Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 3 класса разработана с учетом примерной программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2016 г., и ориентирована на использование учебника «Музыка. 3класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, М: «Просвещение» 2011 г., который включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Цель курса:
-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи курса:
-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Общая характеристика учебного курса
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Особенность построения курса состоит в том, что он охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слушания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Место учебного курса в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане в 3 классе на предмет «Искусство (музыка)» отводится 1 час в неделю (общий объем 34 часа). По базисному плану школы 35 учебных недель, в конце года добавляется 1 резервный час.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формирование культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные УУД
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
-формирование уважительного отношения к культуре других народов.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные УУД
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные УУД
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ученик получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- -исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
ученик научится:
- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развивать умения и навыка хорового пения;
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включаться в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных).
Содержание учебного курса 3 класс
1.Россия - Родина моя (5 ч).
Познакомить детей с песенностью музыки русских композиторов, лирическими образами в романсах и картинах русских композиторов и художников, с образами защитников Отечества в различных жанрах музыки.
2.День, полный событий (5 ч).
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
3. О России петь - что стремиться в храм (4 ч).
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Вербное воскресенье.
4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч).
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей.
5. В музыкальном театре (7 ч).
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Контраст. Мюзикл как жанр лёгкой музыки.
6.В концертном зале (5 ч).
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Флейта, скрипка. Музыкальная форма.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (4 ч).
Роль композитора, исполнителя слушателя в создании музыкальных произведений. Джаз-музыка 20века. Особенности ритма и мелодии. Музыка-источник вдохновения и радости.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Учебно-тематическое планирование
№ |
основные разделы |
количество часов |
1 |
«Россия-Родина моя» |
5 |
2 |
«День, полный событий» |
5 |
3 |
«О России петь - что стремиться в храм» |
4 |
4 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» |
4 |
5 |
«В музыкальном театре» |
7 |
6 |
«В концертном зале» |
5 |
7 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
4 |
Итого: |
34 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Искусство (музыка)»
3 класс УМК «Школа России»
№ п/п |
Название раздела. Тема урока. |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Основные виды учебной деятельности |
Аудио-визуальный материал |
Примечания |
|
План |
Факт |
||||||
РОССИЯ - РОДИНА МОЯ (5 ч)
|
|||||||
1. |
Мелодия-душа музыки. |
1 |
|
|
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. |
П.И. Чайковский «Симфония № 4» (2часть). |
Р.т. с.4 |
2. |
Природа и музыка (романс). Звучащие картины. |
1 |
|
|
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. |
Н.Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье», П.И.Чайковский «Благословляю вас, леса». |
Р.т. с.6-7 |
3. |
Виват, Россия! (кант) Наша слава – русская держава. |
1 |
|
|
Знать песни о героических событиях истории Отечества. |
«Радуйся, Росско земле», «Орле Российский» (канты), «Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.). |
Р.т. с.10-11 С.12-13
|
4. |
С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». |
1 |
|
|
Знать песни о героических событиях истории Отечества. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. |
С.Прокофьев «Александр Невский». |
Р.т. с.8-9
|
5. |
М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
|
1 |
|
|
Знать песни о героических событиях истории Отечества.
|
М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». «Славься!» С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» |
Р.т. с.20-21 |
ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (5 ч)
|
|||||||
6. |
Образы природы в музыке. Утро. |
1 |
|
|
Находить общие интонации в музыке, живописи, поэзии. |
П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «Спи, дитя, моё, усни». Э. Григ «Утро». |
|
7. |
Портрет в музыке.
|
1 |
|
|
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения. |
С.Прокофьев «Петя и волк», «Болтунья».
|
|
8. |
В каждой интонации спрятан человек. |
1 |
|
|
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. |
С. Прокофьев «Ромео и Джульетта»
|
Р.т. с.30-31 |
9. |
В детской. Игры и игрушки. |
1 |
|
|
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. |
М.П. Мусоргский «С няней». П. Чайковский «Нянина сказка» С. Прокофьев «Сказочка». М. Мусоргский «С куклой» |
|
10. |
На прогулке. Вечер. |
1 |
|
|
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения. |
М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», «Тюильрийский сад». М. Мусоргский «Вечер отрадный лег на холмах», П. Чайковский «Спи, дитя мое, спи, усни!»
|
Р.т. с.8-9 |
О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ (4 ч)
|
|||||||
11. |
Образ матери в музыке. Радуйся, Мария! Богородище Дево, радуйся. |
1 |
|
|
Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). |
С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!», Ф.Шуберт «Ave Maria». И.-С. Бах |
|
12. |
Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!» |
1 |
|
|
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. |
Тропарь Иконе Владимирской Божьей Матери, В.Гаврилин «Мама». |
|
13. |
Образ праздника в искусстве. Вербное Воскресенье. |
|
|
|
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». |
А. Гречанинов, Р. Глиэр «Вербочки», «Осанна». |
|
14. |
Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир.
|
1 |
|
|
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
Баллада о князе Владимире, величание князю Владимиру и княгине Ольге. |
|
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО (4 ч)
|
|||||||
15. |
Настрою гусли на старинный лад… (былины).
|
1 |
|
|
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. |
«Былина о Добрыне Никитиче».
|
Р.т. с.14-15 |
16. |
Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.
|
1 |
|
|
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. |
М.Глинка «Руслан и Людмила», Н.Римский-Корсаков «Садко». Былина о Садко и морском царе. |
|
17. |
Лель, мой лель… |
1 |
|
|
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. |
Н. Римский-Корсаков третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» |
Р.т. с.16-17 |
18. |
Народные традиции и обряды: прощание с Масленицей. Звучащие картины. |
1 |
|
|
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. |
Н. Римский-Корсаков «Снегурочка». |
|
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (7 ч)
|
|||||||
19. |
Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. |
1 |
|
|
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. |
М.И.Глинка «Руслан и Людмила». |
|
20. |
Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика».
|
1 |
|
|
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения. |
К. Глюк «Орфей и Эвридика». |
|
21. |
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
|
1 |
|
|
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. |
Н. Римский-Корсаков ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить», второе действие оперы «Шествие царя Берендея» |
|
22. |
Опера «Снегурочка». В заповедном лесу.
|
1 |
|
|
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. |
Н. Римский-Корсаков «Снегурочка: Пляска скоморохов». |
|
23. |
Опера Н.А.Римского- Корсакова «Садко». «Океан – море синее».
|
1 |
|
|
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. |
Н.Римский-Корсаков «Садко».
|
Р.т. с.28-29 |
24. |
Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица».
|
1 |
|
|
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. |
П.И. Чайковский «Спящая красавица». |
Р.т. с.18-19 |
25. |
В современных ритмах. |
1 |
|
|
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. |
М. Коваль «Волк и семеро козлят» А. Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад» |
|
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (5 ч)
|
|||||||
26. |
Музыкальное состязание (концерт). |
1 |
|
|
Различать на слух старинную и современную музыку. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. |
П.И. Чайковский «Концерт №1» 3 часть, песня-закличка «Веснянка».
|
|
27. |
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. |
1 |
|
|
Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. |
И.-С. Бах «Шутка», С.Прокофьев «Петя и волк: Тема Птички». |
|
28. |
Музыкальные инструменты (скрипка). |
1 |
|
|
Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. |
П.И.Чайковский «Мелодия для скрипки с оркестром», Н.Паганини «Каприс» для скрипки соло. |
|
29. |
Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт».
|
1 |
|
|
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. |
Э.Григ «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танцы Анитры» |
Р.т. с.8-9 |
30. |
Бетховен «Героическая» симфония. Финал. Мир Бетховена. |
1 |
|
|
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. |
Л.Бетховен симфония №3 «Героическая». С. Прокофьев «Золушка». Л.Бетховен «Лунная» соната», «К Элизе»,»Сурок» |
|
ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ… (4 ч)
|
|||||||
31. |
Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. |
|
|
|
Различать характерные черты языка современной музыки. |
Д. Кабалевский «Чудо-музыка». Дж. Гершвин «Порги и Бесс»,
|
|
32. |
Люблю я грусть твоих просторов. Г.В. Свиридов. Мир Прокофьева. |
1 |
|
|
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. |
Г.Свиридов «Снег идёт…». С.Прокофьев «Шествие солнца» С. Прокофьев «Утро», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Э. Григ «Утро».
|
Р.т. с.22-23
с.24-25 |
33. |
Певцы родной природы. Э. Григ и П. Чайковский. |
1 |
|
|
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. |
П.И. Чайковский «Мелодия для скрипки», Э. Григ «Утро».
|
|
34. |
Прославим радость на Земле. |
1 |
|
|
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. |
В.А. Моцарт «Слава солнцу, слава миру» |
Р.т. с.26-27 |
35. |
Резервный урок. |
|
|
|
|
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл. М.: Просвещение, 2013 г.
Пособие для учителя. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2011;
Ноутбук, музыкальные колонки, проектор, экран.
Интернет-ресурс
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.