Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района
Большелогская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Большелогская СОШ)
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Большелогской СОШ __________ Т.В.Васильчукова Приказ от 02.09.2019г. №191
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование,
3А класс
Количество часов - 68 ч.
Учитель–Попова Галина Ивановна
Программа составлена на основе:
Авторской программы начального общего образования А.А.Плешакова / Окружающий мир 1-4 «Школа России» - М.: Просвещение, 2014г./
2019-2020
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии:
Рабочая программа учебного предмета – окружающий мир, составлена на основе авторской программы начального общего образования А.А.Плешакова / Окружающий мир 1-4 «Школа России» - М.: Просвещение, 2014г.
Цели:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Задачи:
•формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
•становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
•формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
•осуществление подготовки к изучению естественно- научных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
•ознакомление с некоторыми способами изучения природы и общества, освоение умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, устанавливать причинно-следственные связи;
•овладение начальными навыками адаптации в динамично-изменяющемся и развивающемся мире;
•приобретение базовых умений работы с ИКТ- средствами;
•развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
•развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
•развитие познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей;
•воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
•воспитание личностных качеств культурного человека-доброты, терпимости, ответственности.
•воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Для реализации содержания рабочей программы по окружающему миру используется УМК:
1.Плешаков А.А.Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.М: Просвещение,2016
2.Плешаков А.А.Окружающий мир.3класс.Рабочая тетрадь: в 2ч.М:Просвещение,2018
3.Плешаков А.А.Окружающий мир.3 класс. Проверочные работы: М:Просвещение,2018
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет окружающий мир рассчитан на 68 часов в год - 2 часа в неделю. Из них контрольных работ -8
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА – окружающий мир -3
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 3 классов.
Обучение математике школьников 3 классов направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
В метапредметном направлении:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
Познавательные:
Обучающийся научится:
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
В предметном направлении:
Обучающийся научится:
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
III. Содержание учебного предмета окружающий мир-3
№ пп |
Наименование разделов |
Характеристика основных содержательных линий |
Общее количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 |
Как устроен мир. |
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии –царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек–часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. |
6 |
Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; — понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; - определять место человека в мире; -характеризовать семью, народ, государство как части общества; -сопоставлять формы правления в государствах мира. -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. -анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. -устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки. |
2 |
Эта удивительная природа. |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов).Роль грибов в природе и жизни человека. Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни. |
18 |
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества. Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха. Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. |
3 |
Мы и наше здоровье. |
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) . Их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики —враги здоровья. |
10 |
Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. |
4 |
Наша безопасность. |
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность. |
7 |
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. |
5 |
Чему учит экономика. |
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли. Роль денег в экономике.. Государственный бюджет.. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Экологические прогнозы, их сущность и значение. |
12 |
Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике. Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. |
6 |
Путешествия по городам и странам. |
Путешествие по городам и странам. Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки. Бережное отношение к культурному наследию человечества. |
15 |
Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.
|
IV. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру-3
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Даты изучения темы |
|
план. |
факт. |
|||
1. |
Природа. Ценность природы для людей. |
1 |
02.09 |
|
2. |
Человек. |
1 |
03.09 |
|
3. |
Проект «Богатства, отданные людям». |
1 |
09.09 |
|
4. |
Общество. Что такое экология. |
1 |
10.09 |
|
5. |
.Тела, вещества, частицы. |
1 |
16.09 |
|
6. |
Стартовый контроль |
1 |
17.09 |
|
7. |
Разнообразие веществ. |
1 |
23.09 |
|
8. |
Природа в опасности! Проверочная работа «Как устроен мир».. |
1 |
24.09 |
|
9. |
Воздух и его охрана. |
1 |
30.09 |
|
10. |
Вода. |
1 |
01.10 |
|
11. |
Превращения и круговорот воды. |
1 |
07.10 |
|
12. |
Берегите воду! |
1 |
08.10 |
|
13. |
Что такое почва. |
1 |
14.10 |
|
14. |
Разнообразие растений. Охрана растений. |
1 |
15.10 |
|
15. |
Солнце, растения и мы с вами. |
1 |
21.10 |
|
16. |
Размножение и развитие растений. |
1 |
22.10 |
|
17. |
Разнообразие животных. |
1 |
28.10 |
|
18. |
Кто что ест. |
1 |
29.10 |
|
19. |
Проект «Разнообразие природы родного края». |
1 |
|
|
20. |
Размножение и развитие животных. |
1 |
|
|
21. |
Охрана животных. |
1 |
|
|
22. |
В царстве грибов. |
1 |
|
|
23. |
Великий круговорот жизни. Проверочная работа «Эта удивительная природа». |
1 |
|
|
24. |
Организм человека. |
1 |
|
|
25. |
Органы чувств. |
1 |
|
|
26. |
Промежуточный полугодовой контроль. |
1 |
|
|
27. |
Надёжная защита организма |
1 |
|
|
28. |
Опора тела и движение |
1 |
|
|
29. |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров» |
1 |
|
|
30. |
Дыхание и кровообращение. |
1 |
|
|
31. |
Здоровый образ жизни. |
1 |
|
|
32. |
Умей предупреждать болезни. |
1 |
|
|
33. |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», |
1 |
|
|
34. |
Проверочная работа «Мы и наше здоровье». |
1 |
|
|
35. |
Огонь, вода и газ. |
1 |
|
|
36. |
Чтобы путь был счастливым. |
1 |
|
|
37. |
Дорожные знаки. |
1 |
|
|
38. |
Проект «Кто нас защищает». |
1 |
|
|
39. |
Опасные места. |
1 |
|
|
40. |
Природа и наша безопасность. |
1 |
|
|
41. |
Проверочная работа «Наша безопасность». |
1 |
|
|
42. |
Для чего нужна экономика. |
1 |
|
|
43. |
Природные богатства и труд людей — основа экономики. |
1 |
|
|
44. |
Полезные ископаемые. |
1 |
|
|
45. |
Растениеводство. |
1 |
|
|
46. |
Животноводство. |
1 |
|
|
47. |
Какая бывает промышленность. |
1 |
|
|
48. |
Проект «Экономика родного края». |
1 |
|
|
49. |
Что такое деньги. |
1 |
|
|
50. |
Государственный бюджет. |
1 |
|
|
51. |
Семейный бюджет. |
1 |
|
|
52. |
Экономика и экология. |
1 |
|
|
53. |
Проверочная работа «Чему учит экономика». |
1 |
|
|
54. |
Золотое кольцо России. |
2 |
|
|
55. |
Золотое кольцо России. |
|
|
|
56. |
Проект «Музей путешествий». |
1 |
|
|
57. |
Наши ближайшие соседи. |
1 |
|
|
58. |
На севере Европы. |
1 |
|
|
59. |
Что такое Бенилюкс. |
1 |
|
|
60. |
В центре Европы. |
1 |
|
|
61. |
По Франции и Великобритании . |
1 |
|
|
62. |
На юге Европы. |
1 |
|
|
63. |
Промежуточный годовой контроль. |
1 |
|
|
64. |
По знаменитым местам мира. |
1 |
|
|
65. -66 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». |
2
2 |
|
|
67-68 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
· Форма итогового контроля – проверочная работа
Программой предусмотрено проведение:
· Контрольных работ - 8
№ урока |
Тема контрольной работы |
Дата |
|
план. |
факт. |
||
6 |
Стартовый контроль. |
|
|
8 |
«Как устроен мир». |
|
|
23 |
«Эта удивительная природа». |
|
|
26 |
Промежуточный полугодовой контроль. |
|
|
34 |
«Мы и наше здоровье». |
|
|
41 |
«Наша безопасность». |
|
|
53 |
«Чему учит экономика». |
|
|
63 |
Промежуточный годовой контроль.
|
|
|
Лист корректировки рабочей программы
Дата |
Внесенные изменения и дополнения |
Основание |
Роспись учителя |
Согласовано (роспись зам.директора) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол №1 от «26» 08. 2018г. заседания методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО __________ Н.Н.Нефёдова
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________ Н.Е.Немошкалова «28» 08.2018г
|
СОГЛАСОВАНО Протокол №1 от 28.08.2018г. заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ Председатель методсовета ____________ Н.М.Денисенко
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.