Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. Литовко
Амурского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов протокол № __ от 26.03.2023 г. Руководитель ШМО _______/Таскина М,В.
|
Согласовано Заместитель директора по УВР ______/Татарницкая Н.А.
|
Утверждено Директор МБОУ СОШ пос. Литовко _____Максимец Н.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
предмет
1 класс
Составитель: Старчкова Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ пос. Литовко
Принята на педагогическом совете протокол № 6 от 28.03.2023
Срок реализации программы 2023– 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования» от 31 мая 2021 г. № 286.
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1 класса составлена на основе Примерной рабочей программы начального общего образования по математике, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.
При реализации программы используется учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, 1 класс, 2 части, Москва, Просвещение (УМК «Школа России).
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
2. развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
4. развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
− раскрытие роли человека в природе и обществе;
− освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
− становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
− осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
− сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
− первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
− проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
− принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
− применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
− понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
− использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
− соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
− приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
− осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
− осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
− ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
− осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
− понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
− на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
− сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
− объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
− определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
− находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
− выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
− проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
− определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
− формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
− моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
− проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
− формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
− использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
− согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
− распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
− находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
− читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
− соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
− анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
− фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
− признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
− соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
− использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
− создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
− конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
− находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
− готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
− планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
− выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
− осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
− находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
− предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
− объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
− оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
− понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
− коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
− проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
− ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
− называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
− воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
− приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
− различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);
− описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
− применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
− проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
− использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
− оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
− соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
− соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
− соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
− соблюдать правила безопасного поведения в природе;
− с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные ресурсы |
Раздел 1. Человек и общество. ( 17 часов ) |
|||
1.1. |
Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. |
|
|
1.2. |
Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. |
|
|
1.3. |
Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. |
|
|
1.4. |
Россия Москва — столица России. Народы России. |
|
РЭШ |
1.5. |
Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. |
|
|
1.6. |
Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. |
|
|
1.7. |
Правила поведения в социуме. |
|
|
1.8. |
Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. |
|
|
1.9. |
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. |
|
|
1.10. |
Домашний адрес. |
|
|
Раздел 2. Человек и природа. ( 40 часов ) |
|||
2.1. |
Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к пред метам, вещам, уход за ними. |
|
|
2.2. |
Неживая и живая природа. |
|
|
2.3. |
Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. |
|
|
2.4. |
Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. |
|
|
2.5. |
Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). |
|
|
2.6. |
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. |
|
|
2.7. |
Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. |
|
|
2.8. |
Комнатные растения, правила содержания и ухода. |
|
|
2.9. |
Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). |
|
РЭШ |
2.10. |
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). |
|
РЭШ |
2.11. |
Забота о домашних питомцах. |
|
|
Раздел 3. Правила безопасной жизни. ( 9 часов) |
|||
3.1. |
Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. |
|
|
3.2. |
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электро приборами, газовыми плитами. |
|
|
3.3. |
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). |
|
|
3.4. |
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. А.А.Плешаков . Окружающий мир. 1класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций : в 2 ч. / М.И.Моро – М. : Просвещение.
2. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.