Рабочая программа по неаудиторной занятости "Юный эколог"

  • docx
  • 25.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала юный эколог-3а Митясова.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

Факультативный курс:   Юный эколог

Класс:    3 «а»

Количество часов в неделю: 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:         ____________________/Е.И.Митясова /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Цель: программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

 

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных - помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

 

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях,грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся

 

Содержание программы

3 класс

1.      Введение.

Создание ситуации понимания единства всех живых существ на Земле. Мой родной город, его история, моя улица и дом. Природа города. Экология как наука. Экология – наука об отношениях между растениями, животными, человеком и окружающей их средой. Эрнст Геккель – основатель экологии как науки. Человек – верный сын природы. Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии. Разъяснение сущности и значении экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан ( нарушение трофической цепи: комары – крысы – кошки, а когда погибли кошки, расплодились крысы; пришлось завозить кошек)

 

2.      Неживое в природе

Формирование представлений о неживой природе, её многообразии. Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, её признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода-растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения учащимся об охране и значении воды. Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

 

3.      Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой.

 

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Формирование представлений о загрязнении воды и её очистке, воспитании ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы. Закаливание организма воздухом и водой. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения. Культура поведения в природе по отношению к растениям. Формирование потребностей и умений экологически сообразных поступков. Экологические знаки. Их необходимость. Защита своих разработок (экологических знаков). Составление экологической памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе». Дать представление о многообразии растений, обратить внимание на их красоту и показать значение растительного мира для человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, правилами сбора и использованием. ,  

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

 

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

 

 

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

-интерес к познанию мира природы;

-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере;

-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

-опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

 

Содержание учебного материала

 

Сроки проведения

 

 

 

02.09

 

Введение

09.09

1

Мы-жители планеты Земля

16.09

2

Моя малая Родина

23.09

3

Что такое экология?

30.09

4

Место человека в мире природы

07.10

6

Невидимые нити

14.10

7

Неживое в природе

21.10

8

Солнце – источник тепла и света

28.10

9

Вода, её признаки и свойства

11.11

10

Берегите воду! Защита творческих заданий.

18.11

11

Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы

25.11

12

Предсказывание погоды по народным приметам

02.12

13

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

09.12

14

Экологические связи неживой и живой природы

16.12

15

Вода и жизнь

23.12

16

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных

30.12

17

Растение – живой организм

06.01

18

Будем понимать и любить растения!

13.01

19,20,21

«Что вырастет из семечки?».Проектная деятельность.

20.01;27.01;10.02

22

Разнообразие царства растений.

17.02

23

Мы- за экологические поступки.

24.02

24

Экологические памятки для детей и взрослых.

02.03

25

«Все друг другу мы нужны».Сказка. Выполнение зарисовок к тексту.

09.03

26

Викторина «Знатоки природы».

16.03

27

«Путешествие капельки».Беседа о круговороте веществ.

23.03

28

Деятельность человека. Сказка. «Очень страшная история».

30.03

29,30

Мы в ответе за тех, кого приручили». Проектная деятельность: изготовление газеты.

06.04;13.04

31

Экологический светафор

20.04

32

«Весна!Весна на улице!...»Экскурсия

27.04

33

«Что вокруг школы?» Ориентирование на местности.

04.05

34

«Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.

11.05