МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено ______ на заседании МО Руководитель МО Намжилова Т.Б Протокол №____ от «____» _______20__г.
|
Согласовано _______ Заместитель директора по УВР Гатапова О.Б Протокол №____ от «___» _______ 20__г.
|
Утверждаю _______ директор школы Дондупова Е.Р. Приказ №______ от «___» ________20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Обществознание
Класс 9
Учитель Дамдинова Б.М, учитель истории и обществознания, первая категория
Срок действия программы 2021- 2022 учебный год
с. Баянгол
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа (ФГОС) по обществознанию для 9 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
-Уставом МБОУ «Баянгольская СОШ»;
-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ "Баянгольская СОШ",
- Положением МБОУ "Баянгольская СОШ" о рабочей программе педагога, в соответствии с требованиями ФГОС ООО
. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения)
1. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
2. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой/[Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева] М.: Просвещение, 2019;
Общие цели предмета
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Выпускник 9 класса научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина;
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник 9 класса получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;
- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Объем учебного времени объясняется количеством учебных недель (35 недель) по базисному учебному плану МБОУ «СОШ №5» г. Курчатова.
Распределение учебного времени по курсам
Курс «Обществознание» |
|
Класс |
Обществознание |
5 |
34 |
6 |
34 |
7 |
34 |
8 |
34 |
9 |
34 |
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения обществознания.
Предполагается, что результатом изучения обществознания в 9 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты изучения курса «Обществознание» в 9 классе включают в себя:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Предметные результаты изучения курса «Обществознание» 9 классе включают в себя:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
1) относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
4) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
1) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
2) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
3) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
1) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
2) понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
1) понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
2) понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
1) знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
2) знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
3) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
4) понимание значения коммуникации в межличностном общении;
5) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
6) знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения курса «Обществознание» в 9 классе включают в себя:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Содержание тем учебного курса в 9 классе.
Обществознание (34 часа).
Введение – 1 час
Глава I. Политика ‑ 11 часов.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II. Гражданин и государство (8час).
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Права и свободы человека и гражданина
Высшие органы государственной власти РФ. Россия – федеративное государство. Судебная система РФ.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Глава III Основы российского законодательства (15ч)
Роль права в жизни человека. Общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Обществознание |
34 часа |
|
Вводный урок |
1 час |
|
Глава I. Политика. |
11 часов+1 час практикума |
1. |
Тема 1. Политика и власть. |
1 час |
2. |
Тема 2. Государство. |
2 часа |
3. |
Тема 3. Политические режимы. |
1 час |
4. |
Тема 4. Правовое государство. |
2 часа |
5. |
Тема 5. Гражданское общество и государство. |
2 часа |
6. |
Тема 6. Участие граждан в политической жизни. |
1 часа |
7. |
Тема 7. Политические партии и движения. |
1 час |
7 |
Тема 8.Межгосударственные отношения |
1 час |
9. |
Практикум по теме: «Политика». |
1 час |
|
Глава 2. Гражданин и государство (8час). |
7часов + 1 час практикума |
9. |
Тема 8. Основы конституционного строя Российской Федерации |
1 часа |
10. |
Тема 9.Права и свободы человека и гражданина |
1 час |
11. |
Тема 10.Права и свободы человека и гражданина |
1часа |
12. |
Тема 11.Высшие органы государственной власти в РФ |
1 час |
13. |
Тема 12.Россия- федеративное государство |
1 час |
14. |
Тема 13.Судебная система РФ |
1 час |
|
Тема 14.Правоохранительные органы РФ |
1 час |
|
Практикум по теме «Гражданин и государство» |
1 час |
|
Глава III Основы российского законодательства (15ч) |
14 + 1 час практика |
15. |
Тема 14. Роль права в жизни человека. Общества и государства |
2 часа |
16. |
Тема 15. Правоотношения и субъекты права |
1 час |
17. |
Тема 16.Правонарушения и юридическая ответственность |
1 часа |
18. |
Тема 17.Гражданские правоотношения. |
1 час |
19. |
Тема 18.Право на труд. Трудовые правоотношения. |
2 час |
20. |
Тема 20.Семья под защитой закона. |
1 часа |
21. |
Тема 21.Административные правоотношения. |
2 часа |
22. |
Тема 23.Уголовно-правовые отношения |
2 часа |
23 |
Тема 25.Правовое регулирование отношений в сфере образования |
1 час |
|
|
|
24. |
Тема 26.Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
1 час |
|
Практикум по теме: «Основы российского законодательства |
1 час |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 класс (34 часа).
№ п/п |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Корректировка |
1. |
Вводный урок. |
|
|
|
Глава I. Политика (12часов). |
||||
2. |
Политика и власть. |
|
|
|
3. |
Государство. |
|
|
|
4. |
Государство. |
|
|
|
5. |
Политические режимы. |
|
|
|
6. |
Правовое государство. |
|
|
|
7. |
Правовое государство. |
|
|
|
8. |
Гражданское общество и государство. |
|
|
|
9. |
Гражданское общество и государство. |
|
|
|
10. |
Участие граждан в политической жизни. |
|
|
|
11. |
Политические партии и движения. |
|
|
|
12. |
Межгосударственные отношения |
|
|
|
13. |
Практикум по теме: «Политика». |
|
|
|
Глава II. Гражданин и государство (8час). |
||||
14. |
Основы конституционного строя РФ |
|
|
|
15. |
Права и свободы человека и гражданина |
|
|
|
16. |
Права и свободы человека и гражданина |
|
|
|
17. |
Высшие органы государственной власти в РФ |
|
|
|
18. |
Россия- федеративное государство |
|
|
|
19. |
Судебная система РФ |
|
|
|
20. |
Правоохранительные органы РФ |
|
|
|
21. |
Практикум по теме «Гражданин и государство» |
|
|
|
Глава III Основы российского законодательства (15ч) |
|
|
|
|
22. |
Роль права в жизни человека, общества и государства |
|
|
|
23 |
Роль права в жизни человека, общества и государства |
|
|
|
23. |
Правоотношения и субъекты права |
|
|
|
24 |
Правонарушения и юридическая ответственность |
|
|
|
24. |
Гражданские правоотношения. |
|
|
|
25. |
Право на труд. Трудовые правоотношения. |
|
|
|
26. |
Право на труд. Трудовые правоотношения. |
|
|
|
27. |
Семья под защитой закона. |
|
|
|
28. |
Административные правоотношения. |
|
|
|
29. |
Административные правоотношения |
|
|
|
30. |
Уголовно-правовые отношения |
|
|
|
31. |
Уголовно-правовые отношения |
|
|
|
32. |
Правовое регулирование отношений в сфере образования |
|
|
|
33. |
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
|
|
|
34. |
Практикум по теме: «Основы российского законодательства». |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.