Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру на 2022– 2023 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
¾ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.);
¾ Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»;
¾ Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26»;
— Авторская программа по окружающему миру для основной школы, сборника рабочих программ А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» - М.: Просвещение, 2019, утверждённой МО РФ в соответствии ФГОС НОО к учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир» 3 класс, в 2 частях Москва, «Просвещение» 2021 г.
В соответствии с программой воспитания, принятой в школе, рабочая программа по окружающему миру обеспечивает целостность и единство воспитательного воздействия на обучающихся; самореализацию и самоорганизацию; формирует личностные компетенции, внутренние позиции личности, способствующие подготовке к жизни в обществе, формирующие целостное мировоззрение на основе научного, эстетического и практического познания мира.
На изучение окружающего мира по учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» выделяется 68 часов (2 часа в неделю).
Программа соответствует учебнику: А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир» 3 класс, в 2 частях Москва, «Просвещение» рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7 ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология? Природа в опасности!
Экскурсия «Наблюдение отрицательного и положительного воздействия человека на природу».
Проект «Богатства, отданные людям».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир?»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения
круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни? Что такое почва?
Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений.
Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Размножение и развитие животных.
Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Практические работы «Обнаружение крахмала в продуктах питания», «Свойства воздуха»,
«Свойства воды», «Состав почвы», «Рассматривание плодов и семян растений».
Проект «Разнообразие природы родного края».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа».
Обучающиеся научатся:
различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы;
диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей;
основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей
местности;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы,
созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам
техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных
устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до
неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений
или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе.
Формы организации учебных занятий:
1. Урок.
2. Беседа.
3. Урок - путешествие.
4. Урок - КВН
5. Частично поисковая работа.
6. Проект.
7. Экскурсия
8. Практическая работа
9. Исследовательская работа
Блок «Правила безопасной жизни» представлен разделами:
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Практические работы «Первая помощь при небольших повреждениях кожи», «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах по информации на упаковках», «Подсчет ударов пульса».
Проект «Школа кулинаров»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье».
Наша безопасность (8 ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Экскурсия «Дорожные знаки в окрестности школы»
Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды»
Проект «Кто нас защищает»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»
Обучающиеся научатся:
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего
самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при
несложных несчастных случаях.
Формы организации учебных занятий:
Урок.
Беседа.
Урок - путешествие.
Урок - КВН
Частично поисковая работа.
Проект.
Экскурсия
Практическая работа
Исследовательская работа
Блок «Человек и общество» представлен разделами:
Чему учит экономика (12 ч)
Для чего нужна экономика? Природные богатства и труд людей - основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Практические работы «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых»,
«Рассматривание культурных растений», «Знакомство с современными российскими монетами».
Проект «Экономика родного края»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика?»
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс?
В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Практические работы «Работа с картой», «Работа с физической и политической картами и таблицами»
Проект «Музей путешествий»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие по городам и странам»
Обучающиеся научатся:
различать государственную символику Российской Федерации; описывать
достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторыедругие города России, страны мира;
находить на карте города Золотого кольца России, рассказывать о
достопримечательностях этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории икультуры;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устныхили письменных высказываний
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить на карте страны, граничащие с Россией, называть их столицы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информациейиз
других источников;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Формы организации учебных занятий:
Урок.
Беседа.
Урок - путешествие.
Урок - КВН
Частично поисковая работа.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семенным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
• целостное восприятие окружающего мира;
• развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
• рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и за дачи учебной деятельности, поиска средств освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
• использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации,
• передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей,
• построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
• и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием.
Планируемые предметные результаты
• Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
• Формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
• Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
• Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
• Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
• личностных результатов начального образования, а именно:
• в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• в формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Ожидаемые результаты реализации Программы воспитания в рамках изучения окружающего мира:
· повышение социальной активности обучающихся;
· удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива;
· доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей;
· рост участников и победителей в конкурсах и соревнованиях;
· вовлечение обучающихся в позитивную социальную деятельность, рост числа патриотически настроенных молодых граждан;
· приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому образу жизни.
Тематическое планирование
Тема |
Кол-во часов |
Ключевые воспитательные задачи
|
Как устроен мир
|
7 ч
|
· Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя. · Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений.
|
Эта удивительная природа
|
18 ч
|
· Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения. · Применение на уроке интерактивных форм работы: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию. · Мотивирование обучающихся взаимодействию между собой, дающего социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
|
Мы и наше здоровье
|
10 ч
|
· Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения. · Инициирование и поддержка исследовательской деятельности в рамках реализации индивидуальных и групповых исследовательских проектов. · Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений.
|
Наша безопасность
|
8 ч
|
· Установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации. · Побуждение обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. · Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, инициирование обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
|
Чему учит экономика
Путешествие по городам и странам
|
12 ч
13 ч
|
· Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений.
· Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего место в нём. · Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения любить свой город, край, приумножать его богатства видеть и понимать красоту природы, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости – восстанавливать.
|
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от _____________ № _________
Руководитель ШМО:_________
/_______________./
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР:__________
/И.Ю. Маринина/
______________________________
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.