Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов
«Утверждаю»
Директор МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов
Приказ от 19.08.2019 №137
___________(Т.В.Колесникова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
начального общего образования
для 3 класса
Количество часов : 68
Учитель: Дводненко О. А
Программа разработана на основе авторской программы курса «Окружающий мир» (авт. А.А. Плешаков. Издательство «Просвещение», 2014 г.)
2019\2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе компонента Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ № 373 от 6.10.2009г. «Об утверждении ФГОС НОО», (с изменениями)
- Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование;
- УМК «Школа России»;
- Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ календарно-тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы
№ 14 х. Ильинов Мартыновского района Ростовской области.
- Учебный план МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» рассчитана в 3классе на 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по окружающему миру, возрастных особенностей младших школьников.
.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред.
от 13.12.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования"
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Обучающиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила - противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столицы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
3 КЛАСС (68 ч) |
Как устроен мир? (6 ч) |
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! |
Эта удивительная природа (18 ч) |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. |
Наша безопасность (6 ч) |
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. |
Чему учит экономика (11 ч) |
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. |
Путешествия по городам и странам (17 ч) |
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата план |
Дата факт (обосно-вание) |
Тема |
Освоение |
Опыты |
1 четверть (16 ч) |
|||||
Как устроен мир (6 ч) |
|||||
1 |
04.09 |
|
Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей (комбинированный) |
Природа. Разнообразие природы и ее классификация. Значение природы в жизни человека |
Наблюдение |
2 |
06.09 |
|
Человек. Ступеньки познания (изучение нового материала) |
Внутренний мир человека. Познание окружающего мира – результат познавательной деятельности человека. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями |
Отличие человека от других объектов живой природы. Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение. Наблюдения над процессами памяти |
3 |
11.09 |
|
Проект «Богат-ства, отданные людям» (заочная экскурсия) |
Проектная деятельность. История города (села), символы города (села), исторические достопримечательности города (села), известные люди города(села). Защита (презентация) проекта |
Знание истории города (села), его достопримечательностей.Умение работать с различными источниками сбора информации, презентовать собранный материал |
4 |
13.09 |
|
Общество (изучение нового материала) |
Человек как член общества, а семья – часть общества. Представление о гражданстве. Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества |
Различие понятий государство, территория. Государственные символы РФ – герб, флаг. Генеалогическое древо |
5 |
18.09 |
|
Мир глазами эколога (комбинированный) |
Экология как на-ука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу |
Отличие экологии от других похожих наук, определение экологических связей. Наблюдение над связями каждой группы в природе |
6 |
20.09 |
|
Природа в опасности. Охрана природы (комбинированный) Стартовая диагностика |
животные, исчезнувшие по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки |
Знание правил поведения в при-роде, некоторых видов растений и животных, занесённых в Красную книгу. Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» |
Эта удивительная природа (18 ч) |
7 |
25.09 |
|
Тела, вещества, частицы (изучение нового мате-риала) |
Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ. легко определяемые свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека |
Умения определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества, приводить примеры. Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» |
8 |
27.09 |
|
Разнообразие веществ (изучение нового материала) |
Вещества – поваренная соль, сахар, крахмал, кислота |
Знание
веществ Опыт: определение наличия крахмала в продуктах |
9 |
02.10 |
|
Воздух и его охрана (изучение нового мате-риала) |
Воздух. Состав и свойства воздуха. Опыт Джозефа Пристли. Проблема загрязнения воздуха. Источники загрязнения. Меры по охране воздуха. Использование свойств воздуха |
Знание состава и свойств воздуха. Опыт: расширение воздуха |
10 |
04.10 |
|
Вода |
Вода и ее свойства, распространение в природе, значение для живых организмов. три состояния воды |
Умения определять свойства воды, очищать воду с помощью фильтра. Знание значения воды. Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» |
11 |
09.10 |
|
Превращения и круговорот воды в природе (изучение нового материала) |
Вода. Свойства воды. Три состояния вещества – твердое, жидкое, газообразное. Процессы, происходящие при переходах из одного состояния вещества в другое. Круговорот воды в природе |
Знание процесса осуществления круговорота воды в природе, понятий: испарение, круговорот воды. Умение соотносить круговорот воды с ее свойствами. Опыт: наблюдение за круговоротом воды |
12 |
11.10 |
|
Берегите воду! (комбинированный) |
Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию |
Знание причин загрязнения водоемов, мер охраны водоемов от загрязнения. Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду |
13 |
16.10 |
|
Что такое почва (изучение нового мате |
Почва, ее значение для живой природы. Свойства и состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы |
Умения определять причины разрушения твердых тел, наличие разных компонентов в почве. Знание основных свойств, состава почвы. Опыты: наблю-дение за свойствами твердых тел; состав почвы |
14 |
18.10 |
|
Разнообразие растений (комбинированный) |
Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях |
Умения отличать растения одной группы от другой, делать сообщения. Знание основной классификации растений. Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» |
15 |
23.10 |
|
Солнце, растения и мы с вами (комбинированный) |
Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных |
Умения устанав-ливать взаимосвязь солнца, растений и человека, составлять схему дыхания и питания растений. Опыт: испарение воды листьями. Практическая работа № 5 Определение органов растений, сравнение органов различных растений» |
16 |
25.10 |
|
Размножение и развитие растений (изучение нового материала) |
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) |
Знание этапов развития растения из семени, способов размножения растений. Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков приспособленности растений к распространению ветром, животными» |
2 ЧЕТВЕРТЬ (16 ЧАСОВ)
|
|||||
17 |
06.11 |
|
Охрана растений (изучение нового материала) |
Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям |
Умение объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знание основных экологических правил. Наблюдение за деятельностью человека, приводящей к исчезновению растений |
18 |
08.11 |
|
Разнообразие животных (комбинированный) |
Многообразие животного мира.
Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные,
паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери Виды животных. Зоология – наука о животных |
Знание классификации животных и их групповых признаков. Умения относить животное к определенной группе, анализировать схемы цепей питания. Моделирование |
19 |
13.11 |
|
Кто что ест? Цепи питания (изучение нового мате- |
Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов |
Знание классификации животных по типу пищи. Умение составлять цепи питания. Практическая работа № 7 «Моделирование цепей питания» |
20 |
15.11 |
|
Невидимая сеть и невидимая пирамида (изучение нового материала) |
Правила поведения в лесу. Пищевые сети дубового леса. Экологическая пирамида. Невидимая пищевая сеть. Невидимая экологическая пирамида |
Умение устанавливать взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Знание обитателей дубовых лесов. Наблюдение цепей питания в природе |
21 |
20.11 |
|
Размножение и развитие животных (изучение нового мате- |
Размножение и развитие животных разных групп |
Знание способов размножения животных. Практическая работа № 8. Моделирование этапов развития бабочки и/или лягушки» |
22 |
22.11 |
|
Охрана животных (комбинированный) |
Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира |
Умение определять причины исчезновения животных. Знание экологических правил. Наблюдение в природе причин исчезновения животных |
23 |
27.11 |
|
В Царстве грибов (изучение нового материала) |
Разнообразие грибов. Грибы, занесенные в Красную книгу. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев |
Знание съедобных и несъедобных грибов, правил сбора грибов. Умение определять строение шляпочного гриба. Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов |
24 |
29.11 |
|
Великий круговорот жизни (изучение нового материала) Проверочная работа. Эта удивительная природа |
Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ |
Знание основных звеньев круговорота жизни. Умение устанавливать взаимосвязь между ними. Моделирование: круговорот веществ в природе |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
25 |
04.12 |
|
Организм человека (изучение нового материала) |
Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятия об органах и системе органов тела человека: нервная, пищеварительная, кровеносная системы |
Знание внутреннего строения организма человека. Умение показывать органы на модели человека |
26 |
06.12 |
|
Органы чувств (комбинированный) |
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира |
Знание органов чувств и их значения для человека. Умение беречь органы чувств. Наблюдение за работой органов чувств |
27 |
11.12 |
|
Надёжная защита организма (комбинированный) |
Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа; ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении
кожных покровов |
Знание функции кожи. Умение оказывать первую помощь при небольших повреждениях. Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» |
28 |
13.12 |
|
Опора тела и движение (изучение нового мате- |
Опорно-двигатель-ная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц |
Знание о строении тела человека, правилах посадки за столом. Умение показывать основные кости скелета. Наблюдение за работой различных групп мышц |
|
29 |
18.12 |
|
Наше питание. Органы пищеварения (изучение нового материала) Промежуточная диагностическая работа. |
Разнообразие питательных веществ Пищеварительная система, ее строение и сохранение правильной осанки |
Знание об органах пищеварительной системы. Умения соблюдать правила питания, устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы |
30 |
20.12 |
|
О дыхании, движении крови (изучение нового материала) |
Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Пульс и его частота |
Знание об органах дыхания и выделения. Умение заботиться о своем здоровье. Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса» |
|
31 |
25.12 |
|
Умей предупреждать болезни (комбинированный)
|
Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания |
Знание основных факторов закаливания. Умение закаливать свой организм.Практическая работа № 11 «Моделирование строения организма человека» |
32 |
27.12 |
|
Здоровый образ жизни (Здоров будешь – все добудешь) (комбинированный) |
Понятие о здоровом образе жизни |
Знание главных правил здорового образа жизни, выполнение их. Наблюдение отличий между людьми,
ведущими здоровый образ жизни |
3 ЧЕТВЕРТЬ (22 ЧАСА)
33 |
10.01 |
|
«Организм человека» (контроль и коррекция знаний) |
Строение тела человека. Органы чувств. Значение кожи, скелета человека. Органы пищеварительной системы. Дыхательная, нервная, кровеносная системы человека. Правила здорового образа жизни. |
Выполнение тестов |
34 |
15.01 |
|
Проектная работа «Школа кулинаров» (комбинированный) |
Подготовительный этап: выбор темы, проекта, сбор информации из различных источников, составление плана работы над проектом. Подготовка презентационного материала. Презентация подготовленного проекта
|
Представление результатов проектной деятельности |
Наша безопасность (6 ч) |
35 |
17.01 |
|
Огонь, вода и газ (комбинированный) |
действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа |
Знание и умение выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами |
36 |
22.01 |
|
Чтобы путь был счастливым (комбинированный) |
Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте |
Умение выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах |
37 |
24.01 |
|
Дорожные знаки (комбинированный) |
Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса |
Знание основных дорожных знаков. Умение ориентироваться на дороге |
38 |
29.01 |
|
Проектная работа «Кто нас защищает» (комбинированный) |
Алгоритм работы над проектом: 1. Определение целей и задач. 2. Анализ литературы по проблеме. 3. Определение методов исследования. 4. Собственные исследования. 5. Анализ данных. 6. Оценка полученных данных. Оформление работы в виде презентации |
Умения находить в различных источниках информацию о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы |
39 |
31.01 |
|
Опасные места (комбинированный) |
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. |
Знание опасных мест для человека. Умения предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко |
40 |
05.02 |
|
Природа и наша безопасность |
Опасности природного характера (молнии, змеи, собаки, кошки, ядовитые растения и грибы) |
Знание и соблюдение правил безопасности при общении с природой |
Чему учит экономика (11 ч) |
41 |
07.02 |
|
Для чего нужна экономика (изучение нового материала) |
Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги |
Умение определять понятие экономика, главную задачу экономики |
42 |
12.02 |
|
Природные богатства и труд людей
– основа эконо-мики (изучение
нового мате |
Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике |
Знание основных составляющих экономики |
43 |
14.02 |
|
Полезные ископаемые (изучение нового материала) |
Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых |
Знание основных полезных ископаемых, их значения в жизни человека |
44 |
19.02 |
|
Растениеводство (изучение нового материала) |
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промыш-ленных товаров. Классификация культурных растений |
Умение отличать культурные растения от дикорастущих |
45 |
21.02 |
|
Животноводство (изучение нового материала) |
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике Труд растениеводов и животноводов |
Знание особенностей разведения и содержания домашних животных |
46 |
26.02 |
|
Какая бывает промышленность (изучение нового материала) |
Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность |
Знание отраслей промышленности. Умение различать продукцию каждой отрасли промышленности |
47 |
28.02 |
|
Проектная работа «Экономика родного края» (комбинированный) |
Алгоритм работы над проектом: 1. Определение целей и задач. 2. Анализ литературы по проблеме. 3. Определение ме-тодов исследования. 4. Собственные исследования. 5. Анализ данных. 6. Оценка полученных данных. Оформление работы в виде презентации проектной работы |
Ознакомление с материалами учебника, распределение задания, обсуждение способов и сроков работы |
48 |
04.03 |
|
Что такое деньги (изучение нового материала) |
Обмен товарами: бартер,
купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков |
Умение определять роль денег в экономике. Знание современных российских монет |
49 |
06.03 |
|
Государственный бюджет |
Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства |
Умение оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы |
50 |
11.03 |
|
Семейный бюджет (изучение нового материала) |
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи |
Знание основ семейного бюджета, понятия семейный бюджет
|
51 |
13.03 |
|
Экономика и экология (изучение нового материала) Проверочная работа. Чему учит экономика |
Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику |
Знание задач экологии и двух сторон экономики. Умение составлять простейшие экологические прогнозы |
Путешествие по городам и странам (17 ч) |
52
|
18.03
|
|
Золотое кольцо России (изучение нового материала) |
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности |
Знание некоторых городов Золотого кольца России и их главных достопримечательностей. Умение показывать их на карте |
|
53 |
20.03 |
|
Золотое кольцо России (изучение нового материала) |
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности |
Знание некоторых городов Золотого кольца России и их главных достопримечательностей. Умение показывать их на карте |
|
4 ЧЕТВЕРТЬ (13 ЧАСОВ) |
||||||
54 |
01.04 |
|
Золотое кольцо России (изучение нового материала) |
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности |
Знание некоторых городов Золотого кольца России и их главных достопримечательностей. Умение показывать их на карте |
|
55 |
03.04 |
|
Золотое кольцо России (изучение нового материала) |
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности |
Знание некоторых городов Золотого кольца России и их главных достопримечательностей. Умение показывать их на карте |
|
56 |
08.04 |
|
Золотое кольцо России (изучение нового материала) |
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности |
Знание некоторых городов Золотого кольца России и их главных достопримечательностей. Умение показывать их на карте |
|
57 |
10.04 |
|
Проектная работа «Музей путешествий» (изучение нового материала) |
Сбор экспонатов для музея, оформление экспозиции музея |
Ознакомление с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы |
|
58 |
15.04 |
|
Наши ближайшие соседи(изучение нового материала) |
Государства, граничащие с Россией, их столицы |
Знание государств – ближайших соседей России. Умение показывать их на карте |
|
59 |
17.04 |
|
На севере Европы (изучение нового материала) |
Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Ислан-дия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди |
Знание северных европейских государств. Умение показывать их на карте |
60 |
22.04 |
|
Что такое Бенилюкс (изучение нового материала) |
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности |
Знание стран Бенилюкса, особенностей их экономики. Умение показывать страны на карте |
61 |
24.04 |
|
В центре Европы (изучение нового материала) |
Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди |
Знание государственного устройства, государственных языков, флагов, достопримечательностей, знаменитых людей стран Центральной Европы. Умение показывать страны на карте |
62 |
29.04 |
|
Путешествие по Франции |
Франция, ее местоположение на карте, ее столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди |
Умения соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой, описывать достопримечательности
Выполнение заданий проверочной работы |
63 |
06.05 |
|
Путешествие по Великобритании (изучение нового материала) |
Великобритания, ее местоположение на карте, ее столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди |
|
64 |
08.05 |
|
На юге Европы (изучение нового материала) |
Греция и Италия, их географическое положение, их столицы, государственное устройство, достопримечательности, знаменитые люди |
|
65 |
13.05 |
|
Итоговая контрольная работа(контроль и коррекция знаний)
|
Презентация. Проверочная работа
|
66-67 |
15.05 20.05 |
|
Достопримечательности нашего города (села) (экскурсия) |
История города (села). Культурное наследие города (села). Презентация |
68 |
22.05 |
|
Повторение изученного в течение года |
|
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО ____________________ МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от _________ 201___ года № _____
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ______________ О.В.Петрова ______________ 201___г.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.