Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Дмитриева Н.Я. (система развивающего обучения Л.В. Занкова), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.
Программа «Окружающий мир» основывается на следующих программно-методических материалах:
• Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова.-Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература».2011.
• ФГОС начального общего образования приказ №363 от 06.10 2009, зарегистрирован Мин Юст №17785 от 22.12.2009г.
направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных
(регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (34 недели).
Для реализации программного обеспечения используется следующий учебно-методический комплект:
· Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2013г.
· Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом - «Федоров», 2015 г.
· Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3-4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе:
· формировать у обучающегося целостность картины мира;
· осознавать место человека в целостности картины мира, на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления;
· духовно- нравственно развивать и воспитывать личность гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Учебный курс «Окружающий мир» организован решать в системе общего развития обучающихся следующие задачи:
· формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
· на основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
· развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать историческое мышление, прививать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
· помочь освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, опыт и др. с получением информации из разных источников);
· воздействовать на развитие эмоционально волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости засвой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.
Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нет традиционных форм уроков.
В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор детей, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс.
Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно – бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
· Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
· Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
· Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
· Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
· Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
· Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, котороерассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Содержание программы
4 класс (68 часов)
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.
В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, - так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
1.Человек и окружающий мир (21 час)
Человек и природа.
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия - источник движения.
Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Человек и общество.
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.
Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики;составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.
2.Преобразования в России (10 часов)
Человек и общество.
Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.
Человек и природа.
Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.
Человек и общество.
Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов.
План местности.
Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи.
3.Мир человека в Новое время (27 часов)
Человек и природа.
Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
Человек и общество.
События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР Великая Отечественная война (1941- 1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Человек и природа.
Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.
Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).
Современная Россия (10 часов)
Человек и общество.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество» «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главк государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год. Рождество, День защитника Отечества, 5 Марта, День Весны и Труда, День Победы День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России.
Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии. Истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа любого общества.
Краеведение.Областные (краевые) органы власти. Областная, республиканская символика. Выдающиеся земляки.
Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
Экскурсии в краеведческий музей, музей народной культуры, художественный музей.
Тематическое планирование
№ |
Раздел |
часы |
В том числе |
Характеристика деятельности обучающихся |
УУД |
|
практика |
контроль |
|||||
1 |
Человек и окружающий мир |
21ч |
Защита рефератов-2 Прак. раб.-4
|
Тест-1 С/р-1
|
Проведение анализа и сравнений учебного иллюстрационного материала, старых и современных вещей. Обсуждение изменений, произошедших в жизни древнего и современного города. Работа с лентой времени: сравнение скорости познания мира в разные исторические периоды. Сравнение удаленности разных событий по отношению друг к другу. Классификация объектов окружающего мира. Составление рассказа на основе представленной схемы. Осуществление сбора информации о развитии науки и техники, истории возникновения технических устройств, окружающих человека. Характеристика личностных качеств, помогающих делать открытия в науке. Составление тематической экспозиции. Обсуждение значения технического прогресса. Исследовательские работы.История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Работа с картами: определение географического положения Западной Европы и характеристика ее природных условий. Работа с иллюстрациями и текстом: описание внешнего вида, условий жизни и занятий людей средневекового города. Обсуждение условий жизни средневековых рыцарей (с приведением примеров из литературных произведений, кинофильмов, художественных произведений). Формулирование «правил» рыцарского поступка. |
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; -осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; -осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; -основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; -этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; -понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; -принятие установки на здоровый образ жизни; -принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; -выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; -адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; -адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего школьника»; -компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; -осознанных устойчивых эстетических пред-почтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; -эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -различать способ и результат действия; -вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; -использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; строить сообщения в устной и письменной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; -воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; -анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; -подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир - государства - Россия - республика, область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; -устанавливать аналогии. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; -осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты; -осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); -строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; -произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; -допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; -учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; -задавать вопросы; -контролировать действия партнера; -использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Обучающийся получит возможность научиться: -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; -с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно . передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
|
||||||
2 |
Преобразования в России.
|
10ч |
Прак. раб.-3 |
К/р-1 Тест-2
|
Знакомство с личностью царя Петра I. Сравнение детства царевича Петра и современного школьника. Работа с иллюстрациями и текстом учебника, исторической и географической картами. Поиск дополнительной информации в справочниках и энциклопедиях. Обсуждение причин войны со Швецией. Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга на основе иллюстративного, текстового материала и электронных ресурсов. Исследовательская работа: «Петербург – один из прекраснейших городов мира». Участие в выполнении коллективной компьютерной презентации «Город Петра». Обсуждение изменений в жизни российского народа, произошедших благодаря указам Петра I. Работа с текстом учебника. Выявление значения упрощения алфавита и введения арабских цифр. Сбор занимательных историй о жизни Петра I (на основе работы с дополнительными источниками информации). |
|
3 |
Мир человека в Новое время. |
27ч |
Прак. раб.-2
|
Пров. раб.-2 С/р-2 |
Прослеживание по карте маршрута экспедиций В. Беринга. Определение и описание природных зон, по которым проходили экспедиции В. Беринга. Работа с учебником и картой. Поиск в различных справочных изданиях информации об исследователях Крайнего Севера. Исследовательская работа: «Судьба нашего края в первой половине 19 века». Составление рассказа по рисунку «Развитие промышленности и транспорта в XIX–XX веках». Обсуждение изобретений, подсказанных природой. Поиск дополнительной информации об изобретении паровоза, самолета или другого вида транспорта. Работа с текстом: отбор информации по заданной теме, обобщение информации. Поиск дополнительной информации об ученых, изучающих органы тела человека. Обсуждение новых достижений в области медицины. Исследовательская работа: «Как работают органы чувств». |
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Современная Россия . |
10ч |
|
Итог.кон.раб-1 |
Обобщение сведений о нашей стране. Определение времени в различных часовых поясах России, обсуждение причин этого расхождения. Обсуждение, какими способами можно добраться из одной точки России в другую, в чем преимущество каждого способа передвижения в данной территории. Записывание полной и сокращенной формы названия нашего государства, обсуждение значения слов, образующих его название. Работа с картой: изучение деления территории России на административные единицы. Определение месторасположения своего населенного пункта. Обсуждение значения и смысла главного закона России – Конституции. Работа со схемой «Государственная власть Российской Федерации»: описание различных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) с опорой на текст в учебнике. Республиканские органы власти. |
Условные обозначения :
Защ. реф.- Защита реферата.
Прак. раб.- Практическая работа.
Итог.кон.раб.-Итоговая контрольная работа.
Пров. раб.- Проверочная работа.
С/р-Самостоятельная работа.
К/р-Контрольная работа.
Требования к уровню подготовкиобучающихся.
№ |
Раздел
|
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
1 |
Человек и природа.
|
-описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; -сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществлять классификацию изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам; -различать и называть основные части растений; -узнавать растения - деревья, кустарники, травы, приводить примеры; -использовать иллюстративный определитель растений и животных. -проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; -описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; -характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли; -ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам; -различать твердые, жидкие и газообразные вещества; измерять температуру воды, воздуха и своего тела; -различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе; определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека; -определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; -определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, нища); -различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); -использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; -использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; -использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; -проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; -сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); -сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества; -выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; -выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; -узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; -соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; -фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды. -проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; -использовать естественно-научные тексты (на бумажных и (при возможности) на электронных носителях, в том числе в Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы; -использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в т.ч. (при возможности) и медиаресурсы; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; -обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; -определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; -понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; -сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); -сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем, болото) как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные); -различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве; -узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края. |
-использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений и опытов; -моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и подручных средств; -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде; -пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; -выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
2 |
Человек и общество
|
–узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края: находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город - различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; -используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; -оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; -проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии; -использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, да я создания собственных устных или письменных высказываний; -осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством (на уровне представления). -осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; -ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; -наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессии, начального сообщества, этноса, нации, страны.
|
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; -определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. -об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период; -об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в изучаемый период; -имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К.Жуков, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев; -об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края. - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; строить сообщения в устной и письменной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; -воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; -анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; -подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир - государства - Россия - республика, область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии. |
Контроль и оценка планируемых результатов |
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения обучающихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи обучающихся. Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным исследованием. Фронтальный опрос Проводится как беседа – полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ – описание и рассказ – рассуждение. • Рассказ – описание. Ребёнок дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. • Рассказ – рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи – рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и другие. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками – заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу. Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель—анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Специфика этого вида контроля: 1) обучающемуся предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать материал, исправить полученную ранее отметку; 2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным; 3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием обучающегося, отражает его желание и интерес к учению. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) предпочтение отдается более высоким отметкам. Целесообразно поэтому тестовые задания типа: · поиск ошибки; · выбор ответа; · продолжение или исправление высказывания. Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения обучающихся.
Базовый уровень-оценка "3" ставится обучающемуся, если он
усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические
ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе,
затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и
явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить
перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ребёнок обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания: · "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно; · "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями; · "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания. Обучающихся, следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
|
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Кол-во часов |
Практика |
Элементы содержания |
Вид контроля |
Человек и мир, созданный им - 21ч |
||||||
1/1 |
04.09. |
Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. Энергия - источник движения. У-стр.3-12, Р.т.№1-2 |
1 ч |
+
|
Связь между человеком, миром, созданным им, и природой. Энергия - источник движения.
|
Текущий |
2/2 |
06.09. |
Первопроходцы в науке. Техника и человек. Исследовательская работа «Роль изобретателя». У-стр.12-17,Р.т.№3-4 |
1ч |
И |
Влияние современного человека на достижение науки и техники. Экологические проблемы современного мира. |
Текущий |
3/3 |
11.09. |
Режим дня в жизни человека. Достижения медицины в древние времена. Экскурсия № 1 по теме « Первая помощь при ушибах и порезах».(медицинский кабинет) У-стр.17-19 |
1ч |
Э
|
Представление о здоровом образе жизни; важность и польза соблюдения режима дня; история развития медицины; лечебные свойства лекарственных растений. Первая помощь при переломах и порезах. |
Текущий
|
4/4 |
13.09. |
Клетка – основа строения и роста живых организмов. Практическая работа №1«Рассматривание готовых микропрепаратов при помощи микроскопа». У-стр.19-23Р.т.стр3,№5-6 |
1ч |
П |
Строение клетки – основой строения и роста живых организмов, виды клеток. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Рассматривание клетки под микроскопом. |
Тематический |
5/5 |
18.09. |
Рост и развитие организма человека. Лекарственные растения. Творческая работа «Лекарственные растения». У-стр.24-26-29Р.т.стр.6 ,№11-13 |
1ч |
Т |
Основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений. Основные правила личной гигиены. Здоровый образ жизни. Соблюдение режима дня. Лечебные свойства лекарственных растений.ОБЖ. Первая помощь при переломах и порезах. |
Тематический |
Наши соседи на Западе . 16часов |
||||||
6/1 |
20.09. |
Средневековье. Где и как жили рыцари.Почему осанка выделяла рыцаря. У-стр.30-35 Р.т.стр.8 ,№14 |
1ч |
+ |
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. |
Текущий |
7/2 |
25.09. |
Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей. Творческая работа «Главная причина роста». У-стр.35-37 |
1ч |
Т |
Правильная осанка. Функции и строение костной системы человека (скелета). Правила и меры сохранения скелета, позвоночника. Правила поведения при получении травмы, оказания первой помощи при порезах, ушибе, травме конечности (вывихе, переломе). |
Текущий |
8/3 |
27.09. |
Скелет человека. Опора и защита. Оказание первой помощи при травмах. У-стр.38-43 Р.т.стр.10 ,№15-18 |
1ч |
+ |
Строение и функции позвоночника, черепа и грудной клетки, костей, образующими грудную клетку. Строение верхних и нижних конечностей. |
Текущий |
9/4 |
02.10 |
Скелет: череп, грудная клетка, живые рычаги. Костно-мышечная система. Практическая работа №2 «Измерение роста». У-стр.41-43Р.т.стр.12 ,№17-19 |
1ч |
П |
Составление комплекса упражнений утренней гимнастики. Составление режима дня. Определение своего роста и веса. |
Тематический |
10/5 |
04.10 |
Череп. Его основные части. Грудная клетка. У-стр.43-45Р.т.стр.12 ,№20 |
1ч |
+ |
Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью. Строение и функции позвоночника, черепа и грудной клетки, костей, образующими грудную клетку. |
Текущий |
11/6 |
09.10. |
Конечности – живые рычаги. Практическая работа №3 «Составление режима дня». У-стр.46-48 Р.т.стр.13 ,№21 |
1ч |
П |
Правила поведения при получении травмы, оказания первой помощи при порезах, ушибе, травме конечности (вывихе, переломе). |
Текущий |
12/7 |
11.10. |
Мышцы и движение.
У-стр.49-53 Р.т.стр.13 ,№22 |
1ч |
+ |
Представление о работе мышц. Виды мышц. Причины усталости. |
Текущий |
13/8 |
16.10. |
Мышцы и движение. Практическая работа №4 по теме «Наблюдение за работой мышц». |
1ч |
П |
Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью. Способы предотвращения утомляемости мышц. |
Предварительный |
14/9 |
18.10 |
На подступах к новому времени. Расширение знаний о Земле. Природа нового света. У-стр.54-57 |
1ч |
+ |
Особенности жизни в средневековой Европе. Образ жизни людей, здоровье. Изменения, которые стали происходить с ХIV в. в Западной Европе. |
Текущий |
15/10 |
23.10 |
Исследовательская работа «Санитарные врачи средних веков» Начало нового времени. У-стр.58-61 |
1ч |
И |
Значения открытий в различных областях жизни для человечества. |
Текущий |
16/11 |
25.10 |
Кругосветное путешествие Магеллана. Расширение знаний о Земле. Практическая работа №4«Контурная карта части Евразии. Путешественники». У-стр.61-67,Р.т.стр.14 ,№22-25 |
1ч |
П |
Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.
|
Тематический |
17/12 |
06.11. |
Природа Нового Света. Творческая работа «Открытие и завоевание Америки». У-стр.68-70,Р.т.стр.15 ,№26 |
1ч |
Т |
Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта. |
Текущий |
18/13 |
08.11. |
Развитие науки. Устройство Вселенной. У-стр.71-74, Р.т.стр.15 ,№27 |
1ч |
+ |
Представления о географических открытиях, о природе Нового Света. |
Текущий |
19/14 |
13.11 |
Открытие невидимого мира. Творческая работа «Известные путешественники». У-стр.74-76,Р.т.стр.16 ,№28-30 |
1ч |
Т |
Представление о развитии науки и ее значении в развитии человечества. Значение в науке изобретения микроскопа и открытие «невидимого» мира микроорганизмов. |
Предварительный |
20/15 |
15.11 |
Победа над эпидемиями. Зачем нужна гигиена. У-стр.77-81 Р.т.стр.17 ,№31 |
1ч |
+ |
Неоценимый вклад ученых в дело по борьбе с микробами. Потребность соблюдать правила гигиены. Правила здорового образа жизни. |
Текущий |
21/16 |
20.11 |
Правила здорового образа жизни. Тест «Особенности кожного покрова». Обобщение и систематизация изученных знаний. У-стр.81-88,Р.т.стр.17 ,№32-33 |
1ч |
Тест |
Строение и функции покровного органа – кожа. Особые образования: волосы, ногти. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. |
Текущий |
Преобразования в России 11ч |
||||||
22/1 |
22.11 |
Россия при Петре I. Вход к морю. ХКК «История заселение земель Дальнего Востока». У-стр.89-94,Р.т.стр.18 ,№34 |
1ч |
+ ХКК |
Представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I. Значения этих преобразований. |
Текущий |
23/2 |
27.11 |
Строительство Санкт- Петербурга. Экскурсия мультимедийная№2 по теме: « Санкт – Петербург: достопримечательности». У-стр.94-99,Р.т.стр.18 ,№ 35 |
1ч |
Э |
Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). |
Текущий |
24/3 |
29.11 |
Значение преобразований в России правления Петра 1. У-стр.99-102,Р.т.стр.18 ,№ 36 |
1ч |
+ |
Представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I. Значения этих преобразований. |
Текущий |
25/4 |
04.12 |
Становление Российской науки. М.В. Ломоносов-великий русский учёный. У-стр.102-106,Р.т.стр.19,№ 37 |
1ч |
+ |
М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества. Неоценимый вклад Ломоносова в российскую науку. |
Текущий |
26/5 |
04.12 |
Горные породы. Полезные ископаемые. Минералы. Практическая работа№5 «Свойства гранита и известняка». У-стр.107-110.Р.т.стр.20 ,№ 38-39 |
1ч |
П |
Свойства гранита и известняка. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов,горючие полезные ископаемые). Происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Расположение природных зон в горах. |
Текущий |
27/6 |
11.12 |
Состав и свойства полезных ископаемых – гранита, известняка, песка и глины. Практическая работа №6 «Свойства песка и глины». У-стр.110-116.Р.т.стр.21 ,№ 40-41 |
1ч |
П |
Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Бережное отношение людей к полезным ископаемым. |
Текущий |
28/7 |
13.12 |
Состав и свойства горючих полезных ископаемых. Железная руда. Практическая работа №7 «Свойства металлических предметов». У-стр.117-121,Р.т.стр.22 ,№ 43-45 |
1ч |
П |
Представления о горных породах (различных камнях), об использовании различных камней. Месторождения железных руд . Свойства нефти и каменного угля, торфа. Способы добычи полезных ископаемых. Труд геологов. Работа с коллекциями горных пород и минералов. |
Текущий |
29/8 |
18.12 |
Горючие полезные ископаемые. Добыча полезных ископаемых. ХКК «Полезные ископаемые родного края». У-стр.121-124 Р.т.стр.23 ,№ 46-47 |
1ч |
+ ХКК |
Текущий |
|
30/9 |
20.12 |
Русское военное искусство. Отечественная война 1812 г. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. У-стр.124-127,Р.т.стр.24 ,№ 48-49 |
1ч |
+ |
Личность А. В. Суворова. Значение его деятельности в жизни России. События Отечественной войны 1812 года. Значение для России Бородинского сражения. |
Текущий |
31/10 |
25.12 |
Проверочная работа №1 по теме: «Полезные ископаемые». У-стр.128-131
|
1ч |
+ |
Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). |
Тематический |
32/11 |
27.12 |
План местности. Практическая работа №8«Составление плана комнаты». У-стр.131-134,Р.т.стр.25 ,№ 50 |
1ч |
П |
Работа с физической картой России (полезные ископаемые). Работа с исторической картой. Составление плана комнаты. |
Текущий |
Разнообразие природы Земли- 6часов |
||||||
33/1 |
15.01 |
Северные земли России. ХКК.«Сбор материала о судьбе края в обозначенный период»». У-стр.3-5,Р.т.стр.26 ,№ 51-53 |
1ч |
+ ХКК |
Развитие географических исследований просторов России. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период.
|
Текущий |
34/2 |
17.01 |
Открытие Австралии. У-стр.5-9,Р.т.стр.27 ,№ 54-55 |
1ч |
+ |
Развитие географических исследований просторов России. Представления об освоении мира и открытии новых земель. Необычность растений и животного мира Австралии. |
Текущий |
35/3 |
22.01 |
Дальний Восток России. У-стр.13-15,Р.т.стр.28 ,№ 56-57 |
1ч |
+ |
Открытие новых земель: северные земли России, Уссурийский край.
|
Текущий |
36/4 |
24.01 |
Дальний Восток России. ХКК«Флора и фауна Хабаровского края». У-стр.3-5,Р.т.стр.28 ,№ 58 |
1ч |
ХКК + |
Представление о разнообразии природы лесной зоны. Необычность природы Дальнего Востока. |
Текущий |
37/5 |
29.01 |
Особенности природы гор. У-стр.16-17,Р.т.стр.28 ,№ 55 |
1ч |
+ |
Особенность природы России в сравнении с природой других материков. Разнообразие природы горной местности,смены ярусов. |
Текущий |
38/6 |
31.01 |
Человеческие расы. У-стр.17-19 |
1ч |
+ |
Три основные человеческие расы и их особенности в зависимости от природных условий. |
Текущий |
События XIX–XX веков. 10часов |
||||||
39/1 |
05.02 |
Развитие науки и техники в XIX-XX веках. У-стр.20-23,Р.т.стр.29 ,№ 59-62 |
1ч |
+ |
Развитие науки и техники в XIX в. Причины развития мира, значение для современного человека. |
Текущий |
40/2 |
07.02 |
Новые знания о человеке. Исследовательская работа: «Судьба нашего края в первой половине 19 века». У-стр.24-25,Р.т.стр.30 ,№ 63-64 |
1ч |
И |
Новые знания о человеке. И.П. Павлов. |
Текущий |
41/3 |
12.02 |
Открытие деятельности нервной системы. У-стр.25-30,Р.т.стр.31 ,№ 65-66 |
1ч |
+ |
Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. |
Текущий |
42/4 |
14.02 |
Значение кровеносной системы. Кровь. Практическая работа №9«Измерение пульса». У-стр.31-34,Р.т.стр.31 ,№ 67 |
1ч |
П |
Подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений. Определение количества дыхательных движений вминуту. Составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ. |
Текущий |
43/5 |
19.02 |
Значение кровеносной системы. Путь крови. Самостоятельная работа №3«Знания о человеке». У-стр.34-39,Р.т.стр.32,№ 68 |
1ч |
+ |
Значение, состав и свойства крови. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. |
Предварительный |
44/6 |
21.02 |
Обобщение и систематизация изученных знаний. |
1ч |
+ |
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. |
Текущий |
45/7 |
26.02 |
Россия в начале ХХ века. У-стр.40-44,Р.т.стр.32,№ 69-70 |
1ч |
+ |
Исторические представления о России начала XX в. Понятие «государство». Понятие «цивилизация». Значение достижений в области науки и техники для жизни современного человека. Возникновение экологических проблем. События в России в начале XX века. Развитие промышленности. |
Текущий |
46/8 |
28.02 |
Великая Отечественная война(1941–1945 гг.) ХКК «Судьба Хабаровского края во время Великой Отечественной войны». У-стр.44-50,Р.т.стр.33,№ 72-73 |
1ч |
ХКК |
Ликвидация безграмотности. Образование СССР Великая Отечественная война (1941- 1945). Сравнительный анализ отечественных войн 1812 и 1941–1945 гг. |
Текущий |
47/9 |
04.03 |
Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне. Страны – участники Второй мировой войны. Тест. У-стр.50-56,Р.т.стр.33,№ 74 |
1ч |
П |
Работа с картами: контурной, физической, природных зон. Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период. |
Тематический |
48/10 |
06.03 |
Великобритания. Век научных открытий. У-стр.56-59,Р.т.стр.34,№ 75 |
1ч |
+ |
Научные открытия и изобретения второй половины XX века. |
Текущий |
Человек и природа. 10ч |
||||||
49/1 |
11.03 |
Охрана природы. Заповедники национальные парки. Экологические проблемы. У-стр.60-65,Р.т.стр.34,№ 76-77 |
1ч |
+ |
Экологические проблемы России и Дальнего Востока. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России. |
Текущий |
50/2 |
13.03 |
Органы дыхания человека. У-стр.66-70,Р.т.стр.35,№ 78-79 |
1ч |
+ |
Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. |
Текущий |
51/3 |
18.03 |
Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения. У-стр.70-75 Р.т.стр.35,№ 80-81 |
1ч |
+ |
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом. Человек и природа. |
Текущий |
52/4 |
20.03 |
Сельское хозяйство. Животноводство. Растениеводство. У-стр.75-78 Р.т.стр.36,37 № 82-86 |
1ч |
+ |
Текущий |
|
53/5 |
01.04 |
Зачем человек есть. Состав пищи. Пища разных народов. У-стр.79-85,Р.т.стр.38,№ 87-89 |
1ч |
+ |
Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. |
Текущий |
54/6 |
03.04 |
Органы пищеварения. У-стр.86-89,Р.т.стр.39,№ 90 |
1ч |
+ |
Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. |
Текущий |
55/7 |
08.04 |
Переработка пищи в организме. Правила здорового питания. У-стр.89-95.Р.т.стр.40,№ 91-93 |
1ч |
+ |
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. |
Текущий |
56/8 |
10.04 |
Самостоятельная работа №3 по теме «Человек и природа». ХКК «Народные промыслы Дальнего Востока». |
1ч |
+ ХКК |
Значение народных промыслов Дальнего Востока.
|
Предварительный |
57/9 |
15.04 |
Сохранение здоровья - важнейшая задача для жизни человека. Обобщение и систематизация изученных знаний. |
1ч |
+ |
Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. |
Текущий |
58/10 |
17.04 |
Проверочная работа по теме «Будь здоров». |
Тематический |
|||
Современная Россия -10ч |
||||||
59/1 |
22.04 |
Современная Россия. ХКК « Причина пожаров наших лесов». У-стр.96-98,Р.т.стр.41,№ 94-95 |
1ч |
+ ХКК |
Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга. |
Текущий |
69/2 |
24.04 |
Россия – многонациональное государство. У-стр.98-100,Р.т.стр.42,№ 96 |
1ч |
+ |
России. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество» «Отчизна»). |
Текущий |
61/3 |
29.04 |
Москва – столица России. У-стр.101-103,Р.т.стр.43,№ 98 |
1ч |
+ |
Москва - столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. |
Текущий |
62/4 |
06.05 |
Устройство государственной власти. У-стр.104-108,Р.т.стр.43,№ 99 |
1ч |
+ |
Областные (краевые) органы власти. Областная, республиканская символика. Государственное устройство. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность глав государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. |
Текущий |
63/5 |
08.05 |
Символы и праздники России. У-стр.108-113,Р.т.стр.42,№ 97 |
1ч |
+ |
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения припрослушивании гимна. |
Текущий |
64/6 |
13.05 |
Родной край - часть России.Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры Дальнего Востока. У-стр.113-116,Р.т.стр.43,№
|
1ч |
+ |
Россия на карте, государственная граница России. Государства - соседи России. Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. |
Текущий |
65/7 |
15.05 |
Народы России, их культура и традиции. Нравственные нормы жизни.Духовное богатство Человека. У-стр.117-119.Р.т.стр.44,№101-102 |
1ч |
+ |
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Нравственные нормы жизни. |
Текущий |
66/8 |
20.05 |
Итоговая контрольная работа |
Итоговый |
|||
67/9 |
22.05 |
Духовно- нравственные ценности - основа жизнеспособности общества. У-стр.120-121 Р.т.стр.44,№ |
1ч |
+
|
Духовно-нравственные и культурные ценности – основа любого общества. Выдающиеся земляки. |
Текущий |
68/10 69 |
27.05 29.05 |
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. ХКК «Выдающиеся земляки». |
1ч |
ХКК + |
Текущий |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
· Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
· Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров». 2015г.
· Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3-4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2015г.
· Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
· Трофимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
· Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
· Садырин В.В. Крылатые загадки: Фотоальбом к курсу «Окружающий мир».3–4 классы. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
· натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
Изобразительные пособия:
· муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
· таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
· физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
· атлас для начальных классов;
· настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
· рисунки, слайды, диафильмы;
· самодельные наглядные пособия;
· интерактивная доска.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.