п.Есинка
2022-2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования . В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей . Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР . Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений .
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ"
Целями изучения учебного курса являются:
66 формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
66 создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; 66 формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
66 идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны .
Цели курса определяют следующие задачи:
66 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
66 приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
66 развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
66 становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
66 формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
66 обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
66 воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
66 содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовнонравственных ценностей;
66 формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом .
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
66 расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОДНКНР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения .
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе.
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые модели . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство . Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России .
Тема 2 . Наш дом — Россия .
Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история .
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры . Важность коммуникации между людьми . Языки народов мира, их взаимосвязь .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей .
Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка для всех народов России . Возможности, которые даёт русский язык .
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура . Культура и природа . Роль культуры в жизни общества . Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России .
Тема 6 . Материальная культура .
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника . Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества .
Тема 7 . Духовная культура .
Духовно-нравственная культура . Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей .
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека . Государствообразующие религии России .
Единство ценностей в религиях России .
Тема 9 . Культура и образование .
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) .
Единство культур народов России . Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России .
тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей .
Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и культура . Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека
.
Тема 12 . Родина начинается с семьи .
История семьи как часть истории народа, государства, человечества . Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России .
Семейные традиции народов России . Межнациональные семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи .
Социальные роли в истории семьи . Роль домашнего труда .
Роль нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо . Семейные традиции .
тематический блок 3.
«духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура .
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры .
Культура как духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое?
Границы творчества . Традиции и новации в культуре . Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности, как реализации .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человека . Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким . тематический блок 4. «культурное единство россии»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность .
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества . Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации . Преемственность поколений .
Тема 21 . Литература как язык культуры .
Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность . Тема 22 . Взаимовлияние культур .
Взаимодействие культур . Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен ценностными установками и идеями . Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей .
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа .
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России .
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие .
Исторические и социальные причины культурного разнообразия . Каждый регион уникален . Малая Родина — часть общего Отечества .
Тема 25 . Праздники в культуре народов России .
Что такое праздник? Почему праздники важны . Праздничные традиции в России . Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России .
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы .
Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России .
Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народ- ные инструменты . История народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность . Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона . Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников
.
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России . Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями .
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России .
Россия — единая страна . Русский мир . Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 33-34 Повторение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы .
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности .
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом .
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию .
1. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира .
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию .
2. Духовно-нравственное воспитание
- Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; - принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении .
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории .
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:
-_ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); - смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем .
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность)
.
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Даты изучения |
Виды деятельности |
виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
Контрол ь Ные работы |
практич еские работы |
||||||
Блок 1: "Россия - наш общий дом". |
|
|
||||||
1 |
Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? |
1 |
0 |
0 |
|
формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; вести самостоятельную работу с учебником; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
2 |
Наш дом — Россия . |
1 |
0 |
0 |
|
слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
3 |
Язык и история . |
1 |
0 |
0 |
|
Представление о языке – как о хранителе духовно-нравственных культур. Особенности коммуникативной роли языка. Языки народов мира, их взаимосвязь.
|
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
4 |
Русский язык — язык общения и язык |
1 |
0 |
0 |
|
Русский язык – основа русской культуры. Важность русского языка |
Устный опрос |
www.orkce. org . |
|
возможностей . |
|
|
|
|
для всех народов России. |
|
http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
5 |
Истоки родной культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
6 |
Материальная культура . |
1 |
0 |
0 |
|
формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов; слушать и анализировать выступления одноклассников; работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
7 |
Духовная культура . |
1 |
0 |
0 |
|
формировать представление о духовной культуре разных народов; понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника;
|
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
8 |
Культура и религия . |
1 |
0 |
0 |
|
; формировать представление о понятии «религия», понимать и |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu |
|
|
|
|
|
|
уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме;
|
|
http:// school collection. edu .
|
9 |
Культура и образование . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества; слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
10 |
Многообразие культур России (практическое занятие) . |
1 |
0 |
1 |
|
отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой; слушать выступления одноклассников; |
Практическ ая работа |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
Всего по разделу |
10 |
0 |
1 |
|
||||
Блок 2:«Семья и духовно-нравственные ценности» |
||||||||
1 |
Семья — хранитель духовных ценностей . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
2 |
Родина начинается с |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять, как и почему |
Устный |
www.orkce. org . |
|
семьи . |
|
|
|
|
история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа; слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал; |
опрос |
http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
3 |
Традиции семейного воспитания в России . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России; уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме; просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом;
|
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
4 |
Образ семьи в культуре народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях; знать и понимать морально-нравственное значение семьи; работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
5 |
Труд в истории семьи . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи; слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
6 |
Семья в современном мире (практическое занятие) . |
1 |
0 |
1 |
|
понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям; готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников; |
Практическ ая работа |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
Всего по разделу |
6 |
0 |
1 |
|
||||
блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» |
||||||||
1 |
Личность — общество — культура . |
1 |
0 |
0 |
|
знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными; работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи); |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
2 |
Духовный мир человека . Человек — творец культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры; слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
3 |
Личность и духовнонравственные ценности . |
10 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким; показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
|
|
|
|
|
|
разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником; |
|
|
4 |
Историческая память как духовнонравственная ценность . |
1 |
0 |
0 |
|
объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории; понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны; работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
5 |
Литература как язык культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества; объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы; слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
6 |
Взаимовлияние культур . |
1 |
0 |
0 |
|
иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»; понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия; слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
|
|
|
|
|
|
источникам; |
|
|
7 |
Духовно-нравственные ценности российского народа . |
1 |
0 |
0 |
|
уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовнонравственные ценности; осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение); |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
8 |
Регионы России: культурное многообразие . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие«полиэтничность»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины; слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
9 |
Праздники в культуре народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять, что такое «народный праздник»; уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника; работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
10 |
Памятники архитектуры в культуре народов |
1 |
0 |
0 |
|
устанавливать связь между историей памятника и историей края; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu |
|
России . |
|
|
|
|
характеризовать памятники истории и культуры; понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; |
|
http:// school collection. edu .
|
11 |
Музыкальная культура народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать особенности музыки как вида искусства; знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
12 |
Изобразительное искусство народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества; понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства народов России; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
13 |
Фольклор и литература |
1 |
0 |
0 |
|
понимать, что такое национальная |
Устный |
www.orkce. org . |
|
народов России . |
|
|
|
|
литература; объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников; |
опрос |
http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
14 |
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). |
1 |
0 |
1 |
|
отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой; |
Практическ ая работа |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
15 |
Культурная карта России (практическое занятие). |
1 |
0 |
1 |
|
отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; |
Практическ ая работа |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
16 |
Единство страны — залог будущего России . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
Всего по разделу |
16 |
|
|
|
||||
Повторение. |
|
|
|
|
|
|||
1 |
Твоя культура поведения и твои нравственные качества |
1 |
1 |
0 |
|
отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; |
Контрольна я работа |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
2 |
Повторение. |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал; |
Беседа. |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
Всего по разделу |
2 |
1 |
0 |
|
|
|||
Общее количество часов по программе |
34 |
1 |
4 |
|
|
|
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения
|
Виды, формы контроля
|
||
всего |
Контр ольны е работы |
Практич еские работы |
||||
1 |
Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
2 |
Наш дом — Россия . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
3 |
Язык и история . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
4 |
Русский язык — язык общения и язык возможностей . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
5 |
Истоки родной культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
6 |
Материальная культура . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
7 |
Духовная культура . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
8 |
Культура и религия . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
9 |
Культура и |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
|
образование . |
|
|
|
|
|
10 |
Многообразие культур России (практическое занятие) . |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа |
11 |
Семья — хранитель духовных ценностей . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
12 |
Родина начинается с семьи . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
13 |
Традиции семейного воспитания в России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
14 |
Образ семьи в культуре народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
15 |
Труд в истории семьи . |
1 |
|
|
|
|
16 |
Семья в современном мире (практическое занятие) . |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа |
17 |
Личность — общество — культура . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
18 |
Духовный мир человека . Человек — творец культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
19 |
Личность и духовнонравственные ценности . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
20 |
Историческая память как духовнонравственная ценность . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
21 |
Литература как язык культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
22 |
Взаимовлияние культур . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
23 |
Духовно-нравственные ценности российского народа . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
24 |
Регионы России: культурное многообразие . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
25 |
Праздники в культуре народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
26 |
Памятники архитектуры в культуре народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
27 |
Музыкальная культура народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
28 |
Изобразительное искусство народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
29 |
Фольклор и литература народов |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
|
России . |
|
|
|
|
|
30 |
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа |
31 |
Культурная карта России (практическое занятие). |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа |
32 |
Единство страны — залог будущего России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
33 |
Твоя культура поведения и твои нравственные качества |
1 |
1 |
0 |
|
Контрольная работа |
34 |
Повторение |
1 |
0 |
0 |
|
Беседа. |
ИТОГ
|
О
|
34
|
1
|
4
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. 8-е изд., стереотип.- М.«Издательство «Просвещение»; 2021
Литература дополнительная:
1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.
2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.
3. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.и другие
4. Энциклопедия православной жизни/ (авторы-сост. Г. Камышина, Г. Стромынский). – Т.: Имидж Принт, 2009.
5 Прославление Святителя Иоасафа Белгородского: документы/ сост.: О.Кобец, А.Н. Крупенков. – Белгород: Белгор. обл. тип., 2011. 6.Храмы Святого Белогорья. – Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2011. вой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Просвещение, 2021г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 5 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества, 2008.
2.Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-cr.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина).
3. Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/
Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/
- Электронная библиотека "Вера и православие"; www.altarnik.okis.ru
- Православная медиа-библиотека, biblion.narod.ru
- Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru." ; www.predanie.ru
- Православный музыкальный архив; www.isographoteka.ru
- Православная библиотека Религиозная литература. Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru
Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru
2. Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
3. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru
4. Сайт Рособразования - http://www.ed.gov.ru
5. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
6. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
7. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru
8. Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии - http://www.blagovest.bel.ru
9. Сайт Белгородского института развития образования - www.ipkps.bsu.edu.ru
10. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образователь-ных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru
11. Школьный портал - http://www.portalschool.ru
12. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии» - http://www.ict.edu.ru
13. Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru
14. Учительская газета - www.ug.ru
15. Сетевой класс Белогорья - http://belclass.net
16. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества - http://www.tradcenter.ru/komplekt45.htm
17. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
18. Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru
19. История стран и цивилизаций - http://www.istorya.ru
20. Библиотека античной литературы - http://сyrill.newma.ru
21. Коллекция: мировая художественная культура - http://artclassic.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.