Чертковский район
с. Алексеево-Лозовское
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеево-Лозовская средняя общеобразовательная школа
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания ШМО учителей гуманитарно-эстетического цикла № 1 от 26.08.19 г Руководитель Комнатная Т.И. _______________
|
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УР МБОУ Ал-Лозовская СОШ
___________И.М.Симонихина 27.08.2019 г |
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о.директора МБОУ Ал-Лозовская СОШ __________И.М.Симонихина
Приказ № 103 от 30.08.2019 г |
Рабочая программа
по музыке
для индивидуального обучения на дому
Самодуровой Анастасии
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 7класс
коррекционная программа
Количество часов
31 час
Учитель Машкина Валентина Ивановна
Программа разработана на основе специальных (коррекционных) программ под редакцией В.В.Воронковой, М. «Просвещение» 2016
2019 – 2020 учебный год
Содержание
стр.
1.Пояснительная записка 2
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета 4
3.Содержание учебного предмета 5
4.Календарно - тематическое планирование 11
1.Пояснительная записка
Адаптированная программа (коррекционная) по музыке для обучающейся на дому ученицы 7 класса МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ Самодуровой Анастасии составлена на основе следующей нормативно-правовой базы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 28.12.18 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ Минпросвещения России от 08.05.19 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего, среднего общего образования» ;
- Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
- Основная образовательная программа основного (приказ №132 от 31.08.12 г., с изменениями приказ №103/2 от 30.08.19 г) общего образования МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ;
- Учебный план МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ на 2019-2020 учебный год (приказ №104 от 30.08.19 г);
- Положение о рабочей программе по предмету МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ (приказ №192 от 05.09.17 г);
- «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2016 год).
- Индивидуальная образовательная программа ООО, разработанная для обучения на дому Самодуровой Анастасии
Для реализации Рабочей программы используется учебник «Музыка.7 класс», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Цель программы – овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, исполнительские навыки.
Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей Программа основана на материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Задачи:
воспитывающие:
коррекционно-развивающие:
Специальной задачей обучения пению является коррекция и развитие чувства ритма, а так же преодоление невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю). Согласно годовому календарному графику МБОУ Алексеево-Лозовская СОШ на 2019-2020 учебный год в 7 классе 35 учебных недель, однако, в связи с выпадением уроков на праздничные дни количество часов составило 31 час
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
По окончании 7 класса, учащиеся должны определять, знать:
· наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;
· жанры музыкальных произведений: опера, балет, инструментальная музыка
· музыкальные термины: аккомпанемент, современные электронные музыкальные инструменты и их звучание
Учащиеся получат возможность
· исполнять вокально-хоровые упражнения;
· контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села.
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
- Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
3.Содержание учебного предмета
Содержание учебного материала, соответствует Программе «Музыка и пение» автор Евтушенко в структуре программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под ред. В.В. Воронковой с поправками песенного репертуара, что предусмотрено авторами Программы
Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 3-х разделов: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты, поэтому на уроке используется материал из каждого раздела: «Пение», «Слушание» и «Элементы музыкальной грамоты». Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Пение
1) Исполнение песенного материала в диапазоне си — ми, однако крайние звуки используются довольно редко.
2) Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса
3) Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и
вокальной.
4) Вокально-хоровые упражнения, подпевки, прибаутки.
5) Повторение песен, разученных в 6-м классе.
Слушание музыки
1) Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях легкой музыки.
2) Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музыка — инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.
3) Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков.
4) Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната,
симфония, концерт, квартет, романс, серенада.
5) Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных
инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты.
6) Повторное прослушивание произведений 6 класса
Музыкальная грамота
1) Интонация как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.
2) Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т. д.
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л д л я п е н и я
I четверть
«С чего начинается Родина?» Из кинофильма «Щит и меч» — муз. Б. Баснера, сл. М. Матусовского.
«Гляжу в озёра синие». Из телефильма «Тени исчезают в полдень» — муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана.
«Конопатая девчонка» — муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.
«Не повторяется такое никогда» — муз. С. Туликова, сл. М. Пляцковского.
«Подмосковные вечера» — муз. В. Соловьева-Седого, сл.М. Матусовского.
«Моя Москва» — муз. И. Дунаевского, ел. М. Лисянского и С. Аграняна.
«Песня о Москве». Из кинофильма «Свинарка и пастух» — муз. Т. Хренникова, сл. В. Гусева.
// четверть
«Город золотой» — муз. Ф. Милано, ел. А. Хвостова и А. Волохонского, обр. Б. Гребенщикова.
«Есть только миг». Из кинофильма «Земля Санникова» — муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.
«Песенка о медведях». Из кинофильма «Кавказская пленница» —муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.
«Разговор со счастьем». Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» — муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского.
«Мой белый город» — муз. Е. Доги, сл. В. Лазарева.
/// четверть
«Старый клен». Из кинофильма «Девчата» — муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.
«Спят курганы темные». Из кинофильма «Большая жизнь» — муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина.
«Когда весна придет...» Из кинофильма «Весна на Заречной улице» — муз. Б. Мокроусова, сл. А. Фатьянова.
«Рассвет-чародей» — муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.
«Пожелание» — муз. и сл. Б. Окуджавы.
«Березовые сны». Из киноэпопеи «Великая Отечественная» — Муз. В. Гевиксмана, сл. Г. Фере.
IV четверть
«Где же вы теперь, друзья-однополчане?» — муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова.
«День Победы» — муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
«Нам нужна одна победа». Из кинофильма «Белорусский вокзал» — муз. и сл. Б. Окуджавы.
«Прощальный вальс». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А.Флярковского, сл. А. Дидурова.
«Ваши глаза» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
«Прощайте, голуби» — муз. М. Фрадкина, сл. М. Матусовского.
М уз ы к а л ь н ы е п р о и з в е д е н и я д л я с л у ш а н и я
И. Бах. «Токката», ре минор, BWV 565.
И. Бах. «Sarabanda». Из Французской сюиты № 1.
Л. Бетховен. «Grave». «Allegro di molto e con brio». Из сонаты №8, до минор, соч. 13, «Патетическая».
И. Брамс. «Венгерский танец № 5», фа-диез минор.
Дж. Верди. «Песенка Герцога». Из оперы «Риголетто».
Г. Гендель. «Passacalia». 'Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч. 7, № 1.
Дж. Гершвин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс».
A. Дворжак. «Славянский танец», ми минор.
Ф. Лист. «Венгерская рапсодия № 2».
B. Моцарт. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро».
B. Моцарт. «Allegro molto». Из симфонии № 40, KV 550.
А. Бородин. «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь».
М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору).
C. Прокофьев. «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище».
Из кантаты «Александр Невский».
Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки». Из оперы «Садко».
Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Из оперы «Снегурочка».
Г. Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к повег и А. Пушкина «Метель».
И. Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка».
А. Хачатурян. «Вальс». Из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».
П. Чайковский. «Времена года», соч. 37 — bis.
Д. Шостакович. «Первая часть». Тема нашествия. Из симфонии № 7, «Ленинградская».
«Я ли в поле да не травушка была...» — муз. П. Чайковского, сл.И. Сурикова.
Ф. Лей. «Мелодия». Из кинофильма «История любви».
Э. Морриконе. Музыка к кинофильмам.
X. Родриго. «Аранхуэсский концерт».
«А цыган идет». Из кинофильма «Жестокий романс» — муз. А. Петрова, сл. Р. Киплинга. Русский текст Г. Кружкова.
№ п/п |
Название раздела программы |
Кол-во часов |
Краткое содержание |
1 |
Музыка «легкая» и «серьезная». |
7 |
Вводный урок. Понятия музыка «легкая» и музыка «серьезная» по содержанию и восприятию. Жанровое многообразие танцевальной музыки. Вальс как жанр камерной музыки. И. Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». Роль ритма в танцевальной музыке. Жанровое многообразие танцевальной музыки. Равель «Болеро». Вечные темы искусства. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики главных героев оперы Ж.Бизе «Кармен», анализ музыкальных средств выразительности. Истоки авторской песни, ее тематика, исполнители. Определение характерных черт бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников. Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики. Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по теме четверти. Исполнение любимых песен. |
2 |
Музыкальные инструменты. |
2 |
Знакомство с группами электронных музыкальных инструментов. Клавишные, ударные, струнные. Аккомпанемент. Знакомство с разнообразными видами современных оркестров. Звучание электронных музыкальных инструментов. Современные аранжировки. «За» и «против». Сравнение фрагментов классических музыкальных произведений в оригинале и современной обработке. Бетховен Соната № 14. Рахманинов «Вокализ». |
3 |
Вокальная и программная музыка. |
7 |
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий (песня, романс, баллада, баркарола) Единство поэтического текста и музыки. Песня - самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня -душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Развитие жанров камерной вокальной музыки –романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Понятие программная музыка (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Г. Свиридов. «Тройка». «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Исполнение любимых песен. Г. Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед». Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Музыкальная драматургия. Особенности развития. Шуберт. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Музыкальная драматургия. Особенности развития. Обобщение по теме «вокальная и программная музыка».Исполнение любимых песен. |
4 |
Музыкальные жанры. |
8 |
История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - литературное произведение. Особенности жанра оперы. Либретто - литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет. История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета - литературное произведение. Развитие жанра - балет. Формирование русской классической школы.Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца.Сказочные сюжеты балетного спектакля.Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет -массовые сцены). Лучшие отечествен- ные танцоры и хореографы. А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ».Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл - театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки. История возникновения жанра. Симфония - «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Чайковский. «Allegro con fuoco». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор, ор. 23. «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»Обобщение. Исполнение любимых песен. |
5 |
Особенности творчества русских композиторов классиков |
7 |
Характерные черты музыкального стиля . М. Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя». П. Чайковский. «Allegro con fuoco». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор, ор. 23. Характерные черты музыкального стиля П.И.Чайковского Характерные черты музыкального стиля ,Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко». Музыкальная викторина направленная на определение стилистических особенностей творчества композиторов. Музыкальный колейдоскоп направленный на определение стилистических особенностей творчества композиторов. Музыкальная викторина направленная на определение стилистических особенностей творчества композиторов. Исполнение любимых песен. Игра «Музыкальный калейдоскоп» Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся. |
|
всего |
31 |
|
4.Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема раздела и урока |
Кол час. |
Дата
|
Домашнее задание |
|
1.Музыка «легкая» и «серьезная». 7ч |
|
|
|
1 |
Музыка «легкая» и «серьезная». |
1 |
2.09 |
Рассказать о музыкальных впечатлениях |
2 |
Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке |
1 |
9.09 |
Записать в тетрадь танцы разных эпох и направлениях |
3 |
Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке |
1 |
16.09 |
Выучить 2 куплет Гимна гор Невельск |
4 |
Классическая музыка - «легкая» или «серьезная |
1 |
23.09 |
Привести примеры легкой и серьезной музыки |
5 |
Авторская песня - музыка «легкая или «серьезная» |
1 |
30.09 |
Повторить значение терминов Авторская песня Бард |
6 |
Современная популярная музыка «легкая» или «серьезная». |
1 |
7.10 |
Приготовить разную музыку на МР носителях, телефонах |
7 |
Музыка «легкая» и «серьезная». Обобщение |
1 |
14.10 |
Зарисовать музыкальные впечатления |
|
2.Музыкальные инструменты.- 2ч |
|
|
|
8 |
Состав и звучание групп современных музыкальных инструментов |
1 |
21.10 |
Записать в тетради Струнные инструменты Оркестра |
9 |
Музыкальные инструменты. Оркестр. |
1 |
28.10 |
|
|
3.Вокальная и программная музыка.- 7ч |
|
|
|
10 |
Многообразие жанров вокальной музыки. |
1 |
11.11 |
Выучить определения Вокал, Песня. аккомпанемент |
11 |
Камерная вокальная музыка |
1 |
18.11 |
Повторить значение Романс |
12 |
Программная музыка и ее жанры. |
1 |
25.11 |
Зарисовать или описать музыкальные впечатления |
13 |
Программная музыка Г. Свиридова |
1 |
2.12 |
Найти в учебнике иллюстрации, подходящие к музыке |
14 |
Программная музыка Н. Римского-Корсакова |
1 |
9.12 |
Найти в учебнике иллюстрации, подходящие к музыке |
15 |
Программная музыка в вокальных циклах. |
1 |
16.12 |
|
16 |
Программная музыка в вокальных циклах.Ф.Шуберт |
1 |
23.12 |
|
|
|
|
|
|
|
4.Музыкальные жанры.- 8ч. |
|
|
|
17 |
Путешествие в музыкальный театр. Опера. |
1 |
13.01 |
|
18 |
Путешествие в музыкальный театр. Балет Либретто |
1 |
20.01 |
|
19 |
Путешествие в музыкальный театр. Балет А.Хачатурян |
1 |
27.01 |
|
20 |
Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл |
1 |
3.02 |
|
21 |
Путешествие в концертный зал. Симфония |
1 |
10.02 |
|
22 |
Путешествие в концертный зал. Концерт. Соната |
1 |
17.02 |
|
23 |
Путешествие в театр Оперетта |
1 |
2.03 |
|
24 |
Обобщение по теме «Музыкальные жанры |
1 |
16.03 |
|
|
5. Особенности творчества русских композиторов классиков -7 ч |
|
|
|
25 |
Особенности творчества композиторов. Глинка |
1 |
30.03 |
|
26 |
Особенности творчества композиторов. П.И.Чайковский |
1 |
6.04 |
|
27 |
Особенности творчества композиторов. Н. Римский-Корсаков |
1 |
13.04 |
|
28 |
Особенности творчества композиторов. Мусоргский |
1 |
20.04 |
|
29 |
Особенности творчества композиторов. (Л. Бетховен) зарубежная музыка |
1 |
27.04 |
|
30 |
Особенности творчества композиторов. (Л. Бетховен) зарубежная музыка |
1 |
18.05 |
|
31 |
Урок обобщения. Музыкальный калейдоскоп |
1 |
25.05 |
|
|
Всего |
31 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.