Рабочая программа
по математике
для 3 «А» класса
4 часа в неделю, за год - 136 часов
Рабочая программа начального общего образования для 3 «А» класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП лицея, инновационного проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности, как условие личностного развития лицеиста», реализуемого в лицее.
Данная программа реализуется с помощью УМК«Школа России»,
- учебник математики для 3кл. общеобразовательных учреждений/ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 3 класс, М.: Просвещение, 2017 г.;
- примерная программа по математике под ред. М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой
- книга для учителя, М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой.
В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10, Основной образовательной программой МБОУ лицей №10, на изучение математики в 3 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ лицей № 10 (приказ № 194 от 30.08. 2019 года) на изучение математики в 3 «А» классе отводится 136 часов.
В 3 «А» классе программа будет выполнена в полном объеме за 136 часов.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
· В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
· Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем . Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
· Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
· Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
· Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Вступать в беседу на уроке и в жизни.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
· использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
· использовать при вычислениях на уровне навыка знание сложения однозначных и двузначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 100;
· использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
· осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
· использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
· читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
· осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
· решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а)раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б)использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в)на разностное и кратное сравнение;
· измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
· узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
· узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
· находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Учащийся научится:
· образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
· сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
· устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
· продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
· группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
· читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
· читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
· классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
· самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
· выполнять табличное умножение и деление чисел;
· выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a; выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
· выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
· выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
· вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
· использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
· вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
· решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
· анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
· составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
· преобразовывать задачу вновую, изменяя её условие или вопрос;
· составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
· решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость;
· расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.;
· задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
· сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
· дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
· находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
· решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
· решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
· обозначать геометрические фигуры буквами;
· различать круг и окружность;
· чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
· различать треугольники по соотношению длин сторон;
· по видам углов;
· изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
· читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
· измерять длину отрезка;
· вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
· выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
· выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
· вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
· анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
· устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
· самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
· выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
· читать несложные готовые таблицы;
· понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…, то…; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Характеристика основных содержательных линий |
Интеграция урочной и внеурочной деятельности |
1 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание |
9 |
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами. |
Вычислительные приборы. Абак. Русские счёты. Решение задач через составление уравнения. |
2
|
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
|
55 |
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки. |
Примеры «с зашифрованным словом». Задания «с историческими датами». Игра–путешествие «Это было в старину». Старинные меры длины: пядь, аршин, вершок. Примеры «с дырками». Игра «Быстрый счёт». |
3 |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
|
29 |
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. |
Игры: «Лабиринт», «Делится или нет». |
4 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация
|
13 |
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов. |
Игра–путешествие «Это было в старину». Старинные меры массы: пуд, вершок другие. |
5 |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
|
12 |
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года. |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Примеры «с зашифрованным словом». Задания «с историческими датами». |
6 |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
|
5 |
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года. |
Решение нестандартных задач. Старинные задачи. Познавательные задачи. |
7 |
Итоговое повторение
|
13 |
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов. |
Математический КВН. Составление сборника занимательных заданий |
|
Итого: |
136 часов |
|
|
Календарно- тематическое планирование
№ урока |
|
||
Тема урока |
Дата проведения
|
||
план |
факт
|
||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов) |
|||
1. |
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. |
03.09 |
|
2. |
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. |
4 |
|
3. |
Нахождение неизвестного слагаемого, на основе взаимосвязи. |
5 |
|
4. |
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. |
6 |
|
5. |
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. Решение задач. Решение уравнений. |
10 |
|
6. |
Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. |
11 |
|
7. |
Входная контрольная работа. |
12 |
|
8. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
13 |
|
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. (55 часов) |
|||
9 |
Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. |
17 |
|
10 |
Умножение. Чётные и нечётные числа. |
18 |
|
11 |
Зависимость между величинами «цена», «количество», «стоимость». |
19 |
|
12 |
Решение задач на нахождение массы. |
20 |
|
13 |
Порядок выполнения действий в математических выражениях. |
24 |
|
14 |
Решение текстовых задач изученных видов. |
25 |
|
15 |
Решение текстовых задач изученных видов. Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. |
26 |
|
16 |
Закрепление изученного материала. |
27 |
|
17 |
Проверочная работа. |
01.10 |
|
18 |
Анализ проверочной работы. Таблица умножения и деления с числом 4 |
2 |
|
19 |
Закрепление изученного. Решение текстовых задач изученных видов. |
3 |
|
20 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
4 |
|
21 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
8 |
|
22 |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. |
9 |
|
23 |
Решение задач |
10 |
|
24 |
Таблица умножения и деления с числом 5. |
11 |
|
25 |
Задачи на кратное сравнение |
15 |
|
26 |
Задачи на кратное сравнение |
16 |
|
27 |
Решение задач |
17 |
|
28 |
Таблица умножения и деления с числом 6. |
18 |
|
29 |
Решение задач |
22 |
|
30 |
Контрольная работа по итогам 1 четверти. |
23 |
|
31 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
24 |
|
32 |
Таблица умножения и деления с числом 7. |
25 |
|
33 |
Решение задач изученных видов. |
05.11 |
|
34 |
Решение задач изученных видов. |
6 |
|
35 |
Решение задач изученных видов. |
7 |
|
36 |
Проверочная работа по теме «Решение задач изученных видов». |
8 |
|
37 |
Площадь. Сравнение площадей. |
12 |
|
38 |
Площадь. Сравнение площадей. |
13 |
|
39 |
Квадратный сантиметр. |
14 |
|
40 |
Площадь прямоугольника. |
15 |
|
41 |
Таблица умножения и деления с числом 8. |
19 |
|
42 |
Закрепление изученного. |
20 |
|
43 |
Решение задач |
21 |
|
44 |
Таблица умножения и деления с числом 9. |
22 |
|
45 |
Квадратный дециметр. |
26 |
|
46 |
Таблица умножения. Проверочный тест. Закрепление. |
27 |
|
47 |
Закрепление изученного. |
28 |
|
48 |
Квадратный метр. |
29 |
|
49 |
Закрепление изученного. |
3.12 |
|
50 |
Закрепление изученного. |
4 |
|
51 |
Что узнали. Чему научились. |
5 |
|
52 |
Что узнали. Чему научились. Тест. |
6 |
|
53 |
Умножение на 1 |
10 |
|
54 |
Умножение на 0 |
11 |
|
55 |
Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуляна число. |
12 |
|
56 |
Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуляна число.Закрепление изученного. |
13 |
|
57 |
Доли. |
17 |
|
58 |
Окружность. Круг. |
18 |
|
59 |
Диаметр круга. Решение задач. |
19 |
|
60 |
Единицы времени. |
20 |
|
61 |
Контрольная работа за первое полугодие. |
24 |
|
62 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
25 |
|
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 часов) |
|||
63. |
Умножение и деление круглых чисел. |
26 |
|
64. |
Деление вида 80:20 |
27 |
|
65. |
Умножение суммы на число |
09.01 |
|
66. |
Умножение суммы на число |
10 |
|
67. |
Умножение двузначного числа на однозначное. |
14 |
|
68. |
Умножение двузначного числа на однозначное. |
15 |
|
69. |
Закрепление по теме: «Умножение двузначного числа на однозначное». |
16 |
|
70. |
Деление суммы на число |
17 |
|
71. |
Деление суммы на число |
21 |
|
72. |
Деление двузначного числа на однозначное |
22 |
|
73. |
Делимое. Делитель. |
23 |
|
74. |
Проверка деления |
24 |
|
75. |
Случаи деления вида 87:29 |
28 |
|
76. |
Проверка умножения |
29 |
|
77. |
Решение уравнений |
30 |
|
78. |
Решение уравнений |
31 |
|
79. |
Закрепление по теме: «Внетабличное умножение и деление». |
4.02 |
|
80. |
Закрепление по теме: «Внетабличное умножение и деление» |
5 |
|
81. |
Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление». |
6 |
|
82. |
Анализ контрольной работы. Деление с остатком. |
7 |
|
83. |
Деление с остатком. |
11 |
|
84. |
Деление с остатком. |
12 |
|
85. |
Деление с остатком. |
13 |
|
86. |
Решение задач на деление с остатком. |
14 |
|
87. |
Случаи деления, когда делитель больше делимого |
18 |
|
88. |
Проверка деления с остатком. |
19 |
|
89. |
Решение задач на деление с остатком. |
20 |
|
90. |
Наши проекты. |
21 |
|
91. |
Контрольная работа по теме: «Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком» |
25 |
|
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 часов) |
|||
92. |
Анализ контрольной работы. Тысяча |
26 |
|
93. |
Образование и названия трёхзначных чисел |
27 |
|
94. |
Запись трёхзначных чисел |
28 |
|
95. |
Письменная нумерация в пределах 1000 |
03.03 |
|
96. |
Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз |
4 |
|
97. |
Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых |
5 |
|
98. |
Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. |
6 |
|
99. |
Сравнение трёхзначных чисел. |
10 |
|
100. |
Письменная нумерация в пределах 1000. |
11 |
|
101. |
Единицы массы. Грамм. |
12 |
|
102. |
Закрепление изученного |
13 |
|
103. |
Контрольная работа по итогам 3 четверти |
17 |
|
104. |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
18 |
|
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 часов) |
|||
105 |
Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. |
19 |
|
106 |
Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200 |
20 |
|
107 |
Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90 |
31 |
|
108 |
Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140 |
01.04 |
|
109 |
Приёмы письменных вычислений |
1 |
|
110 |
Алгоритм сложения трёхзначных чисел |
2 |
|
111 |
Алгоритм вычитания трёхзначных чисел |
3 |
|
112 |
Виды треугольников. |
7 |
|
113 |
Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 1000». |
8 |
|
114 |
Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 1000». |
9 |
|
115 |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 1000». |
10 |
|
116 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
14 |
|
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 часов) |
|||
117 |
Приёмы устных вычислений. |
15 |
|
118 |
Приёмы устных вычислений. |
16 |
|
110 |
Приёмы устных вычислений. |
17 |
|
120 |
Виды треугольников. |
21 |
|
121 |
Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» |
22 |
|
Итоговое повторение (13 часов) |
|||
122 |
Приёмы письменного умножения в пределах 1000 |
23 |
|
123 |
Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное |
24 |
|
124 |
Закрепление изученного |
28 |
|
125 |
Закрепление изученного |
29 |
|
126 |
Приёмы письменного деления в пределах 1000 |
30 |
|
127 |
Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное |
5.05 |
|
128 |
Проверка деления. Решение задач. |
6 |
|
129 |
Итоговая контрольная работа |
7 |
|
130 |
Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. |
8 |
|
131 |
Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором |
12 |
|
132 |
Закрепление изученного |
13 |
|
133 |
Закрепление изученного. |
14 |
|
134 |
Закрепление изученного. |
15 |
|
135 |
Обобщающий урок. Игра «По океану математики» |
19 |
|
136 |
Подведение итогов года. Математический КВН. |
20 |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1. Учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.,Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб.для 3кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
2. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 3 класс. К учебному комплекту М.И.Моро- М.:ВАКО, 2018.
Технические средства обучения
1. Интерактивная доска.
2. Проектор.
3. Электронные тесты и тесты на бумажных носителях.
6. Компьютер.
7. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
Дидактический материал
1. Комплект наглядных пособий для 3класса.
2. Наглядный материал по темам курса.
3. Учебные таблицы.
4. Волкова С.И. Контрольные работы по математике в начальных классах. – М.: Дрофа, 2018.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.