Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
142280 Московская область г.Протвино, ул. Гагарина , д.7
тел./факс 74-47-01, E-maiL: Liceum_2@mail.ru
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________О.В.Хоменко «___» _____________2019г. |
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» ______________ Л.И.Иващенко «___» _______________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2019-2020 учебный год
КЛАСС 6 класс
ПРЕДМЕТ обществознание
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ 34 ч.
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ базовый
ФИО учителя Прусова С.И.
Протвино 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе нормативно – правовых актов:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ( с изменениями на 05.07.2017 г., приказ № 629)
- Приказ Минобрнауки от 29.12.2014 г. № 1643 и от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 ""Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
- Примерные программы, созданные на основе ФГОС ООО
-«Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2».
Цели и задачи курса (предмета).
Цели курса:
1. воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2. развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
3. формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение обучающимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
4. овладение обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
5. формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Исходя, из вышеуказанной цели программа решает следующие задачи:
1. создание условий для социализации личности;
2. воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
3. формирование знаний и интеллектуальных умений;
4. воспитания уважения к семье и семейным традициям;
5. формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
6. воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
7. воспитания уважения к трудовой деятельности.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Н.Боголюбова по обществознанию. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова – М., Просвещение, 2014
Особенности организации учебного процесса
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа – 34 учебные недели (1 час в неделю), что полностью соответствует учебному плану лицея и авторской программе по обществознанию. В процессе обучения сохранён порядок изучения тем, не изменено количество часов, отведенных автором на изучение тем, сохранено количество часов, выделенных на контрольные, тестовые и другие письменные работы.
Содержание учебного предмета, курса
№ |
Основное содержание предмета по темам |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Глава 1. Человек в социальном измерении Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она? Человек
познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты
способен. На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Готовимся выбирать профессию. Выбор жизненного пути. Практикум.
|
12 ч. |
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности, для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способностей людей Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности, особые потребности людей с ограниченными возможностями. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер, роль труда в достижении успеха в жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. Формировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа. Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.
|
2. |
Глава 2. Человек среди людей. Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Учимся взаимодействовать с окружающей средой. Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. О поощрении и наказаниях. Учимся совместно всей группой делать полезные дела. Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Учимся общаться. Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Семь раз отмерь… Как не проиграть в конфликте. Учимся вести себя в ситуации конфликта. Практикум.
|
10 ч |
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды, взаимодействие и сотрудничество людей в обществе, большие и малые, формальные и неформальные группы, взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства. Приводить примеры социальных групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликтов. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. |
3. |
Глава 3. Нравственные основы жизни. Человек
славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым.
Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека. Учимся
побеждать страх. Практикум |
10 ч
2 ч |
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём. |
Планируемые результаты
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
1)Регулятивные УУД: умение организовать свою учебную деятельность
1. ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)
2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале
2) Коммуникативные УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми
1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать
точку зрения другого;
6. предвидеть последствия коллективных решений.
3) Познавательные УУД: включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем
1. самостоятельно выделять и формулировать цель;
2. ориентироваться в учебных источниках;
3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;
4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки
Ученик научится
1. определять социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
2. понимать значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
3. понимать закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
4. различать различные подходы к исследованию человека и общества;
5. определять основные социальные институты и процессы;
6. применять важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Ученик получит возможность научиться:
1. высказывать собственное мнение, суждения
2. анализировать свои поступки, работать в группах и парах
3. обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся
4. характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
5. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
6. применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
УМК и техническое оснащение учебного процесса
· Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2014
· Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс. – М., Просвещение, 2014.
· Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. – М., Просвещение, 2010
· Т.В.Коваль Тесты по обществознанию, 6 класс. – М., Экзамен, 2016
· А.С.Митькин. Рабочая тетрадь по обществознанию, 6 класс – М., Экзамен, 2014
· Обществознание. Электронное приложение к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. 6 класс (СD)
· Диск «Обществознание» 5-6 классы издательство « Учитель».
· Презентации
· Интернет-ресурсы
КТП
Предмет обществознание, 6-а класс
Количество часов – 34
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Форма контроля |
Примечание |
|
План |
Корректировка |
||||
1. |
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Глава 1. Человек в социальном измерении. § 1 Человек – личность. |
|
|
|
|
2. |
§ 1 Человек – личность. |
|
|
|
|
3. |
§ 2 Человек познаёт мир |
|
|
|
|
4. |
§ 2 Человек познаёт мир |
|
|
|
|
5. |
§ 3 Человек и его деятельность |
|
|
|
|
6. |
§ 3 Человек и его деятельность |
|
|
|
|
7. |
§ 4 Потребности человека |
|
|
|
|
8. |
§ 4 Потребности человека |
|
|
|
|
9. |
§ 5 На пути к жизненному успеху. |
|
|
|
|
10. |
§ 5 На пути к жизненному успеху. |
|
|
|
|
11. |
Практикум по теме «Человек в социальном измерении». |
|
|
Практикум |
|
12. |
Практикум по теме «Человек в социальном измерении». |
|
|
Тест |
|
13. |
Глава 2. Человек среди людей. § 6 Межличностные отношения. |
|
|
|
|
14. |
§ 6 Межличностные отношения. |
|
|
|
|
15. |
§ 7 Человек в группе.. |
|
|
|
|
16. |
§ 7 Человек в группе. |
|
|
|
|
17. |
§ 8 Общение. |
|
|
|
|
18. |
§ 8 Общение. |
|
|
|
|
19. |
§ 9 Конфликты в межличностных отношениях. |
|
|
|
|
20. |
§ 9 Конфликты в межличностных отношениях. |
|
|
|
|
21. |
Практикум по теме «Человек среди людей». |
|
|
Практикум |
|
22. |
Практикум по теме «Человек среди людей». |
|
|
Тест |
|
23. |
Глава 3.Нравственные основы жизни. § 10 Человек славен добрыми делами. |
|
|
|
|
24. |
§ 10 Человек славен добрыми делами. |
|
|
|
|
25. |
§ 11 Будь смелым. |
|
|
|
|
26. |
§ 11 Будь смелым. |
|
|
|
|
27. |
§ 12 Человек и человечность. |
|
|
|
|
28. |
§ 12 Человек и человечность. |
|
|
|
|
29. |
Практикум по теме «Нравственные основы жизни» |
|
|
Практикум |
|
30. |
Практикум по теме «Нравственные основы жизни» |
|
|
Тест |
|
31. |
Итоговое повторение |
|
|
|
|
32. |
Итоговое повторение |
|
|
|
|
33. |
Резерв |
|
|
|
|
34. |
Резерв |
|
|
|
|
КТП
Предмет обществознание, 6-б класс
Количество часов – 34
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Форма контроля |
Примечание |
|
План |
Корректировка |
||||
1. |
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Глава 1. Человек в социальном измерении. § 1 Человек – личность. |
|
|
|
|
2. |
§ 1 Человек – личность. |
|
|
|
|
3. |
§ 2 Человек познаёт мир |
|
|
|
|
4. |
§ 2 Человек познаёт мир |
|
|
|
|
5. |
§ 3 Человек и его деятельность |
|
|
|
|
6. |
§ 3 Человек и его деятельность |
|
|
|
|
7. |
§ 4 Потребности человека |
|
|
|
|
8. |
§ 4 Потребности человека |
|
|
|
|
9. |
§ 5 На пути к жизненному успеху. |
|
|
|
|
10. |
§ 5 На пути к жизненному успеху. |
|
|
|
|
11. |
Практикум по теме «Человек в социальном измерении». |
|
|
Практикум |
|
12. |
Практикум по теме «Человек в социальном измерении». |
|
|
Тест |
|
13. |
Глава 2. Человек среди людей. § 6 Межличностные отношения. |
|
|
|
|
14. |
§ 6 Межличностные отношения. |
|
|
|
|
15. |
§ 7 Человек в группе.. |
|
|
|
|
16. |
§ 7 Человек в группе. |
|
|
|
|
17. |
§ 8 Общение. |
|
|
|
|
18. |
§ 8 Общение. |
|
|
|
|
19. |
§ 9 Конфликты в межличностных отношениях. |
|
|
|
|
20. |
§ 9 Конфликты в межличностных отношениях. |
|
|
|
|
21. |
Практикум по теме «Человек среди людей». |
|
|
Практикум |
|
22. |
Практикум по теме «Человек среди людей». |
|
|
Тест |
|
23. |
Глава 3.Нравственные основы жизни. § 10 Человек славен добрыми делами. |
|
|
|
|
24. |
§ 10 Человек славен добрыми делами. |
|
|
|
|
25. |
§ 11 Будь смелым. |
|
|
|
|
26. |
§ 11 Будь смелым. |
|
|
|
|
27. |
§ 12 Человек и человечность. |
|
|
|
|
28. |
§ 12 Человек и человечность. |
|
|
|
|
29. |
Практикум по теме «Нравственные основы жизни» |
|
|
Практикум |
|
30. |
Практикум по теме «Нравственные основы жизни» |
|
|
Тест |
|
31. |
Итоговое повторение |
|
|
|
|
32. |
Итоговое повторение |
|
|
|
|
33. |
Резерв |
|
|
|
|
34. |
Резерв |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.