Окружающий мир «Школа России» 1-4 класс
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Предметные результаты
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
Человек и общество Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и
Смоленской области; описывать достопримечательности Москвы и Смоленска ;
- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, г. Смоленск;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорѐнности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути еѐ достижения; договариваться о распределении функций и ролей; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времѐн года. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, еѐ составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоѐмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоѐмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, еѐ состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Грибы Смоленского края.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоѐм — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учѐба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, ее составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей- основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно- нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребѐнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно- нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (населѐнный пункт), регион (область, край, республика): название, герб и флаг, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр., награды. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счѐт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества- долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоѐме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс
2 часа в неделю, 66 часов в год
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
Проверочные работы |
1 |
|
|
|
|
Что и кто? |
21 |
|
2 |
Как, откуда и куда? |
12 |
|
3 |
Где и когда? |
11 |
|
4 |
Почему и зачем? |
21 |
|
5 |
Обобщение. |
1 |
1 |
|
Итого: |
66 часов |
|
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
2 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
в т.ч. проверочные работы |
1 |
Где мы живём? |
5 ч |
1 |
2 |
Природа |
19 ч |
1 |
3 |
Жизнь города и села |
10 ч |
1 |
4 |
Здоровье и безопасность |
9 ч |
1 |
5 |
Общение |
7 ч |
1 |
6 |
Путешествия |
18 ч |
1 |
|
Всего |
68 ч |
6 |
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
3 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год
№ п/п |
Название разделов |
Кол-во часов |
Практические (проектные) работы |
1. |
Как устроен мир |
7ч |
1 |
2. |
Эта удивительная природа |
18 ч |
1 |
3. |
Мы и наше здоровье |
10 ч |
1 |
4. |
Наша безопасность |
7 ч |
1 |
5. |
Чему учит экономика |
12 ч |
1 |
6. |
Путешествие по городам и странам |
14 ч |
1 |
|
Итого: |
68 |
6 |
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
4 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
в т.ч. проверочные работы |
1 |
Земля и человечество |
9 ч |
1 |
2 |
Природа России |
10 ч |
1 |
3 |
Родной край – часть большой страны |
15 ч |
1 |
4 |
Страницы всемирной истории |
5 ч |
1 |
5 |
Страницы истории России |
20 ч |
1 |
6 |
Современная Россия |
9 ч |
1 |
|
Итого |
68 часов |
6 |
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира
1 класс
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
|
Что и кто? (21 ч.) |
|
|
1. |
сен |
|
Задавайте вопросы! |
1 |
2. |
сен |
|
Что такое Родина? |
1 |
3. |
сен |
|
Что мы знаем о народах России? |
1 |
4. |
сен |
|
Что мы знаем о Москве? |
1 |
5. |
сен |
|
Проект «Моя малая Родина». |
1 |
6. |
сен |
|
Что у нас над головой? |
1 |
7. |
сен |
|
Что у нас под ногами? |
1 |
8. |
сен |
|
Что общего у разных растений? |
1 |
9. |
окт |
|
Что растёт на подоконнике? |
1 |
10. |
окт |
|
Что растёт на клумбе? |
1 |
11. |
окт |
|
Что это за листья? |
1 |
12. |
окт |
|
Что такое хвоинки? |
1 |
13. |
окт |
|
Кто такие насекомые? |
1 |
14. |
окт |
|
Кто такие рыбы? |
1 |
15. |
окт |
|
Кто такие птицы? |
1 |
16. |
окт |
|
Кто такие звери? |
1 |
17. |
ноя |
|
Что окружает нас дома? |
1 |
18. |
ноя |
|
Что умеет компьютер? |
1 |
19. |
ноя |
|
Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
20. |
ноя |
|
На что похожа наша планета? |
1 |
21. |
ноя |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». |
1 |
|
|
Как, откуда и куда? (12 ч.) |
|
|
22. |
ноя |
|
Как живёт семья? Проект «Как живёт моя семья». |
1 |
23. |
ноя
|
|
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
1 |
24. |
ноя |
|
Откуда в наш дом приходит электричество? |
1 |
25. |
дек |
|
Как путешествует письмо? |
1 |
26. |
дек |
|
Куда текут реки? |
1 |
27. |
дек |
|
Откуда берутся снег и лёд? |
1 |
28. |
дек |
|
Как живут растения? |
1 |
29. |
дек |
|
Как живут животные? |
1 |
30. |
дек |
|
Как зимой помочь птицам? |
1 |
31. |
дек |
|
Откуда берётся и куда девается мусор? |
1 |
32. |
дек |
|
Откуда в снежках грязь? |
1 |
33. |
янв |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Защита проекта «Моя семья». |
|
Где и когда (11 ч.) |
||||
34. |
янв |
|
Когда учиться интересно? |
1 |
35. |
янв |
|
Проект «Мой класс и моя школа». |
1 |
36. |
янв |
|
Когда придёт суббота? |
1 |
37. |
янв |
|
Когда наступит лето? |
1 |
38. |
янв |
|
Где живут белые медведи? |
1 |
39. |
янв |
|
Где живут слоны? |
1 |
40. |
фев |
|
Где зимуют птицы? |
1 |
41. |
фев |
|
Когда появилась одежда? |
1 |
42. |
фев |
|
Когда изобрели велосипед? |
1 |
43. |
фев |
|
Когда мы станем взрослыми? |
|
44. |
фев |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Защита проекта «Мой класс и моя школа». |
1 |
Почему и зачем? (21 ч.) |
||||
45. |
фев |
|
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
1 |
46. |
март |
|
Почему Луна бывает разной? |
1 |
47. |
март |
|
Почему идёт дождь и дует ветер? |
1 |
48. |
март |
|
Почему звенит звонок? |
1 |
49. |
март |
|
Почему радуга разноцветная? |
1 |
50. |
март |
|
Почему мы любим кошек и собак? |
1 |
51. |
март |
|
Проект «Мои домашние питомцы». |
1 |
52. |
апр |
|
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
1 |
53. |
апр |
|
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
1 |
54. |
апр |
|
Зачем мы спим ночью? |
1 |
55. |
апр |
|
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
1 |
56. |
апр |
|
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
1 |
57. |
апр |
|
Зачем нам телефон и телевизор? |
1 |
58. |
апр |
|
Зачем нужны автомобили? |
1 |
59. |
апр |
|
Зачем нужны поезда? |
1 |
60. |
апр |
|
Зачем строят корабли? Почему на корабле нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
61. |
май |
|
Зачем строят самолёты? Почему в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
62. |
май |
|
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
63. |
май |
|
Промежуточная аттестация. |
1 |
64. |
май |
|
Зачем люди осваивают космос? |
1 |
65. |
май |
|
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
1 |
Обо бщение (1ч.) |
|
|
||
66. |
май |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Защита проекта «Мои домашние питомцы» |
1 |
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира
2 класс
№п/п |
|
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
|||
|
|
Раздел «Где мы живем» ( 5 ч.) |
сентябрь |
|
1 |
1 |
Родная страна - Россия |
|
|
2 |
1 |
Город и село. Проект "Родной город (село)» |
|
|
3 |
1 |
Природа и рукотворный мир |
|
|
4 |
1 |
Природа в опасности! Странички для любознательных. |
|
|
5 |
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Где мы живем?" |
|
|
|
|
Раздел «Природа» (19 ч.)
|
|
|
6 |
1 |
Неживая и живая природа |
|
|
7 |
1 |
Явления природы неживой и живой. |
|
|
8 |
1 |
Что такое погода |
|
|
9 |
1 |
"В гости к осени" |
|
|
10 |
1 |
Звездное небо. Созвездия |
октябрь |
|
11 |
1 |
Заглянем в кладовые Земли. |
|
|
12 |
1 |
Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека |
|
|
13 |
1 |
Вода. Значение воды для растений, животных и человека. |
|
|
14 |
1 |
Какие бывают растения |
|
|
15 |
1 |
Какие бывают животные |
|
|
16 |
1 |
Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком |
|
|
17 |
1 |
Дикорастущие и культурные растения |
|
|
18 |
1 |
Дикие и домашние животные |
ноябрь |
|
19
|
1 |
Комнатные растения. |
|
|
20 |
1 |
Животные живого уголка |
|
|
21 |
1 |
Про кошек и собак |
|
|
22 |
1 |
Красная книга. Растения и животные Красной книги |
|
|
23 |
1 |
Будь природе другом! Проект "Красная книга, или возьмем под защиту". Странички для любознательных. |
|
|
24 |
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Природа" |
|
|
|
|
Раздел «Жизнь города и села». (10 ч.) |
|
|
25 |
1 |
Что такое экономика. |
декабрь |
|
26 |
1 |
Из чего что сделано. |
|
|
27 |
1 |
Как построить дом. |
|
|
28 |
1 |
Какой бывает транспорт. |
|
|
29 |
1 |
Культура и образование. |
|
|
30 |
1 |
Все профессии важны. Проект "Профессии". |
|
|
31 |
1 |
В гости к зиме". |
|
|
32 |
1 |
В гости к зиме". Странички для любознательных. |
|
|
33 |
1 |
Презентация проектов "Родной город", |
|
|
|
|
Красная книга, или возьмем под защиту", "Профессии" |
январь |
|
34 |
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Жизнь города и села" |
|
|
|
|
Раздел «Здоровье и безопасность». ( 9 ч.) |
|
|
35 |
1 |
Строение тела человека |
|
|
36 |
1 |
Если хочешь быть здоров. |
|
|
37 |
1 |
Берегись автомобиля! |
|
|
38 |
1 |
Домашние опасности |
|
|
39 |
1 |
Пожар! (Правила противопожарной безопасности). |
|
|
40 |
1 |
На воде и в лесу. |
февраль |
|
41 |
1 |
Опасные незнакомцы. |
|
|
42 |
1 |
Проект «Подробнее о лесных опасностях». Странички для любознательных. |
|
|
43 |
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Здоровье и безопасность". |
|
|
|
|
Раздел «Общение». (7 ч.) |
|
|
44 |
1 |
Наша дружная семья. |
|
|
45 |
1 |
В школе |
|
|
46 |
1 |
Правила вежливости |
|
|
47 |
1 |
Ты и твои друзья |
март |
|
48 |
1 |
Мы - зрители и пассажиры |
|
|
49 |
1 |
Проект « Родословная». Странички для любознательных. |
|
|
50 |
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Общение". |
|
|
|
|
Раздел "Путешествия" (18 ч.) |
|
|
51 |
1 |
Посмотри вокруг |
|
|
52 |
1 |
Ориентирование на местности. |
|
|
53 |
1 |
Ориентирование на местности по местным природным признакам |
|
|
54 |
1 |
Формы земной поверхности |
апрель |
|
55 |
1 |
Водные богатства нашей планеты |
|
|
56 |
1 |
В гости к весне. |
|
|
57 |
1 |
В гости к весне. |
|
|
58 |
1 |
Россия на карте. |
|
|
59 |
1 |
Путешествие по Москве |
|
|
60 |
1 |
Московский Кремль и Красная площадь. |
|
|
61 |
1 |
Город на Неве. |
май |
|
62 |
1 |
Земля на карте. |
|
|
63 |
1 |
Путешествие по материкам и частям света. |
|
|
64 |
1 |
Впереди лето. |
|
|
65 |
1 |
Страны мира. Проекты: «Города России», "Страны мира". Странички для любознательных. |
|
|
66 |
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Путешествия" |
|
|
67 |
1 |
Промежуточная аттестация |
|
|
68 |
1 |
Презентация проектов "Родословная", "Города России", "Страны мира" |
|
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира
3 класс
№ п/п |
Дата по плану |
Дата факти чески |
Тема урока |
Колич ество часов |
1 чет в. Как устроен мир 6 ч |
||||
1. |
С е н т я б р ь
О к т я б р ь
Н о я б р ь |
|
Природа. Природа Смоленской области. |
1 |
2. |
|
Человек. Жилища и предметы быта. |
1 |
|
3. |
|
Проект «Богатства, отданные людям». Наши земляки, прославившие родной край. |
1 |
|
4. |
|
Общество. Как одевались в старину? |
1 |
|
5. |
|
Что такое экология? |
1 |
|
6. |
|
Природа в опасности! Охрана природы родного края ( Смоленской области) |
1 |
|
7. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир?» |
1 |
|
|
* |
Эта удивительная природа 18 ч |
|
|
8. |
|
Тела, вещества, частицы. |
1 |
|
9. |
|
Разнообразие веществ. |
1 |
|
10. |
|
Воздух и его охрана. |
1 |
|
11. |
|
Вода. Водоемы Смоленской области |
1 |
|
12. |
|
Превращения и круговорот воды. |
1 |
|
13. |
|
Берегите воду! |
1 |
|
14. |
|
Что такое почва? |
1 |
|
15. |
|
Разнообразие растений. Растения Смоленской области. |
1 |
|
16. |
|
Солнце, растения и мы с вами. |
1 |
|
17. |
|
Размножение и развитие растений. |
1 |
|
18. |
|
Охрана растений. |
1 |
|
19. |
|
Разнообразие животных. Животные Смоленской области. |
1 |
|
20. |
|
Кто что ест? |
1 |
|
21. |
|
Проект «Разнообразие природы родного края» |
1 |
|
22. |
|
Размножение и развитие животных. |
1 |
|
23. |
ноябрь |
|
Охрана животных. |
1 |
24. |
Д е к а б |
|
В царстве грибов. Грибы Смоленской области. |
1 |
25. |
|
Великий круговорот жизни. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир?» |
1 |
|
|
р ь |
* |
Мы и наше здоровье 10 ч |
|
26. |
|
Организм человека. |
1 |
|
27. |
|
Органы чувств. |
1 |
|
28. |
|
Надежная защита организма. |
1 |
|
29. |
|
Опора тела и движение. |
1 |
|
30. |
|
Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Что ели наши предки. |
1 |
|
|
|
|
|
|
31. |
|
Дыхание и кровообращение. |
1 |
|
32. |
Я н в а р ь |
|
Умей предупреждать болезни. |
1 |
33. |
|
Здоровый образ жизни. Праздники, игры и хороводы на Смоленщине. |
1 |
|
34. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье.» |
1 |
|
35. |
|
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров.» |
1 |
|
|
* |
Наша безопасность 7 ч |
|
|
36. |
|
Огонь, вода и газ. |
1 |
|
37. |
|
Чтобы путь был счастливым. |
1 |
|
38. |
Ф е в р а л ь |
|
Дорожные знаки. |
1 |
39. |
|
Проект «Кто нас защищает?» |
1 |
|
40. |
|
Опасные места. |
1 |
|
41. |
|
Природа и наша безопасность. |
1 |
|
42. |
|
Экологическая безопасность. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность». |
1 |
|
|
|
* |
Чему учит экономика 12 ч |
|
43. |
М а р т
А п р е л ь |
|
Для чего нужна экономика. |
1 |
44. |
|
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
1 |
|
45. |
|
Полезные ископаемые. Полезные ископаемые в Смоленской области. |
1 |
|
46. |
|
Растениеводство. Растениеводство в Смоленской области. |
1 |
|
47. |
|
Животноводство. Животноводство в Смоленской области. |
1 |
|
48. |
|
Какая бывает промышленность? |
1 |
|
49. |
|
Проект «Экономика родного края». Памятники письменности на Смоленщине |
1 |
|
50. |
|
Что такое деньги? |
1 |
|
51. |
|
Государственный бюджет. |
1 |
|
52. |
|
Семейный бюджет. |
1 |
|
53. |
М а й |
|
Экономика и экология. |
1 |
54. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика?». |
1 |
|
|
* |
Путешествия по городам и странам 14 ч |
|
|
55. |
|
Золотое кольцо России. Храмы и монастыри Смоленщины. |
1 |
|
56. |
|
Золотое кольцо России. Храмы и монастыри Смоленщины. |
1 |
|
57. |
|
Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий». Культура Смоленщины сегодня. Подготовка к проекту» Смоленщина сегодня» |
1 |
|
58. |
|
Наши ближайшие соседи |
1 |
|
59. |
|
На севере Европы. |
1 |
|
60. |
|
Что такое Бенилюкс |
1 |
|
61. |
|
В центре Европы. |
1 |
|
62. |
|
|
По Франции и Великобритании . |
1 |
|
|
|
|
|
63. |
М а й |
|
По Франции и Великобритании . |
1 |
64. |
|
На юге Европы. |
1 |
|
65. |
|
По знаменитым местам мира. |
1 |
|
66. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия по городам и странам». |
1 |
|
67. |
|
Промежуточная аттестация |
1 |
|
68. |
|
|
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий», « Смоленщина сегодня» |
1 |
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира
4 класс
№ п/ п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Количест во часов |
Земля и человечество (9ч) |
||||
1. |
С Е Н Т Я Б Р Ь |
|
Мир глазами астронома. |
1 |
2. |
|
Планеты Солнечной системы. |
1 |
|
3. |
|
Звездное небо – Великая книга Природы |
1 |
|
4. |
|
Мир глазами географа. |
1 |
|
5. |
|
Мир глазами историка. |
1 |
|
6. |
|
Когда и где? |
1 |
|
7. |
|
Мир глазами эколога. |
1 |
|
8. |
О К Т. |
|
Сокровища Земли под охраной человечества |
1 |
9. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». |
1 |
|
Природа России (10 ч) |
||||
10. |
октябрь |
|
Равнины и горы России. |
1 |
11. |
|
Моря, озера и реки России |
1 |
|
12. |
|
Зона арктических пустынь |
1 |
|
13. |
|
Зона тундры |
1 |
|
14. |
|
Лесная зона России. Лес и человек |
1 |
|
15. |
Н О Я Б Р Ь |
|
Зона степей. |
1 |
16. |
|
Пустыни |
1 |
|
17. |
|
У Чёрного моря. |
1 |
|
18. |
|
Наши проекты .Заповедники и национальные парки России. |
1 |
|
19. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России». |
1 |
|
Родной край – часть большой стр аны(15 ч) |
||||
20. |
|
|
Наш край на карте Родины. |
1 |
21. |
Д Е К А Б Р Ь |
|
Формы земной поверхности в нашем крае. |
1 |
22. |
|
Водоёмы нашего края. |
1 |
|
23. |
|
Наши подземные богатства. |
1 |
|
24. |
|
Земля - кормилица. |
1 |
|
25. |
|
Жизнь леса. |
1 |
|
26. |
|
Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя. |
1 |
|
27. |
|
Жизнь луга. |
1 |
|
28. |
|
Растения и животные луга.
|
1 |
|
29. |
|
|
Жизнь пресного водоёма. |
1 |
|
Я Н В А Р Ь |
|
|
|
30. |
|
Растения и животные пресного водоёма. |
1 |
|
31. |
|
Растениеводство в нашем крае, его отрасли |
1 |
|
32. |
|
Незаметные защитники урожая |
1 |
|
33. |
|
Животноводство |
1 |
|
34. |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть родной страны». |
1 |
|
Страницы всемирной истории ( 5 ч). |
||||
35. |
Ф Е В Р А Л Ь |
|
Начало истории человечества. |
1 |
36. |
|
Мир древности: далёкий и близкий. |
1 |
|
37. |
|
Средние века: время рыцарей и замков. |
1 |
|
38. |
|
Новое время: встреча Европы и Америки |
1 |
|
39. |
|
Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории ». |
1 |
|
Страницы истории России(20 ч) |
||||
40. |
|
|
Жизнь древних славян. Наши предки. «Из варяг в греки». |
1 |
41. |
|
Во времена Древней Руси. Крещение Руси. |
1 |
|
42. |
|
Страна городов. Города Смоленщины. |
1 |
|
43. |
|
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
1 |
|
44. |
М А Р Т
|
|
Трудные времена на Русской земле. |
1 |
45. |
|
Русь расправляет крылья |
1 |
|
46. |
|
Куликовская битва |
1 |
|
47. |
|
Иван Третий. |
1 |
|
48. |
|
Мастера печатных дел. |
1 |
|
49. |
|
Патриоты России. Смоленская крепостная стена |
1 |
|
50. |
|
Пётр Великий. |
1 |
|
51. |
А П Р Е Л Ь
|
|
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
52. |
|
Екатерина Великая. |
1 |
|
53. |
|
Отечественная война 1812 года. Военное прошлое Смоленщины |
1 |
|
54. |
|
Страницы истории Россия в XIX века. Наши земляки: М. И. Глинка, П.С.Нахимов, Н.М.Пржевальский. |
1 |
|
55. |
|
Россия вступает в XX век |
1 |
|
56. |
|
Страницы истории в 20–30-е годы XX века |
1 |
|
57. |
|
Великая война. Места боевой славы Смоленщины. |
1 |
|
58. |
|
Страна, открывшая путь в космос. Наши земляки. Ю.А. Гагарин. |
1 |
|
59. |
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории Отечества». |
1 |
Современная Россия ( 9 ч) |
||||
60. |
|
|
Основной закон России и права человека. |
1 |
61 |
М А Й
|
|
Промежуточная аттестация |
1 |
62 |
|
« Дети имеют право на особую заботу и помощь» |
1 |
|
63 |
|
Мы – граждане России. |
1 |
|
64 |
|
Славные символы России. Герб и флаг Смоленской области |
1 |
|
65. |
|
Такие разные праздники. |
1 |
|
66. |
|
Путешествие по России. |
1 |
|
67 |
|
Путешествие по России.. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». |
1 |
|
68 |
|
|
Наши проекты «Календарь праздников моей семьи», «Наш край в годы Великой Отечественной войны» и др. |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.