Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной – УМК «Школа России». Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник для 1 класса под редакцией В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др., Москва «Просвещение» 2014г. выпуска, обеспечивающие процесс обучения.
Программа рассчитана на 123 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Подготовительный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
- определять главную мысль предложения;
- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.
Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,
КоммуникативныеУУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
проявлять интерес к новому учебному материалу
-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Букварный период (основной).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- давать характеристику согласным звукам,
- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
- читать слова с изученными буквами,
- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
- выделять в однокоренных словах корень;
- объяснять значение многозначных слов,
- отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;
- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- находить рифму;
- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;
- различать значения многозначных слов
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5. Адекватно воспринимать оценку учителя.
6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
планировать свои действия,
7. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Допускать существование различных точек зрения,учитывать разные мнения,стремиться к координации,
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Послебукварный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
- определять тему, главную мысль произведения;
- правильно строить ответы на поставленные вопросы;
- ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- сравнивать различные по жанру произведения;
- кратко характеризовать героев произведений,
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему.
- вырабатывать навыки грамотного письма.
- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
- формировать навыки правописания гласных в корне слова.
- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
7.Адекватно воспринимать оценку учителя.
Содержание курса «Русский язык» 1 класса
Ключевыми знаниями и умениями, которые дети приобретают в 1 классе, являются фонетико-графические.
Первоклассники на уроках русского языка учатся слышать и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков, получают сведения о звуках и буквах в их соотношении, уточняют полученные в период обучения грамоте представления о гласных и согласных звуках и буквах, их обозначающих, об алфавите, ударении, ударных и безударных гласных, о парных по глухости и звонкости, твердости и мягкости согласныхзвуках, шипящих согласных звуках, учатся производить простейший звуко-буквенный анализ слов.
В 1 классе проводится пропедевтическая работа, необходимая для выработки навыков правописания. Ученики узнают о различии в произношении и написании слов с парными звонкими и глухими согласными в конце слова, учатся различать ударные и безударные гласные. Уже на этом этапе первоклассники осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как и слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударением (столы – стол, леса – лес); что перед гласными буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук, не требует проверки на письме, а на конце слов ее нужно проверять (сад-сады, дуб-дубы). В связи с этим существенное значение приобретают упражнения, способствующие развитию умения соотносить произношение и написание слов, развитию умения соотносить произношение и написание слов, развитию навыка самоконтроля, упражнения в звукобуквенном анализе слов. Ведется пропедевтическая работа по формированию умений правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чт, чк, умений писать заглавную букву, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь), правильно переносить слова с одной строки на другую.
Существенное внимание отводится лексической, синтаксической и речевой работе, формированию специальных речевых умений, чему подчиненно содержание словарного, тестового, иллюстративного материала.
Детям дается общее представление о речи, ее видах, формах, языке как средстве общения, о диалоге. Знакомясь с текстом, ученики наблюдают за предложениями, различными по цели высказывания и интонации, учатся понимать, что смысл предложения может меняться от логического ударения, интонации, порядка слов. Дети учатся строить предложение по определенной теме, рисунку и опорным словам по схеме.
Школьники получают первое общее представление об однозначных и многозначных словах, а также о синонимах, антонимах, омонимах (без введения терминов), тематических группах слов. Дети учатся различать диалог, отличать текст от предложений, не связанных между собой по смыслу, определять тему текста, подбирать к нему заголовок.
На страницах учебника первоклассники встречаются с разными видами текстов: стихотворным и прозаическим, художественным, научно-деловым, в котором сообщаются сведения о языке. Дети учатся читать лингвистический текст и понимать его содержание задания учебника и тетради предполагают обучение воспроизведению прочитанного текста, обоснованию правильности своего ответа, созданию текста на определенную тему и по рисунку, составлению продолжения текста.
.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания, прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Учебно-тематическое планирование по курсу обучения грамоте
Предмет |
Букварный период |
Послебукварный период |
Основной курс |
Итого |
|
Литературное чтение |
|
44 ч |
25 ч |
40 ч |
123ч |
Русский язык |
44 ч. |
25 ч |
40ч |
123ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/№ |
Курс «Обучение грамоте» - чтение |
Курс «Обучение грамоте» - письмо |
дата |
примечание |
Добукварный период. |
||||
|
14 часов |
14 часов |
|
|
1 |
«Азбука» — первая учебная книга. (с. 4). |
Пропись — первая учебная тетрадь. (с. 3—6).
|
|
|
2 |
Речь устная и письменная. Предложение. (с. 5-6 ). |
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. (с. 7—8). |
|
|
3 |
Слово и предложение. (с. 7—8).
|
Письмо овалов и полуовалов. 3 (с. 9—12) |
|
|
4 |
Слог. (с. 9—10). |
Письмо прямых наклонных линий. (с. 13—14). |
|
|
5 |
Урок Ударение. 5 (с. 11—12).
|
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). (с. 15—17). |
|
|
6 |
Звуки в окружающем мире и в речи. (с. 13—14). |
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). (с. 18—20). |
|
|
7 |
Звуки в словах. (с. 15- 16).
|
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. (с. 21—22).. |
|
|
8 |
Как образуется слог? Слог-слияние. (с. 16—19). |
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. (с. 23—24). |
|
|
9 |
Повторение и обобщение пройденного материала. (с. 18—19). |
Письмо коротких наклонных линий с закруглением влево и вправо, наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо овалов. (с. 25—32 ). |
|
|
10
|
Гласныйзвук [а], буквыА, а. (с.21-23) |
Строчная и заглавная буквы А, а. (пропись № 2, с. 3—4).
|
|
|
11
|
Гласный звук [о], буквы О, о. (с. 25—27). |
Строчная и заглавная буквы О, о. (с. 5—6). |
|
|
12 |
Гласный звук [и], буквы И, и. (с. 29—31). |
Строчная и заглавная буквы И, и. (с. 7- 8). |
|
|
13 |
Урок 13 Гласный звук [ы], буква ы. (с. 33—35) |
Строчная буква ы. (с. 9—10). |
|
|
14 |
Гласный звук [у], буквы У, у. (с. 37—39) |
Строчная и заглавная буквы У, у. (с. 11—13). |
|
|
|
|
|
|
|
Букварный период |
||||
|
44 часа |
44 часа |
|
|
15 |
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. (с. 41—43). |
Строчная и заглавная буквы Н, н. (с. 14—15). |
|
|
16 |
Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. (с. 44—47). |
Строчная и заглавная буквы С, с. (с. 16-17). |
|
|
17 |
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.(с. 48—51). |
Строчная и заглавная буквы К, к. (с. 18—19). |
|
|
18 |
Согласные звуки [т], [т¢], буквы Т, т. (с. 52—57). |
Строчная и заглавная буквы Т, т.(с. 20—21). |
|
|
19 |
Согласные звуки [л], [л¢], буквы Л, л. (c. 58—63). |
Строчная и заглавная буквы Л, л. (с. 23—25). |
|
|
20 |
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. (с. 64—67). |
Строчная и заглавная буквы Р, р. (с. 26—27). |
|
|
21 |
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. (с. 68—71). |
Строчная и заглавная буквы В, в. (c. 28—30). |
|
|
22 |
Гласные буквы Е, е. (с. 72 —77). |
Строчная и заглавная буквы Е, е. (с. 31—32). |
|
|
23 |
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.(с.78—83). |
Строчная и заглавная буквы П, п. (пропись № 3, с. 3—5). |
|
|
24 |
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.(с. 84—89). |
Строчная и заглавная буквы М, м. (пропись № 3, с. 6-8). |
|
|
25 |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. (с. 90 - 95). |
Строчная и заглавная буквы З, з ( с.9-11) |
|
|
26 |
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. (с. 96 -99). |
Строчная и заглавная буквы Б, б. (с. 12—13).. |
|
|
27 |
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. (с. 101 -103). |
Строчная и заглавная буквы Б, б. (с. 14—15). |
|
|
28 |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. (с. 104—106). |
Строчная и заглавная буквы Д, д. (с. 16-17). |
|
|
29 |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.(с. 107—109). |
Строчная и заглавная буквы Д, д. (с. 18-19). |
|
|
30 |
Гласные буквы Я, я. (с. 110—112). |
Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 20-21). |
|
|
31 |
Гласные буквы Я, я.(с. 113—115). |
Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 22). |
|
|
32 |
Гласные буквы Я, я. (с. 118—119). |
Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 23). |
|
|
33 |
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. (с. 118—120). |
Строчная и заглавная буквы Г, г. (с. 24—25). |
|
|
34 |
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. (с. 121—123). |
Строчная и заглавная буквы Г, г. (с. 26). |
|
|
35 |
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. (с. 4—6, вторая часть). |
Строчная буква ч. (c. 27-28) |
|
|
36 |
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. (с. 7—9). |
Заглавная буква ч. (c. 29). |
|
|
37 |
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. (с. 10—12). |
Буква ь. (с. 30). |
|
|
38 |
Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. (с.13—15). |
Буква ь. (с. 31-32). |
|
|
39 |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. (с. 16—20). |
Строчная и заглавная буквы Ш, ш. (пропись № 4, с. 3-4). |
|
|
40 |
Сочетание ши. (с. 21—23). |
Строчная и заглавная буквы Ш, ш. ( с. 5). |
|
|
41 |
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. (с. 24—26). |
Строчная и заглавная буквы Ж, ж. ( с. 6-7). |
|
|
42 |
Сопоставление звуков [ж] и [ш]. (с. 27—29). |
Строчная и заглавная буквы Ж, ж. (с 8-9) |
|
|
43 |
Гласные буквы Ё, ё.Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. (с. 30—31). |
Строчная буква ё. ( с. 10-11). |
|
|
44 |
Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука. (с. 32—33). |
Заглавная буква Ё ( с. 12). |
|
|
45 |
Звук [j’], буквы Й, й.(с. 34—37). |
Строчная и заглавная буквы Й, й. ( с. 13—14). |
|
|
46 |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.(с. 38—40). |
Строчная и заглавная буквы Х, х. (с. 15-16). |
|
|
47 |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. (с. 41—45). |
Строчная и заглавная буквы Х, х. (с. 17-18). |
|
|
48 |
Гласные буквы Ю, ю.(с. 46—47) |
Строчная и заглавная буквы Ю, ю. (с. 19-20). |
|
|
49 |
Гласные буквы Ю, ю.(с. 48—49). |
Строчная и заглавная буквы Ю, ю. (с. 21). |
|
|
50 |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.(с. 50—52). |
Строчная и заглавная буквы Ц, ц. (с. 22-23). |
|
|
51 |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. (с. 53—55). |
Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. (с. 24). |
|
|
52 |
Гласный звук [э], буквы Э, э. (с. 56—58). |
Строчная и заглавная буквы Э, э. (с. 25). |
|
|
53 |
Гласный звук [э], буквы Э, э. (с. 59—61). |
Строчная и заглавная буквы Э, э. (с. 26). |
|
|
54 |
Буквы Щ, щ. Мягкий глухой согласный звук [щ’]. (с. 62—64). |
Строчная буква щ. (с. 27-28). |
|
|
55 |
Буквы Щ, щ. Мягкий глухой согласный звук [щ’]. (с. 65—69). |
Заглавная буква Щ. (с. 29). |
|
|
56 |
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф (с. 70—73). |
Строчная и заглавная буквы Ф, ф. (с. 30-31). |
|
|
57 |
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. (с. 74—78). |
Строчные буквы ь, ъ. (с. 32). |
|
|
58 |
Русский алфавит. (с. 79—81). |
Письмо слов и предложений с изученными буквами |
|
|
Послебукварный период . |
||||
|
25 часов |
25 часов |
|
|
59 |
Как хорошо уметь читать. (с.82 – 83) |
Списывание текста |
|
|
60 |
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». (с. 84 -85) |
Оформление предложений в тексте. |
|
|
61 |
Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество». ( с. 86 – 87) |
Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», |
|
|
62 |
История славянской азбуки. В. Крупин « Первоучители словенские». ( с. 88 – 89) |
Слова, отвечающие на вопросы «Что?» |
|
|
63 |
История первого русского букваря. В. Крупин « Первый букварь» ( с. 90 – 91) |
Слова, отвечающие на вопросы» Кто?», «Что?» |
|
|
64 |
А.С. Пушкин – гордость нашей родины. ( с. 92 ) |
Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» |
|
|
65 |
Сказки А.С. Пушкина. ( с. 93) |
Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» |
|
|
66 |
Рассказы Л.Н. Толстого для детей. ( с. 94) |
Слова, отвечающие на вопросы «Что сделать?» |
|
|
67 |
Произведения К.Д. Ушинского для детей. (с. 95) |
Слова, отвечающие на вопросы «Какой?» |
|
|
68 |
Стихи К.И. Чуковского.( с. 96) |
Слова, отвечающие на вопросы «Какая?», |
|
|
69 |
К.И. Чуковский «Путаница». ( с. 97) |
Слова, отвечающие на вопросы «Какое?». |
|
|
70 |
Рассказы В.В. Бианки о животных. (с. 98) |
Слуховой диктант. |
|
|
71 |
Стихи С.Я. Маршака. (с. 100 ) |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
|
|
72 |
Стихи С.Я. Маршак «Дважды два». (с. 101) |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
|
|
73 |
Рассказы М.М. Пришвина о природе. (с. 102) |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
|
|
74 |
М.М.Пришвин «Глоток молока».(с. 103) |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
|
|
75 |
Стихи А.Л.Барто. (с 104) |
Обобщение по теме «Звуки и буквы». |
|
|
76 |
А.Л.Барто «Игра в слова» (с. 105) |
Правописание ЖИ, ШИ. |
|
|
77 |
Стихи С.В. Михалкова. (с. 106) |
Правописание ЧА, ЩА. |
|
|
78 |
Стихи С.В. Михалкова |
Правописание ЧУ, ЩУ. |
|
|
79 |
Веселые стихи Б.В. Заходера. (с. 107) |
Правописание ЧН-ЧК, ЩН. |
|
|
80 |
Стихи В.Д.Берестова (с. 108) |
Письмо слов с Ь и Ъ знаками. |
|
|
81 |
Проект: «Живая Азбука». Наши достижения. |
Заглавная буква в именах собственных. |
|
|
82 |
Проект: «Живая Азбука». Наши достижения. |
Письмо под диктовку. |
|
|
83 |
Наши достижения. Планируемые результаты изучения. |
Закрепление и обобщение изученного. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.