Рабочая программа
по математике
для обучающегося 1 дополнительного класса
Разработчик программы:
Батурина М.В..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Основания разработки рабочей программы:
1. Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15)
Рабочая программа включает разделы:
Пояснительную записку, которая включает в себя цель, задачи рабочей программы; психолого-педагогическую характеристику учащихся на момент поступления; срок реализации рабочей программы; требования к уровням освоения учащимися предметных результатов; краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля, контрольно-измерительные материалы; методическое обеспечение образовательной деятельности.
Общая характеристика предмета.
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений.
Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда).
Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.
Задачи обучения математике:
- формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;
- развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;
- способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности;
- расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи;
- корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).
Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления.
Модель учащегося, поступившего в 1/ класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.
Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.
Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.
Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш.
Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.
Срок реализации рабочей программы и максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Продолжительность урока по математике в 1/ классе составляет 35 минут.
Планируемые результаты изучения курса.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по математике включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Математика» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся 1 класса и сложностью структуры дефекта.
Достаточный уровень
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;
- сравнивать числа в пределах 20;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток;
- знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
- заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами;
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- записывать и решать примеры с именованными числами;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки.
Минимальный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися с РАС социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
- владеет социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владеет элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развивает положительные свойства и качества личности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;
- сравнивать числа в пределах 20;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток;
- знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
- заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами;
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- записывать и решать примеры с именованными числами;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки.
Минимальный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
Базовые учебные действия
Группа БУД |
Учебные действия и умения |
|
Минимальный уровень освоения
|
Достаточный уровень освоения
|
|
Личностные учебные действия
|
- осознание себя как ученика; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. |
- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; - способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); - готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.
|
Коммуникативные учебные действия
|
- вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. |
- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды; - конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
|
Регулятивные учебные действия
|
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). |
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
|
Познавательные учебные действия
|
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
|
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Краткое содержание курса |
1. |
Единицы измерения и их соотношения
|
4 |
Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними. Единицы стоимости – рубль. Обозначение – 1 р. Знакомство с монетами 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Размен монет. Единицы длины – сантиметр. Обозначение – 1 см.
|
2. |
Нумерация |
48 |
Отрезок числового ряда 1 – 9. Число и цифра 0. Число 10. Образование, чтение и запись чисел 1 – 10. Соотношение количества, числительного и цифры. Состав чисел первого десятка. Отрезок числового ряда 11 – 20. Образование, чтение и запись чисел в пределах 20. Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее) и следующее (последующее). Счет от/до заданного числа. Счет равными числовыми группами в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20, установление соотношения больше, меньше, равно.
|
3. |
Арифметические действия
|
20 |
Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания. Переместительный закон сложения. Таблицы сложения и вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, требующих выполнения двух действий (одинаковых, разных) без скобок.
|
4. |
Арифметические задачи
|
19 |
Простые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка): запись краткого условия, решения, наименования при записи решения, ответа.
|
5. |
Геометрический материал |
8 |
Точка, построение точки. Вычерчивание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) по заданным вершинам (точкам). Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки. Построение кривой линии. Отрезок, измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины. |
Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Математика» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы |
Развивающая предметно-пространственная среда |
Коммуникация |
Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой |
Мыслительные операции |
Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, автодидактический материал Марии Монтессори |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память |
Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты |
Пространственные представления |
Схемы, модели, предметные и сюжетные картины |
Временные представления |
Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации |
Конструктивный праксис |
Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами |
Развитие общей и ручной моторики |
Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки |
Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарно-тематическом планировании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» В 1/ КЛАССЕ
№ |
Тема |
Тип урока |
Кол-во часов |
Виды учебной деятельности |
Средства обучения |
I четверть 24 ч. |
|||||
1 |
Основные цвета. Различение предметов по цвету. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение предметов по цвету |
предметы разного цвета |
2 |
Выделение из множества предметов заданного цвета. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение предметов по цвету |
предметы разного цвета |
3 |
Знакомство с геометрическими фигурами. Круг. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание геометрической фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей |
круги разного цвета |
4 |
Выделение предметов круглой формы из множества. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов |
изображения предметов разной формы |
5 |
Величина: большой – маленький. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение предметов по величине |
предметы разной величины |
6 |
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями больше, меньше. |
ур. смешан. типа |
1 |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
предметы разной величины |
7 |
Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, рядом, около. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий (предлогов); расположение предметов согласно инструкции учителя |
сюжетные и предметные картинки, игрушки |
8 |
Знакомство с геометрическими фигурами. Квадрат. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание геометрической фигуры: квадрат; составление фигуры из нескольких частей |
квадраты разного цвета и величины |
9 |
Выделение предметов квадратной формы из множества. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов |
изображения предметов разной формы |
10 |
Положение предметов в пространстве: вверху – внизу. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
сюжетные и предметные картинки, игрушки |
11 |
Различение предметов по величине: длинный – короткий. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение предметов по величине |
предметы разной величины |
12 |
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями длиннее, короче. |
ур. смешан. типа |
1 |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
предметы разной величины |
13 |
Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольник. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание геометрической фигуры: треугольник; составление фигуры из нескольких частей |
треугольники разного цвета и величины |
14 |
Выделение предметов треугольной формы из множества. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов |
изображения предметов разной формы |
15 |
Различение предметов по величине: широкий – узкий. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение предметов по величине |
предметы разной величины |
16 |
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями шире, уже. |
ур. смешан. типа |
1 |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
предметы разной величины |
17 |
Выделение предметов одинаковых по величине из множества. |
ур. систематиз. зн-й |
1 |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
изображения предметов разной величины |
18 |
Положение предметов в пространстве: слева – справа. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
сюжетные и предметные картинки, игрушки |
19 |
Положение предметов в пространстве: в середине, между. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
сюжетные и предметные картинки, игрушки |
20 |
Знакомство с геометрическими фигурами. Прямоугольник. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание геометрической фигуры: прямоугольник; составление фигуры из нескольких частей |
прямоугольники разного цвета и величины |
21 |
Выделение предметов прямоугольной формы из множества. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов |
изображения предметов разной формы |
22 |
Различение предметов по величине: высокий – низкий. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение предметов по величине |
предметы разной величины |
23 |
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями выше, ниже |
ур. смешан. типа |
1 |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
предметы разной величины |
24 |
Сравнение предметов по величине. Геометрические фигуры. |
ур. развив. контроля |
1 |
Самостоятельное выполнение заданий |
индивидуальные карточки |
II четверть 24 ч. |
|||||
1 |
Сравнение серии предметов по величине. |
ур. систематиз. зн-й |
1 |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
предметы разной величины |
2 |
Порядок следования. Знакомство с понятиями: первый – последний, перед – после. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение и называние отношения порядка следования |
игрушки, предметные и сюжетные картинки |
3 |
Положение предметов в пространстве: далеко – близко. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
сюжетные и предметные картинки, игрушки |
4 |
Различение предметов по величине: толстый – тонкий. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение предметов по величине |
предметы разной величины |
5 |
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями толще, тоньше. |
ур. смешан. типа |
1 |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
предметы разной величины |
6 |
Выделение предметов одинаковых по величине из множества. |
ур. систематиз. зн-й |
1 |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
изображения предметов разной величины |
7 |
Знакомство с понятием сутки. |
ур. смешан. типа |
1 |
Знакомство с единицей измерения времени: сутки |
сюжетные и предметные картинки |
8 |
Сутки. Части суток. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение и называние частей суток |
сюжетные и предметные картинки |
9 |
Сравнение жидкостей по объему: больше, меньше, одинаково. |
ур. смешан. типа |
1 |
Измерение количества жидких веществ
|
вода, различные сосуды |
10 |
Сравнение сосудов по объему. Понятия глубокий – мелкий, глубже – мельче. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение предметов по глубине |
различные сосуды, жидкие и сыпучие вещества |
11 |
Формирование временных представлений. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение временных понятий на основе собственного опыта |
сюжетные и предметные картинки, фотографии |
12 |
Сравнение сыпучих веществ по объему с использованием одинаковых сосудов. |
ур. смешан. типа |
1 |
Измерение количества сыпучих веществ
|
песок, различные сосуды |
13 |
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями много – мало. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение понятий много – мало, выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества |
счетный материал, сюжетные и предметные картинки |
14 |
Различение предметов по массе: тяжелый – легкий. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение предметов по массе |
предметы различной массы |
15 |
Сравнение предметов по массе. Знакомство с понятиями тяжелее, легче. |
ур. смешан. типа |
1 |
Сравнение по массе 2 и более предметов |
предметы различной массы |
16 |
Сравнение серии предметов по массе. |
ур. систематиз. зн-й |
1 |
Сравнение по массе 2 и более предметов |
предметы различной массы |
17 |
Знакомство с понятием возраст: молодой – старый. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение и называние возрастных категорий |
сюжетные и предметные картинки, фотографии |
18 |
Сравнение серии предметов по величине. |
ур. систематиз. зн-й |
1 |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
предметы разной величины |
19 |
Положение предметов в пространстве. |
ур. систематиз. зн-й |
1 |
Рассматривание иллюстраций; расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
сюжетные и предметные картинки, игрушки |
20 |
Ориентировка на листе бумаги: вверху – внизу. |
ур. смешан. типа |
1 |
Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
геометрические фигуры, различные шаблоны, таблицы для зрительных диктантов |
21 |
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: несколько, один, ни одного. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение понятий несколько, один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества |
счетный материал, сюжетные и предметные картинки |
22 |
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: несколько, один, ни одного. |
ур. систематиз. зн-й |
1 |
Различение понятий несколько, один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества |
счетный материал, сюжетные и предметные картинки |
23 |
Группировка предметов по заданному признаку. |
ур. смешан. типа |
1 |
Объединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам |
геометрические фигуры, шаблоны, макеты, игрушки |
24 |
Дочисловые представления. Ориентировка в пространстве. |
ур. развив. контроля |
1 |
Самостоятельное выполнение заданий |
индивидуальные карточки |
III четверть 27 ч. |
|||||
1 |
Ориентировка в пространстве. |
ур. систематиз. зн-й |
1 |
Определение положения предметов в пространстве относительно себя и друг друга |
раздаточный материал, индивидуальные карточки |
2 |
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: больше, меньше, столько же. |
ур. смешан. типа |
1 |
Различение больше, меньше, столько же; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества |
счетный материал, сюжетные и предметные картинки |
3 |
Число 1. Количество 1. |
ур. смешан. типа |
1 |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой |
счетный материал, индивидуальные карточки |
4 |
Цифра 1. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. |
ур. смешан. типа |
1 |
Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры |
счетные палочки, кубики «Сложи узор», декоративные камешки, песок |
5 |
Геометрические фигуры. Конструирование геометрических фигур из нескольких частей. |
ур. систематиз. зн-й |
1 |
Различение геометрических фигур; составление фигур из нескольких частей |
Геометрические фигуры разного цвета и величины, разрезанные на различное количество частей |
6 |
Число 2. Количество 2. |
ур. смешан. типа |
1 |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой |
счетный материал, индивидуальные карточки |
7 |
Цифра 2. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. |
ур. смешан. типа |
1 |
Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры |
счетные палочки, кубики «Сложи узор», декоративные камешки, песок |
8 |
Числа 1 и 2. Выделение заданного количества. |
ур. смешан. типа |
1 |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой |
счетный материал, индивидуальные карточки |
9 |
Сравнение чисел 1 и 2 на предметном материале. Понятия больше, меньше. |
ур. смешан. типа |
1 |
Сравнение изученных чисел, выделение большего (меньшего) числа на наглядном материале |
счетный материал, индивидуальные карточки |
10 |
Знакомство с арифметическими знаками. Знак «равно». |
ур. смешан. типа |
1 |
Называние знака, сравнение чисел с использованием знака «=» |
демонстрационные карточки, счетный материал, индивидуальные карточки |
11 |
Обозначение понятий одинаково, столько же, поровну знаком «=». |
ур. смешан. типа |
1 |
Соотнесение понятий одинаково, столько же, поровну с графическим изображением «=», сравнение чисел |
счетный материал, рабочая тетрадь |
12 |
Ориентировка на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, между. |
ур. смешан. типа |
1 |
Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
геометрические фигуры, различные шаблоны, таблицы для зрительных диктантов |
13 |
Письмо изученных цифр в тетради. |
ур. смешан. типа |
1 |
Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно |
тетради |
14 |
Знакомство с арифметическими знаками. Знак «+». |
ур. смешан. типа |
1 |
Называние, конструирование, написание знака |
демонстрационные карточки, счетные палочки, кубики «Сложи узор» |
15 |
Действие «сложение». Знакомство с понятиями сложить, прибавить. |
ур. смешан. типа |
1 |
Решение и запись примеров на сложение на основе предметно-практических действий |
счетный материал, тетради |
16 |
Геометрические тела. Шар. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание, лепка геометрического тела |
предметы шарообразной формы |
17 |
Знакомство с арифметическими знаками. Знак «– ». |
ур. смешан. типа |
1 |
Называние, конструирование, написание знака |
демонстрационные карточки, счетные палочки, кубики «Сложи узор» |
18 |
Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять. |
ур. смешан. типа |
1 |
Решение и запись примеров на вычитание на основе предметно-практических действий |
счетный материал, тетради |
19 |
Число 3. Количество 3. |
ур. смешан. типа |
1 |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой |
счетный материал, индивидуальные карточки |
20 |
Цифра 3. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. |
ур. смешан. типа |
1 |
Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры |
счетные палочки, кубики «Сложи узор», декоративные камешки, песок |
21 |
Счет в пределах 3. |
ур. смешан. типа |
1 |
Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа |
демонстрационные карточки |
22 |
Письмо изученных цифр в тетради. |
ур. смешан. типа |
1 |
Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно |
тетради |
23 |
Сравнение изученных чисел на предметном материале. |
ур. смешан. типа |
1 |
Сравнение чисел |
счетный материал, тетради |
24 |
Состав числа 3. |
ур. смешан. типа |
1 |
Образование числа разными способами |
счетный материал, палочки Кюизенера |
25 |
Сложение в пределах 3. |
ур. смешан. типа |
1 |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
счетный материал, тетради |
26 |
Вычитание в пределах 3. |
ур. смешан. типа |
1 |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
счетный материал, тетради |
27 |
Счет и счетные операции в пределах 3. |
ур. развив. контроля |
1 |
Самостоятельное выполнение заданий |
индивидуальные карточки |
IV четверть 24 ч. |
|||||
1 |
Геометрические тела. Куб. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание, лепка геометрического тела |
предметы кубической формы |
2 |
Задача. Знакомство с понятием «задача». |
ур. смешан. типа |
|
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями |
счетный материал |
3 |
Решение задач на основе предметно-практических действий. |
ур. систематиз. зн |
1 |
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями |
счетный материал |
4 |
Сравнение серии предметов по величине. |
ур. систематиз. зн |
1 |
Сравнение по величине 2 и более предметов |
предметы разной величины |
5 |
Ориентировка на листе бумаги: правый – левый, верхний – нижний углы. |
ур. систематиз. зн |
1 |
Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя |
геометрические фигуры, различные шаблоны, таблицы для зрительных диктантов |
6 |
Число 4. Количество 4. Цифра 4. |
ур. смешан. типа |
1 |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой; определение места числа в числовом ряду |
демонстрационные карточки, счетный материал |
7 |
Сравнение изученных чисел на предметном материале. |
ур. смешан. типа |
1 |
Сравнение чисел |
счетный материал, тетради |
8 |
Состав числа 4. |
ур. смешан. типа |
1 |
Образование числа разными способами |
счетный материал, палочки Кюизенера |
9 |
Сложение и вычитание в пределах 4. |
ур. смешан. типа |
1 |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
счетный материал, тетради |
10 |
Решение задач на основе предметно-практических действий. |
ур. смешан. типа |
1 |
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями |
счетный материал |
11 |
Геометрические тела. Брус. |
ур. смешан. типа |
1 |
Рассматривание, лепка геометрического тела |
предметы различной формы |
12 |
Число 5. Количество 5. Цифра 5. |
ур. смешан. типа |
1 |
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой; определение места числа в числовом ряду |
демонстрационные карточки, счетный материал |
13 |
Сравнение изученных чисел на предметном материале. |
ур. смешан. типа |
1 |
Сравнение чисел |
счетный материал, тетради |
14 |
Состав числа 5. |
ур. смешан. типа |
1 |
Образование числа разными способами |
счетный материал, палочки Кюизенера |
15 |
Состав числа 5. |
ур. смешан. типа |
1 |
Образование числа разными способами |
счетный материал, палочки Кюизенера |
16 |
Сложение и вычитание в пределах 5. |
ур. смешан. типа |
1 |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
счетный материал, тетради |
17 |
Сложение и вычитание в пределах 5. |
ур. смешан. типа |
1 |
Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий |
счетный материал, тетради |
18 |
Решение задач на основе предметно-практических действий. |
ур. смешан. типа |
1 |
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями |
счетный материал |
19 |
Решение задач на основе предметно-практических действий. |
ур. смешан. типа |
1 |
Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями |
счетный материал |
20 |
Счет и счетные операции в пределах 5. |
ур. развив. контроля |
1 |
Самостоятельное выполнение заданий |
индивидуальные карточки |
21 |
Геометрические тела. |
ур. систематиз. зн |
1 |
Рассматривание, лепка геометрического тела |
предметы различной формы |
22 |
Счет и счетные операции в пределах 5. |
повтор. |
1 |
Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач |
счетный материал |
23 |
Счет и счетные операции в пределах 5. |
повтор. |
1 |
Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач |
счетный материал |
24 |
Счет и счетные операции в пределах 5. |
повтор. |
1 |
Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач |
счетный материал |
Дата |
Контрольно-оценочная деятельность |
|
Достаточный уровень |
Минимальный уровень |
|
I четверть |
||
|
Урок развивающего контроля. Сравнение предметов по величине. Геометрические фигуры. |
Урок развивающего контроля. Сравнение предметов по величине. Геометрические фигуры. |
II четверть |
||
|
Урок развивающего контроля. Дочисловые представления. Ориентировка в пространстве. |
Урок развивающего контроля. Дочисловые представления. Ориентировка в пространстве. |
III четверть |
||
|
Урок развивающего контроля Счет и счетные операции в пределах 3 |
Урок развивающего контроля Счет и счетные операции в пределах 3 |
IV четверть |
||
|
Урок развивающего контроля Счет и счетные операции в пределах 5 |
Урок развивающего контроля Счет и счетные операции в пределах 5 |
Контрольно-измерительные материалы
I четверть
Достаточный уровень |
Минимальный уровень |
1. Раскрась в заданном ритме. 2. Соедини одинаковые по форме предметы. 3. Соедини матрёшек от самой маленькой к самой большой. 4. Нарисуй ленту шире этой. Нарисуй лестницу ниже этой 5. Какие предметы похожи на эти геометрические фигуры? Дорисуй. |
1. Раскрась в заданном ритме. 2. Соедини стрелками фигуру с похожим на не предметом. 3. Помоги Маше убрать игрушки. Большие положи в большую коробку, а маленькие в маленькую. 4. Раскрась самую широкую ленту. 5. Из каких фигур составлен домик? Раскрась фигуры и домик.
|
II четверть
Достаточный уровень |
Минимальный уровень |
1. Разложи игрушки: машинки поставь на верхнюю полку, а мячи положи на нижнюю. 2. Что находится между яблоком и грушей? Раскрась. Что находится между грушей и апельсином? Раскрась. 3. Раскрась вазу, в которой много яблок синим цветом, а вазу, в которой лежит мало яблок – жёлтым. 4. На большой тарелке нарисуй несколько конфет, а на маленькой одну. |
1. Что находится вверху? Раскрась. Что находится внизу? Обведи. 2. Какой фрукт лежит между яблоком и грушей? Раскрась. 3. У кого много шариков? Наклей ему на футболку звёздочку. 4. Раскрась тарелку, на которой одна конфета. |
III четверть
Достаточный уровень |
Минимальный уровень |
1. Запиши числа от 1 до 3; от 3 до 1 2. Подчеркни большее число, обведи меньшее число 3 2 1 3 1 2 3. Реши примеры: 2 + 1 1 + 1 3 – 1 3 – 2 2 – 1 1 + 2 4. Раскрась предмет в правом верхнем и левом нижнем углу
|
1. Вставь пропущенные числа. 1, …, 3 3, 2, …
2. Реши примеры 2 + 1 1 + 1 3 – 1 2 – 1
3. Раскрась птиц, которые находятся справа от домика. |
IV четверть
Достаточный уровень |
Минимальный уровень |
1. Запиши числа от 3 до 5, от 5 до 2 2. Нарисуй столько кругов, сколько показывает число. 3. Разложи на два числа. 5 = … + … 4 = … + … 3 = … + … 5 = … + … 4. Реши примеры 1 + 1 2 + 1 5 – 2 2 + 2 4 – 3 5 – 1 5. Реши задачу В гараже было 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось? |
1. Вставь пропущенные числа. 1 … 3 … 5 5 … … 2 … 2. Раскрась столько квадратов, сколько показывает число 3. Дополни до заданного числа 4. Реши примеры 1 + 1 5 – 2 4 – 3 2 + 2
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.: ВЛАДОС
2. Алышева Т. В., Эк В. В. Рабочая тетрадь по математике — В 2 частях. Москва: Просвещение
3. Хилько А. А. Тетрадь по математике. Подготовительный класс — В 3 частях. М.: Владос
4. Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 3 – 4 лет. М.: Сфера
5. Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 4 – 5 лет. М.: Сфера
6. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д
7. Подрезова И. А. Школа умелого Карандаша: рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д
8. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д
9. Кубики «Сложи узор» (Световид)
10. Цветные счетные палочки Кюизенера (Корвет)
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.