Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зубово-Полянская гимназия»
Образовательная программа педагога
Осипова Александра Николаевича
Ф.И.О., категория
по основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе
Предмет, класс
(базовый)
Количество часов: всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Программа разработана на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнова.
- Учебник Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый/ С.В. Ким, В.А. Горский - М., ООО Издательский центр «Вентана- граф», 2019.
Зубова Поляна, 2021г.
1. Содержание программы
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трёх логически взаимосвязанных модулей:
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Программа имеет цель:
· Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
· Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
· Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
· Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
2. Планируемые результаты
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:
· основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
· организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
· основные принципы здорового образа жизни;
· правила оказания первой медицинской помощи;
· основы обороны государства и военной службы;
· боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Выпускники старших классов должны уметь:
· предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
· грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
· оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
· выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
· пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Личностные результаты:
· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
· формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
· формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
· понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
· формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
· понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
· знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
· знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
· умение оказать первую помощь пострадавшим;
· умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Особенности содержания программы.
В содержании курса «Ос новы безопасности жизнедеятельности» учтены положения федеральных законов РФ и других нормативно – правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип её построения и принцип «мини-макса» к отбору и наполнению учебно-познавательной информацией.
Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута старшеклассника в образовательном пространстве реальной и виртуальной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и мотивация, научно-практические знания и умения – основные ресурсы культуры безопасности. Структурные компоненты программы – три содержательных модуля: - основы безопасности личности, общества, государства в современной среде обитания; - основы обороны государства и военная безопасность; - основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Краткое содержание программы.
Раздел 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».
Глава 1. «Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания».
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико – биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда
обитания».
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы во-
инской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. Особенности военной службы по призыву и альтернатив-
ной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний
и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие.Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Основы здорового образа жизни:
Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ модуля раздела,темы |
Наименование модуля, раздела, темы |
Количество часов |
Модуль 1. |
Основы безопасности личности, общества и государства
|
14 |
Глава 1 |
Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания |
4 |
Глава 2 |
Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства |
5 |
Глава 3 |
Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях |
5 |
Модуль 2. |
Военная безопасность государства |
9 |
Глава 4 |
Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность |
2 |
Глава 5 |
Вооруженные силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз |
7 |
Модуль 3. |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
|
10 |
Глава 6 |
Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания |
6 |
Глава 7 |
Оказание первой помощи при неотложных состояниях |
4 |
Всего часов: |
33 |
Календарно-тематическое планирование в 11 классе.
№ п/п |
Тема урока
|
Форма контроля |
Домашнее задание |
Дата
|
|
||
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
|
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 часов) |
|
|
|||||
1 |
Проблемы формирования культуры безопасности личности, жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. |
Устный опрос |
§ 1,2 Страницы184-194. Вопросы и задания. |
|
|
|
|
2 |
Общенаучные методологические критерии безопасности современной науки и технологий. |
Устный опрос |
§ 3 Страницы 194-201.
|
|
|
|
|
3 |
Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. |
Тест |
§ 4 Страницы 201-205. Вопросы и задания |
|
|
|
|
4 |
Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания» |
Устный опрос |
§ 5 Страницы 205-212. Вопросы и задания |
|
|
|
|
5 |
Обеспечения национальной безопасности России. |
Устный опрос |
§ 6 Страницы 212-217. Вопросы и задания |
|
|
|
|
6 |
Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. |
Тест |
§ 7 Страницы 217-222. Вопросы и задания |
|
|
|
|
7 |
Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. |
Устный опрос |
§ 8 Страницы 222-228. Вопросы и задания |
|
|
|
|
8 |
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. |
Устный опрос |
§ 9 Страницы 228-231. Вопросы и задания |
|
|
|
|
9 |
Международное сотрудничество России по противодействию венным угрозам, экстремизму, терроризму. |
Контрольная работа. |
§ 10 Страницы 231-235. Вопросы и задания |
|
|
|
|
10 |
Экстремальные ситуации криминогенного характера. |
Устный опрос |
§ 11 Страницы 235-240. Вопросы и задания |
|
|
|
|
11 |
Экстремизм, терроризм и безопасность человека. |
зачет |
§ 12 Страницы 240-245. Вопросы и задания |
|
|
|
|
12 |
Наркотизация и безопасность человека. |
Устный опрос |
§ 13 Страницы 245-248. Вопросы и задания |
|
|
|
|
13 |
Дорожно-транспортная безопасность. |
Тест |
§ 14 Страницы 248-251. Вопросы и задания |
|
|
|
|
14 |
Вынужденное автономное существование в природных условиях. |
Устный опрос |
§ 15 Страницы 251-255. Вопросы и задания |
|
|
|
|
Раздел 2. Военная безопасность государства (9 часов) |
|||||||
15 |
Основные задачи Вооруженных Сил. |
Устный опрос |
§ 16 Страницы 256-260. Вопросы и задания |
|
|
|
|
16 |
Правовые основы воинской обязанности. |
Устный опрос |
§ 17 Страницы 260-264. Вопросы и задания |
|
|
|
|
17 |
Правовые основы военной службы. |
Тест |
§ 18 Страницы 264-267. Вопросы и задания |
|
|
|
|
18 |
Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. |
Устный опрос |
§ 19 Страницы 268-270. Вопросы и задания |
|
|
|
|
19 |
Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. |
Контрольная работа |
§ 20 Страницы 270-274. Вопросы и задания |
|
|
|
|
20 |
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. |
Устный опрос |
§ 21 Страницы 274-277. Вопросы и задания |
|
|
|
|
21 |
Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. |
Устный опрос |
§ 22 Страницы 277-282. Вопросы и задания |
|
|
|
|
22 |
Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. |
Устный опрос |
§ 23 Страницы 283-286. Вопросы и задания |
|
|
|
|
23 |
Военные учения Вооружённых Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов |
Тест |
§ 24 Страницы 286-289. Вопросы и задания, § 25 Страницы 289-293. Вопросы и задания |
|
|
|
|
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов) |
|
||||||
24 |
Демографическая ситуация в России. |
Зачет |
§ 26 Страницы 294-299. Вопросы и задания |
|
|
|
|
25 |
Культура здорового образа жизни. |
Устный опрос |
§ 27 Страницы 299-304. Вопросы и задания |
|
|
|
|
26 |
Культура питания. |
Устный опрос |
§ 28 Страницы 304-309. Вопросы и задания |
|
|
|
|
27 |
Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. |
Устный опрос |
§ 29 Страницы 309-312. Вопросы и задания |
|
|
|
|
28 |
Вредные привычки. Культура движения. |
Устный опрос |
§ 30 Страницы 312-319. Вопросы и задания |
|
|
|
|
29 |
Медико-психологическая помощь. |
Тест |
§ 31 Страницы 320-328. Вопросы и задания |
|
|
|
|
30 |
Первая помощь при ранениях. |
Зачет |
§ 32 Страницы 329-333. Вопросы и задания |
|
|
|
|
31 |
Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. |
Проверочная работа. |
§ 33 Страницы 333-339. Вопросы и задания |
|
|
|
|
32 |
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. |
Проверочная работа. |
§ 34 Страницы 339-345. Вопросы и задания |
|
|
|
|
33 |
Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарством, ядами, наркотическими веществами. |
Устный опрос Проверочная работа. |
§ 35 Страницы 345-351. Вопросы и задания |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.