Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 «А» класса
2 часа в неделю, за год - 68 часов
Рабочая программа начального общего образования для 3 «А» класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООП лицея, инновационного проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности, как условие личностного развития лицеиста», реализуемого в лицее.
Данная программа реализуется с помощью УМК:
Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2017.
Примерная программа по окружающему миру под ред. автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Книга для учителя, окружающего мира Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.
В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №10, Основной образовательной программой МБОУ лицей №10, на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
В связи с годовым календарным учебным графиком МБОУ лицей № 10 (приказ № 194 от 30.08. 2019 года) на изучение окружающего мира в 3 «А» классе отводится 68 часов.
Таким образом, в рамках 68 часов реализуется основное содержание программы.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.
Они приобретут опыт эмоционально окрашенного. Личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.
Обучающиеся получат возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
В результате изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
Характеристика основных содержательных линий |
1 |
Как устроен мир |
7 |
Природа, ее разнообразие.
Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе
(между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль
природы в жизни людей. |
2
|
Эта удивительная природа |
19 |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ.
Твердые вещества, жидкости и газы. |
3 |
Мы и наше здоровье |
10 |
Организм
человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме
человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая
помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. |
4 |
Наша безопасность |
8 |
Как
действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии
водопровода, утечке газа. |
5 |
Чему учит экономика |
12 |
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет
экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики.
Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и
умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. |
6 |
Путешествие по городам и странам |
12 |
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей
страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана
памятников истории и культуры.
|
|
Итого: |
68 часов |
|
Календарно - тематическое планирование
№ урока |
Раздел – количество часов |
|||
Тема урока |
Дата проведения
|
|||
план |
факт
|
|||
Раздел 1. Как устроен мир. (7 часов) |
|
|||
1. |
Природа. Ценность природы для людей . |
4.09 |
|
|
2. |
Человек – часть природы. |
6 |
|
|
3 |
Наши проекты «Богатства, отданные людям» |
11 |
|
|
4. |
Семья, народ, государство. Общество. Человек – часть общества. |
13 |
|
|
5 |
Что такое экология |
18 |
|
|
6 |
Природа в опасности! Охрана природы |
20.09 |
|
|
7 |
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа |
25.09 |
|
|
Раздел 2.Эта удивительная природа. (19 часов) |
||||
8 |
Тела, вещества, частицы |
27.09 |
|
|
9 |
Разнообразие веществ |
2 |
|
|
10 |
Воздух и его охрана |
4 |
|
|
11 |
Вода |
9 |
|
|
12 |
Превращения и круговорот воды |
11 |
|
|
13 |
Берегите воду! |
16 |
|
|
14 |
Что такое почва |
18 |
|
|
15 |
Разнообразие растений |
23 |
|
|
16 |
Солнце, растения и мы с вами |
25 |
|
|
17 |
Размножение и развитие растений |
06.11 |
|
|
18 |
Охрана растений |
8 |
|
|
19 |
Разнообразие животных |
13 |
|
|
20 |
Кто что ест |
15 |
|
|
21 |
Наши проекты «Разнообразие природы родного края» |
20 |
|
|
22 |
Размножение и развитие животных |
22 |
|
|
23 |
Охрана животных |
27 |
|
|
24 |
В царстве грибов |
29 |
|
|
25 |
Великий круговорот жизни |
04.12 |
|
|
26 |
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа |
6 |
|
|
Раздел 3. Мы и наше здоровье. (10 часов) |
||||
27 |
Организм человека |
11 |
|
|
28 |
Органы чувств |
13 |
|
|
29 |
Надёжная защита организма |
18 |
|
|
30 |
Опора тела и движения |
20 |
|
|
31 |
Наше питание |
25 |
|
|
32 |
Наши проекты «Школа кулинаров» |
27 |
|
|
33 |
Дыхание и кровообращение |
10.01 |
|
|
34 |
Умей предупреждать болезни |
15.01 |
|
|
35 |
Здоровый образ жизни |
17 |
|
|
36 |
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа |
22 |
|
|
Раздел 4. Наша безопасность (8 часов) |
||||
37 |
Огонь, вода и газ |
24 |
|
|
38 |
Чтобы путь был счастливым |
29 |
|
|
39 |
Дорожные знаки |
31 |
|
|
40 |
Наши проекты «Кто нас защищает» |
05.02 |
|
|
41 |
Опасные места |
7 |
|
|
42 |
Природа и наша безопасность |
12 |
|
|
43 |
Экологическая безопасность |
14 |
|
|
44 |
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа |
19 |
|
|
Раздел 5. Чему учит экономика (12 часов) |
||||
45 |
Для чего нужна экономика |
21 |
|
|
46 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики |
26 |
|
|
47 |
Полезные ископаемые |
28 |
|
|
48 |
Растениеводство |
04.03 |
|
|
49 |
Животноводство |
6 |
|
|
50 |
Какая бывает промышленность |
11 |
|
|
51 |
Наши проекты «Экономика родного края» |
13 |
|
|
52 |
Что такое деньги |
18 |
|
|
53 |
Государственный бюджет |
20 |
|
|
54 |
Семейный бюджет |
01.04 |
|
|
55 |
Экономика и экология |
3 |
|
|
56 |
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа |
8 |
|
|
Раздел 6. Путешествие по городам и странам (12 часов) |
||||
57 |
Золотое кольцо России |
10 |
|
|
58 |
Золотое кольцо России |
15 |
|
|
59 |
Золотое кольцо России |
17 |
|
|
60 |
Наши проекты «Музей путешествий» |
22 |
|
|
61 |
Наши ближайшие соседи |
24 |
|
|
62 |
На севере Европы |
29 |
|
|
63 |
Что такое Бенилюкс |
06.05 |
|
|
64 |
В центре Европы |
08.05 |
|
|
65 |
По Франции и Великобритании |
13 |
|
|
66 |
На юге Европы |
15 |
|
|
67 |
По знаменитым местам мира |
20 |
|
|
68 |
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа |
22 |
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1. Учебник окружающего мира Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.
для 3 класса начальной школы. В двух частях. М.: Просвещение, 2017.
2. Книга для учителя, окружающего мира Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.
Технические средства обучения
1. Интерактивная доска.
2. Проектор.
3. Электронные тесты и тесты на бумажных носителях.
6.Компьютер.
7. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
Дидактический материал
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.