Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Оценка 4.7
doc
04.03.2020
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"  2 класс
РП окруж. мир 2Б.doc

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»,  концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

 

Общая характеристика курса

 

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

Содержание учебного предмета

Где мы живем (4 часа)

Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна- Россия, название города (села), где мы живем; что мы называем родным краем (район, область и т.д.)

Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей.

Природа (20 часов)

Неживая и живая природа. Солнце – источник тепла и света для всего живого.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные, насекомые, рыбы, птицы, звери, выделение существенных признаков животных разных групп; дикие и домашние животные. Животные живого уголка; кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Представление о разнообразии растений и животных леса, луга, водоема. Некоторые взаимосвязи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животные; животные – распространители плодов и семян растений.

Сезонные изменения в природе.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, отлов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Жизнь города и села (10 часов)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т.д. – по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (села). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города (села).

Магазины города (села) (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т.д. – по выбору учителя. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования – по усмотрению учителя.

Здоровье и безопасность (9 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенное заболевание, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.) Особенности охраны здоровья в разное времена года.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т.д.) Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.

Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает покататься с ним на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствии взрослых и т.д.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др.

Общение (7 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательное и заботливое отношение между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т.д.)

Путешествия (18 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Поверхность и водоемы своего края. Равнина и горы. Холи. Овраг. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.

Изображение нашей страны на карте. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).

Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

 

 


Тематическое  планирование по предмету Окружающий  мир  

 (УМК «Школа России»,  2  класс, 68 часов)

По рабочей программе - 68 часов, из них праздничных – 2, дни здоровья – 0,

по календарно-тематическому планированию – 66.

 

 

 

Тема урока

Дата

План

Факт

 

Где мы живем 4ч

 

1.

Родная страна.

2.09

 

2.

Город и село. Проект «Родной город (село)»

5.09

 

3.

Природа и рукотворный мир.

9.09

 

4.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

12.09

 

 

Природа 20ч

 

5.

Неживая и живая природа

16.09

 

6.

Явления природы

19.09

 

7.

Что такое погода

23.09

 

8.

В гости к осени (экскурсия)

26.09

 

9.

В гости  к осени.

30.09

 

10.

Звёздное небо.

3.10

 

11.

Заглянем в кладовые Земли.

7.10

 

12.

Про воздух…

10.10

 

13.

…И про воду

14.10

 

14.

Какие бывают растения

17.10

 

15.

Какие бывают животные

21.10

 

16.

Невидимые нити

24.10

 

17.

Дикорастущие и культурные растения

7.11

 

18.

Дикие и домашние животные

11.11

 

19.

Комнатные растения.

14.11

 

20.

Животные  живого уголка.

18.11

 

21.

Про кошек  и собак

21.11

 

22.

Красная книга.

25.11

 

23.

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

28.11

 

24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

2.12

 

 

Жизнь города и села 10ч

 

25.

Что такое экономика

5.12

 

26.

Из чего что сделано

9.12

 

27.

Как  построить  дом

12.12

 

28.

Какой  бывает транспорт

16.12

 

29.

Культура  и образование.

19.12

 

30.

Все профессии важны. Проект «Профессии».

23.12

 

31.

В гости  к зиме  (экскурсия).

27.12

 

32.

В гости  к зиме

28.12

 

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

13.01

 

34.

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

16.01

 

 

Здоровье и безопасность 9ч

 

35.

Строение тела человека.

20.01

 

36

Если хочешь быть здоров.

23.01

 

37.

Берегись  автомобиля!

27.01

 

38

Школа пешехода.

30.01

 

39.

Домашние опасности

3.02

 

40.

Пожар!

6.02

 

41.

На воде и в лесу.

10.02

 

42.

Опасные незнакомцы.

13.02

 

43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

17.02

 

 

Общение

 

44.

Наша дружная семья.

20.02

 

45.

Проект «Родословная».

27.02

 

46.

В школе.

28.02

 

47.

Правила  вежливости.

2.03

 

48.

Ты и твои друзья.

5.03

 

49.

Мы – зрители и пассажиры.

12.03

 

50.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

16.03

 

 

Путешествия 18ч

 

51.

Посмотри   вокруг…

19.03

 

52

Ориентирование на местности.

30.03

 

53.

Формы земной поверхности

2.04

 

54.

Водные богатства.

6.04

 

55.

В гости к весне (экскурсия).

9.04

 

56.

В гости к весне.

13.04

 

57.

Россия на карте.

16.04

 

58.

Проект «Города России».

20.04

 

59.

Путешествие по Москве.

23.04

 

60.

Московский кремль

27.04

 

61.

Город на Неве.

30.04

 

62.

Путешествие по планете.

7.05

 

63.

Путешествие по материкам.

11.05

 

64.

Страны мира. Проект «Страны мира».

14.05

 

65.

Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

18.05

 

66.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

22.05

 

 

 

 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Сборник нормативных документов. Начальная школа, сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, Москва, «Дрофа», 2009 г.

Плешаков  А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для  2 класса начальной школы в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2014.

Плешаков  А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.

Дмитриева О.И.., Максимова Т.В.  «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 2 класс» – М.: «Вако», 2010.

Тесты, окружающий мир, 2 класс, Е.М. Тихомирова, «Экзамен»,  2010 год

Контрольно-измерительные материалы, окружающий мир, 2 класс, сост. И.Ф. Яценко, Москва, «Вако», 2010 г.


Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана в соответствии с основными положениями

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана в соответствии с основными положениями

Общая характеристика курса

Общая характеристика курса

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека

Труд и отдых в семье. Внимательное и заботливое отношение между членами семьи

Труд и отдых в семье. Внимательное и заботливое отношение между членами семьи

Тематическое планирование по предмету

Тематическое планирование по предмету

Школа пешехода. 30.01 39

Школа пешехода. 30.01 39
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020