РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 1 класса по УМК «Перспектива» на 2022-2023 учебный год
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 1 класса по УМК «Перспектива» на 2022-2023 учебный год

Оценка 4.7
doc
29.07.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ     для 1 класса по УМК  «Перспектива» на 2022-2023 учебный год
РАБ ПР ОКР МИР 1кл ПЕРСПЕКТ.doc

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    для 1 класса по УМК  «Перспектива»

на 2022-2023 учебный год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру  для 1 класса разработана в соответствие с:

—      Федеральным  законом  от  29.12.2012  No  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской Федерации»;

—      Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;

—      Приказом  Минобрнауки  России  от  31.12.2015  N  1576  "О  внесении  изменений  в федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования,  утвержденный  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации от06.10.2009 No 373"

—      Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15).

-Авторской программой по окружающему миру  А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, «Сборнику рабочих программ «Перспектива», система учебников Перспектива», М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Перспектива».

Сроки реализации программы 1год.

         В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Цели программы:

. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения

здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

·       природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

·       2.природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

·       3. мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

·        природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

·        культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

·        наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

·        искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

·        человечество как многообразие народов, культур, религий;

·        семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

·        труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

·        здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;

·        нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа 1 класса рассчитана на  66 ч (33 учебные недели).

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Количество часов в год

 

Обществознания и естествознания.

Образовательная часть

 

Окружающий мир

2

66

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа для 1 класса закладывает основу мыслительного ИНСТРУМЕНТАРИЯ, необходимого для восприятия явления ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: природа и культура, целое и часть, инвариант и вариант, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; ритм как способ организации мира и его составных частей; природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад.

Программа последовательно представляет три способа освоения явления МИР, выработанные людьми в ходе развития человеческой культуры, — любовь, понимание (сопереживание, сочувствие), знание. Только соединение этих трёх способов освоения мира даст культурно- значимый результат в системе современного обучения и воспитания детей. Педагогически и социально- необходимой в программе предстаёт ведущая роль культуросозидающего СУБЪЕКТА: «МЫ — ЭТО Я и ДРУГИЕ». В соответствии с расширением образа МЫ в программе постепенно предстаёт и расширяющийся образ МИРА КАК ЦЕЛОГО в его особых пространственных, временных, социокультурных обликах (мир видимый и невидимый, мир близкий и далёкий, мир разных культур, мир в прошлом, настоящем и будущем и т. д.).

В результате программа для 1 класса намечает вектор для построения интегрированных программ для 2, 3 и 4 классов с точки зрения ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ, которое характерно как для традиционной, устойчивой культуры, так и для ребёнка младшего школьного возраста. Это чрезвычайно важно для духовно-нравственного и эмоционально-эстетического развития детей и продуктивно для формирования их интеллекта в соответствии с наиболее перспективными тенденциями в науке, искусстве, в современных проектах экологически чистого образа жизни

людей, который является единственно разумной стратегией существования и развития человечества на нашей планете.

Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

— свой домашний адрес и адрес школы;

— правила безопасности при переходе улицы;

— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;

— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.

Учащиеся должны уметь:

— различать объекты неживой и живой природы;

— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;

— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);

— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;

— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

Содержание учебного предмета

Мы и наш мир (11 ч)

Дорога в школу — дорога к открытию мира.

Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа.

Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш

мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс (14 ч)

Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.

Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.

Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.

Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек

и детского фольклора.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.

Наш дом и семья (15 ч)

Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у

нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.

Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.

Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село (14 ч)

Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое

для счастливой жизни человека.

Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.

Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.

Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.

Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.

Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.

Родная страна (8 ч)

Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.

Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.

Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.

 

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.

Человек и окружающий мир (4 ч)

Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.

Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету

Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.

Уровень

комментарий

Материал не усвоен

Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментарием, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения.

Минимальный уровень

Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами.

Или

Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами.

Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью.

Или

Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания при решении нестандартных задач.

Высокий уровень(решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)

Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала.

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем.

Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем. А также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирования),а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

Критерии формирующего оценивания устного ответа:

  • Выразительный связанный рассказ.
  • Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.
  • Знание терминологии, понятий по теме.
  • Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе. В использовании моделей и инструментов исследований.
  • Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме ( в учебнике, в рабочей тетради).

Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проека):

1.     Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.

2.     Разнообразие источников информации.

3.     Выразительный устный рассказ.

4.     Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.

5.     Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников.

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение

2. . А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение

3. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение

4. Плешаков, А. А. Уроки по окружающему миру. 1 класс : пособие для учителя / А. А. Пле­шаков, М. Ю. Новицкая. - М. : Просвещение

5. Ижевский П.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. 1 класс, - М.: Просвещение.

6. Программа «Окружающий мир». Сборник программ «Перспектива». - М.: Просвещение

 

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

1 КЛАСС УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

А.А. ПЛЕШАКОВ, М.Ю. НОВИЦКАЯ

 

 

урока

 

 

Дата

 

 

Тема и содержание урока

Планируемые результаты

УУД

Р – регулятивные,

П – познавательные,

К – коммуникативные

Л- личностные

1.

 

Мы и наш мир.

Что такое окружающий мир.

Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира.

Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) — помощник в дороге к открытию окружающего мира.

Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня.

Р. Применять установленные правила, учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, слушать и понимать речь других, задавать вопросы.

Л.Осознавать свою принадлежность к миру.

Знать безопасный маршрут от дома до школы.

2.

 

Природа.

Знакомство с объектами природы, сезонными изменениями.

Р. Учиться высказывать свое предположение.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к природному миру.

3.

 

Неживая и живая природа.

Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой. Выявление признаков живой природы.

Р. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

П. Перерабатывать  полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

К. Донести свою позицию до других.

Л. Ценностное отношение к природному миру, экологической культуре.

4-5.

 

Культура.

Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов.

Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях.

Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края.

Р. Учиться высказывать свое предположение

ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к культурному наследию.

6.

 

Природа в творчестве человека.

Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.

Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

 Рукотворная игрушка из природных материалов.

Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П. Использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы), поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к культурному наследию и к продуктам собственного труда.

 

7.

 

Мы – люди.

Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края.

Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П. Использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы), поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к культурному наследию.

8-9.

 

Как мы общаемся с миром.

Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.

Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление).

Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; поиск и выделение необходимой информации.

К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь, задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к своему собственному восприятию окружающего мира, к речи.

10.

 

Люди-творцы культуры.

Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом.

 

Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Л. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда, определять подходящими словами красоту человеческого труда, ценностное отношение к культурному наследию и окружающему миру.

11.

 

Обобщающий урок по теме «Мы и наш мир». Экскурсия.

Окружающий мир – это природа, культура и мы, люди.

Р. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

П. Перерабатывать  полученную информацию.

К. Донести свою позицию до других.

Л. Ценностное отношение к природному миру, экологической культуре.

12.

 

Наш класс в школе.

Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края.

Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы.

Л. Ценностное отношение к окружающему миру и культурному наследию.

13.

 

Мы –  дружный класс.

Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

 

Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Л. Ценностное отношение к своим собственным и коллективным нормам и ценностям.

14.

 

Учитель –  наставник и друг.

Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся).

Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы.

Л. Ценностное отношение к культурным традициям народов России и образу учителя.

15.

 

Природа в классе.

Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений.

Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к окружающему миру и комнатным растениям как части живой природы

16.

 

Как ухаживать за комнатными растениями.

Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями.

Р. Учиться высказывать собственное предположение на основе иллюстраций в учебнике.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Л. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы).

17.

 

Что растёт у школы.

Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы.

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Л. Ценностное отношение к окружающему миру и  живой природе.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его.

18.

 

Что растет у школы (экскурсия).

Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы.

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Л. Ценностное отношение к окружающему миру и  живой природе.

19.

 

Мир за стеклянным берегом.

Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки).

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Л. Ценностное отношение к живой природе, экологической культуре.

20.

 

Кто еще у нас живет?

Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.).  Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка.

Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Л. Ценностное отношение к живой природе, экологической культуре.

Рассказывать об известных способах и средствах ухода за животными, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы).

21.

 

Какие бывают животные.

Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки.

Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура.

Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.

22.

 

Делу – время.

Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей.

Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь.

Л. Приводить примеры успешности работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры и др.

 

23.

 

Книга – наставник и друг.

Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества.

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы.

Л. Ценностное отношение к культурному наследию и традициям.

24.

 

 

Потехе – час.

Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития.

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Л. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно».

25.

 

Обобщающий урок по теме «Наш класс».

Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Л. Ценностное отношение к своим собственным и коллективным нормам и ценностям.

26.

 

Мы в семье.

Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.).

 

Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к культурному наследию, традициям.

Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.

 

27.

 

Моя семья – часть моего народа.

Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье.

 

Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к культурному наследию, традициям.

Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения.

28.

 

Природа в доме.

Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным.

 

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы.

Л. Ценностное отношение к живой природе и культурному наследию.

Работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их.

 

29.

 

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.

Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту.

 

Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы.

Л. Ценностное отношение к неживой природе, её богатствам и культурному наследию.

Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании.

30.

 

Красивые камни в нашем  доме.

Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них.

 

Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к неживой природе, культурному наследию, традициям.

Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы.

31.

 

Комнатные растения у нас дома.

Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями.

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к живой природе  и культурному наследию.

Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома.

Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1-2 растения), рисовать и (или) фотографировать их.

32.

 

Выйдем в сад.

Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде).

Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.

П. Перерабатывать полученную информацию.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к живой природе, культурному наследию.

Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах.

Рисовать фрукты  и овощи своего сада, огорода.

33.

 

Овощи и фрукты на нашем столе.

Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине.

Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к живой природе, культурному наследию

Работать со взрослыми: учиться готовить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда.

34.

 

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.

Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу.

Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.

П. Поиски и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к природе, культурному наследию и традициям.

Работать со взрослыми: распознавать крупы, кофе и чай на ощупь и по запаху (с закрытыми глазами), рассказывать об освоенном способе распознавания.

35.

 

Дикорастущие и культурные  растения.

Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения.

 

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Поиски и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к живой природе, экологической культуре.

Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие – культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку.

36.

 

Собака в нашем доме.

История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками.

Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.

П. Поиски и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать её.

37.

 

Кошка в нашем доме.

История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками.

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Поиски и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её.

 

38.

 

Дикие и домашние животные.

Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Поиски и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к живой природе.

Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи.

39.

 

С утра до вечера.

Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Р. Учиться высказывать своё предположение.

П. Поиски и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими.

40.

 

Обобщающий урок по теме  «Наш дом и семья».

Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.).

Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.

П. Поиск и выделение необходимой информации.

К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Л. Ценностное отношение к культурному наследию, традициям. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.

41.

 

Мы в городе.

Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.

 

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. Овладение способами существования в городе и селе.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Л. Формирование личного отношения к малой родине.

42.

 

Мы в селе.

Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении  и взаимодействии.

П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Л. Формирование личного отношения к малой родине.

43.

 

Красота любимого города.

Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой.

Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

П. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Л. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе.

44.

 

Красота родного села.

Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Л. Фиксировать с помощью

фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе.

 

45.

 

Природа в городе.

Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и  др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Л. Рассказывать о природе своего города.

Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы.

Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради.

46.

 

Что растет в городе.

Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья.

Р. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Л. Работать со взрослыми: участвовать в озеленении родного города, рисовать деревья или кустарники, посаженные собственными руками.

47.

 

Чудесные цветники.

Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города.

Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Л. Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные собственными руками.

48.

 

В ботаническом саду.

Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду.

 

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в  том числе в ситуации столкновения интересов.

П. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Л. Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад.

49.

 

Кто живет в парке.

Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка.

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Л. Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения в форме рисунков, фотографий, рассказов.

50.

 

В зоопарке.

Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка.

Р. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Л. Рассказывать о зоопарке своего города.

Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа в ботанический сад, объяснять различия.

Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме.

 

51.

 

Войдем в музей.

Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты —  экскурсовод», «Я — читатель» и др.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с учителем.

К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Л. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам.

 

52.

 

Мы помним наших земляков.

Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания.

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

П. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Л. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!».

53.

 

Все профессии важны.

Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной  литературы.

Л. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий

54.

 

Обобщающий урок по теме «Город и село».

Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Л. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе.

55.

 

Россия – наша Родина.

Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края.

Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

К. Формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников.

П. Формирование представления о стране, в которой родился и живешь.

Л. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны.

Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины.

56.

 

Москва – Столица России.

Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа «хлеб-соль» в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем.

Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

К. Формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников.

П. Формирование представления о стране, в которой родился и живешь.

Л. Эмоциональное осознание себя как  россиянина, гражданина большой страны.

57.

 

Мы – семья народов России.

Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.)

Р. Отвечать на поставленные вопросы.

К. Формирование мнения о себе – как части большой семьи народов.

П. Формирование знаний о культуре и природе страны – как ее национальном достоянии.

Л. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей  богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку

58.

 

Природа России.

Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить.

Р. Отвечать на поставленные вопросы.

К. Формирование мнения о себе – как части большой семьи народов.

П. Формирование знаний о культуре и природе страны – как ее национальном достоянии.

Л. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать.

59.

 

Охрана природы.

Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в  том числе в ситуации столкновения интересов.

П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Л. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий

60.

 

Красная книга России.

Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны.

Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

К. Договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

П. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Л. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии.

61.

 

Заповедные тропинки.

Заповедники — особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике.

 

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Л. Формирование личного отношения к заповедникам.

Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о заповеднике родного края, написать рассказ о нем, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией.

62.

 

Обобщающий урок по теме «Родная страна».

Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в  том числе в ситуации столкновения интересов.

П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Л. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей  богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

 

63.

 

Взгляни на человека.

Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир.

Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

К. Умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.

П. Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира.

Л. Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающими людьми.

64.

 

Всему свой черед.

Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.

Р. Умение сверять выполнение работы по алгоритму, записанному на доске.

П. Устанавливать причинно-следственные связи.

К. Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых.

Л. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки).

65.

 

У каждого времени – свой плод.

Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.

Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

К. Умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.

П. Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира.

Л. Формирование образа «Я», неразрывно связанного с  миром природы, культуры, окружающими людьми.

Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображён один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах.

66.

 

Я – часть мира.

Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу).

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Л. Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов.

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета)…

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета)…

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников

Место курса в учебном плане На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю

Место курса в учебном плане На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю

ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ, которое характерно как для традиционной, устойчивой культуры, так и для ребёнка младшего школьного возраста

ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ, которое характерно как для традиционной, устойчивой культуры, так и для ребёнка младшего школьного возраста

Метапредметные результаты 1.

Метапредметные результаты 1.

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Природа в классе — источник радости, красоты и знаний

Природа в классе — источник радости, красоты и знаний

Мы в городе, селе — это я и мои земляки

Мы в городе, селе — это я и мои земляки

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость

Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе

Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ

Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти

Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти

Правила совместной работы. Красота человеческого труда

Правила совместной работы. Красота человеческого труда

Л. Ценностное отношение к окружающему миру и комнатным растениям как части живой природы 16

Л. Ценностное отношение к окружающему миру и комнатным растениям как части живой природы 16

Какие бывают животные. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки

Какие бывают животные. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки

Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту

Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту

Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят

Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят

Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице

Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице

Р . Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Р . Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Цветники нашего города. Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Цветники нашего города. Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Правила поведения в музеях и библиотеках

Правила поведения в музеях и библиотеках

Символы России: флаг, герб, гимн

Символы России: флаг, герб, гимн

Охрана природы. Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия

Охрана природы. Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия

Карта своего края. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Карта своего края. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Я – часть мира. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу)

Я – часть мира. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2022