Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена на основе документов:
· Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО
· Авторской программы «Музыка» для 5-8 кл.,/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год
· Основной общеобразовательной программы основного общего образования филиала муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Дипкунская средняя общеобразовательная школа» в п. Тутаул Тындинского района;
· Учебного плана филиала муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Дипкунская средняя общеобразовательная школа» в п. Тутаул, Тындинского района на 2020/2021 учебный год, утвержденного приказом № 143/1 от 03.06.2020 г
Содержание предмета
Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор —- поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а сареllа. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
Планируемые результаты
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ |
Дата |
Тема урока |
|
План |
факт |
||
1 |
02.09 |
|
«Что роднит музыку с литературой?» |
2 |
09.09 |
|
«Вокальная музыка» |
3 |
16.09 |
|
. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Звучащие картины.» |
4 |
23.09 |
|
. « Особенности музыкальной формы: романс. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»» |
5 |
30.09 |
|
«Фольклор в музыке русских композиторов» |
6 |
07.10 |
|
«Программная музыка. «Что за прелесть эти сказки…»» |
7 |
14.10 |
|
«Жанры инструментальной и вокальной музыки. |
8 |
21.10 |
|
«Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества» |
9 |
28.10 |
|
«Восприятие природы поэтами и композиторами. «Всю жизнь мою несу Родину в душе…» |
10 |
|
|
«Писатели и поэты о музыке и музыкантах» |
11 |
|
|
«Гармонии задумчивый поэт…» |
12 |
|
|
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» |
13 |
|
|
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» |
14 |
|
|
«Музыка в театре, в кино, на телевидении» |
15 |
|
|
«Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл» |
16 |
|
|
«Путешествие в музыкальный театр. Балет» |
17 |
13.01 |
|
«Небесное и земное в звуках и красках» |
18 |
20.01 |
|
«Звать через прошлое к настоящему…» |
19 |
27.01 |
|
«За отчий дом, за русский край…» |
20 |
03.02 |
|
«Музыкальная живопись и живописная музыка» |
21 |
10.02 |
|
«Фореллн-квинтет. Дыхание русской песенности.» |
22 |
17.02 |
|
«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» |
23 |
24.02 |
|
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве» |
24 |
03.03 |
|
«Волшебная палочка дирижера» |
25 |
10.03 |
|
«Образы борьбы и победы в искусстве» |
26 |
17.03 |
|
«Застывшая музыка. Полифония в музыке и в живописи» |
27 |
|
|
. «Музыка на мольберте. Композитор-художник» |
28 |
|
|
. «Импрессионизм в музыке и живописи» |
29 |
|
|
«О подвигах, о доблести, о славе!» |
30 |
|
|
«В каждой мимолетности я вижу миры…». |
31 |
|
|
«Музыкальная живопись Мусоргского» |
32 |
|
|
«Мир композитора» |
33 |
|
|
«С веком наравне!» |
34 |
|
|
«Урок-концерт» |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ |
Дата |
Тема урока |
|
План |
факт |
||
1 |
02.09 |
|
Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс» |
2 |
09.09 |
|
«Песня-романс. Мир чарующих звуков» |
3 |
16.09 |
|
«Два музыкальных посвящения» |
4 |
23.09 |
|
«Уноси моё сердце в звенящую даль…» |
5 |
30.09 |
|
«Музыкальный образ и мастерство исполнителя» |
6 |
07.10 |
|
«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов» |
7 |
14.10 |
|
«Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» |
8 |
21.10 |
|
«Старинной песни мир.Песни Франца Шуберта» |
9 |
28.10 |
|
«Образы русской народной и духовной музыки» |
10 |
|
|
«Русская духовная музыка» |
11 |
|
|
«Духовный концерт» |
12 |
|
|
«Фрески Софии Киевской» |
13 |
|
|
«Перезвоны» «По прочтении В.Шукшина» |
14 |
|
|
«Образы духовной музыки Западной Европы» |
15 |
|
|
«Небесное и земное в музыке Баха. Хорал» |
16 |
|
|
«Образы скорби и печали…» |
17 |
13.01 |
|
«Авторская песня: прошлое и настоящее». |
18 |
20.01 |
|
«Джаз-искусство века» «Спиричуэл и блюз» |
19 |
27.01 |
|
«Вечные темы искусства и жизни» |
20 |
03.02 |
|
«Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена |
21 |
10.02 |
|
«Ночной пейзаж. Ноктюрн» |
22 |
17.02 |
|
«Инструментальный концерт». |
23 |
24.02 |
|
«Космический пейзаж» |
24 |
03.03 |
|
«Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель» |
25 |
10.03 |
|
«Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»» |
26 |
17.03 |
|
«Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен» |
27 |
|
|
«Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»» |
28 |
|
|
«Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» |
29 |
|
|
«Мир музыкального театра. Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» |
30 |
|
|
«Мюзикл.Л.Бернстайн «Вестсайдская история» |
31 |
|
|
Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика» |
32 |
|
|
«А.Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика» |
33 |
|
|
Образы киномузыки.«Ромео и Джульетта» в кино XX века.» |
34 |
|
|
«Музыка в отечественном кино» |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ |
Дата |
Тема урока |
|
план |
факт |
||
1 |
03.09 |
|
Классика и современность |
2 |
10.09 |
|
В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» |
3 |
17.09 |
|
В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» |
4 |
24.09 |
|
В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» |
5 |
01.10 |
|
В музыкальном театре. Балет |
6 |
08.10 |
|
В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» |
7 |
15.10 |
|
Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение. |
8 |
22.10 |
|
В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». |
9 |
29.10 |
|
В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». |
10 |
12.11 |
|
Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. |
11 |
19.11 |
|
Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. |
12 |
26.11 |
|
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» |
13 |
03.12 |
|
Сюжеты и образы духовной музыки. |
14 |
10.12 |
|
Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов. |
15 |
17.12 |
|
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. |
16 |
24.12 |
|
«Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. |
17 |
14.01 |
|
Музыканты – извечные маги. |
18 |
21.01 |
|
Музыкальная драматургия - развитие музыки. |
19 |
28.01 |
|
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. |
20 |
04.02 |
|
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. |
21 |
11.02 |
|
Транскрипция. |
22 |
18.02 |
|
Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. |
23 |
25.02 |
|
«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. |
24 |
04.03 |
|
Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. |
25 |
11.03 |
|
Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. |
26 |
18.03 |
|
Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. |
27 |
|
|
Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. |
28 |
|
|
Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова. |
29 |
|
|
Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. |
30 |
|
|
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. |
31 |
|
|
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин |
32 |
|
|
Музыка народов мира. |
33 |
|
|
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. |
34 |
|
|
Обобщение «Камерная и симфоническая музыка». |
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ |
Дата |
|
Тема урока |
Домашнее задание |
План |
Факт |
|||
1 |
04.09 |
|
Классика и современность. Музыка И.С.Баха и 21 век |
Привести примеры пр-ний Баха, популярных в 21 веке
|
2 |
11.09 |
|
Современные обработки классических произведений |
Подобрать примеры классики в современном образе |
3 |
18.09 |
|
Жанровое многообразие музыки |
Подобрать Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» |
4 |
25.09 |
|
Песня – самый демократичный жанр музыки |
Наизусть тексты песен А.Пахмутовой, И.Матвиенко, |
5 |
02.10 |
|
Патриотическая тема в музыке |
Найти материал о фольклорных коллективах |
6 |
09.10 |
|
Патриотическая тема в музыке и эстрадная песня |
Подобрать материал о фольклорных коллективах |
7 |
16.10 |
|
Проникновение фольклора в современную музыку |
Подготовить сообщение Фольклор |
8 |
23.10 |
|
Вокальные жанры и их развитие в музыке разных эпох. |
Подготовить сообщение Вокальные жанры |
9 |
30.10 |
|
Тема любви – вечная тема в искусстве |
Подготовить сообщение «Бетховен, биография» |
10 |
13.11 |
|
Тема любви – вечная тема в искусстве |
Сообщение «История создания балета» |
11 |
20.11 |
|
Иоганн Штраус – король вальса |
Подготовить сообщение Штраус, биография |
12 |
27.11 |
|
Жанр вальса в «серьезной» и «легкой музыке» |
Подготовить сообщение Глинка, биография |
13 |
04.12 |
|
Вальс, как музыкальная иллюстрация |
Подготовить сообщение Хачатурян, биография |
14 |
11.12 |
|
Вальс, как музыкальная иллюстрация к литературному произведению |
Прослушать произведение А.Хачатурян «Вальс» |
15 |
18.12 |
|
Интонации и ритмы марша |
Подготовить сообщение «История создания марша» |
16 |
25.12 |
|
Интонации и ритмы марша |
История создания марша «Прощание славянки» |
17 |
15.01 |
|
Выдающиеся исполнительские коллективы |
История создания «Свадебного марша» |
18 |
22.01 |
|
Джаз. Корни и стоки. Симфоджаз |
Выполнить задание: Джаз, отличительные черты |
19 |
29.01 |
|
Рок-опера |
История создания авторской песни. |
20 |
05.02 |
|
Рок-опера |
История развития авторской песни. |
21 |
12.02 |
|
Авторская песня
|
История развития авторской песни. |
22 |
19.02 |
|
Авторская песня В.Высоцкий, Б.Окуджава, |
Окуджава, «Молитва Франсуа Виньона», текст наизусть. |
23 |
26.02 |
|
Духовная музыка |
Записать этапы развития духовной музыки |
24 |
05.03 |
|
Духовная музыка |
Бах Высокая месса, Вивальди «Gloria» |
25 |
12.03 |
|
Обращение композиторов к образцам духовной музыки при создании музыкальных произведений |
Привести примеры музыкальных произведений. |
26 |
19.03 |
|
Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке |
Познакомиться с сонетами Вивальди. |
27 |
|
|
«…И музыка, которой нет конца…» ЭпохаРомантизма в музыке |
Выполнить задание Паганини, биография. |
28 |
|
|
Творческий стиль С.Рахманинова |
Выполнить задание Рахманинов, биография |
29 |
|
|
Историческая хроника А.Пушкин |
|
30 |
|
|
Историческая хроника А.Пушкина и опера М.Мусоргского «Борис Годунов» |
Выполнить задание Мусоргский, биография |
31 |
|
|
Всегда современный Чайковский |
Выполнить задание Чайковский, биография |
32 |
|
|
Мы помним… Мы гордимся… Песни великого подвига |
Выполнить задание история создания песен времен ВОВ |
33 |
|
|
Музыка кинематографа |
Выполнить задание история развития звукового кино и роль в нем музыки |
34 |
|
|
Традиции и новаторство в творчествеве С.Прокофьева. Стилизация и полистилистика. |
Выполнить задание особенности творческого стиля Прокофьева |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.