МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17
|
СОГЛАСОВАННО: Зам.директора по УВР ___________ Мамченко И. Р. «______»___________2021 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ №17 ___________ Антуфьева М. С. «_____»__________2021 г. |
Окружающему миру
2 класс
|
Составитель: Малышева Людмила Анатольевна учитель начальных классов |
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
· уважения и ценностного отношения к своей Родине - России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
· первоначальных представлений о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовности к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
· позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
· понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);
· готовности соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);
· понимания ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание);
· первоначальных представлений о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
Метапредметные результаты
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
· использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
· проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
· формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
· устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
· объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
· определять существенный признак для классификации; классифицировать изучаемые объекты;
· использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
· осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного);
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
· понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
· планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
· контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
· оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
· устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;
КОММУНИКАТИВНЫЕ
· осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля - определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
· использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
· участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);
· осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
· готовить небольшие публичные выступления;
· соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств;
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
· выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники, словари различного типа, Интернет);
· анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
· использовать схемы, таблицы для представления информации;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
· соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
УЧАСТИЕ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
· распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
· проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты
Обучающие научаться
− узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
− находить Россию на карте мира, на карте России – Москву, свой регион и его главный город; океаны и материки на глобусе и карте;
− приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; хозяйственных занятий жителей родного края, соотнося их с профессиями; народов, населяющих Россию;
− описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); хозяйственные занятия жителей родного края;
− распознавать изученные объекты окружающего мира (в том числе деревья, кустарники, травы; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводных, пресмыкающихся; океаны и материки; созвездия, планеты) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
− описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе сезонные явления в разные времена года;
− группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
− сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
− приводить примеры изученных взаимосвязей в природе (в том числе связанных с годовым ходом изменений в жизни растений и животных), примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
− ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
− проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты, измерения с природными объектами;
− приводить примеры правил охраны природы, растений и животных, внесенных в Красную книгу России, заповедников, природных парков;
− использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе (в том числе о заповедниках и природных парках России, охране природы);
− создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе;
− безопасно использовать мессенджеры сети Интернет и безопасно осуществлять коммуникацию в социальных группах и сообществах школы, использовать ресурсы электронного дневника;
− соблюдать правила безопасного поведения в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, приемах пищи и на пришкольной территории);
− соблюдать правила безопасного поведения пассажира общественного транспорта
Обучающиеся получат возможность научится
· различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
· различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
· различать водоёмы, узнавать их по описанию;
· читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
· находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
· различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Где мы живем ?
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: что нас окружает?
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов : река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов на изучение |
Количество контрольных, практических, лабораторных работ |
I |
«Где мы живём?» |
4 |
|
1 |
Родная страна. |
1 |
|
2 |
Город и село. Проект «Родной город» |
1 |
|
3 |
Природа и рукотворный мир. |
1 |
|
4 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
Проверочная работа по разделу « Где мы живём?» |
|
Природа |
20 |
|
5 |
Неживая и живая природа. |
1 |
|
6 |
Явления природы
|
1 |
Практическая работа №1 (Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды и тела человека) |
7 |
Что такое погода? |
1 |
|
8 |
В гости к осени (экскурсия) |
1 |
|
9 |
В гости к осени |
1 |
|
10 |
Звёздное небо |
1 |
|
11 |
Заглянем в кладовые земли |
1 |
Практическая работа №2 (Исследование с помощью лупы состава гранита, рассматривание образцов полевого шпата, кварца, слюды) |
12 |
Про воздух и про воду |
1 |
|
13 |
Про воздух и про воду |
1 |
|
14 |
Какие бывают растения
|
1 |
Практическая работа №3 (Определение растений с помощью атласа-определителя) |
15 |
Какие бывают животные |
1 |
|
16 |
Невидимые нити |
1 |
|
17 |
Дикорастущие и культурные растения |
1 |
|
18 |
Дикие и домашние животные |
1 |
|
19 |
Комнатные растения
|
1 |
Практическая работа №4 (Освоение приёмов ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией). |
20 |
Животные живого уголка
|
1 |
Практическая работа №5 (Освоение приёмов содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями)
|
21 |
Про кошек и собак |
1 |
|
22 |
Красная книга |
1 |
|
23 |
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» |
1 |
|
24 |
Проверим себя и оценим свои достижения.
|
1 |
Проверочная работа по разделу «Природа» |
II |
«Жизнь города и села» |
10 |
|
25 |
Что такое экономика |
1 |
|
26 |
Из чего что сделано |
1 |
|
27 |
Как построить дом |
1 |
|
28 |
Какой бывает транспорт |
1 |
|
29 |
Культура и образование |
1 |
|
30 |
Все профессии важны. Проект «Профессии» |
1 |
|
31 |
Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
Проверочная работа по разделу«Жизнь города и села» |
32 |
В гости к зиме (экскурсия) |
1 |
|
33 |
В гости к зиме |
1 |
|
34 |
Презентации проектов «Родной поселок», «Красная книга или Возьмем под защиту», «Профессии» |
1 |
|
|
Здоровье и безопасность |
9 ч |
|
35 |
Строение тела человека |
1 |
|
36 |
Если хочешь быть здоров
|
1 |
|
37 |
Берегись автомобиля!
|
1 |
|
38 |
Школа пешехода
|
1 |
Практическая работа №6 Отработка правил перехода улицы |
39 |
Домашние опасности |
1 |
|
40 |
Пожар |
1 |
|
41 |
На воде и в лесу |
|
|
42 |
Опасные незнакомцы |
|
|
43 |
Проверим себя и оценим свои достижения.
|
1 |
Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность» |
III |
«Общение» |
7 |
|
44 |
Наша дружная семья |
1 |
|
45 |
Проект «Родословная» |
1 |
|
46 |
В школе |
1 |
|
47 |
Правила вежливости |
1 |
|
48 |
Ты и твои друзья |
1 |
|
49 |
Мы – зрители и пассажиры |
1 |
|
50 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
Проверочная работа по разделу «Общение» |
IV |
«Путешествия» |
18 |
|
51 |
Посмотри вокруг |
1 |
|
52 |
Ориентирование на местности |
1 |
Практическая работа №7 (Знакомство с устройством компаса и правилами работы с ним). |
53 |
Ориентирование по солнцу |
1 |
|
54 |
Формы земной поверхности |
1 |
|
55 |
Водные богатства |
1 |
|
56 |
В гости к весне (экскурсия) |
1 |
|
57 |
В гости к весне |
1 |
|
58 |
Россия на карте |
1 |
Практическая работа № 8 Приёмы чтения карты |
59 |
Проект «Города России» |
1 |
|
60 |
Путешествие по Москве |
1 |
|
61 |
Московский Кремль |
1 |
|
62 |
Город на Неве |
1 |
|
63 |
Путешествие по планете |
1 |
|
64 |
Путешествие по материкам |
1 |
|
65 |
Страны мира. Проект «Страны мира» |
1 |
|
66 |
Впереди лето |
1 |
|
67 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
Проверочная работа по разделу «Путешествия» |
68 |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.