РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (1 класс)
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные универсальные учебные действия:
1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
2) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
6) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
7) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
5) усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
6) сформированность умений наблюдать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающий людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
7) понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
9) сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, Интернет);
10) сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в Интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
11) способность использовать готовые модели (глобус, карту, план, план-карту, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
12) способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и применения необходимой информации в быту;
13) умение составлять список используемой литературы и Интернет-адресов;
14) способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
15) способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
«Окружающий мир» к концу 1-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся
научатся:
• сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
• различать предметы и выделять их признаки;
• проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
• объяснять, как с. помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
• сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
• называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
• проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
• называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
• описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
• наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
• приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб,птиц, зверей;
• приводить примеры диких и домашних животных (на основенаблюдений);
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
• называть органы чувств человека и их основные функции;
• называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
• проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков* предметов;
• оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся
научатся:
• проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;
• различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
• оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;
• называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;
• называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
• узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;
• выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;
• подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
• называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;
• называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;
• узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;
• рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.
В результате изучения раздела
«Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;
• использовать мобильный телефон для связи с родителями;
• выполнять правила перехода проезжей части улицы;
• называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;
• называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
• приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
• рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• называть телефон своих родителей, имя и фамилию своегоучителя, адрес школы;
• использовать при необходимости мобильный телефон длясвязи с родителями или учителем;
• соблюдать правила перехода проезжей части улицы;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице;
• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
• соблюдать правила сбора лекарственных растений;
• оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.
Содержание курса
Человек и природа (47 ч)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое — лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения — часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений: стебель, корень, лист,цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество (14 ч)
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной книги на юбилейных монетах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина — Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия — многонациональная страна. Москва — столица России. Достопримечательности столицы — Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Правила безопасного поведения (5 ч)
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы, осы).
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Вводный урок |
1 |
2 |
«Что и кто?» |
21 |
3 |
«Как, откуда и куда?» |
12 |
4 |
«Где и когда?» |
11 |
5 |
«Почему и зачем?» |
21 |
ИТОГО |
|
66 |
Тематическое планирование
№ П/п
|
Раздел |
Тема урока
|
Дата
|
|
1 |
Вводный урок 1час |
1 |
Задавайте вопросы! |
|
2 |
«Что и кто?» 21 час
|
1 |
Что такое Родина? |
|
3 |
2 |
Что мы знаем о народах России? |
||
4 |
3 |
Что мы знаем о Москве? |
||
5 |
4 |
Проект «Моя малая родина». |
||
6 |
5 |
Что у нас над головой? |
||
7 |
6 |
Что у нас под ногами? |
||
8 |
7 |
Что общего у разных растений? |
||
9 |
8 |
Что растет на подоконнике? |
||
10 |
9 |
Что растет на клумбе? |
||
11 |
10 |
Что это за листья? |
||
12 |
11 |
Что такое хвоинки? |
||
13 |
12 |
Кто такие насекомые? |
||
14 |
13 |
Кто такие рыбы? |
||
15 |
14 |
Кто такие птицы? |
||
16 |
15 |
Кто такие звери? |
||
17 |
16 |
Что нас окружает дома? |
||
18 |
17 |
Что умеет компьютер? |
||
19 |
18 |
Что вокруг нас может быть опасным? |
||
20 |
19 |
На что похожа наша планета? |
||
21 |
20 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая родина». |
||
22 |
21 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая родина |
||
23 |
«Как, откуда и куда?» 12 часов |
1 |
Как живет семья? Проект «Моя семья». |
|
24 |
2 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
||
25 |
3 |
Откуда в наш дом приходит электричество? |
|
|
26 |
4 |
Как путешествует письмо. |
||
27 |
5 |
Куда текут реки? |
||
28 |
6 |
Откуда берутся снег и лед? |
||
29 |
7 |
Как живут растения? |
||
30 |
8 |
Как живут животные? |
||
31 |
9 |
Как зимой помочь птицам? |
||
32 |
10 |
Откуда берется и куда девается мусор? |
||
33 |
11 |
Откуда в снежках грязь. |
||
34 |
12 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». |
||
35 |
«Где и когда?» 11 часов |
1 |
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». |
|
36 |
2 |
Когда придет суббота? |
||
37 |
3 |
Когда наступит лето? |
||
38 |
4 |
Где живут белые медведи? |
||
39 |
5 |
Где живут слоны? |
||
40 |
6 |
Где зимуют птицы? |
||
41 |
7 |
Когда появилась одежда? |
||
42 |
8 |
Когда изобрели велосипед? |
||
43 |
9 |
Когда мы станешь взрослыми? |
||
44 |
10 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
||
45 |
11 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
||
46 |
«Почему и зачем?» 21 час |
1 |
Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? |
|
47 |
2 |
Почему Луна бывает разной? |
||
48 |
3 |
Почему идет дождь и дует ветер? |
||
49 |
4 |
Почему звенит звонок? |
||
50 |
5 |
Почему радуга разноцветная? |
||
51 |
6 |
Почему мы любим кошек и собак? |
||
52 |
7 |
Проект «Наши домашние питомцы». |
||
53 |
8 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
||
54 |
9 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
||
55 |
10 |
Зачем мы спим ночью? |
||
56 |
11 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
||
57 |
12 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
||
58 |
13 |
Зачем нам телефон и телевизор?. |
||
59 |
14 |
Зачем нужны автомобили? |
||
60 |
15 |
Зачем нужны поезда? |
||
61 |
16 |
Зачем строят корабли? |
||
62 |
17 |
Зачем строят самолеты? |
||
63 |
18 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
||
64 |
19 |
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? |
||
65 |
20 |
Зачем люди осваивают космос? |
||
66 |
21 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.