Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского», концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Где мы живем (4 часа)
Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна- Россия, название города (села), где мы живем; что мы называем родным краем (район, область и т.д.)
Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей.
Природа (20 часов)
Неживая и живая природа. Солнце – источник тепла и света для всего живого.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные, насекомые, рыбы, птицы, звери, выделение существенных признаков животных разных групп; дикие и домашние животные. Животные живого уголка; кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Представление о разнообразии растений и животных леса, луга, водоема. Некоторые взаимосвязи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животные; животные – распространители плодов и семян растений.
Сезонные изменения в природе.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, отлов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Жизнь города и села (10 часов)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т.д. – по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (села). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города (села).
Магазины города (села) (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т.д. – по выбору учителя. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования – по усмотрению учителя.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенное заболевание, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.) Особенности охраны здоровья в разное времена года.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т.д.) Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.
Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает покататься с ним на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствии взрослых и т.д.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательное и заботливое отношение между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т.д.)
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Поверхность и водоемы своего края. Равнина и горы. Холи. Овраг. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.
Изображение нашей страны на карте. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).
Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Тематическое планирование по предмету Окружающий мир
(УМК «Школа России», 2 класс, 68 часов)
По рабочей программе - 68 часов, из них праздничных – 2, дни здоровья – 0,
по календарно-тематическому планированию – 66.
№ |
Тема урока |
Дата |
|
План |
Факт |
||
|
Где мы живем 4ч |
|
|
1. |
Родная страна. |
2.09 |
|
2. |
Город и село. Проект «Родной город (село)» |
5.09 |
|
3. |
Природа и рукотворный мир. |
9.09 |
|
4. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» |
12.09 |
|
|
Природа 20ч |
|
|
5. |
Неживая и живая природа |
16.09 |
|
6. |
Явления природы |
19.09 |
|
7. |
Что такое погода |
23.09 |
|
8. |
В гости к осени (экскурсия) |
26.09 |
|
9. |
В гости к осени. |
30.09 |
|
10. |
Звёздное небо. |
3.10 |
|
11. |
Заглянем в кладовые Земли. |
7.10 |
|
12. |
Про воздух… |
10.10 |
|
13. |
…И про воду |
14.10 |
|
14. |
Какие бывают растения |
17.10 |
|
15. |
Какие бывают животные |
21.10 |
|
16. |
Невидимые нити |
24.10 |
|
17. |
Дикорастущие и культурные растения |
7.11 |
|
18. |
Дикие и домашние животные |
11.11 |
|
19. |
Комнатные растения. |
14.11 |
|
20. |
Животные живого уголка. |
18.11 |
|
21. |
Про кошек и собак |
21.11 |
|
22. |
Красная книга. |
25.11 |
|
23. |
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». |
28.11 |
|
24. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». |
2.12 |
|
|
Жизнь города и села 10ч |
|
|
25. |
Что такое экономика |
5.12 |
|
26. |
Из чего что сделано |
9.12 |
|
27. |
Как построить дом |
12.12 |
|
28. |
Какой бывает транспорт |
16.12 |
|
29. |
Культура и образование. |
19.12 |
|
30. |
Все профессии важны. Проект «Профессии». |
23.12 |
|
31. |
В гости к зиме (экскурсия). |
27.12 |
|
32. |
В гости к зиме |
28.12 |
|
33. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». |
13.01 |
|
34. |
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». |
16.01 |
|
|
Здоровье и безопасность 9ч |
|
|
35. |
Строение тела человека. |
20.01 |
|
36 |
Если хочешь быть здоров. |
23.01 |
|
37. |
Берегись автомобиля! |
27.01 |
|
38 |
Школа пешехода. |
30.01 |
|
39. |
Домашние опасности |
3.02 |
|
40. |
Пожар! |
6.02 |
|
41. |
На воде и в лесу. |
10.02 |
|
42. |
Опасные незнакомцы. |
13.02 |
|
43. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
17.02 |
|
|
Общение 7ч |
|
|
44. |
Наша дружная семья. |
20.02 |
|
45. |
Проект «Родословная». |
27.02 |
|
46. |
В школе. |
28.02 |
|
47. |
Правила вежливости. |
2.03 |
|
48. |
Ты и твои друзья. |
5.03 |
|
49. |
Мы – зрители и пассажиры. |
12.03 |
|
50. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». |
16.03 |
|
|
Путешествия 18ч |
|
|
51. |
Посмотри вокруг… |
19.03 |
|
52 |
Ориентирование на местности. |
30.03 |
|
53. |
Формы земной поверхности |
2.04 |
|
54. |
Водные богатства. |
6.04 |
|
55. |
В гости к весне (экскурсия). |
9.04 |
|
56. |
В гости к весне. |
13.04 |
|
57. |
Россия на карте. |
16.04 |
|
58. |
Проект «Города России». |
20.04 |
|
59. |
Путешествие по Москве. |
23.04 |
|
60. |
Московский кремль |
27.04 |
|
61. |
Город на Неве. |
30.04 |
|
62. |
Путешествие по планете. |
7.05 |
|
63. |
Путешествие по материкам. |
11.05 |
|
64. |
Страны мира. Проект «Страны мира». |
14.05 |
|
65. |
Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». |
18.05 |
|
66. |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
22.05 |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Сборник нормативных документов. Начальная школа, сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, Москва, «Дрофа», 2009 г.
Плешаков А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для 2 класса начальной школы в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.
Дмитриева О.И.., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 2 класс» – М.: «Вако», 2010.
Тесты, окружающий мир, 2 класс, Е.М. Тихомирова, «Экзамен», 2010 год
Контрольно-измерительные материалы, окружающий мир, 2 класс, сост. И.Ф. Яценко, Москва, «Вако», 2010 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.