МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
26 августа 2019 года
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
4«В» КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2019
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального и общего образования на основе авторской программы «Математика» (1-4) М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой, утвержденной МО РФ, образовательной системы «Школа России», «Просвещение», 2017 год. Программа составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса – учебник «Математика, 4 класс». Издательство: М., «Просвещение», 2018 год.
Планируемые предметные результаты освоения математики.
Обучающийся 4 класса научится:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки> (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
-записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 — 4 действия (со скобками и без них);
-находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 • г, Ь:2, а + Ь, с • d, k : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
-выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
-решать уравнения вида х+60 = 320, 125 + х=750,2000-х = 1450, х• 12 =2400, х:5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
-решать задачи в 1 — 3 действия.
—находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
-узнавать время по часам;
-выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
-применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
-строить заданный отрезок;
-строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Личностные результаты
-осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
-целостное восприятие окружающего мира;
-развитая мотивация учебной деятельности и личного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия, управлять ими;
-навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
-установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому подходу, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования;
- процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
-формирование понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности;
-формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
-формирование умения слушать собеседника и вести диалог;
-использование различных способов поиска информации, обработки, анализа, организации и передачи в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать результаты измерения величин и анализировать изображения и звуки;
-овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
-овладения базовыми межпредметными понятиями, отражающие существенные связи между объектами и процессами.
Предметные результаты
- использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
-овладения логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы);
-приобретения начального опыта применения математический знаний для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач;
-умения выполнять устно и письменно арифметические действиями с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и т.д.. представлять, анализировать данные;
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Содержание учебного предмета «Математика»
Разделы и темы программы |
Количество часов в программе |
Увеличение или уменьшение часов |
Количество часов фактическое |
Числа от 1 до 1000 (повторение) |
13 |
0 |
13 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация |
11 |
0 |
11 |
Величины |
16 |
0 |
16 |
Сложение и вычитание |
12 |
0 |
12 |
Умножение и деление |
74 |
0 |
74 |
Итоговое повторение |
10 |
0 |
10 |
Итого |
136 |
0 |
136 |
Числа от 1 до 1000 (повторение) (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (16 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (12 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (74 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах мил- лиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (10 ч.)
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а)смысл арифметических действий;
б)нахождение неизвестных компонентов действий;
в)отношения больше, меньше, равно;,
г)взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 — 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Формы организации учебных занятий
1. Изучение нового материала
2. Совершенствование знаний, умений и навыков
3. Обобщение и систематизация знаний
4. Контрольный учет и оценка знаний, умений и навыков
5. Комбинированный урок
Виды учебной деятельности
1.Групповая работа
2.Коллективная работа
3.Фронтальная работа
4.Парная работа
5.Индивидуальная работа
6.Игровая работа
8.Урок с использованием мультимедийных средств
9.Становление метапредметных связей с литературным чтением
10.Самоконтроль
11. Самооценка
Тематическое планирование
№ П/П |
Тема урока |
Количество часов по плану |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (13 ч)
|
||||
1. |
Нумерация. Счёт предметов. Разряды. |
1 |
1 неделя
|
|
2. |
Числовые выражения. Порядок выполнения действий. |
1 |
|
|
3. |
Нахождение суммы нескольких слагаемых.
|
1 |
|
|
4. |
Вычитание трехзначных чисел. |
1 |
|
|
5. |
Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. |
1 |
2 неделя
|
|
6 |
Приемы умножения однозначных чисел на многозначные |
1 |
|
|
7 |
Приемы письменного деления трехзначных чисел на однозначное число. |
1 |
|
|
8 |
Деление трехзначных чисел на однозначное |
1 |
|
|
9 |
Приемы письменного деления трехзначных чисел на однозначное число. |
1 |
3 неделя
|
|
10 |
Деление трехзначных чисел на однозначное, когда в записи частного есть нули. |
1 |
|
|
11 |
Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм |
1 |
|
|
12 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Вводная диагностическая работа |
1 |
|
|
13 |
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Проверочная работа №1 по теме «Сложение и вычитание» |
1 |
4 неделя
|
|
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) |
||||
14 |
Нумерация. Класс единиц и класс тысяч |
1 |
|
|
15 |
Чтение многозначных чисел. |
1 |
|
|
16 |
Запись многозначных чисел. |
1 |
|
|
17 |
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. |
1 |
5 неделя
|
|
18 |
Сравнение многозначных чисел. |
1 |
|
|
19 |
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. |
1 |
|
|
20 |
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда |
1 |
|
|
21 |
Класс миллионов, класс миллиардов. Проверочная работа №2 по теме: «Нумерация» |
1 |
6 неделя
|
|
22 |
Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город». |
1 |
|
|
23 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №1 |
1 |
|
|
24 |
Контрольная работа №1 по теме «Нумерация » |
1 |
|
|
Величины (16 ч) |
||||
25 |
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица длины - километр. Таблица единицы длины. |
1 |
7 неделя
|
|
26 |
Соотношения между единицами длины. |
1 |
|
|
27 |
Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр. |
1 |
|
|
28 |
Таблица единиц площади. |
1 |
|
|
29 |
Определение площади с помощью палетки. |
1 |
8 неделя
|
|
30 |
Единицы массы. Тонна. Центнер. |
1 |
|
|
31 |
Таблица единиц массы. |
1 |
|
|
32 |
Контрольная работа №2 за 1 четверть |
1 |
|
|
33 |
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Математический диктант №2 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
1 |
9 неделя
|
|
34 |
Время. Единицы времени: год, месяц, неделя |
1 |
|
|
35 |
Единица времени - сутки |
1 |
|
|
36 |
Решение
задач на определение |
1 |
|
|
37 |
Единица времени – секунда. |
1 |
10 неделя
|
|
38 |
Единица времени – век. |
1 |
|
|
39 |
Таблица единиц времени. Проверочная работа №3 по теме: «Величины» |
1 |
|
|
40 |
Тест №1 Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
1 |
|
|
Сложение и вычитание (12ч)
|
||||
41 |
Устные и письменные приемы вычислений. |
1 |
11 неделя
|
|
42 |
Приём письменного вычитания для случаев вида 7000-456, 57001-18032). |
1 |
|
|
43 |
Нахождение неизвестного слагаемого. |
1 |
|
|
44 |
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. |
1 |
|
|
45 |
Нахождение нескольких долей целого |
1 |
12 неделя
|
|
46 |
Нахождение нескольких долей целого |
1 |
|
|
47 |
Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий |
1 |
|
|
48 |
Сложение и вычитание значений величин. |
1 |
|
|
49 |
Решение задач на увеличение (уменьшение)числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Проверочная работа №4 по теме «Сложение и вычитание» |
1 |
13 неделя
|
|
50 |
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание» |
1 |
|
|
51 |
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера. |
1 |
|
|
52 |
Тест №2 Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
1 |
|
|
Умножение и деление (74 ч) |
||||
53 |
Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0. |
1 |
14 неделя
|
|
54 |
Письменное умножение многозначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
55 |
Умножение на 1 и 0. |
1 |
|
|
56 |
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант № 3 |
1 |
|
|
57 |
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. |
1 |
15 неделя
|
|
58 |
Деление многозначного числа на однозначное. Промежуточная диагностическая работа |
1 |
|
|
59 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное. |
1 |
|
|
60 |
Контрольная работа №4 за 2 четверть |
1 |
|
|
61 |
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное |
1 |
16 неделя
|
|
62 |
Решение задач на увеличение (уменьшение)числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. |
1 |
|
|
63 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
1 |
|
|
64 |
Решение задач на пропорциональное деление. |
1 |
|
|
65 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
1 |
17 неделя
|
|
66 |
Решение задач на пропорциональное деление. |
1 |
|
|
67 |
Деление многозначного числа на однозначное |
1 |
|
|
68 |
Деление многозначного числа на однозначное. Проверочная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» |
1 |
|
|
69 |
Тест № 3 Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
1 |
18 неделя
|
|
70 |
Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» |
1 |
|
|
71 |
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач. |
1 |
|
|
72 |
Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. |
1 |
|
|
73 |
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. |
1 |
19 неделя
|
|
74 |
Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. |
1 |
|
|
75 |
Решение задач на движение. Проверочная работа №6 по теме «Скорость. Время. Расстояние.» |
1 |
|
|
76 |
Умножение числа на произведение. |
1 |
|
|
77 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
1 |
20 неделя
|
|
78 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
1 |
|
|
79 |
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. |
1 |
|
|
80 |
Решение задач на одновременное встречное движение. |
1 |
|
|
81 |
Перестановка и группировка множителей. |
1 |
21 неделя
|
|
82 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» |
1 |
|
|
83 |
Деление числа на произведение |
1 |
|
|
84 |
Деление числа на произведение |
1 |
|
|
85 |
Деление с остатком на 10, 100, 1000. |
1 |
22 неделя
|
|
86 |
Составление и решение задач, обратных данной |
1 |
|
|
87 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
1 |
|
|
88 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
1 |
|
|
89 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
1 |
23 неделя
|
|
90 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
1 |
|
|
91 |
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях |
1 |
|
|
92 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Проверочная работа №7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» |
1 |
|
|
93 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 4 |
1 |
24 неделя
|
|
94 |
Тест № 4 Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов |
1 |
|
|
95 |
Проект: «Математика вокруг нас» |
1 |
|
|
96 |
Контрольная работа №6 за 3 четверть |
1 |
|
|
97 |
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Умножение числа на сумму. |
1 |
25 неделя
|
|
98 |
Умножение числа на сумму. |
1 |
|
|
99 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное число. |
1 |
|
|
100 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное число. |
1 |
|
|
101 |
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям |
1 |
26 неделя
|
|
102 |
Решение текстовых задач. |
1 |
|
|
103 |
Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. |
1 |
|
|
104 |
Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. |
1 |
|
|
105 |
Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. |
1 |
27 неделя
|
|
106 |
Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. |
1 |
|
|
107 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 5 |
1 |
|
|
108 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное |
1 |
|
|
109 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком |
1 |
28 неделя
|
|
110 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное |
1 |
|
|
111 |
Деление многозначного числа на двузначное по плану |
1 |
|
|
112 |
Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры. |
1 |
|
|
113 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное число. |
1 |
29 неделя
|
|
114 |
Решение задач. |
1 |
|
|
115 |
Письменное деление на двузначное число (закрепление) |
1 |
|
|
116 |
Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. |
1 |
|
|
117 |
Письменное деление на двузначное число (закрепление) Проверочная работа № 8 по теме «Деление на двузначное число»
|
1 |
30 неделя
|
|
118 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 6
|
1 |
|
|
119 |
Контрольная работа по теме № 7 по теме «Умножение и деление»
|
1 |
|
|
120 |
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного на трехзначное.
|
1 |
|
|
121 |
Письменное деление многозначного на трехзначное. |
1 |
31 неделя
|
|
122 |
Деление на трехзначное число. |
1 |
|
|
123 |
Проверка умножения делением и деления умножением. |
1 |
|
|
124 |
Проверка деления с остатком |
1 |
|
|
125 |
Проверка деления. |
1 |
32 неделя
|
|
126 |
Контрольная работа № 8 за год
|
1 |
|
|
Итоговое повторение (14ч) |
||||
127 |
Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 7
|
1 |
32 неделя
|
|
128 |
Итоговая диагностическая работа
|
1 |
|
|
129 |
Нумерация. Выражения и уравнения.
|
1 |
33 неделя
|
|
130 |
Арифметические действия. |
1 |
|
|
131-132 |
Порядок выполнения действий. |
2 |
|
|
133-134 |
Величины. |
2 |
34 неделя
|
|
135 |
Геометрические фигуры
|
1 |
|
|
136 |
Решение задач. Обобщение всего изученного материала за 4 класс. |
1 |
|
Согласовано:
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 26.08.2019 г.
№ 1
Согласовано:
Заместитель директора по УВР ____________Т. А. Ловицкая
26.08.2019 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.