РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для 1 класса по УМК «Перспектива»
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15).
-Авторской программой по окружающему миру А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, «Сборнику рабочих программ «Перспектива», система учебников Перспектива», М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Перспектива».
Сроки реализации программы 1год.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Цели программы:
. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения
здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
· природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
· 2.природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
· 3. мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
· природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
· культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
· наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
· искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
· человечество как многообразие народов, культур, религий;
· семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
· труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
· здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
· нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа 1 класса рассчитана на 66 ч (33 учебные недели).
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год
|
Обществознания и естествознания. |
Образовательная часть |
|
|
Окружающий мир |
2 |
66 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа для 1 класса закладывает основу мыслительного ИНСТРУМЕНТАРИЯ, необходимого для восприятия явления ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: природа и культура, целое и часть, инвариант и вариант, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; ритм как способ организации мира и его составных частей; природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; мир как иерархия, порядок, лад.
Программа последовательно представляет три способа освоения явления МИР, выработанные людьми в ходе развития человеческой культуры, — любовь, понимание (сопереживание, сочувствие), знание. Только соединение этих трёх способов освоения мира даст культурно- значимый результат в системе современного обучения и воспитания детей. Педагогически и социально- необходимой в программе предстаёт ведущая роль культуросозидающего СУБЪЕКТА: «МЫ — ЭТО Я и ДРУГИЕ». В соответствии с расширением образа МЫ в программе постепенно предстаёт и расширяющийся образ МИРА КАК ЦЕЛОГО в его особых пространственных, временных, социокультурных обликах (мир видимый и невидимый, мир близкий и далёкий, мир разных культур, мир в прошлом, настоящем и будущем и т. д.).
В результате программа для 1 класса намечает вектор для построения интегрированных программ для 2, 3 и 4 классов с точки зрения ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ, которое характерно как для традиционной, устойчивой культуры, так и для ребёнка младшего школьного возраста. Это чрезвычайно важно для духовно-нравственного и эмоционально-эстетического развития детей и продуктивно для формирования их интеллекта в соответствии с наиболее перспективными тенденциями в науке, искусстве, в современных проектах экологически чистого образа жизни
людей, который является единственно разумной стратегией существования и развития человечества на нашей планете.
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— свой домашний адрес и адрес школы;
— правила безопасности при переходе улицы;
— правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
— основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
Учащиеся должны уметь:
— различать объекты неживой и живой природы;
— различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
— различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
— приводить примеры из жизни своей семьи как хранительницы культуры определенного народа России (колыбельные песни, сказки, национальные блюда, семейные традиции и т. п.);
— рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
— сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).
Содержание учебного предмета
Мы и наш мир (11 ч)
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа.
Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш
мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс (14 ч)
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.
Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек
и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (15 ч)
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у
нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.
Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (14 ч)
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое
для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.
Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (8 ч)
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (4 ч)
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.
Уровень |
комментарий |
Материал не усвоен |
Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментарием, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения. |
Минимальный уровень |
Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами. Или Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами. |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) |
Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью. Или Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания при решении нестандартных задач. |
Высокий уровень(решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) |
Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала. |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем. А также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирования),а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проека):
1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
2. Разнообразие источников информации.
3. Выразительный устный рассказ.
4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
5. Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение
2. . А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение
3. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. (Под ред. Плешакова А.А.) Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение
4. Плешаков, А. А. Уроки по окружающему миру. 1 класс : пособие для учителя / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М. : Просвещение
5. Ижевский П.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. 1 класс, - М.: Просвещение.
6. Программа «Окружающий мир». Сборник программ «Перспектива». - М.: Просвещение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 КЛАСС УМК "ПЕРСПЕКТИВА"
А.А. ПЛЕШАКОВ, М.Ю. НОВИЦКАЯ
№ урока |
Дата |
Тема и содержание урока |
Планируемые результаты УУД Р – регулятивные, П – познавательные, К – коммуникативные Л- личностные |
1. |
|
Мы и наш мир. Что такое окружающий мир. Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира. Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) — помощник в дороге к открытию окружающего мира. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня. |
Р. Применять установленные правила, учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью, слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Л.Осознавать свою принадлежность к миру. Знать безопасный маршрут от дома до школы. |
2. |
|
Природа. Знакомство с объектами природы, сезонными изменениями. |
Р. Учиться высказывать свое предположение. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к природному миру. |
3. |
|
Неживая и живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой. Выявление признаков живой природы. |
Р. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. К. Донести свою позицию до других. Л. Ценностное отношение к природному миру, экологической культуре. |
4-5. |
|
Культура. Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов. Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края. |
Р. Учиться высказывать свое предположение ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к культурному наследию. |
6. |
|
Природа в творчестве человека. Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Рукотворная игрушка из природных материалов. |
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы), поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к культурному наследию и к продуктам собственного труда.
|
7. |
|
Мы – люди. Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края. |
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы), поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к культурному наследию. |
8-9. |
|
Как мы общаемся с миром. Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира. Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление). Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира. |
Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; поиск и выделение необходимой информации. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь, задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к своему собственному восприятию окружающего мира, к речи. |
10. |
|
Люди-творцы культуры. Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом.
|
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Л. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда, определять подходящими словами красоту человеческого труда, ценностное отношение к культурному наследию и окружающему миру. |
11. |
|
Обобщающий урок по теме «Мы и наш мир». Экскурсия. Окружающий мир – это природа, культура и мы, люди. |
Р. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Донести свою позицию до других. Л. Ценностное отношение к природному миру, экологической культуре. |
12. |
|
Наш класс в школе. Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края. |
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Л. Ценностное отношение к окружающему миру и культурному наследию. |
13. |
|
Мы – дружный класс. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
|
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Л. Ценностное отношение к своим собственным и коллективным нормам и ценностям. |
14. |
|
Учитель – наставник и друг. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся). |
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Л. Ценностное отношение к культурным традициям народов России и образу учителя. |
15. |
|
Природа в классе. Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений. |
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к окружающему миру и комнатным растениям как части живой природы |
16. |
|
Как ухаживать за комнатными растениями. Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями. |
Р. Учиться высказывать собственное предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Л. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы). |
17. |
|
Что растёт у школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Л. Ценностное отношение к окружающему миру и живой природе. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его. |
18. |
|
Что растет у школы (экскурсия). Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Л. Ценностное отношение к окружающему миру и живой природе. |
19. |
|
Мир за стеклянным берегом. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки). |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Л. Ценностное отношение к живой природе, экологической культуре. |
20. |
|
Кто еще у нас живет? Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка. |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Л. Ценностное отношение к живой природе, экологической культуре. Рассказывать об известных способах и средствах ухода за животными, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы). |
21. |
|
Какие бывают животные. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки. |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям. |
22. |
|
Делу – время. Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей. |
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь. Л. Приводить примеры успешности работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры и др.
|
23. |
|
Книга – наставник и друг. Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Л. Ценностное отношение к культурному наследию и традициям. |
24.
|
|
Потехе – час. Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Л. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно». |
25. |
|
Обобщающий урок по теме «Наш класс». Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. |
Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Л. Ценностное отношение к своим собственным и коллективным нормам и ценностям. |
26. |
|
Мы в семье. Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.).
|
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к культурному наследию, традициям. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье.
|
27. |
|
Моя семья – часть моего народа. Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье.
|
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к культурному наследию, традициям. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения. |
28. |
|
Природа в доме. Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным.
|
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Л. Ценностное отношение к живой природе и культурному наследию. Работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их.
|
29. |
|
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту.
|
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Л. Ценностное отношение к неживой природе, её богатствам и культурному наследию. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании. |
30. |
|
Красивые камни в нашем доме. Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них.
|
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к неживой природе, культурному наследию, традициям. Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы. |
31. |
|
Комнатные растения у нас дома. Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к живой природе и культурному наследию. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома. Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1-2 растения), рисовать и (или) фотографировать их. |
32. |
|
Выйдем в сад. Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде). |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Перерабатывать полученную информацию. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к живой природе, культурному наследию. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты и овощи своего сада, огорода. |
33. |
|
Овощи и фрукты на нашем столе. Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине. |
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к живой природе, культурному наследию Работать со взрослыми: учиться готовить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда. |
34. |
|
Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу. |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к природе, культурному наследию и традициям. Работать со взрослыми: распознавать крупы, кофе и чай на ощупь и по запаху (с закрытыми глазами), рассказывать об освоенном способе распознавания. |
35. |
|
Дикорастущие и культурные растения. Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения.
|
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к живой природе, экологической культуре. Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие – культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку. |
36. |
|
Собака в нашем доме. История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками. |
Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать её. |
37. |
|
Кошка в нашем доме. История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её.
|
38. |
|
Дикие и домашние животные. Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к живой природе. Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи. |
39. |
|
С утра до вечера. Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице. |
Р. Учиться высказывать своё предположение. П. Поиски и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими. |
40. |
|
Обобщающий урок по теме «Наш дом и семья». Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.). |
Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем. П. Поиск и выделение необходимой информации. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Л. Ценностное отношение к культурному наследию, традициям. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье. |
41. |
|
Мы в городе. Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.
|
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. Овладение способами существования в городе и селе. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Л. Формирование личного отношения к малой родине. |
42. |
|
Мы в селе. Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей. |
Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Л. Формирование личного отношения к малой родине. |
43. |
|
Красота любимого города. Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой. |
Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Л. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе. |
44. |
|
Красота родного села. Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой. |
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Л. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе.
|
45. |
|
Природа в городе. Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. Формулировать собственное мнение и позицию. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Л. Рассказывать о природе своего города. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради. |
46. |
|
Что растет в городе. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья. |
Р. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Л. Работать со взрослыми: участвовать в озеленении родного города, рисовать деревья или кустарники, посаженные собственными руками. |
47. |
|
Чудесные цветники. Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города. |
Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. К. Формулировать собственное мнение и позицию. П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Л. Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные собственными руками. |
48. |
|
В ботаническом саду. Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду.
|
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Л. Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад. |
49. |
|
Кто живет в парке. Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка. |
Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. Формулировать собственное мнение и позицию. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Л. Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения в форме рисунков, фотографий, рассказов. |
50. |
|
В зоопарке. Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка. |
Р. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Л. Рассказывать о зоопарке своего города. Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа в ботанический сад, объяснять различия. Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме.
|
51. |
|
Войдем в музей. Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты — экскурсовод», «Я — читатель» и др. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Л. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке. В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам.
|
52. |
|
Мы помним наших земляков. Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания. |
Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. П. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Л. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!». |
53. |
|
Все профессии важны. Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. |
Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. К. Формулировать собственное мнение и позицию. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Л. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий |
54. |
|
Обобщающий урок по теме «Город и село». Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. |
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Л. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе. |
55. |
|
Россия – наша Родина. Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края. |
Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью. К. Формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников. П. Формирование представления о стране, в которой родился и живешь. Л. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины. |
56. |
|
Москва – Столица России. Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа «хлеб-соль» в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем. |
Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью. К. Формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников. П. Формирование представления о стране, в которой родился и живешь. Л. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны. |
57. |
|
Мы – семья народов России. Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) |
Р. Отвечать на поставленные вопросы. К. Формирование мнения о себе – как части большой семьи народов. П. Формирование знаний о культуре и природе страны – как ее национальном достоянии. Л. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку |
58. |
|
Природа России. Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить. |
Р. Отвечать на поставленные вопросы. К. Формирование мнения о себе – как части большой семьи народов. П. Формирование знаний о культуре и природе страны – как ее национальном достоянии. Л. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать. |
59. |
|
Охрана природы. Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе. |
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Л. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий |
60. |
|
Красная книга России. Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны. |
Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Л. Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии. |
61. |
|
Заповедные тропинки. Заповедники — особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике.
|
Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Л. Формирование личного отношения к заповедникам. Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о заповеднике родного края, написать рассказ о нем, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией. |
62. |
|
Обобщающий урок по теме «Родная страна». Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края. |
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Л. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.
|
63. |
|
Взгляни на человека. Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир. |
Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. К. Умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. П. Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира. Л. Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающими людьми. |
64. |
|
Всему свой черед. Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. |
Р. Умение сверять выполнение работы по алгоритму, записанному на доске. П. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых. Л. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки). |
65. |
|
У каждого времени – свой плод. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира. |
Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. К. Умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. П. Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира. Л. Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающими людьми. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображён один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах. |
66. |
|
Я – часть мира. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу). |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. П. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Л. Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.