Рабочая программа по окружающему миру

  • docx
  • 26.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РПокружающий мир.docx

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру на 2022– 2023 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

¾                Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.);

¾                Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»;

¾                Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»;

— Авторская программа по окружающему миру для основной школы, сборника рабочих программ А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» - М.: Просвещение, 2019, утверждённой МО РФ в соответствии ФГОС НОО к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир» 3 класс, в 2 частях Москва, «Просвещение» 2021 г.

В соответствии с программой воспитания, принятой в школе, рабочая программа по окружающему миру обеспечивает целостность и единство воспитательного воздействия на обучающихся; самореализацию и самоорганизацию; формирует личностные компетенции, внутренние позиции личности, способствующие подготовке к жизни в обществе, формирующие целостное мировоззрение на основе научного, эстетического и практического познания мира.

На изучение окружающего мира по учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» выделяется 68 часов (2 часа в неделю).

Программа соответствует учебнику: А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир» 3 класс, в 2 частях Москва, «Просвещение» рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разде­лам программы.

Содержание учебного предмета

 Как устроен мир (7 ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология? Природа в опасности!

Экскурсия «Наблюдение отрицательного и положительного воздействия человека на природу».

Проект «Богатства, отданные людям».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир?»

          Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения

круговорот   воды. Берегите воду! Как разрушаются камни? Что такое почва?

Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений.

Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Размножение и развитие животных.

Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Практические работы «Обнаружение крахмала в продуктах питания», «Свойства воздуха»,

«Свойства воды», «Состав почвы», «Рассматривание плодов и семян растений».

Проект «Разнообразие природы родного края».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа».

Обучающиеся научатся:

различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

 дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы;

диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей;

основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей

 местности;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и

 неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

 сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы,

 созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и   проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее

лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам

 техники   безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения

познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных

 устных или   письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до

неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений

или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,

взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее

сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе.

Формы организации учебных занятий:

1.                   Урок.

2.                   Беседа.

3.                   Урок - путешествие.

4.                   Урок - КВН

5.                   Частично поисковая работа.

6.                   Проект.

7.                   Экскурсия

8.                   Практическая работа

9.                   Исследовательская работа

Блок «Правила безопасной жизни» представлен разделами:

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Практические работы «Первая помощь при небольших повреждениях кожи», «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах по информации на упаковках», «Подсчет ударов пульса».

Проект «Школа кулинаров»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье».

Наша безопасность (8 ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Экскурсия «Дорожные знаки в окрестности школы»

Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды»

Проект «Кто нас защищает»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»

Обучающиеся научатся:

определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры

влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного

поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться:

пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего

самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при

несложных несчастных случаях.

Формы организации учебных занятий:

Урок.

Беседа.

Урок - путешествие.

Урок - КВН

Частично поисковая работа.

Проект.

Экскурсия

Практическая работа

Исследовательская работа

Блок «Человек и общество» представлен разделами:

Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика? Природные богатства и труд людей - основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Практические работы «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых»,

«Рассматривание культурных растений», «Знакомство с современными российскими монетами».

Проект «Экономика родного края»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика?»

Путешествие по городам и странам (13 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс?

В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

Практические работы «Работа с картой», «Работа с физической и политической картами и таблицами»

Проект «Музей путешествий»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие по городам и странам»

Обучающиеся научатся:

различать государственную символику Российской Федерации; описывать

достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторыедругие города России, страны мира;

находить на карте города Золотого кольца России, рассказывать о

достопримечательностях этих городов;

осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории икультуры;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах

(семья, общество сверстников и т. д.);

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую

литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устныхили письменных высказываний

Обучающиеся получат возможность научиться:

находить на карте страны, граничащие с Россией, называть их столицы;

рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информациейиз

других источников;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Формы организации учебных занятий:

Урок.

Беседа.

Урок - путешествие.

Урок - КВН

Частично поисковая работа.

Планируемые результаты изучения предмета

  Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Окружающий      мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

                     чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

                     осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семен­ным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;

                     целостное восприятие окружающего мира;

                     развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

                     рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

                     навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

                     установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

                     овладение способностью принимать и сохранять цели и за дачи учебной деятельности, поиска средств освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

                     формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

                     формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

                     освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

                     использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

                     активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

                     использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации,

                     передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

                     овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей,

                     построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

                     готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

                     и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

                     определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

                     овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

                     овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том  числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием.         

Планируемые предметные результаты

                     Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

                     Формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

                     Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

                     Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

                     Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                     Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение

                     личностных результатов начального образования, а именно:

                     в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

                     в формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

                     в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

                     в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

                     в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

                     в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

                     в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

                     в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

                     в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ожидаемые результаты реализации Программы воспитания в рамках изучения окружающего мира:

·                    повышение социальной активности обучающихся;

·                    удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива;

·                    доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей;

·                    рост участников и победителей в конкурсах и соревнованиях;

·                    вовлечение обучающихся в позитивную социальную деятельность, рост числа патриотически настроенных молодых граждан;

·                    приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому образу жизни.

 

 

Тематическое планирование

 

Тема

Кол-во

часов

Ключевые воспитательные задачи

 

 

Как устроен мир

 

 

7 ч

 

 

·         Установление           доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих

позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя.

·         Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками.

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений.

 

 

Эта удивительная природа

 

 

      18 ч

 

·         Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения.

·         Применение на уроке интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию.

·         Мотивирование обучающихся взаимодействию между собой, дающего   социально значимый

        опыт сотрудничества и взаимной помощи. 

 

 

Мы и наше здоровье

 

 

     10 ч

 

   

 

 

 

·         Использование воспитательных возможностей                содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,          гражданского поведения.

·         Инициирование и поддержка исследовательской деятельности в рамках реализации индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

·         Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений.

 

 

Наша безопасность

 

8 ч

 

 

·         Установление           доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке         

информации.

·         Побуждение    обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины    и самоорганизации.

·         Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,       инициирование

обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

 

 

 

 

Чему учит экономика

 

 

 

 

 

 

 

Путешествие                по

городам и странам

 

 

 

 

12 ч

 

     

 

     

 

     

 

     13 ч

 

 

      

 

      

·         Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

         Привлечение внимания    

                                                                                                                                                                                                                          школьников к ценностному   аспекту                               изучаемых на уроках явлений.

 

 

·        Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего место в нём.

·        Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения любить свой город, край, приумножать его богатства видеть и понимать красоту природы, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости – восстанавливать.

 

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО

от _____________ № _________

Руководитель ШМО:_________

/_______________./

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР:__________

/И.Ю. Маринина/

______________________________





.



 

Скачано с www.znanio.ru