Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 5
Содержание учебного предмета стр. 7
Список используемой литературы стр. 8
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к обучению математике, детей дошкольного возраста, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
Рабочая программа составлена на основе локальных актов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29»:
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска (приказ № 710 от 20.07.2018);
- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса);
- Положение об оказании платных образовательных услуг, утверждено приказом № 425 от 31.08.2018.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Государственная программа Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Математическое развитие дошкольников».
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Математика для дошкольников (ч. 1, 2);
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Методические рекомендации.
- "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2)
-Е.А. Алябьевой «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»;
-Е.И Соколовой «Готовимся к школе: учимся наблюдать,
думать, запоминать»;
С.Е. Гаврилиной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.Топорковой,
С.В. Щербининой Развиваем мышление. Школа для дошколят.
Количество учебных часов в год – 32.
Количество учебных часов в неделю – 1.
Цель программы по обучению математике: ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.
Основные задачи:
· Формировать мотивацию учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
· Познакомить детей с общими математическими понятиями.
· Формировать математические представления о числах.
· Формировать пространственно-временные отношения.
· Формировать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.
· Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.
· Формировать умения составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.
· Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
· Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
· Формировать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Специфика программы заключается в том, что программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимум.
Основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие.
Дети обучаются элементарным основам математики:
· знакомство с цифрами;
· состав числа;
· отношения и связи между числами;
· геометрические фигуры;
· математические знаки;
· арифметические задачи.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
Методические пособия для учителя:
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Методические рекомендации.
-Е.А. Алябьевой «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»;
-Е.И Соколовой «Готовимся к школе: учимся наблюдать,
думать, запоминать»;
- С.Е. Гаврилиной, Н.Л. Кутявиной,
И.Г.Топорковой, С.В. Щербининой Развиваем мышление. Школа для
дошколят.
Технические средства обучения.
1. Мультимедийный проектор.
2. Экран проекционный.
Интернет-ресурсы:
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Личностные результаты
У дошкольника будут сформированы:
· начальные представления о математических способах познания мира;
· начальные представления о целостности окружающего мира;
· понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
· проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
· освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
· понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
· начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
· приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметные
результаты
Регулятивные
· понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
· понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
· принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
· выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
· осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Познавательные
· понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
· понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в тетради для передачи информации (условные обозначения);
· проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
· определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
· выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
Коммуникативные
· задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
· воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
· уважительно вести диалог с товарищами;
· принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
· понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Предметные результаты
Дошкольник научится:
· различать качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
· обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
· классифицировать и группировать предметы по общим качествам и характерным деталям;
· называть времена года, отмечать их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии
· человека с природой в разное время года;
· владеть (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносить число и количество предметов;
· решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
· использовать способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объѐму, массе;
· ориентироваться в пространстве и на плоскости;
· определять временные отношения:
· иметь представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
· выбирать и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
· устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Дошкольник получит возможность научиться:
· читать математические записи, используя знаки «+», «-», «=»
· проверять и исправлять выполненные действия.
· проверять и исправлять неверное решение задачи.
· выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.
· проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... ,меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка),
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
2.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. «Раз – ступенька, два – ступенька…» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. – М: Ювента, 2013
5.Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993
6.Методические рекомендации для педагогов и родителей «Раз – ступенька, два – ступенька…»
7. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Математика для дошкольников (ч. 1, 2);
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание учебного материала (тема урока) |
количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|
план |
факт |
||||
1. |
|
|
Свойства предметов. |
2 |
Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар. Закрепить представления о равенстве и неравенстве предметов, умение правильно выбрать знак «=» или «=». Сформировать представление о сложении как объединение групп предметов. Познакомить со знаком «+». Уточнить пространственные отношения: на, над, под. Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева. Формировать представления о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком «-». Уточнить пространственные отношения: между, посередине. Сформировать представления о понятиях: один, много. Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1. Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2. Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях. Сформировать представления об отрезке, луче. Познакомить с образованием и составом числа 3. Формировать представления о замкну - той и незамкнутой линии. Познакомить с понятиями ломаная ли - ния, многоугольник. Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Сформировать представления о различных видах углов. Сформировать представления о число - вом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового луча Повторить числа 1-5: образование, написание, состав; повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки =, >, <; смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения раньше – позже. Ввести термин задача. Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6, шестиугольником. Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью наложения. Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с единицами измерения длины: шаг, пядь, локоть, сажень. Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Формировать представления о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8, формировать счетные умения в пределах 8. Сформировать представления об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания. Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам. |
2. |
|
||||
3. |
|
|
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства |
2 |
|
4. |
|
||||
5. |
|
|
Сложение. |
1 |
|
6. |
|
|
Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева. |
1 |
|
7. |
|
|
Вычитание. |
1 |
|
8. |
|
|
Пространственные отношения: между, посередине. Один - много. |
1 |
|
9. |
|
|
Число 1. Цифра 1. |
1 |
|
10. |
|
|
Пространственные отношения: внутри, снаружи. |
1 |
|
11. |
|
|
Число 2. Цифра 2. Пара |
1 |
|
12. |
|
|
Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч. |
1 |
|
13. |
|
|
Число 3. Цифра 3. |
1 |
|
14. |
|
|
Замкнутые и незамкнутые линии. |
1 |
|
15. |
|
|
Ломаная линия, многоугольники. |
1 |
|
16. |
|
|
Число 4. Цифра 4. |
1 |
|
17. |
|
|
Угол. |
1 |
|
18. |
|
|
Числовой отрезок. |
1 |
|
19. |
|
|
Числа 1-5. Повторение. |
1 |
|
20. |
|
|
Число 6. Цифра 6/ |
1 |
|
21. |
|
|
Длиннее, короче. |
1 |
|
22. |
|
|
Измерение длины. |
1 |
|
23. |
|
|
Число 7. Цифра 7. |
1 |
|
24. |
|
|
Тяжелее, легче. Сравнение по массе. |
1 |
|
25. |
|
|
Измерение массы. |
1 |
|
26. |
|
|
Число 8. Цифра 8. |
1 |
|
27. |
|
|
Число 9. Цифра 9. |
1 |
|
28. |
|
|
Числа 1-9. Повторение. |
1 |
|
29. |
|
|
Число 0. Цифра 0. |
1 |
|
30. |
|
|
Число 10 . |
1 |
|
31. |
|
|
Числа 1-10. Повторение. |
1 |
|
32. |
|
|
Повторение. Игра – путешествие в страну Математику. |
1 |
Рабочая программа по подготовке к обучению математике, детей дошкольного возраста, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Васильева Наталья Александровна, учитель начальных классов
- Государственная программа Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Математическое развитие дошкольников».
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Математика для дошкольников (ч. 1, 2);
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька…: Методические рекомендации.
- "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2)
-Е.А. Алябьевой «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»;
-Е.И Соколовой «Готовимся к школе: учимся наблюдать,
думать, запоминать»;
С.Е. Гаврилиной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.Топорковой,
С.В. Щербининой Развиваем мышление. Школа для дошколят.
Количество учебных часов в год – 32.
Количество учебных часов в неделю – 1.
Специфика программы заключается в том, что программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимум.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.