Приложение к основной образовательной программе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Сальска
Рассмотрено на
заседании ШМО учителей
математики и информатики
протокол № 1 от 27.08.2019 г.
Руководитель
И.Н. Борзенко
Рекомендована
педагогическим советом
протокол №1 от 28.08.2019 г.
Утверждена
приказом по МБОУ СОШ №5
от 28.08.2019 № 212
Директор школы
Н.О. Самохина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА
Учитель: Серова Светлана Николаевна
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);
2. Образовательная программа МБОУ СОШ № 5 (утверждена приказом директора от 28.08.2019г. №212);
3. Учебный план МБОУ СОШ № 5 (утвержден приказом директора от 28.08.2019 г. № 212);
4. Годовой календарный график МБОУ СОШ № 5 (утвержден приказом директора от 13.06.2019 г. №175/1);
5. Примерная программа по математике для 5–11 классов общеобразовательных учреждений. Математика: программы 5–11 классы/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко.–М.:Вентана-Граф, 2019.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С.Якира, Е.В. Буцко, М. и др.
Состав УМК:
1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2015.
2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2019.
3. Математика: 5 класс: тесты/А.Г. Мерзляк, Т.М. Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
4. Математика: 5 класс: методическое пособие /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2019.
Целью изучения предмета «Математика» в 5 классе является:
систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Изучение математики направлено на достижение целей не только в предметном направлении, но и:
в направлении личностного развития
в метапредметном направлении
Основными задачами обучения предмету «Математика» в 5 классе являются:
На обучение предмету «Математика» отводится 175 часа в год (5 часов в неделю). В связи с тем, что государственные праздники 23 февраля и 8 марта приходятся на выходные дни, то они переносятся на понедельник, а уроки алгебры в соответствии со школьным расписанием проводятся в понедельник, то фактически будет проведено 173 часа. Программа будет выполнена в полном объёме за счет уплотнения материала из раздела «Повторение».
Планируемые результаты изучения учебного предмета в 5 классе:
Раздел «Арифметика»
Обучающийся научится:
· понимать особенности десятичной системы счисления;
· использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
· выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
· сравнивать обыкновенные и десятичные дроби;
· выполнять вычисления с обыкновенными и десятичными дробями;
· использовать понятия умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты;
· применять для вычислений калькулятор.
Обучающийся получит возможность:
· познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
· углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
· научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, подбирая подходящий для ситуации способ.
Раздел «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»
Обучающийся научится:
· выполнять операции с числовыми выражениями;
· выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых;
· решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Обучающийся получит возможность:
· развить представления; о буквенных выражениях и их преобразованиях;
· овладеть специальными приемами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Раздел «Геометрический фигуры. Измерение геометрических величин»
Обучающийся научится:
· распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры, и их элементы;
· распознавать и изображать разверстки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды;
· вычислять площадь прямоугольника;
· строить углы, определять их градусную меру;
· вычислять объем прямоугольного параллелепипеда и куба;
· определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот.
Обучающийся получит возможность:
· научиться вычислять объем пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
· углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
· научиться применять понятие развертки для выполнения практических задач.
Раздел «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи»
Обучающийся научится:
· использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
· решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Обучающийся получит возможность:
· приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ;
· научиться некоторым простым специальным приемам решения комбинаторных задач.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование раздела |
Характеристика основных содержательных линий, тем |
1 |
«Арифметика» |
Натуральные числа. · Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. · Координатный луч. · Числовые и буквенные выражения. Формулы. · Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Переместительное и сочетательное свойства сложения. · Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем. · Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби. · Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа. · Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. · Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной дроби в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби. · Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам. · Решение текстовых задач арифметическими способами. |
2 |
«Числовые и буквенные выражения» |
· Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений. |
3 |
«Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» |
· Решение комбинаторных задач. · Использование простейших способов представления и анализа статистических данных. |
4 |
«Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» |
· Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка. Ломаной. Измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч. · Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. · Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. · Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата · Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, цилиндр, конус, шар. Понятие и свойства объема. Объем прямоугольного параллелепипеда и куба. · Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. |
Основные виды и формы деятельности
Работа у доски и в тетрадях, фронтальная работа, индивидуальная, коллективная, парная, теоретический опрос, тестовые, самостоятельные и контрольные работы, проблемные и практические задания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата проведения урока |
Название темы урока |
Повторение курса начальной школы (4 ч) |
||
1 |
02.09 |
Порядок выполнения действий. |
2 |
03.09 |
Решение текстовых задач. |
3 |
04.09 |
Решение текстовых задач. |
4 |
05.09 |
Решение уравнений. |
Натуральные числа (19 ч) |
||
5 |
06.09 |
Ряд натуральных чисел. |
6 |
09.09 |
Ряд натуральных чисел. |
7 |
10.09 |
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. |
8 |
11.09 |
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Самостоятельная работа. |
9 |
12.09 |
Отрезок. Длина отрезка. |
10 |
13.09 |
Отрезок. Длина отрезка.Ломаная. |
11 |
16.09 |
Плоскость. Прямая. Луч. |
12 |
17.09 |
Плоскость. Прямая. Луч. |
13 |
18.09 |
Плоскость. Прямая. Луч. |
14 |
19.09 |
Шкала. Координатный луч. |
15 |
20.09 |
Шкала. Координатный луч. Самостоятельная работа. |
16 |
23.09 |
Сравнение натуральных чисел. |
17 |
24.09 |
Сравнение натуральных чисел. |
18 |
25.09 |
Сравнение натуральных чисел. |
19 |
26.09 |
Обобщение и систематизация знаний. Тестовая работа. |
20 |
27.09 |
Входная административная контрольная работа. |
21 |
30.09 |
Урок коррекции знаний. |
22 |
01.10 |
Повторение тем «Цифры. Десятичная запись натуральных чисел», «Отрезок. Длина отрезка». |
23 |
02.10 |
Повторение тем «Плоскость. Прямая. Луч», «Шкала. Координатный луч», «Сравнение натуральных чисел». |
Сложение и вычитание натуральных чисел (31 ч) |
||
24 |
03.10 |
Сложение натуральных чисел. |
25 |
04.10 |
Свойства сложения. |
26 |
07.10 |
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. |
27 |
08.10 |
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. |
28 |
09.10 |
Вычитание натуральных чисел. |
29 |
10.10 |
Вычитание натуральных чисел. |
30 |
11.10 |
Вычитание натуральных чисел. |
31 |
14.10 |
Вычитание натуральных чисел. Самостоятельная работа «Сложение и вычитание натуральных чисел». |
32 |
15.10 |
Числовые и буквенные выражения. Формулы. |
33 |
16.10 |
Числовые и буквенные выражения. Формулы. |
34 |
17.10 |
Числовые и буквенные выражения. Формулы. |
35 |
18.10 |
Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел». |
36 |
21.10 |
Уравнение. |
37 |
22.10 |
Уравнение. |
38 |
23.10 |
Уравнение. |
39 |
24.10 |
Угол. Обозначение углов. |
40 |
25.10 |
Угол. Обозначение углов. |
По плану: 40 уроков, контрольных работ – 2, самостоятельных работ – 3, тестовых работ - 1 |
||
41 |
05.11 |
Виды углов. Измерение углов. |
42 |
06.11 |
Виды углов. Измерение углов. |
43 |
07.11 |
Виды углов. Измерение углов. |
44 |
08.11 |
Виды углов. Измерение углов. |
45 |
11.11 |
Многоугольники. Равные фигуры. |
46 |
12.11 |
Многоугольники. Равные фигуры. |
47 |
13.11 |
Треугольник и его виды. |
48 |
14.11 |
Треугольник и его виды. |
49 |
15.11 |
Треугольник и его виды. |
50 |
18.11 |
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. |
51 |
19.11 |
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. |
52 |
20.11 |
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. Тестовая работа. |
53 |
21.11 |
Обобщение и систематизация учебного материала на тему «Уравнение. Угол. Многоугольники». |
54 |
22.11 |
Контрольная работа №3 «Уравнение. Угол. Многоугольники». |
Умножение и деление натуральных чисел (36 ч) |
||
55 |
25.11 |
Умножение. Переместительное свойство умножения. |
56 |
26.11 |
Умножение. Переместительное свойство умножения. |
57 |
27.11 |
Умножение. Переместительное свойство умножения. |
58 |
28.11 |
Умножение. Переместительное свойство умножения. |
59 |
29.11 |
Сочетательное и распределительное свойства умножения. |
60 |
02.12 |
Сочетательное и распределительное свойства умножения. |
61 |
03.12 |
Сочетательное и распределительное свойства умножения. Самостоятельная работа. |
62 |
04.12 |
Деление. |
63 |
05.12 |
Деление. |
64 |
06.12 |
Деление. Решение задач арифметическим способом. |
65 |
09.12 |
Деление. Решение уравнений. |
66 |
10.12 |
Деление. |
67 |
11.12 |
Деление. Самостоятельная работа. |
68 |
12.12 |
Деление с остатком. |
69 |
13.12 |
Деление с остатком. |
70 |
16.12 |
Деление с остатком. |
71 |
17.12 |
Степень числа. |
72 |
18.12 |
Степень числа. |
73 |
19.12 |
Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел». |
74 |
20.19 |
Площадь. Площадь прямоугольника. |
75 |
23.12 |
Площадь. Площадь прямоугольника. |
76 |
24.12 |
Площадь. Площадь прямоугольника. |
77 |
25.12 |
Площадь. Площадь прямоугольника. Самостоятельная работа. |
78 |
26.12 |
Прямоугольный параллелепипед. |
79 |
27.12 |
Прямоугольный параллелепипед. |
По плану: 39 уроков, контрольных работ – 2, самостоятельных работ – 3, тестовых работ - 1 |
||
80 |
09.01 |
Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. |
81 |
10.01 |
Объём прямоугольного параллелепипеда. |
82 |
13.01 |
Объём прямоугольного параллелепипеда. |
83 |
14.01 |
Объём прямоугольного параллелепипеда. |
84 |
15.01 |
Объём прямоугольного параллелепипеда. Тестовая работа. |
85 |
16.01 |
Комбинаторные задачи. |
86 |
17.01 |
Комбинаторные задачи. |
87 |
20.01 |
Комбинаторные задачи. |
88 |
21.01 |
Обобщение и систематизация учебного материала на тему «Площади фигур». |
89 |
22.01 |
Обобщение и систематизация учебного материала на тему «Объёмы фигур». |
90 |
23.01 |
Контрольная работа №5 «Площади и объём фигур». |
Обыкновенные дроби (17 ч) |
||
91 |
24.01 |
Понятие обыкновенной дроби. |
92 |
27.01 |
Нахождение дроби от числа. |
93 |
28.01 |
Нахождение дроби от числа. |
94 |
29.01 |
Нахождение числа по значению его дроби. |
95 |
30.01 |
Понятие обыкновенной дроби. |
96 |
31.01 |
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. |
97 |
03.02 |
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. |
98 |
04.02 |
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Самостоятельная работа. |
99 |
05.02 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
100 |
06.02 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
100 |
07.02 |
Дроби и деление натуральных чисел. |
102 |
10.02 |
Смешанные числа. |
103 |
11.02 |
Смешанные числа. |
104 |
12.02 |
Смешанные числа. |
105 |
13.02 |
Смешанные числа. Самостоятельная работа. |
116 |
14.02 |
Обобщение и систематизация учебного материала на тему «Обыкновенные дроби». |
107 |
17.02 |
Контрольная работа №6 «Обыкновенные дроби». |
Десятичные дроби (47 ч) |
||
108 |
18.02 |
Представление о десятичных дробях. |
109 |
19.02 |
Представление о десятичных дробях. |
110 |
20.02 |
Представление о десятичных дробях. |
111 |
21.02 |
Представление о десятичных дробях. |
112 |
25.02 |
Сравнение десятичных дробей. |
113 |
26.02 |
Сравнение десятичных дробей. |
114 |
27.02 |
Сравнение десятичных дробей. Самостоятельная работа |
115 |
28.02 |
Округление чисел. Прикидки. |
116 |
02.03 |
Округление чисел. Прикидки. |
117 |
03.03 |
Округление чисел. Прикидки. |
118 |
04.03 |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
119 |
05.03 |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
120 |
06.03 |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
121 |
10.03 |
Сложение и вычитание десятичных дробей. Самостоятельная работа |
122 |
11.03 |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
123 |
12.03 |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
124 |
13.03 |
Контрольная работа №7 «Сложение и вычитание десятичных дробей» |
125 |
16.03 |
Умножение десятичных дробей. |
126 |
17.03 |
Умножение десятичных дробей. |
127 |
18.03 |
Умножение десятичных дробей. |
128 |
19.03 |
Умножение десятичных дробей.Самостоятельная работа. |
129 |
20.03 |
Умножение десятичных дробей. |
По плану: 50 уроков, контрольных работ – 3, самостоятельных работ – 5, тестовых работ - 1 |
||
130 |
30.03 |
Умножение десятичных дробей. |
131 |
31.03 |
Умножение десятичных дробей. |
132 |
01.04 |
Деление десятичных дробей. |
133 |
02.04 |
Деление десятичных дробей. |
134 |
03.04 |
Деление десятичных дробей. |
135 |
06.04 |
Деление десятичных дробей. |
136 |
07.04 |
Деление десятичных дробей. Самостоятельная работа. |
137 |
08.04 |
Деление десятичных дробей. |
138 |
09.04 |
Деление десятичных дробей. |
139 |
10.04 |
Деление десятичных дробей. |
140 |
13.04 |
Контрольная работа №8 «Умножение и деление десятичных дробей». |
141 |
14.04 |
Среднее арифметическое. Среднее значение величины. |
142 |
15.04 |
Среднее арифметическое. Среднее значение величины. |
143 |
16.04 |
Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Самостоятельная работа. |
144 |
17.04 |
Проценты. Нахождение процентов от числа. |
145 |
20.04 |
Проценты. Нахождение процентов от числа. |
146 |
21.04 |
Проценты. Нахождение процентов от числа. |
147 |
22.04 |
Проценты. Нахождение процентов от числа. |
148 |
23.04 |
Нахождение числа по его процентам. |
149 |
24.04 |
Нахождение числа по его процентам. |
150 |
27.04 |
Нахождение числа по его процентам. |
151 |
28.04 |
Нахождение числа по его процентам. |
152 |
29.04 |
Обобщение и систематизация учебного материала на тему «Проценты». Тестовая работа. |
153 |
30.04 |
Обобщение и систематизация учебного материала на тему «Решение задач на проценты». |
154 |
04.05 |
Контрольная работа №9 «Проценты». |
Повторение и систематизация учебного материала (19 ч) |
||
155 |
05.05 |
Натуральные числа. |
156 |
06.05 |
Сложение и вычитание натуральных чисел. |
157 |
07.05 |
Угол. Виды углов. |
158 |
08.05 |
Угол. Виды углов. |
159 |
11.05 |
Умножение и деление натуральных чисел. |
160 |
12.05 |
Объем прямоугольного параллелепипеда. |
161 |
13.05 |
Арифметические действия с обыкновенными дробями. |
162 |
14.05 |
Арифметические действия с обыкновенными дробями. |
163 |
15.05 |
Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. |
164 |
18.05 |
Сложение и вычитание десятичных дробей. |
165 |
19.05 |
Умножение и деление десятичных дробей. |
166 |
20.05 |
Умножение и деление десятичных дробей. Тестовая работа |
167 |
21.05 |
Решение уравнений. |
168 |
22.05 |
Решение задач с помощью уравнения. |
169 |
25.05 |
Решение задач с помощью уравнения. |
170 |
26.05 |
Обобщение и систематизация учебного материала за курс 5 класса. |
171 |
27.05 |
Итоговая контрольная работа. |
172 |
28.05 |
Анализ итоговой контрольной работы. |
173 |
29.05 |
Итоговое занятие. |
По плану: 44 уроков, контрольных работ – 3, самостоятельных работ – 2, тестовых работ - 2 |
||
За год по плану: 173 урока, контрольных – 10, самостоятельных работ – 13, тестовых работ - 5 |
Лист изменений и дополнений
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.