Департамент ОБРАЗОВАНИЯ белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Губкинский горно-политехнический колледж»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
для профессии среднего профессионального образования
15.01.35 Мастер слесарных работ
Губкин 2021г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.35 Мастер слесарных работ
Рассмотрено
на заседании предметно- цикловой комиссии в сфере электроэнергетики и машиностроения Протокол №______ от _____________
__________ / Марченко И.В. /
|
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора
___________Репина С.А
|
Организация-разработчик: ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж»
Разработчик: Семина Р.Н., преподаватель специальных дисциплин ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж»
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
7 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
8 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01 « Материаловедение»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Материаловедение» является обязательной частью Общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7; ОК8, ОК9,ОК10,ОК11
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК, ЛР |
Умения |
Знания |
ОК2, ОК3,ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9,ОК10,ОК11
ЛР1; ЛР2; ЛР3; ЛР4; ЛР5; ЛР6;ЛР7; ЛР8; ЛР9; ЛР10;ЛР11; ЛР12; |
-пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; |
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); |
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; |
-правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; |
|
|
- механические испытания образцов материалов |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
32 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
24 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
|
практические занятия |
8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Итого: |
32 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. |
Строение и свойства металлов |
10 |
ОК 1,ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,ОК 08. ОК 09, ОК 10, ОК11 ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6. ЛР 7, ЛР 8, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12.
|
||
Тема 1.1. Строение и кристаллизация металлов |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Введение. Классификация материалов по внешнему виду, происхождению, свойствам и назначению. Значение металлопродукции для развития промышленности России |
||||
2 |
Атомно-кристаллическое строение металлов |
||||
3 |
Закономерности кристаллизации металлов, строение металлического слитка |
||||
4 |
Влияние пластической деформации и последующего нагрева на свойства металлов. Понятие о наклепе и рекристаллизации |
||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия Практическое занятие №1 Изучение типов кристаллических решеток и их влияние на структуру и свойства металлов и их сплавов |
2 |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
||||
Тема 1.2. Методы исследования и испытания металлов |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Физические свойства металлов и сплавов. |
||||
2 |
Механические свойства металлов и сплавов |
||||
3 |
Технологические свойства металлов и сплавов |
||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия |
|
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
||||
Раздел 2. |
Железоуглеродистые сплавы |
4 |
ОК 1,ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,ОК 08. ОК 09, ОК 10, ОК11 ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6. ЛР 7, ЛР 8, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12. |
||
Тема 2.1. Диаграмма состояния железо - углерод |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Общая характеристика сплавов. Типы взаимоотношения компонентов в сплаве |
||||
2 |
Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Компоненты, фазы, линии, точки, области диаграммы |
||||
3 |
Фазовые превращения, протекающие в сталях и чугунах. Влияние углерода на свойства железоуглеродистых сплавов |
||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия |
|
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
||||
Раздел 3. |
Защита металлов и сплавов от коррозии |
6 |
ОК 1,ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,ОК 08. ОК 09, ОК 10, О11 ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6. ЛР 7, ЛР 8, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12. |
||
Тема 3.1. Коррозия и термическая обработка металлов и сплавов |
Содержание учебного материала |
6 |
|||
1 |
Виды коррозии |
||||
2 |
Назначение и виды термической обработки |
||||
3 |
Поверхностное упрочнение стальных деталей |
||||
4 |
Термическая обработка чугуна, сплавов цветных металлов |
||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
||||
Раздел 4 |
Классификация материалов, металлов и сплавов и области их применения |
10 |
|
||
Тема 4.1. Виды конструкционных материалов |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 1,ОК 02, ОК 03,ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07,ОК 08. ОК 09, ОК 10, О11 ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3, ЛР 4, ЛР 5, ЛР 6. ЛР 7, ЛР 8, ЛР 9, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12. |
||
1 Классификация сталей, их свойства, маркировка и области применения |
|||||
2 Классификация чугунов, их свойства, маркировка и области применения |
|||||
3 Цветные металлы и сплавы, их свойства, маркировка и области применения |
|||||
4 Полупроводниковые материалы |
|||||
5 Неметаллические конструкционные материалы, их свойства и области применения |
|||||
6 Смазочные материалы |
|||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия Практическое занятие № 2 Изучение маркировки сталей Практическое занятие № 3 Изучение маркировки чугунов Практическое занятие № 4 Изучение маркировки цветных металлов и их сплавов |
6 |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся
Дифференцированный зачет |
2 |
||||
Всего: |
32 |
||||
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета материаловедения.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- образцы металлов и сплавов;
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
2. Черепахин А.А. Материаловедение: учебник для СПО/ А.А. Черепахин. М.: КУРС: ИНФРА-М, 2017. — 336 с.
Дополнительные источники:
1.Адаскин А.М.Материаловедение (металлообработка): учебник для НПО: учеб. пособие/ А.М.Адаскин, В.М.Зуев. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
2. Соколова Е.Н.Материаловедение : Лабораторный практикум : учеб. Пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования / Е.Н. Соколова, А.О. Борисова, Л.В. Давыденко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 128с.
3. Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка) : раб. Тетрадь: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Е.Н.Соколова. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. –96 с.
Интернет — ресурсы:
Результаты обучения
|
Критерии оценки |
Методы оценки |
наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
|
- знать наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
|
текущий контроль; фронтальный и индивидуальный опрос; тестирование; подготовка сообщений оценка результатов практических работ |
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
|
Знать правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
|
подготовка сообщений проверка домашних заданий; тестовый контроль; |
механические испытания образцов материалов;
|
Знать механические испытания образцов материалов;
|
подготовка сообщений оценка результатов практических работ проверка домашних заданий; тестовый контроль; |
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
|
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
|
текущий контроль; фронтальный и индивидуальный опрос; тестирование; оценка результатов практических работ |
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
|
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
|
тестирование; подготовка сообщений оценка результатов практических работ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.