Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано «Утверждаю»
на заседании ШМО учителей Заместитель директора по Директор МКОУ
начальных классов УВР «Ульяновская СОШ»
Протокол от __ августа 2019 г. №1 _________ /И.П. Лиджиева/ _______ /Е.В. Кугультинова/
Руководитель ШМО Приказ от __ августа 2019 г.
_________ /Дрей И.Н./ №__
Рабочая программа для __1___ класса
Образовательная область: Обществознание и естествознание
Предмет: __Окружающий мир ________________
Количество часов: ___66 часов_________________________
Срок реализации:__2019-2020г__________________________
Учитель: Старшова Анна Викторовна__________________
с. Ульяновское
2019 – 2020 уч.г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» авторов Плешаков А.А.-М:
Просвещение 2011
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природокультуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира
Согласно учебному плану МКОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа» на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 ч. (2 ч. – в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Моделирование. Работа с атласом-определителем.
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например, шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Уход за животными живого уголка. Свойства морской соли. Сортировка мусора.
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далекие прошлые Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Практическая работа: Работа с глобусом.
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например, медуница, недотрога, жукносорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практические работы: Исследование распространения звука. Простейшие правила гигиены. Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока
|
Раздел программы (общее кол-во часов) Тема урока
|
Количес тво часов |
Дата урока
|
||
|
|
||||
|
Введение (1 ч) |
||||
1 |
Вводный урок. Задавайте вопросы! Экскурсия «Знакомство со школой»
|
1 |
|
|
|
|
«Что и кто?» (20 ч) |
||||
2 |
Что такое Родина?
|
1 |
|
|
|
3 |
Что мы знаем о народах России?
|
1 |
|
|
|
4 |
Что мы знаем о Москве?
|
1 |
|
|
|
5 |
Проект «Моя малая Родина»
|
1 |
|
|
|
6 |
Что у нас над головой? Пр. работа «Моделирование солнца и ковша Большой Медведицы» |
1 |
|
|
|
7 |
Что у нас под ногами? Пр. работа «Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя»
|
1 |
|
|
|
8 |
Что общего у разных растений? Пр. работа «Находить у растений их части, показывать и называть» |
1 |
|
|
|
9 |
Что растёт на подоконнике? Пр. работа «Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя» |
1 |
|
|
|
10 |
Что растёт на клумбе? Пр. работа «Определение растений цветника с помощью атласа-определителя» |
1 |
|
|
|
11 |
Что это за листья? Пр. работа «Определение деревьев по листьям»
|
1 |
|
|
|
12 |
Что такое хвоинки? Пр. работа «Определение растений с помощью атласа-определителя» |
1 |
|
|
|
13 |
Кто такие насекомые? Пр. работа «Узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласаопределителя» |
1 |
|
|
|
14 |
Кто такие рыбы? Пр. работа «Моделирование строения чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги» |
1 |
|
|
|
15 |
Кто такие птицы? Пр. работа «Определение птиц с помощью атласаопределителя» |
1 |
|
|
|
16 |
Кто такие звери? Пр. работа «Исследование строения шерсти зверей» |
1 |
|
|
|
17 |
Что окружает нас дома? |
1 |
|
|
|
18 |
Что умеет компьютер? Пр. работа «Моделирование устройства компьютера» |
1 |
|
|
|
19 |
Что вокруг нас может быть опасным? Пр. работа «Моделирование устройства светофора» |
1 |
|
|
|
20 |
На что похожа наша планета? Пр. работа «Моделирование формы земли» |
1 |
|
|
|
21 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
|
1 |
|
|
|
|
«Как, откуда и куда?» (12 ч) |
||||
22 |
Как живёт семья? Проект «Моя семья» |
1 |
|
|
|
23 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Пр. работа «Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и её очистку» |
1 |
|
|
|
24 |
Откуда в наш дом приходит электричество? Пр. работа «Сборка простейшей электрической цепи» |
1 |
|
|
|
25 |
Как путешествует письмо? Пр. работа «Составление из разрезных деталей схемы доставки почтовых отправлений» |
1 |
|
|
|
26 |
Куда текут реки? Пр. работа «Рассматривание морской соли и проведение опыта по «изготовлению» морской воды» |
1 |
|
|
|
27 |
Откуда берутся снег и лёд? Пр. работа «Проведение опытов по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями» |
1 |
|
|
|
28 |
Как живут растения? Пр. работа: «Приёмы ухода за комнатными растениями» |
1 |
|
|
|
29 |
Как живут животные? Пр. работа: «Правила ухода за животными живого уголка» |
1 |
|
|
|
30 |
Как зимой помочь птицам? Пр. работа: «Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма» |
1 |
|
|
|
31 |
Откуда берётся и куда девается мусор? Пр. работа: «Сортировка мусора по характеру материала»
|
1 |
|
|
|
32 |
Откуда в снежках грязь? Пр. работа: «Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений» |
1 |
|
|
|
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» |
1 |
|
|
|
|
«Где и когда?» (11ч) |
||||
34 |
Когда учиться интересно? |
1 |
|
|
|
35 |
Проект «Мой класс и моя школа»
|
1 |
|
|
|
36 |
Когда придёт суббота? |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37 |
Когда наступит лето?
|
1 |
|
|
|
38 |
Где живут белые медведи? Пр. работа: «Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду» |
1 |
|
|
|
39 |
Где живут слоны?
|
1 |
|
|
|
40 |
Где зимуют птицы?
|
1 |
|
|
|
41 |
Когда появилась одежда?
|
1 |
|
|
|
42 |
Когда изобрели велосипед?
|
1 |
|
|
|
43 |
Когда мы станем взрослыми?
|
1 |
|
|
|
44 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» |
1 |
|
|
|
|
«Почему и зачем?» (21 ч) |
||||
45 |
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Пр. работа: «Моделирование формы, цвета, сравнительных размеров некоторых звёзд» |
1 |
|
|
|
46 |
Почему Луна бывает разной? |
1 |
|
|
|
47 |
Почему идёт дождь и дует ветер?
|
1 |
|
|
|
48 |
Почему звенит звонок? Пр. работа: «Исследование возникновения и распространения звуков» |
1 |
|
|
|
49 |
Почему радуга разноцветная?
|
1 |
|
|
|
50 |
Почему мы любим кошек и собак? Пр. работа «Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением» |
1 |
|
|
|
51 |
Проект «Мои домашние питомцы»
|
1 |
|
|
|
52 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
|
1 |
|
|
|
53 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
|
1 |
|
|
|
54 |
Зачем мы спим ночью?
|
1 |
|
|
|
55 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
1 |
|
|
|
56 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Пр. работа «Осваивание приёмов чистки зубов и мытья рук» |
1 |
|
|
|
57 |
Зачем нам телефон и телевизор? Пр. работа «Моделирование ситуаций вызова экстренной помощи по телефону» |
1 |
|
|
|
58 |
Зачем нужны автомобили? |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
59 |
Зачем нужны поезда?
|
1 |
|
|
|
60 |
Зачем строят корабли?
|
1 |
|
|
|
61 |
Зачем строят самолёты?
|
1 |
|
|
|
62 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
|
1 |
|
|
|
63 |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
|
1 |
|
|
|
64 |
Зачем люди осваивают космос?
|
1 |
|
|
|
65 |
Почему мы часто слышим слово «экология»?
|
1 |
|
|
|
|
|
1Заключение (1 ч) |
|
||
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.