Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочие программы соответствуют
нормативно-правовым документам:
· Федеральному образовательному стандарту начального общего образования с изменениями и дополнениями;
· примерным образовательным программам по учебным предметам начального общего образования;
· основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
· федеральному перечню учебников;
· Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Цель: формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровье сберегающей и творческой деятельности.
Задачи: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Согласно календарному учебному графику и учебному плану МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Окружающий мир» реализуется в 4 классе в полном объёме из расчёта 2 часа в неделю.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы
Предметные УУД:
Раздел «Человек и природа»
Выпускник научится:
– различать понятия:
сутки, неделя, месяц, обычный год, високосный год; горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; масштаб, план предмета, план местности, географическая карта, карта полушарий; глобус как модель Земли, ось Земли, полюсы, экватор, параллели, меридианы; материк, остров, полуостров, горы, равнины, холмы, овраги; Мировой океан, океан, море, озеро, река, болото; звезда, планета, созвездие, Солнечная система, естественный и искусственный спутники; полезное ископаемое, месторождение полезного ископаемого, карьер, шахта, скважина; металлические руды, горючие полезные ископаемые, строительные полезные ископаемые; природная зона (арктическая пустыня, тундра, зона лесов,
степь, пустыня); природное сообщество (водоём, болото, лес, луг), цепь питания;
– сравнивать и объединять природные объекты в группы на основе внешних признаков и характерных свойств;
– различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты и явления живой и неживой природы; группы растений и животных, формы суши и виды водоёмов, космические тела;
– характеризовать форму Земли, её движение вокруг оси и Солнца, местоположение в Солнечной системе; значение Солнца для природы и человека как главного источника света и тепла, необходимых для жизни на Земле:
– объяснять, что такое глобус, называть и показывать условные линии глобуса: параллели, меридианы, экватор, полюсы;
– называть части компаса, объяснять их назначение, определять стороны горизонта по компасу и Солнцу;
– называть и показывать на карте полушарий и глобусе материки и океаны Земли; на физической карте России – наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки, залежи полезных ископаемых, изученные природные зоны;
– использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, форм земной поверхности, полезных ископаемых, погодных явлений и др.;
– выполнять простые опыты по изучению свойств воды, воздуха, полезных ископаемых, пользуясь простейшим оборудованием, соблюдая технику безопасности, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
– рассказывать о полезных свойствах горных пород, их использовании в народном хозяйстве, о необходимости рационального и бережного использования полезных ископаемых;
– характеризовать и сравнивать изученные природные зоны России: географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, образ жизни людей, экологические проблемы, связанные с их хозяйственной деятельностью;
– характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма): описывать условия жизни и приспособленность к ним живых организмов; моделировать простые цепи питания;
– характеризовать (на основе наблюдений) особенности природы родного края: климатические условия, формы поверхности, наиболее крупные водоёмы, распространённые природные сообщества; приводить примеры наиболее распространённых дикорастущих и сельскохозяйственных растений, диких и домашних животных, добываемых полезных ископаемых;
– называть характерные внешние признаки разных групп растений, грибов, животных;
– объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; выявлять простейшие взаимосвязи живых организмов в природных зонах и сообществах для объяснения бережного, экологически грамотного поведения в природе;
– называть системы органов человека, характеризовать их роль в жизнедеятельности организма, объяснять необходимость соблюдения правил личной гигиены, здорового образа жизни;
– соблюдать безопасные правила поведения (дома, в социуме, в природе и др.).
Раздел «Человек и общество»
Выпускник научится:
– различать понятия:
- исторический источник, летопись, легенда, берестяная грамота, историческая карта; календарь, дата, век, тысячелетие, «лента времени»; племя, дружина, княжество, государство, империя; граница государства, государственные символы, многонациональная страна; князь, царь, император, президент; крестьяне, ремесленники, крепостные; дань, иго, налог; религия, храм, крещение Руси; Отечественная война, Великая Отечественная война, Гражданская война; революция, перестройка; Конституция, закон, гражданин, права, обязанности;
– использовать элементарные обществоведческие, исторические понятия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
– узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; символику своего региона (города, областного центра);
– находить и показывать: на карте мира – Российскую Федерацию, её границы, на карте России – столицу РФ город Москву, свой регион и его административный центр, некоторые крупные города;
– называть наиболее многочисленные народы, проживающие на территории России и родного края;
– различать прошлое, настоящее, будущее; различать времена Руси, Российского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации;
– называть основные этапы развития государства, ключевые даты и события каждого периода истории и кратко характеризовать их;
– соотносить римские и арабские цифры, устанавливать век по дате исторического события, определять последовательность важнейших событий в истории России и находить их место на «ленте времени»;
– находить на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
– описывать (пересказывать) изученные события; приводить примеры ратных подвигов и патриотизма жителей нашего государства в разные периоды его развития (в том числе своего региона);
– рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
– рассказывать о государственном устройстве и символике современной России; объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
– готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки, слайды) государственных зданий, исторических памятников, объектов культуры;
– рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра);
– обсуждать особенности некоторых стран мира (США, Китай и страны по выбору учеников), находить и показывать их на карте;
– находить и извлекать необходимую информацию о прошлом и настоящем нашей страны, родного края, об образе жизни наших предков, о национальных традициях народов из разных источников (учебных, научно-популярных и художественных текстов, иллюстраций, репродукций картин, картосхем, исторических карт, из дополнительной литературы, электронных образовательных ресурсов).
Личностные УУД:
Выпускник получит возможность для формирования следующих личностных качеств:
– положительного отношения, учебно-познавательного интереса к приобретению знаний о природе и истории России, к способам познания окружающего мира, к исследовательской деятельности, к способам отображения полученной информации в разных формах; к освоению регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
– познавательной активности, наблюдательности, внимательности, любознательности, воображения, фантазии, творческих способностей;
– осознания себя как гражданина своего Отечества; понимания важности знания истории своей страны;
– осознания того, что наша Родина имеет более чем тысячелетнюю историю, что её народы прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость;
– чувства любви к родной стране, к её природе, культуре;
– чувства гордости наследием предков, достижениями российских учёных, деятелей культуры и искусства, путешественников, внёсших большой вклад в открытие новых земель на нашей планете, в освоение космического пространства;
– понимания того, что родной край – частица России, многонационального государства; что родной край имеет свою богатую историю;
– уважительного отношения к другим странам, народам, их традициям;
– умения выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами, способности оценивать свои поступки, высказывать суждения о поступках наших предшественников, исторических деятелей;
– экологической культуры, готовности следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в обществе и природе;
– чувства прекрасного, восхищения красотой объектов природы и культуры; понимания того, что природа нужна человеку не только для удовлетворения потребностей жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;
– понимания личной ответственности и способности оценивать свой вклад в дело сохранения памятников природы, культуры, истории;
– понимания того, что объединяет жителей родного края, граждан всей страны, всех людей Земли;
– способности оценивать и желания улучшать результаты своего учебного труда, развивать свои творческие способности.
Регулятивные УУД:
Ученик получит возможность научиться:
– самостоятельно (или с одноклассниками) определять задачи урока, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий;
– обнаруживать (совместно с учителем и одноклассниками) возникшую познавательную проблему, высказывать свою гипотезу и предлагать способ её проверки;
– оценивать недостаточность знаний и после обсуждения с одноклассниками (с учителем) формулировать задачи урока (домашней работы);
– планировать свои учебные действия (с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– следовать намеченному плану, решая учебные задачи, корректировать свои действия самостоятельно (или с помощью учителя), проверять правильность выполнения действий;
– делать выводы по результатам выполненных действий, сверять их с поставленными задачами, вносить необходимые коррективы, выявлять причины ошибок и самостоятельно (или с помощью учителя) исправлять их;
– предлагать совместно с одноклассниками (с учителем) систему оценки успешности выполнения учебных и творческих заданий, в соответствии с ней оценивать результаты своего труда и одноклассников;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.
Познавательные УУД:
Ученик получит возможность научиться:
– осознавать познавательную (практическую, исследовательскую) задачу и целенаправленно решать её;
– выбирать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний;
– извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой;
– критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом, использовать словари и другую справочную литературу;
– обобщать и систематизировать знания об изучаемых объектах и явлениях, которые получены из разных источников: из учебной статьи, по результатам наблюдений, эксперимента, проектной деятельности;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую;
– пользоваться таблицами, схемами, моделями;
– характеризовать, описывать природные объекты и явления, исторические и социальные события, выделяя их сущностные стороны;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию объектов окружающего мира, выбирая основание для этих логических операций;
– подводить под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков;
– устанавливать причинно-следственные связи между природными, социальными явлениями на основе рассуждений, наблюдений; предлагать варианты решения учебных проблем;
– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений; моделировать предметы и явления окружающего мира;
– осуществлять исследовательскую деятельность и представлять её результаты в разной форме (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, демонстрация опыта и др.).
Коммуникативные УУД:
Ученик получит возможность научиться:
– пересказывать одноклассникам (учителю, родителям) прочитанный текст (о событиях в отечественной истории, об открытии материков и др.);
– обмениваться информацией, собранной из разных источников, с одноклассниками (учителем, родителями);
– выражать свои мысли, чувства в устной или письменной форме, донося своё мнение, отношение, оценку событий и др.;
– составлять небольшие информационные сообщения с использованием подобранных иллюстраций, представляя их одноклассникам;
– участвовать в диалоге, в общей беседе при обсуждении учебных и жизненных проблем, соблюдая правила культуры общения, уважения и взаимопонимания; слушать других, быть готовым вежливо отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость к другим высказываниям;
– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляя проектную деятельность: распределять работу по интересам, собирать, обсуждать и обрабатывать информацию, договариваться о форме её презентации, о роли каждого в представлении собранного материала, стремиться разрешать возникающие проблемы и др.
2.Содержание курса «Окружающий мир»
Раздел «Человек и природа»
Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом.
Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. Лента времени.
Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов.
Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам.
Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира.
Изображение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки исторической карты, изображение территорий государств, исторических событий на ней.
Изображение Земли. Глобус - модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними.
Объекты космического пространства, их изображение. Звёзды и созвездия. Звёздная карта, её условные обозначения, изображение звёзд и созвездий.
Общее представление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной системы. Солнце – центр Солнечной системы. Планеты, их названия, последовательность расположения относительно Солнца, сравнительные размеры.
Древнегреческие философы о строении Солнечной системы, о форме и движении Земли.
Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её соседи. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Земли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на процессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использование солнечной энергии.
Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озера России
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве.
Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.
Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоемы родного края. Богатства недр родного края.
Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения.
Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ.
Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с природными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Спорт и здоровье. Личная гигиена школьника. Важность сохранения здоровья органов чувств.
Азбука безопасности. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Правила дорожного движения – гарантия безопасности на улицах города. Правила
безопасного поведения дома (безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Телефоны экстренной помощи
(несчастный случай, пожар, злоумышленник, утечка газа и др.).
Правила безопасного поведения в природе (в горах, у водоёмов, во время грозы, под солнечными лучами), при встрече с разными животными.
Опасность пребывания на свалках. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
Раздел «Человек и общество»
Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древней Руси.
Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский.
Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный.
Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV—XVII веков.
Петр Великий — первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург — новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры.
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимо-
сти, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.
Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза.
Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы.
Великая Отечественная война 1941—1945 г.г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая — День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин.
Начало Новой России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств.
Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2—3 примера).
Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним.
Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная
книга.
Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России.
3.Тематическое планирование курса «Окружающий мир»
№ |
Раздел программы |
количество часов |
Экскурсии |
1 |
Ориентирование в пространстве и во времени |
16ч |
1ч |
2 |
Природные богатства России |
8ч |
|
3 |
Природные зоны и природные сообщества |
11ч |
1ч |
4 |
Важнейшие события в истории Отечества |
21ч |
|
5 |
Океаны и материки |
12ч |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1: Ориентирование в пространстве и во времени – 16 ч. |
|||
1 |
4.09 |
Путешествия – источник знаний |
Характеризовать движения Земли вокруг своей оси, относительно Солнца и объяснять их связь со сменой дня и ночи, сменой времён года. Моделировать с помощью глобуса (теллурия) вращение Земли, обращение Земли вокруг Солнца, объяснять смену дня и ночи, смену сезонов в Северном и Южном полушариях. Объяснять, что такое сутки, месяц, год, дата, календарь, лента времени. Называть месяцы в порядке их следования в году, количество дней в каждом месяце. Обсуждать, почему длительность суток в разных местах Земли одинаковая, а продолжительность светового дня разная, чем различаются простой и високосный годы. Соотносить даты событий, записанные арабскими и римскими цифрами, дату с веком, когда происходили события. Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности по сторонам горизонта. Осваивать способы ориентирования на местности по сторонам горизонта с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, местным признакам. Определять с помощью компаса местоположение предметов относительно сторон горизонта. |
2 |
5.09 |
Природные явления и счет времени |
|
3 |
11.09 |
Устройства для счета времени |
|
4 |
12.09 |
Историческое время. Лента времени |
|
5 |
18.09 |
Ориентирование на местности. Стороны горизонта |
|
6 |
19.09 |
Компас. Ориентирование по компасу |
|
7 |
25.09 |
Определение сторон горизонта на местности. Экскурсия
|
|
8 |
26.09 |
Способы изображения предметов |
Называть и характеризовать способы изображения предметов и местности. Различать рисунок и план предмета, объяснять, для чего рисуют (чертят) разрезы предметов, что с их помощью можно узнать о них. Объяснять, что показывает численный масштаб, для чего и когда его используют, переводить численный масштаб в именованный. Различать топографические знаки плана местности, читать (декодировать) план местности. Сравнивать и различать план местности и географическую карту, физическую и историческую карты. Рассматривать карту, называть её условные знаки (легенду карты), анализировать информацию, данную на ней с помощью условных знаков. Объяснять, какая информация о планете Земля отображена на глобусе, её модели. Находить и показывать на глобусе основные линии и точки (полюсы, меридианы, параллели, экватор). Сравнивать глобус и карту полушарий, определять их сходства и различия. Различать понятия космическое тело, звезда, созвездие, планета, спутник, комета, метеор, метеорит, галактика. Сравнивать звёзды по размеру, цвету, температуре, характеризовать Солнце как жёлтый карлик. Характеризовать существенные различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. |
9 |
2.10 |
Масштаб и его использование |
|
10 |
3.10 |
План местности. Топографические знаки |
|
11 |
9.10 |
План местности. Топографические знаки |
|
12 |
10.10 |
Географические и исторические карты |
|
13 |
16.10 |
Глобус – модель Земли |
|
14 |
17.10 |
Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта |
|
15 |
23.10 |
Земля – планета Солнечной системы |
|
16 |
24.10 |
Способы изучения космических тел.
|
|
Раздел 2: Природные богатства России – 8 ч. |
|||
17 |
6.11 |
Россия на глобусе и географической карте |
Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Представлять найденную информацию в виде текста, рисунка, схемы, диаграммы, таблицы, условно-знаковой модели. Находить и показывать на физической карте полушарий и на глобусе территорию России, называть материк и полушарие, на котором она находится, показывать границы и столицу России, крупные города, называть моря, омывающие Россию, основные её равнины и горные системы, крупные реки и озёра. Объяснять, что такое полезные ископаемые, как их добывают и перевозят, находить на физической карте залежи полезных ископаемых на территории России. Приводить примеры горных пород и минералов, описывать их свойства, рассказывать об использовании в народном хозяйстве. Наблюдать (выполнять самостоятельно) простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, характеризовать и сравнивать их свойства, рассматривая образцы пород из коллекций и по результатам опытов, обобщать наблюдаемые явления, фиксировать получаемые результаты в таблице, схеме. |
18 |
7.11 |
Россия на глобусе и географической карте |
|
19 |
13.11 |
Полезные ископаемые, их разведка и добыча |
|
20 |
14.11 |
Полезные ископаемые на карте |
|
21 |
20.11 |
Строительные материалы, их использование |
|
22 |
21.11 |
Металлические руды, их использование |
|
23 |
27.11 |
Горючие полезные ископаемые |
|
24 |
28.11 |
Альтернативные источники энергии
|
|
Раздел 3: Природные зоны и природные сообщества – 11 ч. |
|||
25 |
4.12 |
Природные зоны России |
Объяснять, что в зависимости от высоты Солнца и от продолжительности дня, т. е. освещённости, на Земле выделяются пояса освещённости, сравнивать, чем различаются: полярный, умеренный и экваториальный пояса освещённости. Различать понятия природная зона, природное сообщество. Показывать на карте природные зоны России. Составлять план описания (характеристики) природной зоны, её природных условий и жизнедеятельности людей, проживающих в ней. Характеризовать природные условия, растительный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон. Сравнивать климатические условия, сезонные изменения, происходящие в разных природных зонах, выявлять их причины. Сравнивать условия жизни живых существ в разных природных зонах, выявлять их приспособленность к ним. Характеризовать природную зону родного края, готовить её презентацию, составлять плакаты природоохранного содержания. Объяснять, что такое природное сообщество. Характеризовать природные сообщества леса, луга, озера, болота (растительный и животный мир, условия жизни, связи между живыми существами, пищевые цепи). Наблюдать особенности природных сообществ родного края во время экскурсии, фиксировать взаимосвязи в природном сообществе, и как влияет на его состояние деятельность людей. Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе. |
26 |
5.12 |
Суровая Арктика |
|
27 |
11.12 |
Ранимая тундра |
|
28 |
12.12 |
Ранимая тундра |
|
29 |
18.12 |
Зона лесов |
|
30 |
19.12 |
Степные просторы. Экскурсия |
|
31 |
25.12 |
Жаркие пустыни |
|
32 |
26.12 |
Природа гор |
|
33 |
9.01 |
Жизнь в пресных водоёмах |
|
34 |
15.01 |
Болота, их значение |
|
35 |
16.01 |
Жизнь луга. |
|
Раздел 4: Важнейшие события в истории Отечества – 21 ч. |
|||
36 |
22.01 |
Восточные славяне, их соседи |
Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. Пересказывать своими словами небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. Обсуждать важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство. Российская империя, СССР, Российская Федерация. Извлекать из иллюстративного материала информацию, необходимую для описания (реконструкции) событий в истории Отечества. Обсуждать причины событий, происходивших в истории российского государства, рассуждать, высказывать своё мнение о понятии «честь страны». Работать с «лентой времени»: проставлять века, указывать с помощью условных знаков события отечественной истории, истории родного края. соотносить дату происходившего события с веком, устанавливать хронологическую последовательность исторических событий. Работать с глобусом и картой: показывать и описывать территорию России, ее государственные границы, места исторических событий (важных сражений, битв, центров объединения), географическое положение городов Древней Руси, Московской Руси, Российской империи, современной России. Характеризовать картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Различать Государственную символику Российской Федерации, узнавать российский флаг среди флагов других стран. Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Прослушивать и декламировать (петь) Гимн РФ. |
37 |
23.01 |
Государство Русь |
|
38 |
29.01 |
Крещение Руси |
|
39 |
30.01 |
Как распалась Русь |
|
40 |
5.02 |
Борьба Руси с иноземными захватчиками в X1II веке |
|
41 |
6.02 |
Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва. |
|
42 |
12.02 |
Россия в XVI веке. Иван Грозный |
|
43 |
13.02 |
Россия в XVII веке. Начало династии Романовых |
|
44 |
19.02 |
Образование Российская империя. Петр Великий. |
|
45 |
20.02 |
Развитие Российской империи. Правление Екатерины II |
|
46 |
26.02 |
Россия в XIX веке. Война с Наполеоном |
|
47 |
27.02 |
Годы «великих потрясений». Образование СССР |
|
48 |
5.03 |
Преобразования в СССР в 20-30 –е годы XX века |
|
49 |
6.03 |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. |
|
50 |
12.03 |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. |
|
51 |
13.03 |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. |
|
52 |
19.03 |
Трудные послевоенные годы |
|
53 |
20.03 |
Современная Россия. Политическая карта |
|
54 |
2.04 |
Государственное управление, законы России |
|
55 |
3.04 |
Кем и чем гордится Россия |
|
56 |
9.04 |
Яркие события из истории родного края |
|
Раздел 5: Океаны и материки - 12 ч. |
|||
57 |
10.04 |
Океаны Земли. |
Рассказывать о великих географических открытиях, называть имена великих путешественников мира, первооткрывателей неизвестных земель, исследователей природы материков, их коренных народов. Работать с глобусом и картой: находить и показывать материки и океаны Земли, изученные страны мира, их столицы, прокладывать маршруты великих путешественников. Обсуждать и понимать, что открытие новых земель - великий подвиг исследователей, но в то же время освоение их людьми сопряжено с экологическими проблемами планетарного масштаба, сохранение чистоты воздуха, воды, природы нашей планеты, мирного сосуществования народов мира – важнейшая задача всего человечества. Характеризовать наиболее крупные географические объекты (горы, пустыни, реки, озёра), растительный и животный мир континентов. |
58 |
16.04 |
Жизнь в море |
|
59 |
17.04 |
Итоговая контрольная работа. |
|
60 |
23.04 |
Крупнейший материк Земли, его природа, население |
|
61 |
24.04 |
Евразия |
|
62 |
30.05 |
Африка, ее природа. |
|
63 |
7.05 |
Природа Северной и Южной Америки |
|
64 |
8.05 |
Австралия. |
|
65 |
14.05 |
Открытие Антарктиды |
|
66 |
15.05 |
Страны и народы мира |
|
67 |
21.05 |
Страны и народы мира |
|
68 |
22.05 |
Живая планета Земля |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.