РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 4 класса по УМК «Перспектива» на 2022-2023 учебный год
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 4 класса по УМК «Перспектива» на 2022-2023 учебный год

Оценка 4.7
docx
29.07.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ     для 4 класса по УМК  «Перспектива» на 2022-2023 учебный год
РАБ ПР ОКР МИР 4кл ПЕРСПЕКТ.doc.docx

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    для 3 класса по УМК  «Перспектива»

на 2022-2023 учебный год

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру  для 4 класса разработана в соответствие с:

—      Федеральным  законом  от  29.12.2012  No  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской Федерации»;

—      Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;

—      Приказом  Минобрнауки  России  от  31.12.2015  N  1576  "О  внесении  изменений  в федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования,  утвержденный  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации от06.10.2009 No 373"

—      Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15).

-Авторской программой  по окружающему миру А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, «Сборнику рабочих программ «Перспектива», система учебников Перспектива», М.: Просвещение.

Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Перспектива».

Сроки реализации программы 1год.

    В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Цели программы

·         формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

·         духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

·         уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

·         понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

·         модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

·         психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

·         природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

·         природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

·         мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

·         природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

·         культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

·         наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

·         искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

·         человечество как многообразие народов, культур, религий;

·         семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

·         труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

·         здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;

·         нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Количество  часов  в год

Обществознания и естествознания.

Образовательная часть

 

 

 

 Окружающий мир

2

68

Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Особенности изучения курса обучающихся с ЗПР

Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении. Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках окружающего мира способствует прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений.

Содержание курса

«Земля и человечество»

10 часов

«Природа России»  

11 часов

«Родной край часть большой страны»

12 часов

«Страницы Всемирной истории»

6 часов

«Страницы истории Отечества»

20 часов

«Современная Россия»

9 часов

Итого

68 часов

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

 

Контрольных работ – 2

Проверочных работ – 2

Практических работ - 12

Экскурсий – 4

Уровни   овладения системой опорных знаний и умений по  предмету

Изучение  окружающего  мира   является  специфическим предметом, так как подразумевает умение  делать выводы, классифицировать материал, формулировать  понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно  проверка уровня  усвоения этих умений и навыков   является целью  контроля.

Уровень

комментарий

Материал  не  усвоен

Учащийся  не  владеет информацией   об  изученных   объектах  и  явлениях, взаимосвязях в  окружающем  мире, не знает терминологии, не  умеет владеть приборами, инструментарием, учебными  материалами, предусмотренными программой   данного уровня обучения.

Минимальный  уровень

Минимальные  знания  об  объектах  и  явлениях окружающего  мира, слабое  владение терминологией, учебными материалами и инструментами.

Или

Умение  оперировать  терминологией, обязательной для  усвоения, объяснять простейшие  взаимосвязи  объектов, явлений  окружающего мира, неуверенное  владение инструментарием  и  учебными  материалами.

Программный  уровень (решение  нестандартной  задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных  условиях)

Владение обязательной терминологией, понимание  сути  явлений и взаимосвязи   явлений  и  объектов  окружающего  мира, умение   объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной  помощью, владение  материалами и  инструментами  по  предмету  с  незначительной  помощью.

Или

Свободное  владение обязательной  терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи  изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное  владение  изучаемыми  учебными материалами и инструментами, умение  применять  полученные  знания при решении нестандартных  задач.

Высокий   уровень(решение   нестандартной задачи с привлечением  не  входящих  в  программу  данного  класса  знаний, умений и навыков)

Владение  знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за  границы  обязательного  к  изучению   материала.

       Текущий  контроль  проводится   в   форме  устного   опроса, выполнения  письменных  заданий  в  рабочей   тетради на  обобщение  усвоенных   знаний  и  знание   новых  понятий, выполнение  мини-тестов, самостоятельных   работ (задания типа «вставь   пропущенное  слово»,  «допиши  определение» и т.п.), подготовленных  учителем.

     Тематический   контроль  осуществляется в виде  обязательной  проверочной   работы (тестирования), которая  предусмотрена в рабочих   тетрадях  либо  составляется  учителем. А также  в  форме  защиты  проекта (выполненного по желанию учащегося).

      Итоговый   контроль осуществляется  в  виде   итоговой  проверочной  работы (тестирования),а также  защиты  проекта (выполненного по желанию учащегося).

Критерии оценки  тестовой, письменной  работы  учащихся по окружающему  миру

«5»(отлично)

«4» (хорошо)

«3» (удовлетворительно)

«2» (неудовлетворительно)

Выполнение работы без ошибок, полные  письменные  ответы.

Верное   выполнение не менее 80% заданий  либо неполные, неточные  ответы   к  отдельным   заданиям.

Верное выполнение не менее 60%  заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям.

Верное  решение менее 60% заданий.

 

Критерии   формирующего оценивания   устного ответа:

·        Выразительный связанный  рассказ.

·        Правильные  ответы   на  вопросы  учителя   и  учащихся по  изученной   теме.

·        Знание  терминологии, понятий по  теме.

·        Ориентация в  демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе. В  использовании  моделей и  инструментов исследований.

·        Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме ( в учебнике, в рабочей  тетради).

 Критерии оценки  выступления на заданную  тему (доклад, сообщение, защита  мини-проека):

1.     Отбор, систематизация   материала в соответствии с темой.

2.     Разнообразие  источников  информации.

3.     Выразительный устный   рассказ.

4.     Краткость  изложения в  соответствии с  ограничением   времени.

5.     Грамотные  ответы  на  вопросы   учителя и  одноклассников.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы. – М.: Просвещение (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая)

2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях

3.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.4 класс. В 2 частях

4.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н. М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему

миру. Методическое пособие. 4 класс.

5.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

6.Детская справочная литература (энциклопедии различного типа) о природе, социуме, труде людей, их вкладе висторию и культуру России и других стран мира.

Печатные пособия

1. Физическая карта России.

2. Карта НСО

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1. ЭОР сайтов Интернета

Технические средства обучения

1. Смарт доска

2. Персональный компьютер

3. Доска меловая

4. Мультимедийный проектор

6. Фотоаппарат

7. Принтер

Экранно-звуковые пособия

1. Видеофильмы2. Аудиозаписи

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Лупа

2. Термометры

3. Компас

4. Цифровой микроскоп

5. Муляжи овощей, фруктов,грибов

Натуральные объекты

1. Коллекции полезных ископаемых.

2. Живые объекты (комнатные растения).

3. Гербарии культурных и дикорастущих растений

Игры и игрушки

1. Наборы карандашей, краски, альбомы для рисования.

2. Настольные игры

Оборудование класса

1. Ученические столы двуместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский.

3. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

 


Тематическое планирование по окружающему миру

 4 класс УМК « Перспектива»

Плешаков А.А.

Дата

Тема и содержание урока

Планируемые результаты (УУД)

Мы – граждане единого Отечества

1

 

Общество-это мы.

Систематизация уже имеющиеся представлений о необходимости объединения людей в сообщества.

Р.:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

оценивать результат собственной деятельности.

П.:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре; определять вид общества и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.

К.:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

 понимание успешности при изучении темы.

 

Л.:

— проявлять интерес к изучению языка;

— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.

 

 

 

 

2

 

Российский народ.

Систематизация  уже имеющиеся представлений о российском народе.

3

 

Конституция России. Права и обязанности гражданина России.

4

 

Права ребенка. Нормы отношения к детям

5

 

Государственное устройство России. Установление связи особенностей государственного устройства России.

6

 

Российский союз равных. Особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе.

7

 

Государственная граница России. Определение по карте государств, граничащих с  Россией.

8

 

Путешествие за границу России.

9

 

Сокровища России и их хранители. Народные поговорки и пословицы как зеркало народной мудрости.

10

 

Творческий союз. Знакомство  с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры народов России.

11

 

За страницами учебника. Работа над созданием презентации «Красота природы моего Отечества»

По родным просторам

12

 

Карта – наш экскурсовод. Сравнение масштаба физической карты России и карты мира.

 Р.:

 выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

П.:

- раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

 определять:

— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

 

 

К.:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

 договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 

13

 

Контрольная работа по изученным темам.

14

 

Работа над ошибками. Упражнение в получении  информации с помощью карты.

15

 

По равнинам и горам. Работа с контурной картой. Определение  равнин и гор.

16

 

В поисках подземных кладовых. Знакомство с  условными знаками полезных ископаемых.

17

 

Наши реки. Значение рек в жизни людей

18

 

Озера – краса земли. Работа с физической картой России.

19

 

По морским просторам. Различение моря и озера по существенному признаку (море-часть океана)

20

 

С севера на юг. Сравнение карты природных зон России с физической картой.

21

 

В ледяной пустыне. Определение по карте зоны арктических пустынь.

22

 

В холодной тундре. Определение по карте природных зон России.

23

 

Среди лесов. Определение по карте лесных зон.

24

 

В широкой степи. Определение по карте зон лесостепей.

25

 

В жаркой пустыне. Определение по карте природных зон полупустынь и пустынь.

26

 

У теплого моря. Определение по карте субтропиков.

27

 

Мы - дети родной земли. Соотношение особенностей хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа.

28

 

В содружестве с природой.  Составление рассказа о древних занятиях одного из народов России.

29

 

Как сберечь природу России. Знакомство с экологическими проблемами и охраной природы.

30

 

По страницам Красной книги. Знакомство с содержанием Красной книги  Новгородской области.

31

 

По заповедникам и национальным паркам. Знакомство  с растениями и животными из Красной книги.

32

 

Контрольная работа по изученным темам.

33

 

За страницами учебника. Обобщение полученных знаний.

Путешествие по реке времени

34

 

В путь по реке времени. Определение  значимости сохранения народной памяти.

Р.:

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

П.:

— раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре;

— определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;

— определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение.

К.:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

 

Л.:

— проявлять интерес к изучению языка;

— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.

 

35

 

Путешествуем с археологами. Описание внешнего вида археологических находок по изображениям в учебнике.

36

 

По страницам летописи. Определение по  исторической карте места обитания разных племен.

37

 

Истоки древней Руси. Определение по карте древних торговых путей.

38

 

Мудрый выбор. Составление схем родственных отношений древнерусских князей.

39

 

Наследница Киевской Руси. Составление схемы родственных отношений княгини Ольги

40

 

Москва- преемница Владимира. Определение роли князя Александра Невского в истории государства.

41

 

Начало Московского царства. Составление схемы родственных отношений правителей Московской Руси.

42

 

Подвижники Руси и землепроходцы. Знакомство с историей основания сибирских городов.

43

 

На пути к единству. Значимость единства в интересах граждан

44

 

Начало Российской империи. История формирования отечественных армии и флота.

45

 

«Жизнь - Отечеству, честь - никому ». Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху.

46

 

Отечественная война 1812. Историческая  роль Кутузова как народного полководца.

47

 

Великий путь. Развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке.

48

 

Тест по теме «Российская империя».

49

 

Золотой век театра и музыки. Развитие театрального и музыкального искусства.

50

 

Рассвет изобразительного искусства. Знакомство с  великими русскими художниками.

51

 

Контрольная работа. Контроль знаний.

52

 

Работа над ошибками. Применение полученных знаний.

53

 

В поисках справедливости. Особенности развития страны.

54

 

Век бед и побед. Особенности развития страны.

55

 

«Вставай страна огромная». Особенности развития страны.

56

 

Трудовой фронт России. Особенности развития страны.

57

 

«Нет в России семьи такой …» Особенности развития страны.

58

 

После великой войны. Особенности развития страны.

59

 

Достижения 1950- 1970х годов. Созидательная деятельность страны.

60

 

За страницами учебника. Народные предания о происхождении сел и городов.

61

 

Тест на тему «История России». Применение полученных  знаний.

Мы строим будущее России

62

 

Современная Россия. Характеристика  особенности страны во второй половине 80-90 гг.

Р.:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

П.:

— использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.

 

К.:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Л.:

— проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению.

 

63

 

Хороша честь, когда есть, что есть.

64

 

Комплексная контрольная работа. Использование полученных знаний.

65

 

Умная сила России. Обсуждение понятия «социальная собственность».

66

 

Светлая душа России. Современная культурная  жизнь России.

67

 

Начни с себя. Понятие личной ответственности.

68

 

За страницами учебника. Использование полученных знаний. Подведение итогов.

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и…

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и…

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично…

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично…

Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников

Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Особенности изучения курса обучающихся с

Особенности изучения курса обучающихся с

Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов

Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана…

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана…

Семья — самое близкое окружение человека

Семья — самое близкое окружение человека

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса,

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса,

Особенности труда людей родного края, их профессии

Особенности труда людей родного края, их профессии

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету

Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме ( в учебнике, в рабочей тетради)

Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме ( в учебнике, в рабочей тетради)

Цифровой микроскоп 5. Муляжи овощей, фруктов,грибов

Цифровой микроскоп 5. Муляжи овощей, фруктов,грибов

Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Л.: — проявлять интерес к изучению языка; — проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов

Л.: — проявлять интерес к изучению языка; — проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов

Удивительные озёра России».

Удивительные озёра России».

Л.: — проявлять интерес к изучению языка; — проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов

Л.: — проявлять интерес к изучению языка; — проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов

За страницами учебника. Народные предания о происхождении сел и городов

За страницами учебника. Народные предания о происхождении сел и городов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2022