Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс

Оценка 4.9
doc
11.06.2021
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс
РП окружающий мир.doc

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 29»

 

Рассмотрено

 

на заседании методического объединения   учителей  начальных классов

 

Руководитель МО

 

_______________ И.В. Гусева

 

Протокол № 1 от 28.08.2019

Согласовано

 

на заседании научно-методического совета

 

Председатель НМС

 

 

__________ Е.В.Торгова

 

Протокол № 1 от 28.08.2019

Принято

 

на заседании педагогического совета

                      

Председатель педагогического совета

 

_____________ С.С.Васин

 

Протокол № 1 от 29.08.2019

Утверждаю

 

              Директор школы

 

  

___________ С.С. Васин

 

 

 

 

Приказ № 352 от 30.08.2019

 

 

Рабочая программа

по окружающему миру

 

 

Предметная область -  Обществознание и естествознание

Класс – 4 «Б»

Уровень изучения предмета –  базовый

Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год

          Автор-составитель:

Шишминцева О.Д.

учитель начальных классов

 

 

город Ульяновск

2019 год

 

 


Оглавление

                Пояснительная записка                                                                                        стр. 3

               Содержание учебного предмета                                                                          стр. 7

                Планируемые результаты освоения учебного предмета                                   стр. 10

                Календарно – тематическое планирование                                                         стр. 20

                Список литературы                                                                                              стр. 23

                

 


Пояснительная записка

  Рабочая программа по математике, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 2018 года);

- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);

- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 04.10.2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к  образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости  учебного процесса  и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017 № 535);

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 05.08.2016);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Данилюк А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:  А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.

Рабочая программа составлена на основе локальных актов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29»:

-  Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29», утвержденный Управлением образования администрации города Ульяновска -----;    

-  Основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2020 учебный год,  утверждена приказом  № 352 от 30.08.19;

- Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся, их аттестации и переводе в следующий класс, утверждено приказом № 352 от 30.08.19;

- Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению  рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом  № 352 от 30.08.19;.

- Положение о реализации образовательного компонента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России», утверждено приказом № 425 от 31.08.2018.

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.  Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива».  1-4 классы.- М. : Просвещение, 2014. — 192 с. 

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – 3 изд.- М.: Просвещение, 2013. (Ч. 1 – 143 с., Ч. 2 – 143 с.);

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015. (Ч. 1 – 79 с., ч. 2 – 79 с.);

- Яценко И.Ф.. Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс.– М.:ВАКО, 2013.- 416с. – (В помощь школьному учителю).

Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. системы «Перспектива».

Учебный предмет, окружающий мир входит в предметную область «Обществознание и естествознание»

Количество учебных часов в год – 68.

Количество учебных часов в неделю – 2.

Изучение  окружающего мира в 4 классе  направлено на достижение следующих целей:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи:

-                   формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

-                   формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

-                   формирование понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

-                   формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-                   формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.

Основной формой организации образовательной деятельности является урок.

 

Типы и виды уроков:

Тип урока

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Путешествие, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра

2.

Урок рефлексии

Сочинение, диалог, ролевая игра, деловая игра

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, урок-игра, обсуждение, беседа

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, тестирование, конкурсы

 

Педагогические технологии, используемые учителем:

- личностно-ориентированные технологии;

- технология исследовательского обучения; 

- метод проектов;

- информационно-коммуникационные технологии; 

- технологии развития критического мышления; 

- технология проблемного обучения;

- технологии организации группового взаимодействия; 

- технология уровневой дифференциации.

 

Организация контроля по окружающему миру

            Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.

            Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы: устный опрос, контрольная работа, анализ динамики текущей успеваемости, активность в конкурсах, проектах и внеурочной деятельности.

            Формы  организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.

            Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:

 Информационно-коммуникативные средства:

- CD диск. Окружающий мир . 4 класс. Электронное приложение к учебнику.        

-Технологические карты. Методический инструментарий для начальной школы. 4 класс. Окружающий мир.

Технические средства обучения: компьютер; проектор.

Интернет-ресурсы:

- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371

- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru

- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru

- Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Мы - граждане единого Отечества (10ч)

Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности российско­го общества. Значения понятий «гражданин», «гражданское об­щество», «соотечественник».

Российский народ как сообщество граждан, связанных едины­ми целями и интересами. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн).

Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы госу­дарственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные пра­вила, выработанные в отечественной и мировой культуре.

Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом. Проис­хождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН.

Особенности государственного устройства РФ как независи­мой демократической республики и Конституция страны. Пре­зидент Российской Федерации — глава государства. Три ветви государственной власти.

Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов го­сударственной власти. Республики РФ как субъекты Российс­кой Федерации. Субъекты РФ на карте России.

Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Бли­жайшие соседи России в мире.

По родным просторам (26 ч)

Физическая карта России. Россия — самая большая по терри­тории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту).

Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы Рос­сии. Особенности поверхности родного края (краткая характе­ристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ - важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым.

Реки России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны.

Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее из­вестные озёра нашей страны.

Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей.

Природные зоны России: общее представление, основные при­родные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности.

Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана.

Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство — основное занятие северных народов.

Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лес­ные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколи­ственных лесов. Природные условия, растительный и живот­ный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообще­ствах.

Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зо­на степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия.

Полупустыня как переходная зона между степями и пустыня­ми. Зона пустынь. Природные условия, растительный и жи­вотный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сооб­ществе.

Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. При­родные условия, растительный и животный мир Черноморс­кого побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи - главная здравница страны.

Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависи­мость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, по­словицах, сказках, преданиях, местных названиях.

Экологические проблемы и охрана природы в разных природ­ных зонах России.     Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.

Проект «По родным просторам»

Путешествие по Реке времени (20ч)

Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Традиции счёта исторического времени и схематичное представление хронологии (схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке.

Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов. Российские учёные-археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку.

«Повесть временных лет» — древнерусская летопись.

Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси.

Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь. День памяти князя Владимира Святого как государ­ственный праздник России.

Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владими­ра Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в рас­ширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.

Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашест­вие на Древнюю Русь.

Эпоха укрепления и расши­рения Московского княжества во время правления князя Ива­на III. Деятельность Ивана Грозного — первого царя Мос­ковской Руси.

Деяния соотечественников в XVI—XVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописа­ние, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и ду­ховной жизни человека.

События Смутного времени в жизни страны. Борьба за неза­висимость и единство Отечества.

Преобразования в жизни страны во времена первых царей ди­настии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург — новая столица обновлённой России.

Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху.

Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.

Деятельность военно-исторических клубов современной Рос­сии как факт живой исторической памяти народа.

Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль — крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной вы­ставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидатель­ной работе российской промышленности XIX в.

Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX — начале XX в.

Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX — начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно-нравственных проблем рос­сийской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.

События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Граж­данская война, образование СССР. Раскол в российском об­ществе начала XX в. как результат этих событий.

СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, пе­рестройка промышленности на военный лад, тяжёлый кресть­янский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.

Семейная память — основа исторической памяти народа. До­кументы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Оте­чественной войны 1941 — 1945 гг., хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа.

Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны.

Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950—1970-х гг. Наши соотечественники, прославившие страну своими успехами.

Проект «Путешествие по Реке времени»

Мы строим будущее России (10ч)

Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, соци­альной жизни страны за этот период.

Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности. Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Виды сельскохо­зяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.

Сотрудничество науки и промышленности, развитие городско­го хозяйства и гражданских инициатив в стране — важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граж­дан — залог благополучия России.

Выдающиеся явления в современной культурной жизни Рос­сии, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими челове­ческими качествами. Сохранение традиционного наследия и складывание новых позитивных традиций в современной куль­турной жизни России как верный путь к достижению взаимо­понимания и дружеского единства людей во всём мире.

Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совер­шенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России.

Проект «Мы строим будущее России»

 

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Всего

В том числе проверочные работы

Проекты

Тематические

Итоговые

 

1

Мы - граждане единого Отечества

10

 

1

 

2

По родным просторам

26

1

1

1

3

Путешествие по реке времени

20

1

1

1

4

Мы строим будущее России

12

 

1

1

 

Итого

68

2

4

3

 

В ходе изучения  предмета обучающиеся выполняют учебное исследование (учебный проект), работа над которым завершается  защитой.

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

—основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

— умения осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

— чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;

— представления о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

— уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей;

— навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

                 - готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.

Обучающийся получит возможность для формирования:

— внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;

— мотивационной основы учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— понимания причин успеха и неуспеха учебной деятельности;

— интереса к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;

— гибкости в суждениях в процессе диалогов и монологов со сверстниками и взрослыми;

 — установки на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.

Регулятивные

Обучающийся научится:

-понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

-сохранять учебную задачу в течение всего урока;

-ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

планировать свои действия;

-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 

Обучающиеся получат возможность научиться:

-контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

-понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

--выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

-понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Обучающиеся получат возможность научиться:

проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-владеть общим приёмом решения учебных задач.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в -стремлении высказываться, задавать вопросы;

-формулировать ответы на вопросы;

-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

-аргументировать свою позицию;

-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;

-признавать свои ошибки, озвучивать их;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

-готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

-составлять рассказ на заданную тему;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

Обучающиеся получат возможность научиться:

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Чтение. Работа с текстом

Выпускник научится:

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста;

– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

 – понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

– работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

 – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

 – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

 – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

– делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

 – составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится: 

– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

 – сопоставлять различные точки зрения;

– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Выпускник научится:

использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать  короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

 – рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;

 – сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;

- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных.

 Выпускник получит возможность научиться:

- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,

- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

- критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

– создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

– создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

представлять данные;

– создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

 создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);

– определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования;

 – моделировать объекты и процессы реального мира

 

Предметные результаты

Мы граждане единого Отечества

Обучающийся научится:

— узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

— находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;

— называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);

— приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);

— приводить конкретные примеры прав ребёнка;

— называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней

— многонациональный народ;

Обучающийся получит возможность научиться:

— называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;

— перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;

По родным просторам

Обучающийся научится:

- самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

· находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

 · обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

· рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах. 

— характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;

— знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;

Обучающийся получит возможность научиться:

-составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

-определять часовой пояс своего края;

-находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

-собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

Путешествие по Реке времени

Обучающийся научится:

— показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;

— показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

— приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

— соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;

— располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;

— отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

— показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;

— определять по карте местоположение древнейших русских городов;

— называть дату (век) Крещения Руси;

— характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);

— называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;

— называть дату (век) Куликовской битвы;

— называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);

— показывать на карте поволжские города

— ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;

— перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;

— приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);

— называть важнейшие события и героев Отечественной вой ны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);

— называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);

— характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае)*; * Указанные предметные результаты предполагают краткие характеристики.

— характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них;

Обучающийся получит возможность научиться:

— называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);

— характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае;

— называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);

— характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;

— называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;

Мы строим будущее России

Обучающийся научится:

— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;

— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);

— характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;

Обучающийся получит возможность научиться:

— называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;

— приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников.
Календарно-тематическое планирование

 

урока

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

(тема урока)

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

 

план

факт

 

Мы - граждане единого Отечества (10часов)

 

1.       

 

 

Общество-это мы

1

Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в  которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное.

Различать права и обязанности  приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции.

 

 

2.       

 

 

Российский народ

1

 

3.       

 

 

Конституция России

1

 

4.       

 

 

Права ребенка

ОБЖ "Основные понятия "здоровье" и "здоровый образ жизни". 

1

 

5.       

 

 

Государственное устройство России

1

 

6.       

 

 

Российский союз равных

1

 

7.       

 

 

Государственная граница России

1

 

8.       

 

 

Путешествие за границу России

ОБЖ "Железнодорожный транспорт, его особенности"

1

 

9.       

 

 

Сокровища России и их хранители

1

 

10.   

 

 

Творческий союз

1

 

11.   

 

 

Альбом путешествий. Гербы, флаги  и  столицы субъектов России

1

 

12.   

 

 

Проверочная работа по разделу «Мы- граждане единого Отечества»

1

 

По родным просторам (20часов)

 

13.   

 

 

Карта – наш экскурсовод

1

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника,р азличать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин. В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края

Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности

 

 

14.   

 

 

По равнинам и горам

1

 

15.   

 

 

В поисках подземных кладовых

1

 

16.   

 

 

Наши реки

 ОБЖ "Основные правила поведения на воде"

1

 

17.   

 

 

Озера – краса земли

1

 

18.   

 

 

По морским просторам

ОБЖ "Спасение утопающих. Спасательные средства"

1

 

19.   

 

 

С севера на юг

1

 

20.   

 

 

В ледяной пустыне

1

 

21.   

 

 

В холодной тундре

 ОБЖ "Основные виды травм. Первая помощь"

1

 

22.   

 

 

Среди лесов

 ОБЖ "Меры пожарной безопасности при разведении костра"

1

 

23.   

 

 

В широкой степи

1

 

24.   

 

 

В жаркой пустыне

 ОБЖ "Правила обработки ран. Перевязка ран."

1

 

25.   

 

 

У теплого моря

1

 

26.   

 

 

Мы- дети родной земли

1

 

27.   

 

 

В содружестве с природой

ОБЖ "Пути укрепления здоровья"

1

 

28.   

 

 

Как сберечь природу России

1

 

29.   

 

 

По страницам Красной книги

1

 

30.   

 

 

По заповедникам и национальным паркам

1

 

31.   

 

 

Альбом путешествий. Красная книга, заповедники и национальные парки

1

 

32.   

 

 

Проверочная работа по разделу «По родным просторам». Проект

1

 

Путешествие по реке времени (26часов)

 

33.   

 

 

В путь по реке времени

1

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания.

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке.

Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное.

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости.  

 

 

34.   

 

 

Путешествуем с археологами

1

 

35.   

 

 

По страницам летописи

1

 

36.   

 

 

Истоки древней Руси

1

 

37.   

 

 

Мудрый выбор

1

 

38.   

 

 

Наследница Киевской Руси

1

 

39.   

 

 

Москва- преемница Владимира

1

 

40.   

 

 

Начало Московского царства

1

 

41.   

 

 

Подвижники Руси и землепроходцы

1

 

42.   

 

 

На пути к единству

1

 

43.   

 

 

Начало Российской империи

1

 

44.   

 

 

«Жизнь - Отечеству, честь - никому»

1

 

45.   

 

 

Отечественная война 1812

1

 

46.   

 

 

Великий путь

1

 

47.   

 

 

Золотой век театра и музыки

1

 

48.   

 

 

Расцвет изобразительного искусства и литературы

1

 

49.   

 

 

В поисках справедливости

1

 

50.   

 

 

Век бед и побед

1

 

51.   

 

 

«Вставай страна огромная»

1

 

52.   

 

 

Трудовой фронт России

1

 

53.   

 

 

«Нет в России семьи такой »

1

 

54.   

 

 

После великой войны

1

 

55.   

 

 

Экскурсия в музей боевой славы.

1

 

56.   

 

 

Достижения 1950- 1970х годов

1

 

57.   

 

 

Альбом путешествий. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны

1

 

58.   

 

 

Проверочная работа по разделу «Путешествие по реке времени». Проект

1

 

Мы строим будущее России (10часов)

 

 

 

1

59.   

 

 

Современная Россия

1

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 -90 – х гг. XX в. и в первое десятилетие  XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае

Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок,  в том числе в своем крае; характеризовать  положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества,  в том числе в своем крае; моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников,  в том числе в своем крае. 

 

60.   

 

 

Хороша честь, когда есть, что есть

 ОБЖ "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика"

1

 

61.   

 

 

Умная сила России

1

 

62.   

 

 

Светлая душа России

ОБЖ "Безопасное поведение на улицах и дорогах"

1

 

63.   

 

 

Начни с себя. Проект

1

 

64.   

 

 

Проверочная работа по разделу «Мы строим будущее России»

1

 

65.   

 

 

Итоговая контрольная работа

1

 

66.   

 

 

Я строю будущее  России. Отправимся на экскурсию. ОБЖ "Безопасность пешехода"

1

 

67.   

 

 

Отправимся на экскурсию. Защита проектов.

1

 

68.   

 

 

Обобщение пройденного. Игра «Брейн-ринг».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.  Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива».  1-4 классы.- М. : Просвещение, 2014. — 192 с. 

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – 3 изд.- М.: Просвещение, 2013. (Ч. 1 – 143 с., Ч. 2 – 143 с.);

3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015. (Ч. 1 – 79 с., ч. 2 – 79 с.);

4. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. Плешаков А.А., Назарова З.Д., Румянцев А.А. – 9-е изд. – М. : Просвещение . 2012. – 160 с.

5.От земли до неба. Атлас –определитель : кн. для нач. кл. / А.А.Плешаков. – 5-е из. – М. : Просвещение, 2018. – 224 с.


Аннотация

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».

Автор-составитель: Шишминцева О.Д., учитель начальных классов.

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.  Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива».  1-4 классы.- М. : Просвещение, 2014. — 192 с. 

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – 3 изд.- М.: Просвещение, 2013. (Ч. 1 – 143 с., Ч. 2 – 143 с.);

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015. (Ч. 1 – 79 с., ч. 2 – 79 с.);

- Яценко И.Ф.. Поурочные разработки по окружающему миру. 4 класс.– М.:ВАКО, 2013.- 416с. – (В помощь школьному учителю).

Учебно-методический комплекс относится к завершенной предметной линии «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. системы «Перспектива».

Учебный предмет, окружающий мир входит в предметную область «Обществознание и естествознание»

Количество учебных часов в год – 68.

Количество учебных часов в неделю – 2.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Оглавление Пояснительная записка стр

Оглавление Пояснительная записка стр

Пояснительная записка Рабочая программа по математике, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

Пояснительная записка Рабочая программа по математике, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 352 от 30

Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (курса), утверждено приказом № 352 от 30

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры,…

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры,…

Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная , групповая , индивидуальная , к омбинированная

Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: фронтальная , групповая , индивидуальная , к омбинированная

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры

Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры

Деяния соотечественников в XVI—XVII вв

Деяния соотечественников в XVI—XVII вв

Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности

Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся получат возможность научиться: -контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -использовать внешнюю и внутреннюю речь…

Обучающиеся получат возможность научиться: -контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -использовать внешнюю и внутреннюю речь…

Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др

Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др

Выпускник получит возможность научиться: – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию,…

Выпускник получит возможность научиться: – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию,…

Выпускник получит возможность научиться: - использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке

Выпускник получит возможность научиться: - использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке

Выпускник получит возможность научиться: – представлять данные; – создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и…

Выпускник получит возможность научиться: – представлять данные; – создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и…

По родным просторам Обучающийся научится: - самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы; · находить на политико-административной карте

По родным просторам Обучающийся научится: - самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы; · находить на политико-административной карте

России, преодоление последствий

России, преодоление последствий

России, их значение для нашей страны и для других стран мира; — приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников

России, их значение для нашей страны и для других стран мира; — приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников

Календарно-тематическое планирование № урока

Календарно-тематическое планирование № урока

Анализировать текст учебника, р азличать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте

Анализировать текст учебника, р азличать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте

Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории

Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории

Современная Россия 1

Современная Россия 1

Список литературы: 1. Плешаков

Список литературы: 1. Плешаков

Аннотация Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

Аннотация Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2021