Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса
Оценка 4.6

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса

Оценка 4.6
docx
30.05.2020
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо)  для 1 класса
обучение грамоте( письмо).docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Андрея Антошечкина»

(МБОУ «СОШ им. А. Антошечкина»)

 

 

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО

         Волосатова Н.А.

__________________

«___» ______  202__ г.

       «Согласовано»

 Зам. директора по УВР

                Корнеева Н.Ф. 

__________________

«___» ______  202__ г.

       «Утверждаю»

        Директор  школы

              Дикарев Р.Г.

__________________

«___» ______  202__ г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Обучение грамоте (письмо)

для  1 «а» класса

учитель

 

Волосатова Наталья Алексеевна

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

 

                                                 Пояснительная записка

          Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного   образовательного стандарта начального общего образования, Примерной  программы начального общего образования, Авторской  программы «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы  «Школа России» 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков – М.: «Просвещение»,   2019 г.

 

                                              Место учебного предмета в учебном плане

         На изучение курса «Обучение грамоте (письмо)» в 1 классе начальной школы отводится     99 часов (Iчет-3ч, II-III чет- 5ч) (33 учебные недели). В соответствии с требованиями ФГОС  20%  материала отводится на внутри предметный модуль.  Название ВПМ «Весёлый каллиграф»  - 19 часов.

                      Планируемые предметные  результаты освоения предмета

Добукварный  период 

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;

-выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи

- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;

- разделять слово на слоги с использованием графических схем;

- делить слова на слог; определять ударный слог в слове;

- определять главную мысль предложения;

- отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;

Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.

Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

 - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;

- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;

- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения

- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;

- понимать смысловое значение интонации;

- обозначать гласные звуки буквами;

- рассматривать гласные а, о, у, и  как букву, слог слово;

- наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: 

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу,  адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;

-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,

КоммуникативныеУУД:

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

проявлять интерес к новому учебному материалу

-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Букварный период (основной).

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- давать характеристику согласным звукам,

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

- читать слова с изученными буквами,

- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,

- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;

- обозначать йотированные звуки вначале слова и  после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;

- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;

- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;

- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;

- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;

- выделять в однокоренных словах корень;

- объяснять значение многозначных слов,

- отгадывать буквенные ребусы;

-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

- находить рифму;

- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;

- различать значения многозначных слов

Обучающийся познакомится  с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

5. Адекватно воспринимать оценку учителя.

6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

7. Правильно сидеть при письме,  держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,

Личностные УУД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Послебукварный период

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- вырабатывать навыки грамотного письма.

- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.

- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.

- формировать навыки правописания гласных в корне слова.

- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7.Адекватно воспринимать оценку учителя.

                                              Содержание учебного предмета

Добукварный период (22 ч)

          Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

         Букварный период (64 ч.)

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

Послебукварный период (13 ч.)

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Основные виды  учебной деятельности:

  • Записывают слова, предложения.
  • Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
  • Выполняют упражнение в тетради.
  • Обосновывают выбор написания…
  • Приводят примеры.
  • Проговаривают по цепочке.
  • На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
  • Составляют схемы слов (предложений).
  • Проводят морфемный анализ слов.
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Выполняют задания по карточкам.
  • Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
  • Озвучивают понятия.

 

                                         Тематическое планирование

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

   ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД – 22 ч.

1

История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма

1

2

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме

1

3

Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов 

1

4

Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров

1

5

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху

1

6

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу

1

7

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

1

8

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий

1

9

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

10

Письмо линий с закруглением внизу и вверху Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу

1

11

Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху. Письмо прямых наклонных линий.

1

12

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

13

Строчная письменная буква а

1

14

Строчная и заглавная буквы а, А

1

15

Строчная и заглавная буквы о, О

1

16

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

17

Строчная буква и

1

18

Заглавная буква И

1

19

Строчная буква ы

1

20

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

21

Строчная буква у

1

22

Заглавная буква У

1

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД – 64 ч.

23

Строчная буква н

1

24

Заглавная  буква Н

1

25

Строчная и заглавная буквы с, С    

1

26

Строчная и заглавная буквы с, С

1

27

Строчная буква к

1

28

Заглавная буква К

1

29

Строчная буква т

1

30

Заглавная буква Т

1

31

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

32

Строчная буква л

1

33

Заглавная буква Л

1

34

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

35

Строчная буква р

1

36

Заглавная буква Р

1

37

Строчная  буква в

1

38

Заглавная  буква В

1

39

Строчная буква е

1

40

Заглавная буква Е

1

41

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

42

Строчная буква п

1

43

Заглавная буква П

1

44

Строчная буква м

1

45

Заглавная  буква М

1

46

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

47

Строчная буква з

1

48

Заглавная буква З

1

49

Строчная буква б

1

50

Заглавная буква Б

1

51

Строчная  и заглавная буквы б, Б

1

52

Строчная  и заглавная буква  Д, д

1

53

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

54

Строчная буква я

1

55

Заглавная буква Я

1

56

Строчная  и заглавная буквы я, Я  

1

57

Строчная  буква г

1

58

Заглавная   буква Г

        1

59

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу

1

60

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу

1

61

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

1

62

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

63

Буква ь (мягкий знак) – знак мягкости. Буква ь в середине слова

1

64

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук

1

65

Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши

1

66

Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук

1

67

Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук

1

68

Строчная и прописная буквы ж, Ж. Написание слов с сочетанием жи

1

69

Строчная буква ё .  Заглавная буква Ё

1

70

Строчная буква ё, после согласных

1

71

Строчная буква й. Слова с буквой й

1

72

Строчная буква й. Слова с буквой й

1

73

Строчная  и заглавная  буква Х , х

1

74

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

75

Строчная буква ю

1

76

Заглавная буква Ю

1

77

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук

1

78

Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук

1

79

Строчная буква э

1

80

Заглавная буква Э

1

81

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу

1

82

Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу

1

83

Строчная буква ф

1

84

Заглавная буква Ф

1

85

Буквы ь, ъ

1

86

Буквы ь, ъ

1

 

                      Послебукварный период - 13 ч.

 

87

Алфавит. Звуки и буквы

1

88

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

89

Слова, отвечающие на вопросы кто?  что?

1

90

Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?

1

91

Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

1

92

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

93

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

94

Правописание  жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, щн.

1

95

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

96

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

97

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

98

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

99

ВПМ «Весёлый каллиграф»

1

 


Средняя общеобразовательная школа имени

Средняя общеобразовательная школа имени

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Личностные УУД - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; проявлять интерес к новому учебному…

Личностные УУД - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; проявлять интерес к новому учебному…

Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание)

Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание)

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте

Строчная письменная буква а 1 14

Строчная письменная буква а 1 14

Заглавная буква Е 1 41

Заглавная буква Е 1 41

Заглавная буква Ж , обозначающая твердый согласный звук 1 68

Заглавная буква Ж , обозначающая твердый согласный звук 1 68

Правописание жи – ши, ча – ща , чу – щу, чк – чн, щн

Правописание жи – ши, ча – ща , чу – щу, чк – чн, щн
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2020