п.Есинка 2022-2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования . В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей . Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР . Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений .
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ"
Целями изучения учебного курса являются:
66 формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
66 создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; 66 формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
66 идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны .
Цели курса определяют следующие задачи:
66 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
66 приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
66 развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
66 становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
66 формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
66 обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
66 воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
66 содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовнонравственных ценностей;
66 формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом .
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
66 расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОДНКНР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения .
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе.
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые модели . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство . Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России .
Тема 2 . Наш дом — Россия .
Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история .
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры . Важность коммуникации между людьми . Языки народов мира, их взаимосвязь .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей .
Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка для всех народов России . Возможности, которые даёт русский язык .
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура . Культура и природа . Роль культуры в жизни общества . Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России .
Тема 6 . Материальная культура .
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника . Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества .
Тема 7 . Духовная культура .
Духовно-нравственная культура . Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей .
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека . Государствообразующие религии России .
Единство ценностей в религиях России .
Тема 9 . Культура и образование .
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) .
Единство культур народов России . Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России .
тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей .
Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и культура . Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека
.
Тема 12 . Родина начинается с семьи .
История семьи как часть истории народа, государства, человечества . Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России .
Семейные традиции народов России . Межнациональные семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи .
Социальные роли в истории семьи . Роль домашнего труда .
Роль нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо . Семейные традиции .
тематический блок 3.
«духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура .
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры .
Культура как духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое?
Границы творчества . Традиции и новации в культуре . Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности, как реализации .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человека . Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким . тематический блок 4. «культурное единство россии»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность .
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества . Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации . Преемственность поколений .
Тема 21 . Литература как язык культуры .
Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность . Тема 22 . Взаимовлияние культур .
Взаимодействие культур . Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен ценностными установками и идеями . Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей .
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа .
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России .
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие .
Исторические и социальные причины культурного разнообразия . Каждый регион уникален . Малая Родина — часть общего Отечества .
Тема 25 . Праздники в культуре народов России .
Что такое праздник? Почему праздники важны . Праздничные традиции в России . Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России .
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы .
Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России .
Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народ- ные инструменты . История народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность . Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона . Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников
.
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России . Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями .
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России .
Россия — единая страна . Русский мир . Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 33-34 Повторение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы .
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности .
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом .
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию .
1. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира .
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию .
2. Духовно-нравственное воспитание
- Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; - принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении .
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории .
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:
-_ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); - смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем .
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность)
.
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Даты изучения |
Виды деятельности |
виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
Контрол ь Ные работы |
практич еские работы |
||||||
Блок 1: "Россия - наш общий дом". |
|
|
||||||
1 |
Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? |
1 |
0 |
0 |
|
формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; вести самостоятельную работу с учебником; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
2 |
Наш дом — Россия . |
1 |
0 |
0 |
|
слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
3 |
Язык и история . |
1 |
0 |
0 |
|
Представление о языке – как о хранителе духовно-нравственных культур. Особенности коммуникативной роли языка. Языки народов мира, их взаимосвязь.
|
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
4 |
Русский язык — язык общения и язык |
1 |
0 |
0 |
|
Русский язык – основа русской культуры. Важность русского языка |
Устный опрос |
www.orkce. org . |
|
возможностей . |
|
|
|
|
для всех народов России. |
|
http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
5 |
Истоки родной культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
6 |
Материальная культура . |
1 |
0 |
0 |
|
формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов; слушать и анализировать выступления одноклассников; работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
7 |
Духовная культура . |
1 |
0 |
0 |
|
формировать представление о духовной культуре разных народов; понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника;
|
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
8 |
Культура и религия . |
1 |
0 |
0 |
|
; формировать представление о понятии «религия», понимать и |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu |
|
|
|
|
|
|
уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме;
|
|
http:// school collection. edu .
|
9 |
Культура и образование . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества; слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
10 |
Многообразие культур России (практическое занятие) . |
1 |
0 |
1 |
|
отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой; слушать выступления одноклассников; |
Практическ ая работа |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
Всего по разделу |
10 |
0 |
1 |
|
||||
Блок 2:«Семья и духовно-нравственные ценности» |
||||||||
1 |
Семья — хранитель духовных ценностей . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
2 |
Родина начинается с |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять, как и почему |
Устный |
www.orkce. org . |
|
семьи . |
|
|
|
|
история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа; слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал; |
опрос |
http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
3 |
Традиции семейного воспитания в России . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России; уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме; просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом;
|
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
4 |
Образ семьи в культуре народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях; знать и понимать морально-нравственное значение семьи; работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
5 |
Труд в истории семьи . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи; слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
6 |
Семья в современном мире (практическое занятие) . |
1 |
0 |
1 |
|
понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям; готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников; |
Практическ ая работа |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
Всего по разделу |
6 |
0 |
1 |
|
||||
блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» |
||||||||
1 |
Личность — общество — культура . |
1 |
0 |
0 |
|
знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными; работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи); |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
2 |
Духовный мир человека . Человек — творец культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры; слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
3 |
Личность и духовнонравственные ценности . |
10 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким; показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
|
|
|
|
|
|
разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником; |
|
|
4 |
Историческая память как духовнонравственная ценность . |
1 |
0 |
0 |
|
объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории; понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны; работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
5 |
Литература как язык культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества; объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы; слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
6 |
Взаимовлияние культур . |
1 |
0 |
0 |
|
иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»; понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия; слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
|
|
|
|
|
|
источникам; |
|
|
7 |
Духовно-нравственные ценности российского народа . |
1 |
0 |
0 |
|
уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовнонравственные ценности; осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение); |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
8 |
Регионы России: культурное многообразие . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие«полиэтничность»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины; слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
9 |
Праздники в культуре народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять, что такое «народный праздник»; уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника; работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
10 |
Памятники архитектуры в культуре народов |
1 |
0 |
0 |
|
устанавливать связь между историей памятника и историей края; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu |
|
России . |
|
|
|
|
характеризовать памятники истории и культуры; понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; |
|
http:// school collection. edu .
|
11 |
Музыкальная культура народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать особенности музыки как вида искусства; знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
12 |
Изобразительное искусство народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества; понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства народов России; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
13 |
Фольклор и литература |
1 |
0 |
0 |
|
понимать, что такое национальная |
Устный |
www.orkce. org . |
|
народов России . |
|
|
|
|
литература; объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников; |
опрос |
http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
14 |
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). |
1 |
0 |
1 |
|
отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой; |
Практическ ая работа |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
15 |
Культурная карта России (практическое занятие). |
1 |
0 |
1 |
|
отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; |
Практическ ая работа |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
16 |
Единство страны — залог будущего России . |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал; |
Устный опрос |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
Всего по разделу |
16 |
|
|
|
||||
Повторение. |
|
|
|
|
|
|||
1 |
Твоя культура поведения и твои нравственные качества |
1 |
1 |
0 |
|
отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой; |
Контрольна я работа |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
2 |
Повторение. |
1 |
0 |
0 |
|
понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал; |
Беседа. |
www.orkce. org . http:// fcior. edu http:// school collection. edu .
|
Всего по разделу |
2 |
1 |
0 |
|
|
|||
Общее количество часов по программе |
34 |
1 |
4 |
|
|
|
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения
|
Виды, формы контроля
|
||
всего |
Контр ольны е работы |
Практич еские работы |
||||
1 |
Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
2 |
Наш дом — Россия . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
3 |
Язык и история . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
4 |
Русский язык — язык общения и язык возможностей . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
5 |
Истоки родной культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
6 |
Материальная культура . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
7 |
Духовная культура . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
8 |
Культура и религия . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
9 |
Культура и |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
|
образование . |
|
|
|
|
|
10 |
Многообразие культур России (практическое занятие) . |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа |
11 |
Семья — хранитель духовных ценностей . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
12 |
Родина начинается с семьи . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
13 |
Традиции семейного воспитания в России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
14 |
Образ семьи в культуре народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
15 |
Труд в истории семьи . |
1 |
|
|
|
|
16 |
Семья в современном мире (практическое занятие) . |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа |
17 |
Личность — общество — культура . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
18 |
Духовный мир человека . Человек — творец культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
19 |
Личность и духовнонравственные ценности . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
20 |
Историческая память как духовнонравственная ценность . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
21 |
Литература как язык культуры . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
22 |
Взаимовлияние культур . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
23 |
Духовно-нравственные ценности российского народа . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
24 |
Регионы России: культурное многообразие . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
25 |
Праздники в культуре народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
26 |
Памятники архитектуры в культуре народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
27 |
Музыкальная культура народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
28 |
Изобразительное искусство народов России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
29 |
Фольклор и литература народов |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
|
России . |
|
|
|
|
|
30 |
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа |
31 |
Культурная карта России (практическое занятие). |
1 |
0 |
1 |
|
Практическая работа |
32 |
Единство страны — залог будущего России . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос |
33 |
Твоя культура поведения и твои нравственные качества |
1 |
1 |
0 |
|
Контрольная работа |
34 |
Повторение |
1 |
0 |
0 |
|
Беседа. |
ИТОГ
|
О
|
34
|
1
|
4
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. 8-е изд., стереотип.- М.«Издательство «Просвещение»; 2021
Литература дополнительная:
1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.
2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.
3. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.и другие
4. Энциклопедия православной жизни/ (авторы-сост. Г. Камышина, Г. Стромынский). – Т.: Имидж Принт, 2009.
5 Прославление Святителя Иоасафа Белгородского: документы/ сост.: О.Кобец, А.Н. Крупенков. – Белгород: Белгор. обл. тип., 2011. 6.Храмы Святого Белогорья. – Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2011. вой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Просвещение, 2021г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 5 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества, 2008.
2.Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-cr.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина).
3. Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, www.predanie.ru/
Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/
- Электронная библиотека "Вера и православие"; www.altarnik.okis.ru
- Православная медиа-библиотека, biblion.narod.ru
- Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru." ; www.predanie.ru
- Православный музыкальный архив; www.isographoteka.ru
- Православная библиотека Религиозная литература. Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru
Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru
2. Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
3. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru
4. Сайт Рособразования - http://www.ed.gov.ru
5. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
6. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
7. Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru
8. Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии - http://www.blagovest.bel.ru
9. Сайт Белгородского института развития образования - www.ipkps.bsu.edu.ru
10. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образователь-ных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru
11. Школьный портал - http://www.portalschool.ru
12. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии» - http://www.ict.edu.ru
13. Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru
14. Учительская газета - www.ug.ru
15. Сетевой класс Белогорья - http://belclass.net
16. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества - http://www.tradcenter.ru/komplekt45.htm
17. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
18. Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru
19. История стран и цивилизаций - http://www.istorya.ru
20. Библиотека античной литературы - http://сyrill.newma.ru
21. Коллекция: мировая художественная культура - http://artclassic.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.