Рабочая программа по математике (дошколята)
Оценка 4.9

Рабочая программа по математике (дошколята)

Оценка 4.9
docx
10.01.2024
Рабочая программа по математике (дошколята)
РП математика !.docx

Содержание рабочей программы:

                                                                                                                                                          

         Пояснительная записка                                                                                      стр. 3

                                                                                                            

         Планируемые результаты освоения учебного предмета                                стр. 5

                                                                                             

         Содержание учебного предмета                                                                       стр. 7

                                                                                                                          

         Список используемой литературы                                                                   стр. 8

                                                                                                  

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа по подготовке к обучению математике, детей дошкольного возраста, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:  

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);

- Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

 - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к  образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости  учебного процесса  и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);

- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».

            Рабочая программа составлена на основе локальных актов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29»:

-  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);    

- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению  рабочей программы учебного предмета (курса);

- Положение об оказании платных образовательных услуг, утверждено приказом № 425 от 31.08.2018.

          Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:  

- Государственная программа Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Математическое развитие дошкольников».

- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Математика для дошкольников (ч. 1, 2);

- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Методические рекомендации.

- "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2) 

-Е.А. Алябьевой   «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»;

-Е.И Соколовой  «Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать, запоминать»;
С.Е. Гаврилиной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.Топорковой, С.В. Щербининой  Развиваем мышление. Школа для дошколят.

Количество учебных часов в год – 32.

Количество учебных часов в неделю – 1.

            Цель программы по обучению математике: ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.

Основные задачи:

·                    Формировать мотивацию учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

·                    Познакомить детей с общими математическими понятиями.

·                    Формировать математические представления о числах.

·                    Формировать пространственно-временные отношения.

·                    Формировать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

·                    Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.

·                    Формировать умения составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.

·                    Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

·                    Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

·                    Формировать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

            Специфика программы заключается в том, что программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимум.

Основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие.

Дети обучаются элементарным основам математики:

·                     знакомство с цифрами;

·                     состав числа;

·                     отношения и связи между числами;

·                     геометрические фигуры;

·                     математические знаки;

·                     арифметические задачи.

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы

Методические пособия для учителя:

- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Методические рекомендации.

-Е.А. Алябьевой   «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»;

-Е.И Соколовой  «Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать, запоминать»;
- С.Е. Гаврилиной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.Топорковой, С.В. Щербининой  Развиваем мышление. Школа для дошколят. 

 

Технические средства обучения.

1. Мультимедийный проектор.

2. Экран проекционный.

Интернет-ресурсы:

- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.ru

- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education

- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

-  Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У дошкольника будут сформированы:

·                    начальные представления о математических способах познания мира;

·                     начальные представления о целостности окружающего мира;

·                     понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

·                     проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;

·                     освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

·                     понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

·                     начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

·                      приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Метапредметные результаты
Регулятивные

·                     понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

·                     понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

·                     принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

·                     выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

·                     осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

·                     осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Познавательные

·                     понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

·                     понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в тетради для передачи информации (условные обозначения);

·                     проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

·                     определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

·                     выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

·                     осуществлять синтез как составление целого из частей;

·                     иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

Коммуникативные

·                     задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

·                     воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

·                     уважительно вести диалог с товарищами;

·                     принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

·                     понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

·                     осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Предметные результаты

Дошкольник научится:

·                     различать качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);

·                    обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

·                    классифицировать и группировать предметы по общим качествам и характерным деталям;

·                    называть времена года, отмечать их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии

·                    человека с природой в разное время года;

·                     владеть (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносить число и количество предметов;

·                    решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;

·                    использовать способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объѐму, массе;

·                    ориентироваться в пространстве и на плоскости;

·                     определять временные отношения:

·                    иметь представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;

·                    выбирать и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;

·                    устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Дошкольник получит возможность научиться:

·                     читать математические записи, используя знаки «+», «-», «=»

·                     проверять и исправлять выполненные действия.

·                     проверять и исправлять неверное решение задачи.

·                     выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.

·                     проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.

 

Содержание учебного предмета

Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выде­ление части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение от­меняй равенства и неравенства. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) пред­метов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... ,меньше на ...).

Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью ус­ловных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. На­звание, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Пространственно-временные представления

Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последователь­ности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в простран­стве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке пред­меты одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, ци­линдр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка),

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Констру­ирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, лома­ной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и не­замкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходи­мости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с не­которыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

 

Список используемой литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. «Раз – ступенька, два – ступенька…» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. – М: Ювента, 2013

5.Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993

6.Методические рекомендации для педагогов и родителей «Раз – ступенька, два – ступенька…»

7. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Математика для дошкольников (ч. 1, 2);

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

(тема урока)

количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

план

факт

1.              

 

 

Свойства предметов.

2

Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.  

    Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар. Закрепить представления о равенстве и неравенстве предметов, умение правильно выбрать знак «=» или «=». 

     Сформировать представление о сложении как объединение групп предметов. Познакомить со знаком «+».  

     Уточнить пространственные отношения: на, над, под.

     Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева.

     Формировать представления о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком «-».  

 Уточнить пространственные отношения: между, посередине.                                  

    Сформировать представления о понятиях: один, много.

     Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1.

    Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.

  Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2.   

Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.

     Сформировать представления об отрезке, луче.

    Познакомить с образованием и составом числа 3.

    Формировать представления о замкну - той и незамкнутой линии.

    Познакомить с понятиями ломаная ли - ния, многоугольник.

    Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4.

    Сформировать представления о различных видах углов.

    Сформировать представления о число - вом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового луча 

   Повторить числа 1-5: образование, написание, состав; повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки =, >,  <; смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше – позже. Ввести термин задача.

   Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6, шестиугольником.

   Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью наложения.

   Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с единицами измерения длины: шаг, пядь, локоть, сажень.

   Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.

   Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

   Формировать представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг.

  Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8, формировать счетные умения в пределах 8.

  Сформировать представления об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания.

  Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.

   Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

2.              

 

3.              

 

 

Сравнение групп предметов.

Обозначение равенства и неравенства

2

4.              

 

5.              

 

 

Сложение.

1

6.              

 

 

Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева.

1

7.              

 

 

Вычитание.

1

8.              

 

 

Пространственные отношения: между, посередине. Один - много.

1

9.              

 

 

Число 1. Цифра 1.

1

10.          

 

 

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

11.          

 

 

Число 2. Цифра 2. Пара

1

12.          

 

 

Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч.

1

13.          

 

 

Число 3. Цифра 3.

1

14.          

 

 

Замкнутые и незамкнутые линии.

1

15.          

 

 

Ломаная линия, многоугольники.

1

16.          

 

 

Число 4. Цифра 4.

1

17.          

 

 

Угол.

1

18.          

 

 

Числовой отрезок.

1

19.          

 

 

Числа 1-5. Повторение.

1

20.          

 

 

Число 6. Цифра 6/

1

21.          

 

 

Длиннее, короче.

1

22.          

 

 

Измерение длины.

1

23.          

 

 

Число 7. Цифра 7.

1

24.          

 

 

Тяжелее, легче. Сравнение по массе.

1

25.          

 

 

Измерение массы.

1

26.          

 

 

Число 8. Цифра 8.

1

27.          

 

 

Число 9. Цифра 9.

1

28.          

 

 

Числа 1-9. Повторение.

1

29.          

 

 

Число 0. Цифра 0.

1

30.          

 

 

Число 10 .

1

31.          

 

 

Числа 1-10. Повторение.

1

32.          

 

 

Повторение. Игра – путешествие в страну Математику.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Аннотация

Рабочая программа  по подготовке к обучению математике, детей дошкольного возраста,  составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».

Автор-составитель: Васильева Наталья Александровна, учитель начальных классов

- Государственная программа Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Математическое развитие дошкольников».

- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Математика для дошкольников (ч. 1, 2);

- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Методические рекомендации.

- "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2) 

-Е.А. Алябьевой   «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»;

-Е.И Соколовой  «Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать, запоминать»;
С.Е. Гаврилиной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.Топорковой, С.В. Щербининой  Развиваем мышление. Школа для дошколят.

            Количество учебных часов в год – 32.

            Количество учебных часов в неделю – 1.

Специфика программы заключается в том, что программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимум.


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание рабочей программы:

Содержание рабочей программы:

Пояснительная записка Рабочая программа по подготовке к обучению математике, детей дошкольного возраста, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

Пояснительная записка Рабочая программа по подготовке к обучению математике, детей дошкольного возраста, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

Количество учебных часов в год – 32

Количество учебных часов в год – 32

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы

Метапредметные результаты Регулятивные · понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; · понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;…

Метапредметные результаты Регулятивные · понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; · понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;…

Дошкольник получит возможность научиться: · читать математические записи, используя знаки «+», «-», «=» · проверять и исправлять выполненные действия

Дошкольник получит возможность научиться: · читать математические записи, используя знаки «+», «-», «=» · проверять и исправлять выполненные действия

Прямой и обратный счет в пределах 10

Прямой и обратный счет в пределах 10

Календарно-тематическое планирование № урока

Календарно-тематическое планирование № урока

Сформировать представления об отрезке, луче

Сформировать представления об отрезке, луче

Свойства предметов. 2

Свойства предметов. 2

Аннотация Рабочая программа по подготовке к обучению математике, детей дошкольного возраста, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

Аннотация Рабочая программа по подготовке к обучению математике, детей дошкольного возраста, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2024