессионального применения.

Примерные программы содержат сравнительно новый для российской школы раздел «Вероятность и статистика». К этому разделу относятся также сведения из логики, комбинаторики и теории графов, значительно варьирующиеся в зависимости от типа программы.

Во всех примерных программах большое внимание уделяется практико-ориентированным задачам. Одна из основных целей, которую разработчики ставили перед собой, – создать примерные программы, где есть место применению математических знаний в жизни.

При изучении математики большое внимание уделяется развитию коммуникативных умений (формулировать, аргументировать и критиковать), формированию основ логического мышления в части проверки истинности и ложности утверждений, построения примеров и контрпримеров, цепочек утверждений, формулировки отрицаний, а также необходимых и достаточных условий. В зависимости от уровня программы больше или меньше внимания уделяется умению работать по алгоритму, методам поиска алгоритма и определению границ применимости алгоритмов. Требования, сформулированные в разделе «Геометрия», в большей степени относятся к развитию пространственных представлений и графических методов, чем к формальному описанию стереометрических фактов.

Планируемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего об­разования:

1)      в личностном направлении:

·         сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

·         готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели

·         и сотрудничать в их достижении;

·          навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

·         готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

·         эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;

·         осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, обще-национальных проблем.

2)      в метапредметном направлении

·         умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

·         умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

·         владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

·         готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически

·         оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

·         умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

·         владение языковыми средствами — умение ясно, логичнои точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

·         владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

3)      в предметном направлении

·         сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;

·         сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;

·          сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;

·          сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;

·         владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин и их распределения

Базовый уровень

Компенсирующая базовая программа

Алгебра и начала математического анализа

Натуральные числа, запись, разрядные слагаемые, арифметические действия. Числа и десятичная система счисления. Натуральные числа, делимость, признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 10. Разложение числа на множители. Остатки. Решение арифметических задач практического содержания.

Целые числа. Модуль числа и его свойства.

Части и доли. Дроби и действия с дробями. Округление, приближение. Решение практических задач на прикидку и оценку.

Проценты. Решение задач практического содержания на части и проценты. Степень с натуральным и целым показателем. Свойства степеней. Стандартный вид числа.

Алгебраические выражения. Значение алгебраического выражения.

Квадратный корень. Изображение числа на числовой прямой. Приближенное значение иррациональных чисел.

Понятие многочлена. Разложение многочлена на множители, Уравнение, корень уравнения. Линейные, квадратные уравнения и системы линейных уравнений.

Решение простейших задач на движение, совместную работу, проценты. Числовые неравенства и их свойства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Числовые промежутки. Объединение и пересечение промежутков.

Зависимость величин, функция, аргумент и значение, основные свойства функций. График функции. Линейная функция. Ее график. Угловой коэффициент прямой.

Квадратичная функция. График и свойства квадратичной функции. график функции . График функции .

Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность (возрастание или убывание) на числовом промежутке. Наибольшее и наименьшее значение функции. Периодические функции и наименьший период.

Градусная мера угла. Тригонометрическая окружность. Определение синуса, косинуса, тангенса произвольного угла. Основное тригонометрическое тождество. Значения тригонометрических функций для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°, 180°, 270°.

Графики тригонометрических функций .

Решение простейших тригонометрических уравнений с помощью тригонометрической окружности.

Понятие степени с действительным показателем. Простейшие показательные уравнения и неравенства. Показательная функция и ее график.

Логарифм числа, основные свойства логарифма. Десятичный логарифм. Простейшие логарифмические уравнения и неравенства. Логарифмическая функция и ее график.

Понятие степенной функции и ее график. Простейшие иррациональные уравнения.

Касательная к графику функции. Понятие производной функции в точке как тангенс угла наклона касательной. Геометрический и физический смысл производной. Производные многочленов.

Точки экстремума (максимума и минимума). Исследование элементарных функций на точки экстремума с помощью производной. Наглядная интерпретация.

Понятие первообразной функции. Физический смысл первообразной. Понятие об интеграле как площади под графиком функции.

Геометрия

Фигуры на плоскости и в пространстве. Длина и площадь. Периметры и площади фигур.

Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей.

Треугольники. Виды треугольников: остроугольные, тупоугольные, прямоугольные. Катет против угла в 30 градусов. Внешний угол треугольника.

Биссектриса, медиана и высота треугольника. Равенство треугольников.

Решение задач на клетчатой бумаге.

Равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник. Свойства равнобедренного треугольника.

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции углов в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Применение теорем синусов и косинусов.

Четырехугольники: параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция и их свойства. Средняя линия треугольника и трапеции.

Выпуклые и невыпуклые фигуры. Периметр многоугольника. Правильный многоугольник.

Углы на плоскости и в пространстве. Вертикальные и смежные углы.

Сумма внутренних углов треугольника и четырехугольника.

Соотношения в квадрате и равностороннем треугольнике.

Диагонали многоугольника.

Подобные треугольники в простейших случаях.

Формулы площади прямоугольника, треугольника, ромба, трапеции.

Окружность и круг. Радиус и диаметр. Длина окружности и площадь круга. Число p. Вписанный угол, в частности угол, опирающийся на диаметр. Касательная к окружности и ее свойство.

Куб. Соотношения в кубе. Тетраэдр, правильный тетраэдр.

Правильная пирамида и призма. Прямая призма.

Изображение некоторых многогранников на плоскости.

Прямоугольный параллелепипед. Теорема Пифагора в пространстве.

Задачи на вычисление расстояний в пространстве с помощью теоремы Пифагора.

Развертка прямоугольного параллелепипеда.

Конус, цилиндр, шар и сфера. Проекции фигур на плоскость. Изображение цилиндра, конуса и сферы на плоскости.

Понятие об объемах тел. Использование для решения задач на нахождение геометрических величин формул объема призмы, цилиндра, пирамиды, конуса, шара.

Понятие о подобии на плоскости и в пространстве. Отношение площадей и объемов подобных фигур.

Вероятность и статистика. Логика и комбинаторика

Логика. Верные и неверные утверждения. Следствие. Контрпример.

Множество. Перебор вариантов.  Таблицы. Столбчатые и круговые диаграммы. Числовые наборы. Среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения. Примеры изменчивых величин.

Частота и вероятность события. Случайный выбор. Вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Независимые события. Формула сложения вероятностей.

Примеры случайных величин. Равномерное распределение. Примеры нормального распределения в природе. Понятие о законе больших чисел.

Основная базовая программа

Алгебра и начала анализа

Повторение. Решение задач с использованием свойств чисел и систем счисления, делимости, долей и частей, процентов, модулей чисел. Решение задач с использованием свойств степеней и корней, многочленов, преобразований многочленов и дробно-рациональных выражений.

Решение задач с использованием градусной меры угла. Модуль числа и его свойства. Решение задач на движение и совместную работу с помощью линейных и квадратных уравнений и их систем. Решение задач с помощью числовых неравенств и систем неравенств с одной переменной, с применением изображения числовых промежутков. Решение задач с использованием числовых функций и их графиков. Использование свойств и графиков линейных и квадратичных функций, обратной пропорциональности и функции . Графическое решение уравнений и неравенств.

Тригонометрическая окружность, радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Основное тригонометрическое тождество и следствия из него. Значения тригонометрических функций для углов 0°, 30°, 45°, 60°, 90°, 180°, 270°. ( рад). Формулы сложения тригонометрических функций, формулы приведения, формулы двойного аргумента..

Нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность. Наибольшее и наименьшее значение функции. Периодические функции. Четность и нечетность функций. Сложные функции.

Тригонометрические функции . Функция. Свойства и графики тригонометрических функций.

Арккосинус, арксинус, арктангенс числа. Арккотангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений.

Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. Решение простейших тригонометрических неравенств.

Степень с действительным показателем, свойства степени. Простейшие показательные уравнения и неравенства. Показательная функция и ее свойства и график.

Логарифм числа, свойства логарифма. Десятичный логарифм. Число е. Натуральный логарифм. Преобразование логарифмических выражений. Логарифмические уравнения и неравенства. Логарифмическая функция и ее свойства и график.

Степенная функция и ее свойства и график. Иррациональные уравнения. Метод интервалов для решения неравенств.  Преобразования графиков функций: сдвиг вдоль координатных осей, растяжение и сжатие, отражение относительно координатных осей. Графические методы решения уравнений и неравенств. Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Системы показательных, логарифмических и иррациональных уравнений. Системы показательных, логарифмических неравенств. Взаимно обратные функции. Графики взаимно обратных функций. Уравнения, системы уравнений с параметром. Производная функции в точке. Касательная к графику функции. Геометрический и физический смысл производной. Производные элементарных функций. Правила дифференцирования. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Понятие о непрерывных функциях. Точки экстремума (максимума и минимума). Исследование элементарных функций на точки экстремума, наибольшее и наименьшее значение с помощью производной. Построение графиков функций с помощью производных. Применение производной при решении задач. Первообразная. Первообразные элементарных функций. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Определенный интеграл. Вычисление площадей плоских фигур и объемов тел вращения с помощью интеграла.

Геометрия

Повторение. Решение задач с применением свойств фигур на плоскости. Задачи на доказательство и построение контрпримеров. Использование в задачах простейших логических правил. Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырехугольниками. Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. Решение задач на измерения на плоскости, вычисление длин и площадей. Решение задач с помощью векторов и координат.

Наглядная стереометрия. Фигуры и их изображения (куб, пирамида, призма). Основные понятия стереометрии и их свойства. Сечения куба и тетраэдра.

Точка, прямая и плоскость в пространстве, аксиомы стереометрии и следствия из них. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Изображение простейших пространственных фигур на плоскости.  Расстояния между фигурами в пространстве.

Углы в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Проекция фигуры на плоскость. Признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Теорема о трех перпендикулярах.

Многогранники. Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Теорема Пифагора в пространстве. Призма и пирамида. Правильная пирамида и правильная призма. Прямая пирамида. Элементы призмы и пирамиды.

Тела вращения: цилиндр, конус, сфера и шар. Основные свойства прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса. Изображение тел вращения на плоскости.

Представление об усеченном конусе, сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения шара. Развертка цилиндра и конуса.

Простейшие комбинации многогранников и тел вращения между собой. Вычисление элементов пространственных фигур (ребра, диагонали, углы).

Площадь поверхности правильной пирамиды и прямой призмы. Площадь поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара.

Понятие об объеме. Объем пирамиды и конуса, призмы и цилиндра. Объем шара.

Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей и объемами подобных тел.

Движения в пространстве: параллельный перенос, центральная симметрия, симметрия относительно плоскости, поворот. Свойства движений. Применение движений при решении задач.

Векторы и координаты в пространстве. Сумма векторов, умножение вектора на число, угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Скалярное произведение векторов. Теорема о разложении вектора по трем некомпланарным векторам. Скалярное произведение векторов в координатах. Применение векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей и объемов.

Уравнение плоскости в пространстве. Уравнение сферы в пространстве. Формула для вычисления расстояния между точками в пространстве.

Содержание учебного предмета «Математика»

Алгебра и начала математического анализа

Действительные числа

Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая

геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.

О с но в н а я  ц е л ь — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений. Необходимость расширения множества натуральных чисел до действительных мотивируется возможностью выполнять действия, обратные сложению, умножению и возведению в степень. Рассмотренный в начале темы способ обращения бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную обосновывается свойствами сходящихся числовых рядов, в частности, нахождением суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.  Действия над иррациональными числами строго не определяются а заменяются действиями над их приближенными значениями — рациональными числами. В связи с рассмотрением последовательных рациональных приближений иррационального числа, а затем и степени с иррациональным показателем на интуитивном уровне вводится понятие предела последовательности. Арифметический корень натуральной степени n 2 из неотрицательного числа и его свойства излагаются традиционно. Степень с иррациональным показателем поясняется на конкретном примере. Здесь же формулируются свойства степени с действительным показателем, которые будут  использоваться при решении уравнений, неравенств, исследовании функций.

Степенная функция

Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные  неравенства.

О с н о в н а я ц е л ь — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры   основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций с натуральным и целым показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем   уравнений и неравенств. Рассмотрение свойств степенных функций и их графиков проводится поэтапно, в зависимости от того, каким числом является показатель: 1) четным натуральным числом; 2) нечетным натуральным числом; 3) числом, противоположным четному числу; 4) числом, противоположным нечетному числу; 5) положительным не целым числом.

Обоснования свойств степенной функции не проводятся, они следуют из свойств степени с действительным показателем.  Рассмотрение равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности проводятся в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений и неравенств. Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнений в степень с целью перехода к рациональному уравнению-следствию данного. Иррациональные неравенства не являются обязательными для изучения всеми учащимися. При их изучении основным способом решения является сведение  неравенства к системе рациональных неравенств , равносильной данному неравенству.

Показательная функция.

Показательная функция ,её свойства и график . Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.

О с н о в н а я  ц е л ь - изучить свойства показательной функции ,научить решать показательные уравнения и неравенства, простейшие системы показательных уравнений и неравенств.

Свойства показательной функции полностью следуют из свойств степени с действительным показателем Решение простейших показательных уравнений. Решение большинства показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших. Так как в ходе решения предлагаемых в этой теме показательных уравнений равносильность не нарушается, то проверка найденных корней необязательна. Здесь системы уравнений и неравенств решаются с помощью равносильных преобразований: подстановкой, сложением или умножением, заменой переменных и т. д.

Логарифмическая функция

Логарифмы. Свойства логарифмов. десятичные и натуральные логарифмы, логарифмическая функция, ее свойства и график, логарифмические уравнения, логарифмические неравенства.

О с н о в н а я  ц е л ь — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств. До этой темы в курсе алгебры изучались такие функции, вычисление значений которых сводилось к четырем арифметическим действиям и возведению в степень. Для вычисления значений логарифмической функции нужно уметь находить логарифмы чисел, т. е. выполнять новое для учащихся действие — логарифмирование. Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10 (десятичный логарифм) и по основанию е (натуральный логарифм), отсюда возникает необходимость формулы перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию. Так как на инженерном микрокалькуляторе есть клавиши 1g и ln, то для вычисления логарифма по основаниям, отличным от 10 и е, нужно применить формулу перехода.

Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств. Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.

При решении логарифмических уравнений и неравенств выполняются различные их преобразования. При этом часто нарушается равносильность. Поэтому при решении логарифмических уравнений необходима проверка найденных корней . .Поэтому при решении логарифмических неравенств нужно следить за тем ,чтобы равносильность не нарушалась ,так как проверку решения неравенства осуществить сложно, а в ряде случаев невозможно.

Тригонометрические формулы

Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между  синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов а и —а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.

О с н о в н а я  ц е л ь - сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения siп х = а, соsх = а при а = 1, —1, 0. Рассматривая определения синуса и косинуса действительного числа а, естественно решить самые простые уравнения, в которых требуется найти число а, если синус или косинус его известен, например уравнения siп а = 0, соs а = 1 и т. п. Поскольку для обозначения неизвестного по традиции используется буква х, то эти уравнения записывают как обычно: siпх = 0, соsх = 1 и т. п. Решения этих уравнений находятся с помощью единичной окружности.

Возможность выявления знаков синуса, косинуса и тангенса по четвертям является следствием симметрии точек единичной окружности относительно осей координат.

Равенство сов(—а) = сова следует из симметрии точек, соответствующих числам а и — а, относительно оси Ох.

Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же числа или угла следует из тригонометрической формы записи действительного числа и определения синуса и косинуса как координаты точки единичной окружности.

Формулы сложения доказываются для косинуса суммы или разности, все остальные формулы сложения получаются как следствия. Формулы сложения являются основными формулами тригонометрии, так как все другие можно получить как следствия формулы двойного и половинного углов (не являются обязательными для изучения), формулы приведения, преобразования суммы и разности в произведение.

Тригонометрические уравнения

Уравнения соs х = а, siп х = а, tg х = а. Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств.

О с н о в н а я  ц е л ь — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений. Как и при решении алгебраических, показательных и логарифмических уравнений, решение тригонометрических уравнений путем различных преобразований сводится к решению простейших: сох = а, siпх = а, tgх = а.

Рассмотрение простейших уравнений начинается с уравнения сох = а, так как формула его корней проще, чем формула корней уравнения siп х = а Решение более сложных тригонометрических уравнений, когда выполняются алгебраические и тригонометрические преобразования, сводится к решению простейших. Рассматриваются следующие типы тригонометрических уравнений линейные относительно siп х, соs х или tg х; сводящиеся к квадратным и другим алгебраическим уравнениям после замены неизвестного; сводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям после разложения на множители.

Геометрия

Повторение. Сведения из планиметрии.

Свойство биссектрисы угла треугольника. Решение треугольников. Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей. Формулы площади треугольника: формула Герона, выражение площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей.

Введение.

Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство) и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом. Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии.

Параллельность прямых и плоскостей.

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости, признак и свойства. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.

Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур. Центральное проектирование.

Тетраэдр и параллелепипед, куб. Сечения куба, призмы, пирамиды. Построение сечений.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Ортогональное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.

Многогранники.

Понятие многогранника, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности.

Прямая и наклонная призма. Правильная призма.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрия в кубе, в параллелепипедев призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая и зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

1.

Повторение курса алгебры 7-9 классов.

15

1

2.

Действительные числа

13

1

3.

Аксиомы стереометрии

5

 

4.

Введение. Параллельность прямых и плоскостей

18

2

5.

Степенная функция

12

1

6.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

18

1

7

Показательная функция

12

1

8.

Логарифмическая функция

17

1

9.

Многогранники

11

1

10

Векторы в пространстве

5

1

11.

Тригонометрические формулы

24

1

12

Алгебраические уравнений. Системы нелинейных уравнений

12

1

13.

Тригонометрические уравнения

19

1

14.

Итоговое повторение

25

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

Математика 10 класс.  (210ч)

 

№ 

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Сроки

 

 

Приме-чание

План

 

Факт

1.Повторение курса алгебры 7-9 классов.

4

1

Повторение курса алгебры 7-9 классов. Числовые и буквенные выражения.

1

 

 

 

2

Повторение курса алгебры 7-9 классов. Степень с целым показателем.

1

 

 

 

3

Повторение курса алгебры 7-9 классов. Уравнения.

1

 

 

 

4

Повторение курса алгебры 7-9 классов. Функции.

1

 

 

 

 

2.Действительные числа

14

 

 

Алгебра

5

 Целые и рациональные числа

1

6

Действительные числа

1

 

 

 

7

 Входная контрольная работа.

1

8

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

1

9

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия

1

10

Арифметический корень натуральной степени

1

11

Арифметический корень натуральной степени. Подготовка к ЕГЭ.

1

12

Арифметический корень натуральной степени. Подготовка к ЕГЭ

1

13

Степень с рациональным показателем. Подготовка к ЕГЭ

1

14

Степень с  действительным показателем. Подготовка к ЕГЭ

1

15

Степень с рациональным и действительным показателем. Подготовка к ЕГЭ

1

16

Решение задач по теме «Действительные числа». Подготовка к ЕГЭ

1

17

Решение задач по теме «Действительные числа». Подготовка к ЕГЭ

1

18

Контрольная работа № 1 по теме «Действительные числа»

1

3.Введение. Параллельность прямых и плоскостей

15

Геом.

19

Предмет стереометрия. Аксиомы стереометрии.

1

20

Некоторые следствия из аксиом.

1

21

Параллельные прямые в пространстве

1

 

 

 

22

Параллельные прямые в пространстве

1

23

Параллельность трех прямых

1

24

Параллельность трех прямых. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

25

Параллельность прямой и плоскости

1

26

Параллельность прямой и плоскости. Подготовка к ЕГЭ

1

27

Скрещивающиеся прямые.

1

28

Скрещивающиеся прямые. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

29

Углы с сонаправленными сторонами. Подготовка к ЕГЭ

1

30

Углы с сонаправленными сторонами. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

31

Угол между прямыми.

1

32

Угол между прямыми. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

33

Контрольная работа №2 по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве»

1

 

 

 

4.Степенная функция

15

Алгебра

34

Степенная функция, ее свойства и график

1

 

 

 

35

Степенная функция, ее свойства и график. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

36

Взаимно обратные функции

1

 

 

 

37

Взаимно обратные функции. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

38

Равносильные уравнения.

1

 

 

 

39

Равносильные  неравенства. Подготовка к ЕГЭ.

1

 

 

 

40

Иррациональные уравнения. Подготовка к ЕГЭ.

1

 

 

 

41

Иррациональные уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

42

Иррациональные уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

43

Иррациональные неравенства

1

 

 

 

44

Иррациональные неравенства. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

45

Иррациональные неравенства. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

46

Решение задач по теме «Степенная функция»

1

 

 

 

47

Решение задач по теме «Степенная функция»

1

 

 

 

48

Контрольная работа № 3 по теме «Степенная функция»

1

 

 

 

 

5.Параллельность плоскостей.

9

 

 

Геом.

49

Параллельные плоскости

1

50

Свойства параллельных плоскостей

1

51

Тетраэдр.

1

52

Тетраэдр. Подготовка к ЕГЭ

1

53

Параллелепипед.

1

 

 

 

54

Параллелепипед. Подготовка к ЕГЭ

1

55

Задачи на построение сечений

1

 

 

 

56

Задачи на построение сечений Подготовка к ЕГЭ.

1

57

Контрольная работа № 4 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

1

 

6.Показательная функция.

15

 

 

Алгебра

58

Показательная функция, ее свойства и график

1

 

 

 

59

Показательная функция, ее свойства и график. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

60

Показательная функция, ее свойства и график. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

61

Показательные уравнения

1

 

 

 

62

Показательные уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

63

Показательные уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

64

Показательные неравенства

1

 

 

 

65

Показательные неравенства. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

66

Показательные неравенства. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

67

Системы показательных уравнения и неравенств

1

 

 

 

68

Системы показательных уравнения и неравенств. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

69

Системы показательных уравнения и неравенств. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

70

Решения задач по теме «Показательная функция». Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

71

Решения задач по теме «Показательная функция». Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

72

Контрольная работа  № 5 по теме «Показательная функция»

1

 

 

 

7.Перпендикулярность прямых и плоскостей

19

Геом.

73

Перпендикулярные прямые в пространстве

1

74

Параллельные прямые перпендикулярные к плоскости. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

75

Параллельные прямые перпендикулярные к плоскости

1

76

Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

1

77

Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Подготовка к ЕГЭ

1

78

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

 

 

 

79

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. Подготовка к ЕГЭ

1

80

Расстояние от точки до плоскости

1

81

Расстояние от точки до плоскости. Подготовка к ЕГЭ

1

82

Теорема о трех перпендикулярах

1

83

Теорема о трех перпендикулярах. Подготовка к ЕГЭ

1

84

Угол между прямой и плоскостью

1

85

Угол между прямой и плоскостью. Подготовка к ЕГЭ

1

86

Двугранный угол. Подготовка к ЕГЭ

1

87

Признак перпендикулярности двух плоскостей

1

88

Признак перпендикулярности двух плоскостей. Подготовка к ЕГЭ

1

89

Прямоугольный параллелепипед

1

 

 

 

90

Прямоугольный параллелепипед. Подготовка к ЕГЭ

1

91

Контрольная работа № 6 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

 

 

 

 

8.Логарифмическая функция

21

 

 

Алгебра

92

Логарифмы

1

 

 

 

93

Логарифмы. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

94

Свойства логарифмов

1

 

 

 

95

Свойства логарифмов. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

96

Десятичные и натуральные логарифмы

1

 

 

 

97

Десятичные и натуральные логарифмы. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

98

Логарифмическая функция, ее свойства и график.

1

 

 

 

99

Логарифмическая функция, ее свойства и график. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

100

Логарифмические уравнения

1

 

 

 

101

Логарифмические уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

102

Логарифмические уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

103

Логарифмические неравенства

1

 

 

 

104

Логарифмические неравенства. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

105

Логарифмические неравенства. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

106

Решение задач по теме «Логарифмическая функция». Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

107

Решение задач по теме «Логарифмическая функция». Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

108

Решение задач по теме «Логарифмы. Свойства логарифмов». Подготовка к ЕГЭ.

1

 

 

 

109

Решение задач по теме «Логарифмы. Свойства логарифмов». Подготовка к ЕГЭ.

1

 

 

 

110

Решение задач по теме «Логарифмические уравнения». Подготовка к ЕГЭ.

1

 

 

 

111

Решение задач по теме «Логарифмические неравенства». Подготовка к ЕГЭ.

1

 

 

 

112

Контрольная работа  № 7 по теме «Логарифмическая функция»

1

 

 

 

9.Многогранники

16

Геом.

113

Понятие многогранника

1

 

 

 

114

Геометрическое тело. Подготовка к ЕГЭ.

1

115

Теорема Эйлера. Подготовка к ЕГЭ.

1

116

Призма

1

 

 

 

117

Призма. Подготовка к ЕГЭ.

1

118

Пирамида

1

 

 

 

119

Пирамида. Подготовка к ЕГЭ.

1

120

Правильная пирамида

1

121

Правильная пирамида. Подготовка к ЕГЭ.

1

122

Усеченная пирамида

1

123

Симметрия в пространстве. Подготовка к ЕГЭ

1

124

Понятия правильного многогранника

1

125

Понятия правильного многогранника Подготовка к ЕГЭ..

1

126

Элементы симметрии правильных многогранников

1

 

 

 

127

Элементы симметрии правильных многогранников. Подготовка к ЕГЭ.

1

128

Контрольная работа № 8 по теме «Многогранники»

1

10.Тригонометрические формулы

36

Алгебра

129

Радианная мера угла

1

130

Радианная мера угла. Подготовка к ЕГЭ

1

131

Поворот точки вокруг начала координат

1

132

Поворот точки вокруг начала координат. Подготовка к ЕГЭ

1

133

Определение синуса, косинуса и тангенса угла.

1

134

Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Подготовка к ЕГЭ.

1

135

Знаки синуса, косинуса и тангенса

1

136

Знаки синуса, косинуса и тангенса. Подготовка к ЕГЭ.

1

137

Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла

1

138

Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла

1

139

Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Подготовка к ЕГЭ.

1

140

Тригонометрические тождества

1

141

Тригонометрические тождества. Подготовка к ЕГЭ

1

142

Тригонометрические тождества. Подготовка к ЕГЭ.

1

143

Синус, косинус и тангенс углов а и -а

1

144

Синус, косинус и тангенс углов а и –а. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

145

Синус, косинус и тангенс углов а и –а. Подготовка к ЕГЭ

1

146

Формулы сложения

1

147

Формулы сложения. Подготовка к ЕГЭ.

1

 

 

 

148

Формулы сложения. Подготовка к ЕГЭ.

1

149

Синус, косинус и тангенс двойного угла

1

150

Синус, косинус и тангенс двойного угла. Подготовка к ЕГЭ

1

151

Синус, косинус и тангенс двойного угла. Подготовка к ЕГЭ

1

 

 

 

152

Синус, косинус и тангенс половинного угла

1

153

Синус, косинус и тангенс половинного угла. Подготовка к ЕГЭ

1

154

Синус, косинус и тангенс половинного угла

1

 

 

 

155

Формулы приведения

1

156

Формулы приведения. Подготовка к ЕГЭ.

1

157

Формулы приведения. Подготовка к ЕГЭ.

1

158

Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов

1

159

Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Подготовка к ЕГЭ.

1

 

 

 

160

Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Подготовка к ЕГЭ.

1

161

Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. Подготовка к ЕГЭ.

1

162

Решение задач по теме «Тригонометрические формулы». Подготовка к ЕГЭ.

1

163

Решение задач по теме «Тригонометрические формулы». Подготовка к ЕГЭ.

1

164

Контрольная работа  № 9 по теме «Тригонометрические формулы»

1

11.Тригонометрические уравнения

23

Алгебра

165

Уравнения cos x=a

1

166

Уравнения cos x=a. Подготовка к ЕГЭ..

1

167

Уравнения cos x=a. Подготовка к ЕГЭ.

1

168

Уравнения cos x=a. Подготовка к ЕГЭ.

1

169

Уравнения sin x=a

1

170

Уравнения sin x=a. Подготовка к ЕГЭ.

1

171

Уравнения sin x=a. Подготовка к ЕГЭ.

1

172

Уравнения sin x=a. Подготовка к ЕГЭ.

1

173

Уравнения tg x=a

1

174

Уравнения tg x=a. Подготовка к ЕГЭ.

1

175

Уравнения tg x=a. Подготовка к ЕГЭ.

1

176

Уравнения tg x=a. Подготовка к ЕГЭ.

1

178

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ.

1

179

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ.

1

180

Решение тригонометрических уравнений. Подготовка к ЕГЭ.

1

181

Решение тригонометрических уравнений Подготовка к ЕГЭ.

1

182

Решение тригонометрических уравнений Подготовка к ЕГЭ.

1

183

Примеры решения простейших тригонометрических неравенств. Подготовка к ЕГЭ.

1

184

Примеры решения простейших тригонометрических неравенств. Подготовка к ЕГЭ.

1

185

Примеры решения простейших тригонометрических неравенств. Подготовка к ЕГЭ.

1

186

Решение задач по теме «Тригонометрические уравнения». Подготовка к ЕГЭ.

1

187

Решение задач по теме «Тригонометрические уравнения». Подготовка к ЕГЭ.

1

188

Контрольная работа  № 10 по теме «Тригонометрические уравнения»

1

12. Итоговое повторение курса алгебры 10 класса. (11ч)

Алгебра

189

Решение задач ЕГЭ. Линейные и квадратные уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

190

Решение задач ЕГЭ. Рациональные уравнения. Подготовка к ЕГЭ.

1

191

Итоговая контрольная работа.

1

192

Решение задач ЕГЭ. Показательные уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

193

Решение задач ЕГЭ. Логарифмические уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

194

Решение задач ЕГЭ. Тригонометрические формулы Подготовка к ЕГЭ.

1

195

Решение задач ЕГЭ. Тригонометрические формулы Подготовка к ЕГЭ.

1

196

Решение задач ЕГЭ. Тригонометрические уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

197

Решение задач ЕГЭ. Тригонометрические уравнения. Подготовка к ЕГЭ

1

198

Решение задач ЕГЭ. Задачи на проценты, сплавы и смеси. Подготовка к ЕГЭ

1

199

Решение задач ЕГЭ. Задачи на проценты, сплавы и смеси. Подготовка к ЕГЭ

1

 

13.Итоговое повторение курса геометрии 10 класса. (11ч)

 

 

 

Геом.

200

Решение задач ЕГЭ. Предмет стереометрия. Аксиомы стереометрии.

1

201

Решение задач ЕГЭ. Параллельные прямые в пространстве

1

202

Решение задач ЕГЭ. Скрещивающиеся прямые.

1

203

Решение задач ЕГЭ. Параллельные плоскости

1

204

Решение задач ЕГЭ. Перпендикулярные прямые в пространстве

1

205

Решение задач ЕГЭ. Многогранники

1

206

Решение задач ЕГЭ. Призма.

1

207

Решение задач ЕГЭ. Пирамида.

1

208

Решение задач ЕГЭ. Тетраэдр.

1

209

Решение задач ЕГЭ. Параллелепипед

1

210

Решение задач ЕГЭ. Прямоугольный параллелепипед

1

 

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

 Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

  Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.