Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс

Оценка 4.7
Документация
docx
окружающий мир
1 кл
18.08.2024
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Окружающий мир .docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Литовко

Амурского муниципального района Хабаровского края

 

Рассмотрено

 на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол № __ 

от 26.03.2023 г.

Руководитель ШМО _______/Таскина М,В.

   

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______/Татарницкая Н.А.

 

Утверждено

Директор МБОУ СОШ пос. Литовко

_____Максимец Н.Н.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по окружающему миру

предмет

1 класс

 

Составитель: Старчкова Светлана Геннадьевна

                                                               

 

учитель начальных классов  МБОУ СОШ пос. Литовко

                                   

 

Принята на педагогическом совете  протокол  №  6      от 28.03.2023               

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации программы 2023– 2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся 1 класса   соответствует  Федеральному  государственному образовательному стандарту  основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального государственного стандарта  начального общего образования» от 31  мая  2021 г. № 286.

  Рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся 1 класса составлена на основе Примерной рабочей программы начального общего образования по математике, одобренной решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.

   При реализации программы используется учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, 1 класс, 2 части,  Москва, Просвещение (УМК «Школа России).

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

1.           формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; 

2.           развитие умений  и  навыков  применять  полученные  знания в реальной  учебной  и  жизненной  практике,  связанной  как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; 

3.           духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; 

4.           развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,  уважительного  отношения  к их взглядам, мнению и индивидуальности

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.  Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

                     раскрытие роли человека в природе и обществе; 

                     освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Человек и общество

Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.

Семья.  Моя семья в прошлом и настоящем.  Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.  Совместный труд и отдых.  Домашний адрес.

Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного  мира.    Правила поведения в социуме.

Человек и природа

Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе.  Взаимосвязи между человеком и природой.  Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.

Правила безопасной жизни

Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.  Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

                    становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 

                    осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 

                    сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 

                    первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

                    проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 

                    принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 

                    применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

                    понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 

                    использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

                    соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 

                    приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

                    осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

                    осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

                    ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; 

                    осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1)  Базовые логические действия:

                    понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 

                    на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); 

                    сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 

                    объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; 

                    определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; 

                    находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; 

                    выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2)  Базовые исследовательские действия:

                    проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; 

                    определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 

                    формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 

                    моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); 

                    проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); 

                    формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3)  Работа с информацией:

                    использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; 

                    согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; 

                    распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; 

                    находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 

                    читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 

                    соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); 

                    анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

                    фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

                    в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 

                    признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 

                    соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 

                    использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 

                    создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 

                    конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 

                    находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 

                    готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

                    планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; 

                    выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

Самоконтроль:

                    осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 

                    находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); 

                    предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

Самооценка:

                    объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; 

                    оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

                    понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); 

                    коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 

                    проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 

                    выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать  конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 

                    ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; 

воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; 

приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; 

различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые, рыбы, птицы, звери); 

описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; 

применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; 

проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; 

использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; 

оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; 

соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; 

соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; 

соблюдать правила безопасного поведения пешехода; 

соблюдать правила безопасного поведения в природе; 

с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные ресурсы

 Раздел 1. Человек и общество. ( 17 часов )

1.1.

Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность.

 

 

1.2.

Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи.

 

 

1.3.

Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

 

 

1.4.

Россия Москва — столица России. Народы России.

 

РЭШ

1.5.

Первоначальные сведения о родном крае. Название своего   населённого пункта (города, села), региона.

 

 

1.6.

Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира.

 

 

1.7.

Правила поведения в социуме.

 

 

1.8.

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.

 

 

1.9.

Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд  и отдых.

 

 

1.10.

Домашний адрес.

 

 

Раздел 2. Человек и природа. ( 40 часов )

2.1.

Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к пред метам, вещам, уход за ними.

 

 

2.2.

Неживая и живая природа.

 

 

2.3.

Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе.

 

 

2.4.

Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

 

 

2.5.

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое  описание).

 

 

2.6.

Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения.

 

 

2.7.

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

 

 

2.8.

Комнатные растения, правила содержания и ухода.

 

 

2.9.

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).

 

РЭШ

2.10.

Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).

 

РЭШ

2.11.

Забота о домашних питомцах.

 

 

Раздел 3. Правила безопасной жизни. ( 9 часов)

3.1.

Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.

 

 

3.2.

Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электро приборами, газовыми плитами.

 

 

3.3.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

 

 

3.4.

Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

1.      А.А.Плешаков . Окружающий мир. 1класс : учеб.дляобщеобразоват.  организаций : в 2 ч. / М.И.Моро  – М. : Просвещение.

2.      А. А. Плешаков.  Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1 класса соответствует

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1 класса соответствует

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю)

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю)

Духовно-нравственного воспитания: − проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; − принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил…

Духовно-нравственного воспитания: − проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; − принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил…

Базовые исследовательские действия: − проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;…

Базовые исследовательские действия: − проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;…

Регулятивные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Лиственные и хвойные растения

Лиственные и хвойные растения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2024