Нормативные документы |
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: |
1. Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; |
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; |
3 . Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в 2019-2020 учебном году. |
4 Основной образовательной программы основного общего образования, утверждённого приказом № -ОД от 30 августа 2019г. |
5 Учебного плана на 2019-2020 учебный год. |
6 Программы по Основам духовно-нравственной культуры народов России разработанной в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться, на основе учебной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1 |
Н.Ф. Виноградов, В.И. Власенко, А.В. Поляков |
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» |
2015 |
Вентана-Граф |
2 |
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. |
Методическое пособие «Основы духовно-нравственной культуры народов России» |
2015 |
Вентана-Граф |
3 |
|
|
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Личностные |
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); |
|
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. |
Метапредметные |
Регулятивные · Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. · Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). · Совместно с учителем составлять план решения задачи. · Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. · В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. Познавательные · – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; · – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; · – различать культовые сооружения разных религий; · – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные · рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; · – кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. · Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы. · Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения. · Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. |
|
|
Предметные |
нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФК ГОС)
Знать / понимать |
Ø культуру исламской религии; Ø об основателе исламской религии; Ø о священных книгах исламской религии; Ø о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»; Ø об искусстве в исламской культуре ; Ø о нравственных ценностях ислама Ø имен основателей исламской религии; Ø названия основных праздников исламской религии; Ø особенности священных зданий исламской религии; Ø особенности исламского искусства. |
Уметь |
Ø воспроизводить историю происхождения исламской религии; Ø работать с различными источниками информации; Ø -осуществлять творческую деятельность; Ø овладевать культурой поведения в священных сооружениях исламской религии. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (из ООП)
Раздел / тема |
Содержание |
В мире культуры.
|
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. |
Нравственные ценности российского народа |
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (. Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде итрудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. |
Религия и культура |
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. |
Как сохранить духовные ценности |
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. |
Твой духовный мир |
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема раздела |
Примерное количество часов |
|
1 |
В мире культуры.
|
4 |
|
2 |
Нравственные ценности российского народа |
10 |
|
3 |
Религия и культура |
5 |
|
4 |
Как сохранить духовные ценности |
11 |
|
5 |
Твой духовный мир |
2 |
|
6 |
Проектная работа |
2 |
|
|
Итого |
34 |
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Хуцеевская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района
«РАССМОТРЕНО» на ШМО учителей Протокол №_____ От____________ |
«СОГЛАСОВАНО» Зам. дир. по УВР __________________ «__» _______ 20__ г. |
«ПРИНЯТО» на Педагогическом Совете Протокол № __ от _______
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор _________________ Приказ № __ от _______ |
Республики Дагестан
Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Класс: 5
МО :Гуманитарного цикла
Учебный год: 2019-2020 уч.г.
Срок реализации программы: 1 год
Учитель : Магомедова Зарема Ахмедовна
2019
Расчет количества уроков
к календарно-тематическому плану
Сентябрь |
5 |
|
|
I четверть |
9 |
|
I полугодие |
16 |
Октябрь |
4 |
|
|
II четверть |
7 |
|
II полугодие |
18 |
Ноябрь |
3 |
|
|
III четверть |
10 |
|
Всего |
34 |
Декабрь |
4 |
|
|
IV четверть |
8 |
|
|
|
Январь |
3 |
. |
|
Всего |
34 |
|
|
|
Февраль |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Март |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
Апрель |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Май |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 1 урок в неделю, всего 34 уроков. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 34 уроков.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Основы духовно-нравственных культур народов России»5 класс
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
|
По плану |
Фактически |
||||
|
|
|
I четверть (9 часов) |
|
|
1-2 |
2-7.09 9-14.09 |
|
Величие российской культуры |
2 |
|
3-4 |
17-21.09 23-28.09 |
|
Человек – творец и носитель культуры
|
2 |
|
5-6 |
30.09-5.10 7-12.10 |
|
«Береги землю родимую, как мать любимую» |
2 |
|
7-9 |
14.-19.10 21-26.10 28-31.10 |
|
Жизнь ратными подвигами полна |
3 |
|
|
|
|
II четверть (7 часов) |
|
|
10 |
11-16.11 |
|
В труде - красота человека |
1 |
|
11 |
18-23.11 |
|
«Плод добрых трудов славен…» |
1 |
|
12-13 |
25-30.11 2-7.12 |
|
Люди труда |
2 |
|
14 |
9-14.12
|
|
Бережное отношение к природе |
1 |
|
15-16 |
16-21.12 23-28.12 |
|
Семья- хранитель духовных ценностей. |
2 |
|
|
|
|
III четверть (10 часов) |
|
|
17-18 |
9-11.01 13-18.01 |
|
Семья- хранитель духовных ценностей. |
2 |
|
19 |
20-25.01 |
|
Защита творческих проектов |
1 |
|
20 |
27.01-1.02 |
|
Роль религии в развитии культуры |
1 |
|
21-22 |
3.02-8.02 10-15.02 |
|
Культурное наследие христианской Руси |
2 |
|
23-24 |
17-22.02 25-29.02 |
|
Культура ислама |
2 |
|
25-26 |
2-7.03 10-14.03 |
|
Иудаизм и культура
|
2 |
|
|
|
|
IV четверть (8 часов) |
|
|
27 |
16-21.03 |
|
Культурные традиции буддизма |
1 |
|
28-29 |
6-11.04 13-18.04 |
|
Забота государства о сохранение духовных ценностей |
2 |
|
30 |
20-25.04
|
|
Хранить память предков |
1 |
|
31-32 |
27-30.04 11-16.05 |
|
Что составляет твой духовный мир |
2 |
|
33-34 |
18-23.05 25-30.05 |
|
Проектная работа «Герои России»
|
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.