Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол № 1 от 27.08. 2021 г. |
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 27.08. 2021г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Директором МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева» Н.И.Федака Приказ от 31.08.2021г. № 481-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Основы безопасности и жизнедеятельности»
3а, 3б, 3в, 3г классов
начального общего образования
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель: Рудофилова С. А., учитель начальных классов
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 3 а, б, в, г класса составлена на основе:
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева»
- программы «Основы безопасности жизнедеятельности» Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова
Цель изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 3 классе:
формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Характеристика организации учебного процесса Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа Режим занятий: 1 час в неделю
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева»
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы — пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила
поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома
Лифт — наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по
телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Номер темы и ее название |
Всего часов на тему |
Их них: |
Теоретические занятия |
||
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
27 |
27 |
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
1 |
1 |
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
6 |
6 |
|
34 |
34 |
освоения учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
· развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Научатся:
-сформировывать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности;
-научить самостоятельно, формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, безопасного поведения;
-сформирмировывать установку на здоровый образ жизни.
· овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
· овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
· формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
· приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников;
· развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
· освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Научатся:
· с помощью учителя определять цель своей деятельности, последовательность работы по плану;
· научатся отличать правильно выполненное задание от выполненного неверно.
· самостоятельно организовывать свое рабочее место.
· определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
· соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
· корректировать выполнение задания в дальнейшем.
· давать оценку своему заданию по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Научатся:
· ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
· отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
· сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
· подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
· определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
1. В познавательной сфере:
· знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
· об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при
неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
· умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
· умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
· умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуация
· объяснять свою позицию по вопросам безопасной жизнедеятельности
· участвовать в диалоге;
· слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
· оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу
«Основы безопасности и жизнедеятельности»
(вариант: 1 ч в неделю; 34 учебных недели) Класс 3г
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Дата |
Корректировка даты |
1 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
27 |
|
|
|
Безопасное поведение на дорогах |
10 |
|
|
1.1 |
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. |
1 |
|
|
1.2 |
Элементы дорог. Дорожная разметка. |
1 |
|
|
1.3 |
Перекрестки. Их виды. |
1 |
|
|
1.4 |
Переходим дорогу, перекресток. |
1 |
|
|
1.5 |
Сигналы светофора и регулировщика. |
1 |
|
|
1.6 |
Виды транспортных средств. |
1 |
|
|
1.7 |
Специальные транспортные средства. |
1 |
|
|
1.8 |
Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. |
1 |
|
|
1.9 |
Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. |
1 |
|
|
1.10 |
Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге. |
1 |
|
|
|
Мы - пассажиры |
2 |
|
|
1.11 |
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. |
1 |
|
|
1.12 |
Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза. |
1 |
|
|
|
Пожарная безопасность и поведение при пожаре |
3 |
|
|
1.13 |
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. |
1 |
|
|
1.14 |
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. |
1 |
|
|
1.15 |
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. |
1 |
|
|
|
Безопасное поведение дома |
6 |
|
|
1.16 |
Лифт – наш домашний транспорт |
1 |
|
|
1.17 |
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. |
1 |
|
|
1.18 |
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. |
1 |
|
|
1.19 |
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту |
1 |
|
|
1.20 |
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением |
1 |
|
|
1.21 |
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением |
1 |
|
|
|
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
6 |
|
|
1.22 |
Правила обеспечения сохранности личных вещей |
1 |
|
|
1.23 |
Правила обеспечения сохранности личных вещей |
1 |
|
|
1.24 |
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону |
1 |
|
|
1.25 |
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону |
1 |
|
|
1.26 |
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы |
1 |
|
|
1.27 |
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы |
1 |
|
|
2 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
1 |
|
|
|
Первая медицинская помощь при отравлении газами |
|
|
|
2.1 |
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. |
1 |
|
|
3 |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
6 |
|
|
|
Чрезвычайные ситуации |
|
|
|
3.1 |
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению. |
1 |
|
|
|
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения |
|
|
|
3.2 |
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях. |
1 |
|
|
3.3 |
Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени |
1 |
|
|
3.4 |
Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей» (по плану образовательного учреждения) |
1 |
|
|
3.5 |
Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей» (по плану образовательного учреждения) |
1 |
|
|
3.6 |
Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей» (по плану образовательного учреждения) |
1 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Класс |
Дата |
Количество непроведен- ных уроков |
Причина |
Коррекция |
Согласование с курирующим заместителем директора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
Оценивание результатов обучения по курсу
«Основы безопасности и жизнедеятельности»
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся базовый уровень образовательных достижений. Достижение этого базового уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований ФГОС НОО. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Критерии выставления указанных отметок определяются в рабочих программах учебных предметов, либо в методических указаниях по проведению отдельных видов работ с учетом планируемых образовательных результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Качество освоения программы |
Уровень достижений |
Отметка в балльной шкале |
Интерпретация результатов оценки в ООП НОО |
90-100%
|
повышенный
|
«5»
|
«Выпускник получит возможность научиться»
|
66-89%
|
«4»
|
||
50-65%
|
базовый
|
«3»
|
«Выпускник научится»
|
меньше 50% |
не достигнут базового уровня |
«2» |
- |
Базовый – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.
Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось: - либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик получит возможность научиться» примерной программы); - либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. На основании продемонстрированного уровня успешности (оценки-характеристики) определяется предметная отметка по 5-бальной школе
· правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
· виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
· правила движения пешеходов по загородной дороге;
· обязанности пассажиров.
· правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
· правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
· меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
· признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
· правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
· как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
· о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
— ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
— лесной пожар. Действия по его предупреждению.
Учащиеся должны уметь:
· переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
· оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него; двигаться по загородной дороге, в том числе группой
· правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорт;
· разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
· соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
· оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
· действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.