Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей начальных классов
Руководитель МО
_______________ И.В. Гусева
Протокол № 1 от 28.08.2019 |
Согласовано
на заседании научно-методического совета
Председатель НМС
__________ Е.В.Торгова
Протокол № 1 от 28.08.2019 |
Принято
на заседании педагогического совета
Председатель педагогического совета
_____________ С.С.Васин
Протокол № 1 от 29.08.2019 |
Утверждаю
Директор школы
___________ С.С. Васин
Приказ № 352 от 30.08.2019 |
Рабочая программа
по окружающему миру
Предметная область - Обществознание и естествознание
Класс – 4 «Б»
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год
Автор-составитель:
Шишминцева О.Д.
учитель начальных классов
город Ульяновск
2019 год
Оглавление
Пояснительная записка стр. 3
Содержание учебного предмета стр. 7
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 10
Календарно – тематическое планирование стр. 20
Список литературы стр. 23
Рабочая программа по математике, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 № 535);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
Рабочая программа составлена на основе локальных актов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29»:
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска -----;
- Основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352 от 30.08.19;
- Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс, утверждено приказом № 352 от 30.08.19;
- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 352 от 30.08.19;.
- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.- М. : Просвещение, 2014. — 192 с.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – 3 изд.- М.: Просвещение, 2013. (Ч. 1 – 143 с., Ч. 2 – 143 с.);
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015. (Ч. 1 – 79 с., ч. 2 – 79 с.);
- Яценко И.Ф.. Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс.– М.:ВАКО, 2013.- 416с. – (В помощь школьному учителю).
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. системы «Перспектива».
Учебный предмет, окружающий мир входит в предметную область «Обществознание и естествознание»
Количество учебных часов в год – 68.
Количество учебных часов в неделю – 2.
Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.
Основной формой организации образовательной деятельности является урок.
Типы и виды уроков:
№ |
Тип урока |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Путешествие, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра |
2. |
Урок рефлексии |
Сочинение, диалог, ролевая игра, деловая игра |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, конференция, экскурсия, урок-игра, обсуждение, беседа |
4. |
Урок развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, тестирование, конкурсы |
Педагогические технологии, используемые учителем:
- личностно-ориентированные технологии;
- технология исследовательского обучения;
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии развития критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- технологии организации группового взаимодействия;
- технология уровневой дифференциации.
Организация контроля по окружающему миру
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы: устный опрос, контрольная работа, анализ динамики текущей успеваемости, активность в конкурсах, проектах и внеурочной деятельности.
Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.
Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:
Информационно-коммуникативные средства:
- CD диск. Окружающий мир . 4 класс. Электронное приложение к учебнику.
-Технологические карты. Методический инструментарий для начальной школы. 4 класс. Окружающий мир.
Технические средства обучения: компьютер; проектор.
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
- Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
Мы - граждане единого Отечества (10ч)
Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности российского общества. Значения понятий «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник».
Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн).
Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре.
Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом. Происхождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН.
Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституция страны. Президент Российской Федерации — глава государства. Три ветви государственной власти.
Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России.
Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире.
По родным просторам (26 ч)
Физическая карта России. Россия — самая большая по территории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту).
Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ - важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым.
Реки России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны.
Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны.
Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности.
Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана.
Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство — основное занятие северных народов.
Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах.
Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия.
Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сообществе.
Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи - главная здравница страны.
Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях.
Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.
Проект «По родным просторам»
Путешествие по Реке времени (20ч)
Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Традиции счёта исторического времени и схематичное представление хронологии (схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке.
Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов. Российские учёные-археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку.
«Повесть временных лет» — древнерусская летопись.
Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси.
Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь. День памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России.
Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.
Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь.
Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Деятельность Ивана Грозного — первого царя Московской Руси.
Деяния соотечественников в XVI—XVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека.
События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство Отечества.
Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург — новая столица обновлённой России.
Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху.
Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.
Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа.
Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль — крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе российской промышленности XIX в.
Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX — начале XX в.
Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX — начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.
События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в российском обществе начала XX в. как результат этих событий.
СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.
Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.
Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.
Семейная память — основа исторической памяти народа. Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа.
Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны.
Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950—1970-х гг. Наши соотечественники, прославившие страну своими успехами.
Проект «Путешествие по Реке времени»
Мы строим будущее России (10ч)
Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны за этот период.
Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности. Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.
Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране — важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граждан — залог благополучия России.
Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и складывание новых позитивных традиций в современной культурной жизни России как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире.
Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России.
Проект «Мы строим будущее России»
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего |
В том числе проверочные работы |
Проекты |
|
Тематические |
Итоговые |
|
|||
1 |
Мы - граждане единого Отечества |
10 |
|
1 |
|
2 |
По родным просторам |
26 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Путешествие по реке времени |
20 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Мы строим будущее России |
12 |
|
1 |
1 |
|
Итого |
68 |
2 |
4 |
3 |
В ходе изучения предмета обучающиеся выполняют учебное исследование (учебный проект), работа над которым завершается защитой.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
—основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
— умения осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
— чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
— представления о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
— уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей;
— навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;
— мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
— понимания причин успеха и неуспеха учебной деятельности;
— интереса к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;
— гибкости в суждениях в процессе диалогов и монологов со сверстниками и взрослыми;
— установки на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
-сохранять учебную задачу в течение всего урока;
-ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
-понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
--выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;
-понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-владеть общим приёмом решения учебных задач.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в -стремлении высказываться, задавать вопросы;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
-аргументировать свою позицию;
-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
-составлять рассказ на заданную тему;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Чтение. Работа с текстом
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Выпускник научится:
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
– вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
– сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
– представлять данные;
– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
– создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
– проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;
– моделировать объекты и процессы реального мира
Предметные результаты
Мы граждане единого Отечества
Обучающийся научится:
— узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
— находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;
— называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);
— приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);
— приводить конкретные примеры прав ребёнка;
— называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней
— многонациональный народ;
Обучающийся получит возможность научиться:
— называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;
— перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;
По родным просторам
Обучающийся научится:
- самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
· находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
· обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
· рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
— характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;
— знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;
Обучающийся получит возможность научиться:
-составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;
-определять часовой пояс своего края;
-находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;
-собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).
Путешествие по Реке времени
Обучающийся научится:
— показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;
— показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
— приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
— соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;
— располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;
— отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
— показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;
— определять по карте местоположение древнейших русских городов;
— называть дату (век) Крещения Руси;
— характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);
— называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;
— называть дату (век) Куликовской битвы;
— называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);
— показывать на карте поволжские города
— ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;
— перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;
— приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);
— называть важнейшие события и героев Отечественной вой ны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);
— называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);
— характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае)*; * Указанные предметные результаты предполагают краткие характеристики.
— характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них;
Обучающийся получит возможность научиться:
— называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);
— характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае;
— называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);
— характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;
— называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;
Мы строим будущее России
Обучающийся научится:
— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;
— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);
— характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;
Обучающийся получит возможность научиться:
— называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;
— приводить
положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих
качеств своих современников.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание учебного материала (тема урока) |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|
||||
план |
факт |
|
|||||||
Мы - граждане единого Отечества (10часов) |
|
||||||||
1. |
|
|
Общество-это мы |
1 |
Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. Различать права и обязанности приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции.
|
|
|||
2. |
|
|
Российский народ |
1 |
|
||||
3. |
|
|
Конституция России |
1 |
|
||||
4. |
|
|
Права ребенка ОБЖ "Основные понятия "здоровье" и "здоровый образ жизни". |
1 |
|
||||
5. |
|
|
Государственное устройство России |
1 |
|
||||
6. |
|
|
Российский союз равных |
1 |
|
||||
7. |
|
|
Государственная граница России |
1 |
|
||||
8. |
|
|
Путешествие за границу России ОБЖ "Железнодорожный транспорт, его особенности" |
1 |
|
||||
9. |
|
|
Сокровища России и их хранители |
1 |
|
||||
10. |
|
|
Творческий союз |
1 |
|
||||
11. |
|
|
Альбом путешествий. Гербы, флаги и столицы субъектов России |
1 |
|
||||
12. |
|
|
Проверочная работа по разделу «Мы- граждане единого Отечества» |
1 |
|
||||
По родным просторам (20часов) |
|
||||||||
13. |
|
|
Карта – наш экскурсовод |
1 |
Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника,р азличать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин. В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности
|
|
|||
14. |
|
|
По равнинам и горам |
1 |
|
||||
15. |
|
|
В поисках подземных кладовых |
1 |
|
||||
16. |
|
|
Наши реки ОБЖ "Основные правила поведения на воде" |
1 |
|
||||
17. |
|
|
Озера – краса земли |
1 |
|
||||
18. |
|
|
По морским просторам ОБЖ "Спасение утопающих. Спасательные средства" |
1 |
|
||||
19. |
|
|
С севера на юг |
1 |
|
||||
20. |
|
|
В ледяной пустыне |
1 |
|
||||
21. |
|
|
В холодной тундре ОБЖ "Основные виды травм. Первая помощь" |
1 |
|
||||
22. |
|
|
Среди лесов ОБЖ "Меры пожарной безопасности при разведении костра" |
1 |
|
||||
23. |
|
|
В широкой степи |
1 |
|
||||
24. |
|
|
В жаркой пустыне ОБЖ "Правила обработки ран. Перевязка ран." |
1 |
|
||||
25. |
|
|
У теплого моря |
1 |
|
||||
26. |
|
|
Мы- дети родной земли |
1 |
|
||||
27. |
|
|
В содружестве с природой ОБЖ "Пути укрепления здоровья" |
1 |
|
||||
28. |
|
|
Как сберечь природу России |
1 |
|
||||
29. |
|
|
По страницам Красной книги |
1 |
|
||||
30. |
|
|
По заповедникам и национальным паркам |
1 |
|
||||
31. |
|
|
Альбом путешествий. Красная книга, заповедники и национальные парки |
1 |
|
||||
32. |
|
|
Проверочная работа по разделу «По родным просторам». Проект |
1 |
|
||||
Путешествие по реке времени (26часов) |
|
||||||||
33. |
|
|
В путь по реке времени |
1 |
На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке. Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное. Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости.
|
|
|||
34. |
|
|
Путешествуем с археологами |
1 |
|
||||
35. |
|
|
По страницам летописи |
1 |
|
||||
36. |
|
|
Истоки древней Руси |
1 |
|
||||
37. |
|
|
Мудрый выбор |
1 |
|
||||
38. |
|
|
Наследница Киевской Руси |
1 |
|
||||
39. |
|
|
Москва- преемница Владимира |
1 |
|
||||
40. |
|
|
Начало Московского царства |
1 |
|
||||
41. |
|
|
Подвижники Руси и землепроходцы |
1 |
|
||||
42. |
|
|
На пути к единству |
1 |
|
||||
43. |
|
|
Начало Российской империи |
1 |
|
||||
44. |
|
|
«Жизнь - Отечеству, честь - никому» |
1 |
|
||||
45. |
|
|
Отечественная война 1812 |
1 |
|
||||
46. |
|
|
Великий путь |
1 |
|
||||
47. |
|
|
Золотой век театра и музыки |
1 |
|
||||
48. |
|
|
Расцвет изобразительного искусства и литературы |
1 |
|
||||
49. |
|
|
В поисках справедливости |
1 |
|
||||
50. |
|
|
Век бед и побед |
1 |
|
||||
51. |
|
|
«Вставай страна огромная» |
1 |
|
||||
52. |
|
|
Трудовой фронт России |
1 |
|
||||
53. |
|
|
«Нет в России семьи такой » |
1 |
|
||||
54. |
|
|
После великой войны |
1 |
|
||||
55. |
|
|
Экскурсия в музей боевой славы. |
1 |
|
||||
56. |
|
|
Достижения 1950- 1970х годов |
1 |
|
||||
57. |
|
|
Альбом путешествий. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны |
1 |
|
||||
58. |
|
|
Проверочная работа по разделу «Путешествие по реке времени». Проект |
1 |
|
||||
Мы строим будущее России (10часов) |
|
|
|
1 |
|||||
59. |
|
|
Современная Россия |
1 |
Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 -90 – х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своем крае; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своем крае; моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своем крае. |
|
|||
60. |
|
|
Хороша честь, когда есть, что есть ОБЖ "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика" |
1 |
|
||||
61. |
|
|
Умная сила России |
1 |
|
||||
62. |
|
|
Светлая душа России ОБЖ "Безопасное поведение на улицах и дорогах" |
1 |
|
||||
63. |
|
|
Начни с себя. Проект |
1 |
|
||||
64. |
|
|
Проверочная работа по разделу «Мы строим будущее России» |
1 |
|
||||
65. |
|
|
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
||||
66. |
|
|
Я строю будущее России. Отправимся на экскурсию. ОБЖ "Безопасность пешехода" |
1 |
|
||||
67. |
|
|
Отправимся на экскурсию. Защита проектов. |
1 |
|
||||
68. |
|
|
Обобщение пройденного. Игра «Брейн-ринг». |
1 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.- М. : Просвещение, 2014. — 192 с.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – 3 изд.- М.: Просвещение, 2013. (Ч. 1 – 143 с., Ч. 2 – 143 с.);
3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015. (Ч. 1 – 79 с., ч. 2 – 79 с.);
4. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. Плешаков А.А., Назарова З.Д., Румянцев А.А. – 9-е изд. – М. : Просвещение . 2012. – 160 с.
5.От земли до неба. Атлас –определитель : кн. для нач. кл. / А.А.Плешаков. – 5-е из. – М. : Просвещение, 2018. – 224 с.
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Шишминцева О.Д., учитель начальных классов.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.- М. : Просвещение, 2014. — 192 с.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – 3 изд.- М.: Просвещение, 2013. (Ч. 1 – 143 с., Ч. 2 – 143 с.);
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015. (Ч. 1 – 79 с., ч. 2 – 79 с.);
- Яценко И.Ф.. Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс.– М.:ВАКО, 2013.- 416с. – (В помощь школьному учителю).
Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. системы «Перспектива».
Учебный предмет, окружающий мир входит в предметную область «Обществознание и естествознание»
Количество учебных часов в год – 68.
Количество учебных часов в неделю – 2.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.