Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
docx
14.05.2020
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру.docx

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания  по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, изучаемых в рамках предмета, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для детей.

Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с ПрАООП заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.

В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи предмета:

-        сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-        сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-        способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

-        развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

 

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

-         формирование знаний о Родине, ее столице, многонациональном народе;

-         уточнение существующих и получение новых знаний об условиях жизни людей, растений и животных, бытовых и природных явлениях;

-        формирование представлений о многообразии растительного и животного мира и начальных экологических представлений;

-        выработка умения взаимодействовать с окружающим миром и формирование знаний о безопасном поведении;

-        формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, познавательной мотивации.

 

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

 

Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для детей, получающих образование по варианту 7.2 обусловлено не только «цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

-        вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;

-        задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;

-        целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;

-        выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

В соответствии с ФГОС именно в 1 дополнительном классе обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, а также современных условиях ее существования.

В 1 дополнительном классе обучение происходит с опорой на учебник
А. А. Плешакова «Окружающий мир», а также соответствующих ему рабочих тетрадей. Вместе с тем специфика познавательной деятельности обучающихся и их особые образовательные потребности требуют внесения весьма существенных поправок в предложенную последовательность изучения тем.

Содержание изучаемого учебного материала следует приводить в максимальное соответствие с сезонным состоянием окружающей среды, поэтому темы учебника периодически изучаются вразброс. Так, в сентябре следует уделять внимание темам, посвященным растениям, поскольку у обучающихся есть возможность наблюдать за их сезонными изменениями. Аналогично, зимой следует обращаться к разделам, которые предполагают изучение материала, который ребенок может наблюдать непосредственно. Для получения более точных представлений педагог обязательно планирует экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира и образа жизни животных в конкретный сезон.

Формирование знаний о живой природе начато в первом классе. Однако учитель всегда может разнообразить изучаемый материал, актуализировав прошлые знания и дополнив его новыми сведениями. Обучающиеся обращаются к тематике живой природы, получая сведения о растениях и животных, а также начальные экологические знания. 

Школьники учатся различать части растений (лист, стебель, корень и т.д.), узнают об их назначениях (корень поит растения влагой из земли и кормит питательными веществами). В процессе изучения программы у детей формируется представление об изменениях состояния растений в разные времена года. Очень важно в данный период обучения дать школьникам знания об элементарной охране растений.

В программе предусмотрены темы, которые знакомят школьников с наиболее часто встречающимися животными, птицами, насекомыми. Основная задача данных уроков – научить детей выделять основные характерные признаки групп животных.

Дети знакомятся с неживой природой, с явлениями природы (снегопад, листопад, рассвет, закат и т.д.), у них формируются знания о смене дня и ночи, они учатся распознавать состояние погоды и обозначать ее термином – словом. Вместе с тем некоторые разделы учебника, посвященные неживой природе, рекомендуется изучать выборочно, только на уровне первичных представлений. Темы, связанные с Солнцем, Луной, звездами и пр., можно предложить исключительно в ознакомительном ключе, связав их с освоением космоса. Следует уделить большое внимание иллюстративной натурализованной наглядности, не ограничиваясь учебником или схематическими изображениями. Целесообразно повторно обратиться к космической тематике в более старшем возрасте, так как у обучающихся с ЗПР еще не сформированы возможности запоминания информации объемной и избыточной по отношению к решению актуальных задач.

При ознакомлении с тематикой бытовых приборов, средств связи, транспорта также следует избегать избыточной терминологии, в том числе связанной с выделением функциональных частей объекта. Первоочередное внимание следует уделять тем объектам, с которыми дети встречаются в повседневной жизни. Информация о них может быть более развернутой (однако доступной детскому пониманию, функционально целесообразной).

Тематика, связанная с правилами безопасного поведения также чрезвычайно важна. В учебнике в большинстве случаев она дана без дополнительных разъяснений, в которых обучающиеся с ЗПР очень нуждаются. Учителю следует постоянно помнить о том, что формирование жизненной компетенции является одной из приоритетных задач.

Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.

 

Значение предмета «Окружающий мир» в общей системе коррекционно-развивающей работы

 

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с ЗПР растут возможности использования знаково-символических средств в качестве опор для запоминания, воспроизведения, организации мыслительных процессов. В первом дополнительном классе школьников учат использовать знаки и символы: при заполнении календаря природы и погоды.

Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний. Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения. Однако в первом дополнительном классе намного важнее обогащение новыми и разнообразными знаниями, представленными в учебнике.

Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных недостатков мыслительных операций. Он предполагает наличие обобщенных представлений о видах животных – выделение общих признаков насекомых, птиц, зверей. Активизируются также операции анализа, сравнения.

Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР. Весьма полезным является использование IT-технологий (специальных компьютерных инструментов, позволяющих детям уточнять представления об окружающем мире с помощью анимированной наглядности). Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.

Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции.

 

Место предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с ПрАООП позволяет получить:

Личностные результаты:

-        осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

-         целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;

-         представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

-         осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

-         готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

-        - личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России;

-        - эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;

-        - установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

 

Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.

 

Познавательные УУД позволяют:

-         оперировать со знаково-символическими изображениями;

-         находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;

-         понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

-        анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;

-        устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

 

Регулятивные УУД позволяют:

-         понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

-         планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

-         планировать свои действия в течение урока;

-         фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

-         контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

-        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

Коммуникативные УУД позволяют:

-         формулировать ответы на вопросы;

-         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-         высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

-         понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

-        строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; 

-        готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.

 

Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО обучающихя с ОВЗ и конкретизацией в ПрАООП должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:

– в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

– в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

– в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляется:

– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

– в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;

– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

 

1)      сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2)      расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3)      усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

4)      развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа.

Значение воздуха для растений, животных, человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия

Человек и общество

Семья — самое близкое окружение человека. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Составление режима дня школьника.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России,

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

Россия — многонациональная страна.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Раздел

Тема

Примерное содержание уроков

 

1 четверть

1

Человек и общество

(5 часов).

 

Знакомство с предметом, учебником.

Что такое Родина?

Что мы знаем о народах России?

Что мы знаем о Москве?

Как живёт семья?

 

Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Определение содержаний понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». сведения о символике России: Государственный герб России, государственных флаг России. Рисование флага России, учитывая последовательность цветов сверху. Узнавание герба России на иллюстрации. Многонациональный характер населения России. Узнавание у взрослых о народах, которые живут в вашем крае. Поиск в рабочей тетради изображения мужчин в национальных костюмах.

Единство народов России.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр. Вырезание рисунков достопримечательностей. Работа в рабочей тетради.

Семья — это самые близкие люди. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к рассказу «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

 

Человек и природа

(11 часов).

Что у нас над головой?

 

 

 

 

Экскурсия.

Календарь погоды.

 

 

Что общего у разных растений?

 

 

 

 

 

 

Что растёт на подоконнике?

 

 

Что растёт на клумбе?

Экскурсия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое хвоинки?

 

 

 

Что это за листья?

 

 

 

Кто такие насекомые?

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто такие рыбы?

 

 

 

 

 

 

 

Кто такие птицы?

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто такие звери?

 

 

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма, звезды. Зарисовка дневного неба, ночного неба. Рассказ по рисунку о дневном и ночном небе.

 

Знакомство с символическими изображениями погоды. Календарь погоды и правила его заполнения.

 

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Практическая работа: на рисунке определение основных частей растения.

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе. Практическая работа:  определение названия растений, которые есть в классе. Рисование листа или цветка этого растения, подпись его названия.

Наиболее распространённые растения цветника, цветущие осенью. Распознавание растений цветника. Экскурсия. Практическая работа: нарисуй или с помощью взрослых сфотографируй растения возле школы.

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. Экскурсия. Практическая работа в рабочей тетради:  узнавание что это за листья? Дорисуй вторую половину листа (закончи рисунок).

Называние деревьев по нарисованным листьям.

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых. Практическая работа в рабочей тетради. Раскраска крыльев у насекомых. Подсчет ног у пчелы, мухи, осы и кузнечика на рисунке в учебнике. Правила поведения с насекомыми.

Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. Обводка по шаблону рыбы. Определение названий частей тела рыбы. Выделение основного признака рыбы – чешуя.

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Практическая работа в рабочей тетради: раскраска птиц на рисунке. Определение у них клюва,  крыльев, хвоста и ног. Вывод: что общего у всех птиц и чем они различаются.

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. Практическая работа в рабочей тетради: где живет зверь?  (дифференцированная закраска). Ответы на вопросы.

 

2

2 четверть

 

Человек и природа

(8 часов).

Как живут растения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как живут животные?

 

 

 

 

 

 

 

 

Откуда берутся снег и лёд?

 

 

 

 

 

 

 

 

Где зимуют птицы?

 

 

 

 

Как зимой помочь птицам?

Экскурсия.

 

 

 

 

Почему мы любим кошек и собак?

 

 

 

 

 

Где живут белые медведи?

 

 

 

 

 

 

Где живут слоны?

 

 

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. Практическая работа в рабочей тетради: раскраска картинок, на которых показано как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Практическая работа в рабочий тетради. Определение по картинкам как правильно ухаживать за кошкой. Игра – назови, как называется дом у животного.

Рассматривание снега и льда. Определение  свойств снега и льда. Практическая работа в рабочей тетради: раскрашивание снежинок. Придумывание и зарисовка рисунка льда на окне. Проведение опыта как написано в учебнике. Подчеркни свойства льда зеленым,  а свойства воды –синим.

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. Практическая работа в рабочей тетради: ознакомление с птицами, проживающими в вашем зимнем лесу. Зарисовка с помощью взрослого журавлиного клина в небе.

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. Практическая работа в рабочей тетради: раскраска птиц , определение их названий. С помощью взрослого сделать кормушку как показано на рисунке в рабочей тетради.  Экскурсия. 

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Особенности ухода за кошкой и собакой. Практическая работа в рабочей тетради. С помощью взрослого описание домашних животных. Фотографирование любимого питомца или его зарисовка в тетради.

Холодные районы Земли. Практическая работа в рабочей тетради. Зарисовка по шаблону одного из обитателей холодных районов земли. Животный мир холодных районов.

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

 

Жаркие страны. Зарисовка по шаблону одного из обитателей жарких районов земли.

 

Правила безопасности

(6 ч).

Что окружает нас дома?

 

 

Что умеет компьютер?

 

 

Что вокруг нас может быть опасным?

Зачем мы спим ночью?

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

 

 

 

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

 

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Практическая работа в рабочей тетради:  определи, как называются части компьютера.

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

Значение сна в жизни человека.  Практическая работа в рабочей тетради: рассказ как правильно готовиться ко сну.  Как спят животные. Определи по картинкам, какие животные ведут ночной образ жизни. Правила подготовки ко сну. Работа человека в ночную смену.  Определение людей на картинках, которые работают не только днем, но и ночью,  расскажи о профессиях.

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. Практическая работа в рабочей тетради: разложи на две группы: овощи, фрукты. 

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. Практическая работа в рабочей тетради: покажи стрелками, как следует двигать зубной щеткой. Определение предметов гигиены, которые нельзя давать пользоваться другим.

 

3

3 четверть

 

Человек и природа.

Человек и общество

 (12 часов).

Куда текут реки?

 

 

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

 

 

 

 

 

 

Откуда в наш дом приходит электричество?

 

 

 

 

 

Как путешествует письмо?

 

 

 

Зачем нам телефон и телевизор?

 

 

 

 

Разработка проекта «Мой класс и моя школа».

 

 

 

 

 

Когда мы станем взрослыми?

 

Практическая работа в рабочей тетради:  определение стрелками пути воды-путешественницы.

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. Практическая работа в рабочей тетради. Очищение воды через фильтр как показано на рисунке.

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов.

Практическая работа в рабочей тетради: каким приборам не нужно электричество?

Знакомство с работой почты. Практическая работа в рабочей тетради:  обучение правильно писать адрес на почтовом конверте (почтовый индекс,  фамилию того кому ты бы хотел отправить письмо, взаимопроверка)

Составление рассказа, каким средствами связи ты пользуешься чаще всего. Какое средство массовой информации ты любишь больше всего?

 

 

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Практическая работа в рабочей тетради: зарисовка твоего города или села в будущем. Работа с учебником.  Твой рассказ кем ты хочешь стать. Необходимость выбора профессии.

Обобщающий урок по разделу.

 

Безопасное поведение

(8 ч)

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности в городском транспорте и на дороге.

 

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) Практическая работа в рабочей тетради: почему нужно соблюдать правила безопасности.

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. Практическая работа в рабочей тетради:   раскраска спасательного круга.  Выяснение для чего нужен спасательный круг и жилет. 

Обобщение по разделу.

4

4 четверть

 

Из разных разделов учебника

(16 часов).

Почему идёт дождь и дует ветер?

Экскурсия.

 

 

 

Зачем люди осваивают космос?

 

 

 

 

 

 

На что похожа наша планета?

 

 

 

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

 

Почему мы часто слышим слово «экология»?

 

 

 

 

Что такое радуга?

 

 

 

Повторение изученного за год.

Причины возникновения дождя и ветра.

Практическая работа в рабочей тетради: зарисовка облаков. Определение, из каких облаков идет дождь. Определение на картинке где показан ветер? Как ты это определил? 

Рассказ учителя о первом космонавте который облетел вокруг земли. Практическая работа в рабочей тетради:  определение аппарата, на котором Юрий Гагарин облетел вокруг земли. Зарисовка ночного неба с искусственным спутником  земли с помощью взрослого. 

 

Первоначальные сведения о форме земли.  Глобус. Движения земли вокруг солнца. Практическая работа в рабочей тетради:  рассматривание глобуса как модель земли.

 

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек.  Практическая работа в рабочей тетради: раскраска бабочек как показано в учебнике. Обводка и раскраска луговых цветов. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. Практическая работа в рабочей тетради:  кто из детей ведет себя не правильно?

Прослушивание на уроке аудиозаписей со звуками леса и насекомых.

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. 

 

Первоначальное представление об экологии. Практическая работа в рабочей тетради: выполнение двух рисунков. На первом рисунке изображено правильное отношение к природе. На втором рисунке – «Экология запрещает это!».

 

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Как возникает радуга? Практическая работа в рабочей тетради.  Поделка радуги из цветных полосок.  Расположение их в правильном порядке.

Повторение.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

1.      Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: метод. пособие к специализир. комп. программе «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Полиграф Сервис, 2008. - 144 с.

2.      Компьютерный инструмент педагога для оценки представлений о мире в контексте формирования жизненной компетенции ребенка / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2013. -№1.-С. 55-67.

3.      Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- №5.- С.30-35

4.      Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение  к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3.

5.      Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях.

6.      Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч.

7.      Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. М.: Парадигма, 2010.

8.      Хайдарпашич М. Р. Изучение представлений о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2007. -№ 2. - С. 58-66.

9.      Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

Материально-техническое обеспечение:

Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме.

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор (при наличии).

Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации)[1], соответствующие тематике программы по окружающему миру.

При наличии условий IT-технологий, используемых во внеурочной деятельности для уточнения представлений обучающихся об окружающем мире.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность их достижения, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.

В конце 1 дополнительного класса обучающийся может обнаружить:

-        знание смысла слов «Россия», «Москва», «Президент», «Родина»;

-        знание профессий, в том числе профессий близких людей;

-        умение выделять и называть части растений;

-        знание обобщающих признаков для выделения классов животных (насекомые, птицы, рыбы);

-        зимующие животные и птицы;

-        знание правил безопасного поведения, обозначенных в учебнике;

-        знания о материальных изученных объектах.

 

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения учебным предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут служить основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его образовательных потребностей.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] В соответствии с требованиями СанПин.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: - формирование знаний о

В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: - формирование знаний о

Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с

Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с

В процессе изучения программы у детей формируется представление об изменениях состояния растений в разные времена года

В процессе изучения программы у детей формируется представление об изменениях состояния растений в разные времена года

Значение предмета «Окружающий мир» в общей системе коррекционно-развивающей работы

Значение предмета «Окружающий мир» в общей системе коррекционно-развивающей работы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Регулятивные УУД позволяют: - понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; - планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); -…

Регулятивные УУД позволяют: - понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; - планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); -…

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов…

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов…

России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира,…

России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира,…

Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни

Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни

Достопримечательности Москвы:

Достопримечательности Москвы:

Что растёт на подоконнике?

Что растёт на подоконнике?

Кто такие рыбы?

Кто такие рыбы?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма, звезды

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма, звезды

Где зимуют птицы? Как зимой помочь птицам?

Где зимуют птицы? Как зимой помочь птицам?

Где живут белые медведи?

Где живут белые медведи?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Откуда в наш дом приходит электричество?

Откуда в наш дом приходит электричество?

Когда мы станем взрослыми? Практическая работа в рабочей тетради: определение стрелками пути воды-путешественницы

Когда мы станем взрослыми? Практическая работа в рабочей тетради: определение стрелками пути воды-путешественницы

На что похожа наша планета?

На что похожа наша планета?

Из разных разделов учебника (16 часов)

Из разных разделов учебника (16 часов)

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020