МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования администрации г. Новошахтинска
МБОУ СОШ № 8
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
______________ ______________
Протокол № Приказ № от "" г. от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2256654)
учебного предмета
«Музыка»
для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Чернова Лидия Валерьевна
учитель начальных классов
г. Новошахтинск 2022
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательнойсферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкальногоискусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации кмузицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия сприродой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение кобщечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивнымиуниверсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практическогомузицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре другихстран, культур, времён и народов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка»
в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю).
Красота и вдохновение.
Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод.
Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.
Музыкальные портреты.
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Музыка на войне, музыка о войне.
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Край, в котором ты живёшь.
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты Русский фольклор.
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты.
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Весь мир звучит.
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд.
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы Ритм.
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта Ритмический рисунок.
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Высота звуков.
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации.(диезы, бемоли, бекары).
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.Песня, танец, марш Оркестр.
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).
Музыкальные инструменты. Флейта.
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Песни верующих.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков.
Музыка наших соседей.
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливатьоснования для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства,сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,делать выводы.
Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки; уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
|
Репертуар |
|
|
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
всего |
контрольные работы |
практические работы |
для слушания |
для пения |
для музицирования |
||||||
Модуль 1. Музыка в жизни человека |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1.1. |
Красота и вдохновение |
1 |
0 |
0 |
А.Шнитке «Пастораль» |
Азбука (Если хочешь много знать) А Островского |
0 |
|
Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
1.2. |
Музыкальные пейзажи |
1 |
0 |
0 |
Песни и танцы разных народов мира |
До, ре, ми, фа, соль А, Островского |
0 |
|
Двигательная импровизация, пластическое интонирование.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 2. Народная музыка России |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2.1. |
Русский фольклор |
1 |
0 |
0 |
0 |
З. Т. Потапенко «Скворушка прощай" |
0 |
|
Участие в коллективной традиционной музыкальной игре.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
2.2. |
Русские народные музыкальные инструменты |
1 |
0 |
0 |
Во поле береза стояла русская народная |
Нотный хоровод В. Герчик |
0 |
|
Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
2.3. |
Сказки, мифы и легенды |
1 |
0 |
0 |
0 |
Весёлый музыкант А. Филиппенко |
0 |
|
Речитативная импровизация — чтение нараспев фрагмента сказки, былины; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 3. Музыкальная грамота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3.1. |
Весь мир звучит |
1 |
0 |
0 |
0 |
Теперь мы первоклашки А Ермолова |
0 |
|
Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
3.2. |
Звукоряд |
1 |
0 |
0 |
Ты откуда, музыка? Я. Дубровина |
Первоклассник В Ветрова |
0 |
|
Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до».; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
3.3. |
Ритм |
1 |
0 |
0 |
Осень наступила С Насауленко |
Дождик О. Юдахиной |
0 |
|
Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
3.4. |
Ритмический рисунок |
0 |
0 |
0 |
0 |
Песенка про осень Л.Готман |
0 |
|
0; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Модуль 4. Классическая музыка |
|
|
|
|
|
|
|
||||
4.1. |
Композиторы — детям |
2 |
1 |
0 |
Во кузнице русская народная |
Ах, какая осень З.Роот |
0 |
|
Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.; |
Устный опрос; Контрольная работа; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
4.2. |
Оркестр |
2 |
0 |
0 |
0 |
Чему учат в школе В Шаинского |
0 |
|
«Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
4.3. |
Музыкальные инструменты. Фортепиано. |
1 |
0 |
0 |
Пастушья песня французская народная |
Почему медведь зимой спит Л. Книппера |
0 |
|
Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Модуль 5. Духовная музыка |
|
|
|
|
|
|
|
||||
5.1. |
Песни верующих |
2 |
0 |
0 |
Семь подружек В Дроцевич |
Серебристые снежинки А Варламова |
0 |
|
Слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания. Диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Модуль 6. Народная музыка России |
|
|
|
|
|
|
|
||||
6.1. |
Край, в котором ты живёшь |
1 |
0 |
0 |
0 |
Три пингвина А. Варламова |
0 |
|
Диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
6.2. |
Русский фольклор |
1 |
0 |
0 |
Слон и скрипочка В. Кикты |
Зимушка хрустальная А. Евдотьевой |
0 |
|
Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Модуль 7. Музыка в жизни человека |
|
|
|
|
|
|
|
||||
7.1. |
Музыкальные пейзажи |
1 |
0 |
0 |
0 |
Радуга / О.Юдахина О. Юдахиной |
0 |
|
Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
7.2. |
Музыкальные портреты |
1 |
0 |
0 |
0 |
Азбука (33 родных сестрицы) В Щукина |
0 |
|
Игра-импровизация «Угадай мой характер»; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
7.3. |
Какой же праздник без музыки? |
3 |
1 |
0 |
0 |
Робот Бронислав А. Пряжникова |
0 |
|
Проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка?; |
Устный опрос; Контрольная работа; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
7.4. |
Музыка на войне, музыка о войне |
2 |
0 |
0 |
Песня Садко "Заиграйте мои гусельки" Н.А. РимскогоКорсакова |
Рощица В. Алексеева |
0 |
|
Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась?; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Модуль 8. Музыкальная грамота |
|
|
|
|
|
|
|
||||
8.1. |
Высота звуков |
2 |
0 |
0 |
0 |
Все мы моряки Л. Лядовой |
0 |
|
Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Модуль 9. Музыка народов мира |
|
|
|
|
|
|
|
||||
9.1. |
Музыка наших соседей |
1 |
0 |
0 |
Ночь тиха над Палестиной народная |
Раз, два (Военная фуражка) Ю. Оболенская |
0 |
|
Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Модуль 10. Классическая музыка |
|
|
|
|
|
|
|
||||
10.1. |
Композиторы детям |
1 |
0 |
0 |
0 |
Солдатушки, бравы ребятушки русская народная |
0 |
|
Музыкальная викторина.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
10.2. |
Музыкальные инструменты. Фортепиано. |
1 |
0 |
0 |
Старый добрый клавесин Й. Гайдна |
Самая хорошая В. Иванникова |
0 |
|
Знакомство с многообразием красок фортепиано. Слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
10.3. |
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель |
2 |
1 |
0 |
0 |
Песенка о бабушке В. Шаинского |
0 |
|
Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки.; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Модуль 11. Музыка театра и кино |
|
|
|
|
|
|
|
11.1. |
Музыкальная сказка на сцене, на экране |
2 |
0 |
0 |
Колыбельная И. Дунаевского |
Песенка про озорного мышонка Ж. Колмагоровой |
0 |
|
Видеопросмотр музыкальной сказки. Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина «Угадай по голосу».; |
Устный опрос; |
http://www.muz/ https://resh.edu.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
3 |
0 |
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Модуль "Музыка в жизни человека" (А). Стремление человека к красоте. Музыкальное вдохновение. Музыкальные произведения по выбору: вокальный цикл «Пять песен для детей» («Начинаем перепляс») |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
2. |
Модуль "Музыка в жизни человека" (Б). Образы природы в музыке. Музыкальные произведения по выбору: А. Вивальди. «Времена года»; П. И. Чайковский. Цикл «Времена года» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
3. |
Модуль "Народная музыка России" (Б). Многообразие русского фольклора. Музыкальные произведения по выбору: русская народная песня "Берёзка"; русская народная строевая песня "Солдатушки, бравы ребятушки" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
4. |
Модуль "Народная музыка России" (В). Народные музыкальные инструменты. Музыкальные произведения по выбору: песня Садко из оперы «Садко» Н. А. РимскогоКорсакова; русская народная песня "Полянка" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
5. |
Модуль "Народная музыка России" (Г). Русские народные сказания и былины. Музыкальные произведения по выбору: былинные наигрыши; “Былина о Добрыне Никитиче” (“То не белая береза к земле клонится…”); М. И. Глинка. Песня Баяна “Дела давно минувших дней…” (из оперы «Руслан и Людмила») |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
6. |
Модуль "Музыкальная грамота" (А). Повсюду слышны звуки музыки Музыкальные произведения по выбору: Л. ван Бетховен. «Багатели»; Ф. Шуберт. «Экосезы»; П. И. Чайковский пьесы из «Детского альбома»; Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества»; С. С. Прокофьев «Детская музыка»; инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, М. И. Глинки; песни и хоровые произведения |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
7. |
Модуль "Музыкальная грамота" (Б). Знакомство с нотной грамотой |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
8. |
Модуль "Музыкальная грамота" (Г, Д). Звуки длинные и короткие. Что такое ритм |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
9. |
Модуль "Классическая музыка" (Б). Великие композиторы нашей Родины. Музыкальные произведения по выбору: Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; П. И. Чайковский. «Вальс цветов»; И. Ф. Стравинский. Сюита из балета «Жар птица» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
10. |
Модуль "Классическая музыка" (Б). Песня как музыкальный жанр. Музыкальные произведения по выбору: Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. «Мой край», «Песня о школе»; Музыкa В. Шаинского. Слoвa М. Пляцковского. «Улыбка» |
1 |
1 |
0 |
|
Письменный контроль; Контрольная работа; |
11. |
Модуль "Классическая музыка" (Б). Марш как музыкальный жанр. Музыкальные произведения по выбору: Марш «Прощание славянки»; «Марсельеза» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
12. |
Модуль "Классическая музыка" (В). Оркестр. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься»); М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»; П. И. Чайковский, концерт для скрипки с оркестром |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
13. |
Модуль "Классическая музыка" (Д). Музыкальные инструменты. Флейта. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; Л. ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; В. А. Моцарт. Концерт для флейты с оркестром №1 cоль мажор; А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
14. |
Модуль "Духовная музыка" (Б). Молитва, хорал, песнопение. Музыкальные произведения по выбору: Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва; П. Чайковский. «В церкви» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
15. |
Модуль "Духовная музыка" (Б). Образы духовной музыки в творчестве русских композиторов. Музыкальные произведения по выбору: А. П. Бородин. Опера "Князь Игорь" («Мужайся, княгиня»); Н. А. Римский-Корсаков (молитва из 1-й картины 3-го действия в опере «Сказание о невидимом граде Китяже», «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение») |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
16. |
Модуль "Народная музыка России" (А). Музыкальные традиции нашей малой Родины |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
17. |
Модуль "Народная музыка России" (Б). Народные музыкальные традиции. Музыкальные произведения по выбору: русская народная песня «Дудочка»; М. И. Глинка. «Камаринская»; И. П. Ларионов. «Калинка» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
18. |
Модуль "Музыка в жизни человека" (Б). Образы природы в романсах русских композиторов. Музыкальные произведения по выбору: А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова); Г. В.Свиридов «Весна. Осень»; П. И.Чайковский. Пьесы «Осенняя песня» и «Подснежник» из цикла «Времена года» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
19. |
Модуль "Музыка в жизни человека" (Б). Музыкальные и живописные полотна. Музыкальные произведения по выбору: М. П. Мусоргский. Сюита «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); А. Алябьев «Вечерний звон» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
20. |
Модуль "Музыка в жизни человека" (В). Музыкальный портрет: образ человека |
1 |
1 |
0 |
|
Устный опрос; |
21. |
Модуль "Музыка в жизни человека" (В). Музыкальный портрет: двигательная импровизация |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
22. |
Модуль "Музыка в жизни человека" (Г). Какой же праздник без музыки? Музыкальные произведения по выбору: Слова и музыка П. Синявского. «Рождественская песенка»; народные славянские песнопения. «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
23. |
Модуль "Музыка в жизни человека" (Г). Какой же праздник без музыки? Музыкальные произведения по выбору: «Ай, как мы масленицу дожидали», «Полянка», «Проводы зимы», «Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
24. |
Модуль "Музыка в жизни человека" (Е). Музыка о войне. Музыкальные произведения по выбору: Р. Шуман. «Грезы»; А. Вайнер «Мой дедушка-герой» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
25. |
Модуль "Музыкальная грамота" (З). Высота звуков. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть); С. В. Рахманинов. «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало) |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
26. |
Модуль "Музыка народов мира" (А). Музыкальные традиции наших соседей: песни и танцы. Музыкальные произведения по выбору: белорусская народная песня «Дударики-дудари», казахская народная песня «Богенбай батыр», кюй Курмангазы «Балбырауын» в исполнении домбры |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
27. |
Модуль "Музыка народов мира" (А). Музыкальные традиции наших соседей: инструменты и их звучание |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
28. |
Модуль "Классическая музыка" (Б). Звучание настроений и чувств. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Д. Б. Кабалевский "Клоуны"; С. С. Прокофьев "Петя и волк" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
29. |
Модуль "Классическая музыка" (Г). Музыкальные инструменты. Рояль и пианино. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома»: «Баба Яга», «Утренняя молитва», Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Болезнь куклы» |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
30. |
Модуль "Классическая музыка" (Г). Музыкальные инструменты. «Предки» и «наследники» фортепиано |
1 |
1 |
0 |
|
Контрольная работа; |
31. |
Модуль "Классическая музыка" (Е). Скрипка, виолончель. Мастера скрипичной музыки. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; Л. ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; В. А. Моцарт. Концерт для флейты с оркестром №1 cоль мажор; А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром; Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
32. |
Модуль "Музыка театра и кино" (А). Музыкальная сказка на сцене и на экране. Музыкальные произведения по выбору: «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А. Рыбников) |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
33. |
Модуль "Музыка театра и кино" (А). Сочиняем музыкальную сказку |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
3 |
0 |
|
Музыка (в 2 частях, 1 класс /Бакланова Т.И., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»; Введите свой вариант:
Программа общеобразовательных учреждений Начальная школа 1-4 классы, М., АСТ, Астрель, 2011 г.
2.Т. И. Бакланова «Музыка» 3, 4 классы. Учебники, М., АСТ, Астрель, 2012 г.
3. «Обучение во 4 классе» по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой. Изд. М., АСТ, Астрель, 2009 г.
http://www.chopin.pl/
http://georgysviridov.narod.ru/%20
http://blog.wfmu.org/freeform/2007/04/john_cage_on_a_.html#top
http://www.obsolete.com/120_years/ http://www.philharmonia.spb.ru/
http://www.edu.ru/
персональный компьютер; периферийные средства, такие как принтер и сканер; цифровой синтезатор; музыкальный центр; средства воспроизведения мультимедийной информации; специальная аппаратура, воспроизводящая звук – усилители, микрофон, динамики.
Портреты композиторов
Комплекты. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях Портреты исполнителей
Атласы музыкальных инструментов
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы
Дидактический раздаточный материал:
Карточки с признаками характера звучания
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.