Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
окружающий мир
1 кл
02.02.2020
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Окр. мир 1 кл..pdf

 

         Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено:                                        Согласовано                                 «Утверждаю»

на заседании ШМО учителей             Заместитель директора по          Директор МКОУ

начальных классов                               УВР                                               «Ульяновская  СОШ»

Протокол  от __ августа 2019 г. №1 _________ /И.П. Лиджиева/         _______ /Е.В. Кугультинова/ 

Руководитель ШМО                                                                                  Приказ от __ августа 2019 г.

_________ /Дрей И.Н./                                                                               №__

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа для __1___ класса

 

 

 

Образовательная область: Обществознание и естествознание

Предмет: __Окружающий мир ________________

Количество часов: ___66 часов_________________________

Срок реализации:__2019-2020г__________________________

Учитель: Старшова Анна Викторовна__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ульяновское

2019 – 2020 уч.г.

 

1.Пояснительная  записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы  «Окружающий мир» авторов Плешаков А.А.-М:

Просвещение 2011

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3)           формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)           формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

     Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

             Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

         Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природокультуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

           Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира

 

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане

 

Согласно учебному плану МКОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа» на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 ч. (2 ч. – в неделю, 33 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1)                 понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2)                 сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3)                 осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)                 освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5)                 развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 

1)                 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)                 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)                 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)                 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)                 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

6)                 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и

практических задач;

7)                 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных

задач;

8)                 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9)                 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10)             готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11)             определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12)             овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13)             овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14)             умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1)                 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)                 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)                 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)                 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)                 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)                 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)                 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)                 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)                 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)             формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

I.             Содержание учебного предмета «Окружающий мир» Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. 

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Моделирование. Работа с атласом-определителем.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Уход за животными живого уголка. Свойства морской соли. Сортировка мусора.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далекие прошлые Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Практическая работа: Работа с глобусом.

Почему и зачем? (21 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жукносорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практические работы: Исследование распространения звука. Простейшие правила гигиены. Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

Заключение (1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Календарно-тематическое планирование

 

урока

 

Раздел программы (общее кол-во часов)

Тема урока

 

Количес тво часов

Дата урока

 

 

 

 

 

Введение (1 ч)

1

 Вводный урок. Задавайте вопросы!  Экскурсия «Знакомство со школой»

 

1

 

 

 

«Что и кто?» (20 ч)

2

Что такое Родина?

 

1

 

 

3

Что мы знаем о народах России?

 

1

 

 

4

Что мы знаем о Москве?

 

1

 

 

5

Проект «Моя малая Родина»

 

1

 

 

6

Что у нас над головой?

Пр. работа «Моделирование солнца и ковша Большой Медведицы»

1

 

 

7

Что у нас под ногами?

Пр. работа «Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя» 

 

1

 

 

8

Что общего у разных растений?

Пр. работа «Находить у растений их части, показывать и называть»

1

 

 

9

Что растёт на подоконнике?

Пр. работа  «Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя»

1

 

 

10

Что растёт на клумбе?

Пр. работа  «Определение растений цветника с помощью атласа-определителя»

1

 

 

11

Что это за листья?

Пр. работа  «Определение деревьев по листьям»

 

1

 

 

12

Что такое хвоинки?

Пр. работа  «Определение растений с помощью атласа-определителя»

1

 

 

13

Кто такие насекомые?

Пр. работа  «Узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласаопределителя»

1

 

 

14

Кто такие рыбы?

Пр. работа  «Моделирование строения чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги»

1

 

 

15

Кто такие птицы?

Пр. работа  «Определение птиц с помощью атласаопределителя»

1

 

 

16

Кто такие звери?

Пр. работа  «Исследование строения шерсти зверей» 

1

 

 

 

17

Что окружает нас дома?

1

 

 

18

Что умеет компьютер?

Пр. работа  «Моделирование устройства компьютера»

1

 

 

19

Что вокруг нас может быть опасным?

Пр. работа  «Моделирование устройства светофора»

1

 

 

20

На что похожа наша планета?

Пр. работа  «Моделирование формы земли»

1

 

 

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Что и кто?» 

 

1

 

 

 

«Как, откуда и куда?» (12 ч)

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья» 

1

 

 

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Пр. работа  «Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и её очистку»

1

 

 

24

Откуда в наш дом приходит электричество? Пр. работа  «Сборка простейшей электрической цепи»

1

 

 

25

Как путешествует письмо?

Пр. работа  «Составление из разрезных деталей схемы доставки почтовых отправлений»

1

 

 

26

Куда текут реки?

Пр. работа  «Рассматривание морской соли и проведение опыта по «изготовлению» морской воды»

1

 

 

27

Откуда берутся снег и лёд?

Пр. работа  «Проведение опытов по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями»

1

 

 

28

Как живут растения?

Пр. работа: «Приёмы ухода за  комнатными растениями»

1

 

 

29

Как живут животные?

Пр. работа: «Правила ухода за животными живого уголка»

1

 

 

30

Как зимой помочь птицам?

Пр. работа: «Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма»  

1

 

 

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

Пр. работа: «Сортировка  мусора по характеру материала»

 

1

 

 

32

Откуда в снежках грязь?

Пр. работа: «Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений»

1

 

 

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1

 

 

 

«Где и когда?» (11ч)

34

Когда учиться интересно?

1

 

 

35

Проект «Мой класс и моя школа»

 

1

 

 

36

Когда придёт суббота?

1

 

 

 

 

 

 

 

 

37

Когда наступит лето?

 

1

 

 

38

Где живут белые медведи?

Пр. работа: «Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду»

1

 

 

39

Где живут слоны?

 

1

 

 

40

Где зимуют птицы?

 

1

 

 

41

Когда появилась одежда?

 

1

 

 

42

Когда изобрели велосипед?

 

1

 

 

43

Когда мы станем взрослыми?

 

1

 

 

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

 

 

 

«Почему и зачем?» (21 ч)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Пр. работа: «Моделирование формы, цвета, сравнительных размеров некоторых звёзд»

1

 

 

46

Почему Луна бывает разной? 

1

 

 

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

 

 

1

 

 

48

Почему звенит звонок?

Пр. работа: «Исследование  возникновения и распространения звуков»

1

 

 

49

Почему радуга разноцветная?

 

1

 

 

50

Почему мы любим кошек и собак?

Пр. работа «Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением»

1

 

 

51

Проект «Мои домашние питомцы»

 

1

 

 

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

 

1

 

 

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

 

1

 

 

54

Зачем мы спим ночью?

 

1

 

 

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов? 

1

 

 

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Пр. работа «Осваивание  приёмов чистки зубов и мытья рук»

1

 

 

57

Зачем нам телефон и телевизор?

Пр. работа «Моделирование ситуаций вызова экстренной помощи по телефону»

1

 

 

58

Зачем нужны автомобили?

1

 

 

 

 

 

 

 

59

Зачем нужны поезда?

 

1

 

 

60

Зачем строят корабли?

 

1

 

 

61

Зачем строят самолёты?

 

1

 

 

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

 

1

 

 

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

 

1

 

 

64

Зачем люди осваивают космос?

 

1

 

 

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

 

1

 

 

 

 

1Заключение (1 ч)

 

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

1

 

 

 

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

Ульяновское 2019 – 2020 уч.г

Ульяновское 2019 – 2020 уч.г

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных…

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных…

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной…

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной…

I. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

I. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель

Почему в лесу нужно соблюдать тишину

Почему в лесу нужно соблюдать тишину

Что мы знаем о Москве? 1 5

Что мы знаем о Москве? 1 5

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» 1 «Как, откуда и куда?» (12 ч) 22

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» 1 «Как, откуда и куда?» (12 ч) 22

Когда наступит лето? 1 38

Когда наступит лето? 1 38

Зачем нам телефон и телевизор?

Зачем нам телефон и телевизор?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020