Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС
Оценка 5

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС

Оценка 5
pdf
07.11.2022
Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС
РП ПО ОДНКНР 2022-2023.pdf

 

 

                                                                              

п.Есинка 2022-2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 класса  составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)  (утверждён приказом Министерства просвещения Российской  

Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); требованиями к результатам освоения программы основного  общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования . В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей . Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР . Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений .

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ"

Целями изучения учебного курса являются:

66 формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения  и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

66 создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; 66 формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

66 идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны .

Цели курса определяют следующие задачи:

66 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

66 приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

66 развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

66 становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

66 формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

66 обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

66 воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;

66 содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовнонравственных ценностей;

66 формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом .

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

66 расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных  

 

                

                                                                                                    МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОДНКНР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения .

Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе.

 

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях. 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

 

блок 1.  

«Россия — наш общий дом»

Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые модели . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство . Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России .

Тема 2 . Наш дом — Россия .

Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .

Тема 3 . Язык и история .

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры . Важность коммуникации между людьми . Языки народов мира, их взаимосвязь .

Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей .

Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка для всех народов России . Возможности, которые даёт русский язык .

Тема 5 . Истоки родной культуры .

Что такое культура . Культура и природа . Роль культуры в жизни общества . Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России .

Тема 6 . Материальная культура .

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника . Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества .

Тема 7 . Духовная культура .

Духовно-нравственная культура . Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей .

Тема 8 . Культура и религия .

Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека . Государствообразующие религии России . 

Единство ценностей в религиях России .

Тема 9 . Культура и образование .

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека .

Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) .

Единство культур народов России . Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России .

 

тематический блок 2. 

«Семья и духовно-нравственные ценности»

 

Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей .

Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и культура . Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека

.

Тема 12 . Родина начинается с семьи .

История семьи как часть истории народа, государства, человечества . Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и  Отечество?

Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России .

Семейные традиции народов России . Межнациональные  семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей .

Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .

Произведения устного поэтического творчества (сказки,  поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .

Тема 15 . Труд в истории семьи .

Социальные роли в истории семьи . Роль домашнего труда . 

Роль нравственных норм в благополучии семьи .

Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо . Семейные традиции .

 

тематический блок 3. 

«духовно-нравственное богатство личности»

 

Тема 17 . Личность — общество — культура .

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей .

Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры .

Культура как духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое?

Границы творчества . Традиции и новации в культуре . Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности, как реализации .

Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .

Мораль и нравственность в жизни человека . Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким . тематический блок 4. «культурное единство россии»

Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность .

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества . Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации . Преемственность поколений .

Тема 21 . Литература как язык культуры .

Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность . Тема 22 . Взаимовлияние культур .

Взаимодействие культур . Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен ценностными установками и идеями . Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей .

Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа .

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,  созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России .

Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие .

Исторические и социальные причины культурного разнообразия . Каждый регион уникален . Малая Родина — часть общего Отечества .

Тема 25 . Праздники в культуре народов России .

Что такое праздник? Почему праздники важны . Праздничные традиции в России . Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов .

Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России .

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы .

Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .

Тема 27 . Музыкальная культура народов России .

Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как форма  выражения эмоциональных связей между людьми . Народ- ные инструменты . История народа в его музыке и инструментах .

Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .

Художественная реальность . Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .

Тема 29 . Фольклор и литература народов России .

Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе .

Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона . Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников

.

Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).

География культур России . Россия как культурная карта . 

Описание регионов в соответствии с их особенностями .

Тема 32 . Единство страны — залог будущего России .

Россия — единая страна . Русский мир . Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России .

Тема 33-34 Повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

 

Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы .

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности .

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом .

1.  Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .

2.  Гражданское воспитание

Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;сформированность понимания и принятия гуманистических,  демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание  веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию .

1.  Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира .

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию .

2.  Духовно-нравственное воспитание

-  Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;

-  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества;  - принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении .

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике 

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории .

1.              Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:

-_ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); - смысловое чтение;

-  развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем .

2.              Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

-  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

-  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

(коммуникация);

-  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность)

.

3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:

-    умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

-    умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

-    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);

-    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

-    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 

п/п

Наименование разделов и тем программы

                      Количество часов

Даты

 изучения

Виды деятельности

виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

Контрол ь

Ные  работы

практич

еские работы

Блок 1: "Россия - наш общий дом".

 

 

1

Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»?

1

0

0

 

формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; вести самостоятельную работу с учебником;

Устный  опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

2

Наш дом — Россия .

1

0

0

 

слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия;

Устный  опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

3

Язык и история .

1

0

0

 

Представление о языке – как о хранителе духовно-нравственных культур. Особенности коммуникативной роли языка. Языки народов мира, их взаимосвязь.

 

Устный  опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

4

Русский язык — язык общения и язык

1

0

0

 

Русский язык – основа русской культуры. Важность русского языка

Устный опрос

www.orkce. org .

 

 

возможностей .

 

 

 

 

для всех народов России.

 

http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

5

Истоки           родной культуры .

1

0

0

 

формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов; слушать и понимать объяснения учителя по теме урока; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

6

Материальная культура .

1

0

0

 

формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов; слушать и анализировать выступления одноклассников; работать с учебником, анализировать проблемные ситуации;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

7

Духовная культура .

1

0

0

 

формировать представление о духовной культуре разных народов; понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры; выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме; учиться работать с текстом и зри

тельным рядом учебника;

 

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

8

Культура и религия .

1

0

0

 

; формировать представление о понятии «религия», понимать и

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  

 

 

 

 

 

 

 

уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме;

 

 

http:// school collection. edu .

 

9

Культура и образование .

1

0

0

 

понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества; слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

10

Многообразие культур России (практическое занятие) .

1

0

1

 

отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой; слушать выступления одноклассников;

Практическ ая работа

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

Всего по разделу

10

0

1

 

Блок 2:«Семья и духовно-нравственные ценности»

1

Семья — хранитель духовных ценностей .

1

0

0

 

понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

2

Родина    начинается     с

1

0

0

 

понимать и объяснять, как и почему

Устный

www.orkce. org .

 

 

семьи .

 

 

 

 

история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа; слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал;

опрос

http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

3

Традиции семейного воспитания в России .

1

0

0

 

понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России; уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме; просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с

раздаточным материалом;

 

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

4

Образ семьи в культуре народов России .

1

0

0

 

знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях; знать и понимать морально-нравственное значение семьи; работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

5

Труд в истории семьи .

1

0

0

 

понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи; слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

 

6

Семья в современном мире (практическое занятие) .

1

0

1

 

понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям; готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников;

Практическ ая работа

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

Всего по разделу

6

0

1

 

блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

1

Личность — общество — культура .

1

0

0

 

знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными; работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи);

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

2

Духовный мир человека . Человек — творец культуры .

1

0

0

 

понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры; слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

3

Личность и духовнонравственные ценности

.

10

0

0

 

понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким; показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

 

 

 

 

 

 

 

разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником;

 

 

4

Историческая память как духовнонравственная ценность .

1

0

0

 

объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории; понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны; работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

5

Литература как язык культуры .

1

0

0

 

понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества; объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы; слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

6

Взаимовлияние культур .

1

0

0

 

иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»; понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия; слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

 

 

 

 

 

 

 

источникам;

 

 

7

Духовно-нравственные ценности российского народа .

1

0

0

 

уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовнонравственные ценности; осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение);

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

8

Регионы России:

культурное многообразие .

1

0

0

 

понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие«полиэтничность»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины; слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

9

Праздники в культуре народов России .

1

0

0

 

понимать и объяснять, что такое «народный праздник»; уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника; работать с учебником, просматривать и анализировать

учебные фильмы;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

10

Памятники архитектуры в культуре народов

1

0

0

 

устанавливать связь между историей памятника и историей края;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  

 

 

России .

 

 

 

 

характеризовать памятники истории и культуры; понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать

учебные фильмы;

 

http:// school collection. edu .

 

11

Музыкальная культура народов России .

1

0

0

 

понимать особенности музыки как вида искусства; знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать

учебные фильмы;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

12

Изобразительное искусство народов России .

1

0

0

 

понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества; понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства народов России; слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать

учебные фильмы;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

13

Фольклор и литература

1

0

0

 

понимать, что такое национальная

Устный

www.orkce. org .

 

 

народов России .

 

 

 

 

литература; объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников;

опрос

http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

14

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

1

0

1

 

отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой;

Практическ ая работа

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

15

Культурная карта России (практическое занятие).

1

0

1

 

отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой;

Практическ ая работа

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

16

Единство страны — залог будущего России .

1

0

0

 

понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал;

Устный опрос

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

Всего по разделу

16

 

 

 

Повторение.

 

 

 

 

 

1

Твоя культура поведения и твои нравственные качества

1

1

0

 

отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой;

Контрольна я работа

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

2

Повторение.

1

0

0

 

понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал;

Беседа.

www.orkce. org . http:// fcior. edu  http:// school collection. edu .

 

Всего по разделу

2

1

0

 

 

Общее количество часов по программе

34

1

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

 

 

 

 

Виды, формы

контроля

 

 

всего

Контр ольны е

работы

Практич еские работы

1

Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»?

1

0

0

 

Устный опрос

2

 Наш дом — Россия .

1

0

0

 

Устный опрос

3

Язык и история .

1

0

0

 

Устный опрос

4

Русский язык — язык общения и язык возможностей .

1

0

0

 

Устный опрос

5

Истоки           родной культуры .

1

0

0

 

Устный опрос

6

Материальная культура .

1

0

0

 

Устный опрос

7

Духовная культура .

1

0

0

 

Устный опрос

8

Культура и религия .

1

0

0

 

Устный опрос

9

Культура                       и

1

0

0

 

Устный опрос

 

 

образование .

 

 

 

 

 

10

Многообразие культур России (практическое занятие) .

1

0

1

 

Практическая работа

11

Семья — хранитель духовных ценностей .

1

0

0

 

Устный опрос

12

Родина начинается с семьи .

1

0

0

 

Устный опрос

13

Традиции семейного воспитания в России .

1

0

0

 

Устный опрос

14

Образ семьи в культуре народов

России .

1

0

0

 

Устный опрос

15

Труд в истории семьи .

1

 

 

 

 

16

Семья в современном мире (практическое занятие) .

1

0

1

 

Практическая работа

17

Личность — общество — культура .

1

0

0

 

Устный опрос

18

Духовный мир человека . Человек — творец культуры .

1

0

0

 

Устный опрос

19

Личность и духовнонравственные ценности .

1

0

0

 

Устный опрос

 

20

Историческая память как духовнонравственная ценность

.

1

0

0

 

Устный опрос

21

Литература как язык культуры .

1

0

0

 

Устный опрос

22

Взаимовлияние культур .

1

0

0

 

Устный опрос

23

Духовно-нравственные ценности российского народа .

1

0

0

 

Устный опрос

24

Регионы России:

культурное многообразие .

1

0

0

 

Устный опрос

25

Праздники в культуре народов России .

1

0

0

 

Устный опрос

26

Памятники архитектуры в культуре народов России .

1

0

0

 

Устный опрос

27

Музыкальная культура народов России .

1

0

0

 

Устный опрос

28

Изобразительное искусство народов России .

1

0

0

 

Устный опрос

29

Фольклор и литература народов

1

0

0

 

Устный опрос

 

России .

 

 

 

 

 

30

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

1

0

1

 

Практическая работа

31

Культурная карта России (практическое занятие).

1

0

1

 

Практическая работа

32

Единство страны — залог будущего России .

1

0

0

 

Устный опрос

33

Твоя культура поведения и твои нравственные качества

1

1

0

 

Контрольная работа

34

Повторение

1

0

0

 

Беседа.

 ИТОГ

 

О

 

34

 

1

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

 Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. 8-е изд., стереотип.- М.«Издательство «Просвещение»; 2021

 

Литература дополнительная: 

1.  Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997. 

2.  Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999. 

3.  Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.и другие

4.  Энциклопедия православной жизни/ (авторы-сост. Г. Камышина, Г. Стромынский). – Т.: Имидж Принт, 2009. 

5 Прославление Святителя Иоасафа Белгородского: документы/ сост.: О.Кобец, А.Н. Крупенков. – Белгород: Белгор. обл. тип., 2011.  6.Храмы Святого Белогорья. – Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2011. вой вариант: 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Просвещение, 2021г

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 

 

1.Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 5 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества, 2008. 

2.Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии), dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых), svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов), e-cr.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию), www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru  (библиотека православного христианина). 

3. Православные мультимедиа-ресурсы: pravmedia.com, www.rushill07.narod.ru/  Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека www.altarnik.okis.ru,  biblion.narod.ru, www.predanie.ru/

 Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; www.rushill07.narod.ru/

-  Электронная библиотека "Вера и православие"; www.altarnik.okis.ru  

-  Православная медиа-библиотека, biblion.narod.ru 

-  Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru." ; www.predanie.ru  

-  Православный музыкальный архив; www.isographoteka.ru

-  Православная библиотека Религиозная литература. Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг www.isographoteka.ru  

Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru  

2.      Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru  

3.      Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru  

4.      Сайт Рособразования - http://www.ed.gov.ru  

5.      Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru  

6.      Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

7.      Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru 

8.      Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии - http://www.blagovest.bel.ru  

9.      Сайт Белгородского института развития образования - www.ipkps.bsu.edu.ru  

10.  Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образователь-ных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru  

11.  Школьный портал - http://www.portalschool.ru  

12.  Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образова-нии» - http://www.ict.edu.ru  

13.  Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru  

14.  Учительская газета - www.ug.ru  

15.  Сетевой класс Белогорья - http://belclass.net  

16.  Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества - http://www.tradcenter.ru/komplekt45.htm  

17.  Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru  

18.  Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru  

19.  История стран и цивилизаций - http://www.istorya.ru  

20.  Библиотека античной литературы - http://сyrill.newma.ru  

21.  Коллекция: мировая художественная культура - http://artclassic.edu.ru

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО 

ПРОЦЕССА 

 

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

 Компьютер,  мультимедийный проектор,  интерактивная доска

 

 

 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

Компьютер,  мультимедийный проектор,  интерактивная доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС

Есинка 2022-2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Есинка 2022-2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов

Цели курса определяют следующие задачи : 6 6 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; 6 6 приобретение и усвоение знаний…

Цели курса определяют следующие задачи : 6 6 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; 6 6 приобретение и усвоение знаний…

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»

Русский язык — основа российской культуры

Русский язык — основа российской культуры

Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей

Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей

Что делает человека человеком?

Что делает человека человеком?

Что такое праздник? Почему праздники важны

Что такое праздник? Почему праздники важны

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ценности познавательной деятельности

Ценности познавательной деятельности

УУД); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); - смысловое…

УУД); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); - смысловое…

Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности…

Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности…

Наименование разделов и тем программы

Наименование разделов и тем программы

России. http :// fcior

России. http :// fcior

Культура и образование . 1 0 0 понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества; слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать…

Культура и образование . 1 0 0 понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества; слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать…

Традиции семейного воспитания в

Традиции семейного воспитания в

Труд в истории семьи . 1 0 0 понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи; слушать…

Труд в истории семьи . 1 0 0 понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи; слушать…

Духовный мир человека . Человек — творец культуры

Духовный мир человека . Человек — творец культуры

Литература как язык культуры

Литература как язык культуры

Регионы России: культурное многообразие

Регионы России: культурное многообразие

Музыкальная культура народов

Музыкальная культура народов

России . литература; объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать…

России . литература; объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать…

Повторение. 1

Повторение. 1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Культура и 1 0 0

Культура и 1 0 0

Личность и духовнонравственные ценности

Личность и духовнонравственные ценности

Изобразительное искусство народов

Изобразительное искусство народов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Сравнительное богословие; Жития

Сравнительное богословие; Жития

История стран и цивилизаций - http://www

История стран и цивилизаций - http://www

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС

Рабочая программа по ОДНКНР, 5 класс, обновленный ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2022