Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора
___________ Дружинина Е.К..
«___»_________ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 МИНЕРАЛОГИЯ, ПЕТРОГРАФИЯ И СТРУКТУРНАЯ ГЕОЛОГИЯ
Специальность: |
21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» |
Форма обучения: |
Очная |
Рекомендована методическим советом
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Заключение методического совета,
протокол №___ от «____»_____ 2024 г.
председатель методсовета
______________ /Дружинина Е.К./
Бодайбо, 2024 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины ОП.05 Полезные ископаемые, минералогия и петрография и требованиями на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 26.07.2022 г. № 611 и утверждено протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 21.00.00 от 25.10.2022 № 3 Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ, приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-40 от 08.02.2023 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация техник - геолог
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчик:
Высотина Ольга Анатольевна преподаватель специальных дисциплин
Рецензент:
Рассмотрены и утверждены П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин
Протокол № __ от «__» ____________ 2024 года
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
9 |
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 МИНЕРАЛОГИЯ, ПЕТРОГРАФИЯ И СТРУКТУРНАЯ ГЕОЛОГИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная
дисциплина «Минералогия, петрография и структурная геология» является
обязательной частью общепрофессионального цикла; образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.13 Геологическая съемка,
поиски и разведка месторождений полезных ископаемых.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01,02, 03, 04, 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.8, 2.1-2.5, 3.1-3.4, 4.1-4.6 |
- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности - распознавать горные породы по условиям образования - определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру, главные породообразующие минералы и горные породы - определять физические свойства и морфологию минералов - описывать горные породы и давать им полевое определение.
|
- значение полезных ископаемых в профессиональной деятельности. - иметь представление о геологических процессах, формирующих места полезных ископаемых - четко представлять формы тел разных ископаемых, определяющих способы разведки - иметь представление о метасоматических процессах, сопровождающих образование эндогенных м.п.и - знать эндогенные процессы, ведущие к формированию о м.п.и - четко разбираться в типах околорудно-измененных пород при осуществлении геологической документации горно-разведочных выработок - иметь представление об основных генетических и промышленных типах м.п.и ДВФО РФ - свойства кристаллического вещества, его строение и методы исследования - диагностические признаки основных минералов и горных пород - классификацию минералов и горных пород |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
162 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
|
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
58 |
практические занятия |
50 |
Самостоятельная работа[1] |
54 |
Промежуточная аттестация Экзамен |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад.ч. |
Коды компетенций и личностных результатов[2], формированию которых способствует элемент программы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тема 1. Минералогия и петрография |
Содержание учебного материала |
48/16 |
|
|
1 |
Общая характеристика полезных ископаемых. Земная кора. Её строение и состав. Понятие о месторождении. Требования к нему. Морфология: структура рудных полей и месторождений. Вещественный состав полезных ископаемых. Графическое изображение форм тел полезных ископаемых. Кларки основных химических элементов: Sj,O,Na,K,Ca,Mg..(всего 30 элементов) |
4 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.8, 2.1-2.5, 3.1-3.4, 4.1-4.6 |
|
2 |
Эндогенные месторождения. Эндогенные месторождения магматогенного происхождения. Магматические месторождения. Пегматитовые месторождения. Эндогенные месторождения. Постмагматические месторождения: метасоматоз, околорудные изменения. Контактово-метасоматические и гидротермальные месторождения. |
4 |
||
3 |
Месторождения неясного генезиса: Карбонатитовые месторождения. Стратиформные месторождения. Колчеданные месторождения. Зона окисления: Зональность гидрологической обстановки. Вторичная зональность. Вторичная зональность сульфидных месторождений.
|
4 |
||
4 |
Экзогенные месторождения: Механические осадки. Россыпи. Химические осадки. Биохимические осадки. Схемы углеобразования, строение угленосных бассейнов |
4 |
||
5 |
Экзогенные - эндогенные месторождения. Месторождения океанического дна. Гидротермально-осадочные образования. Горные металлы: Характеристика и образование горных металлов. Строение основных месторождений |
4 |
||
6 |
Цветные и благородные металлы. |
6 |
||
7 |
Химическое сырье: генезис и условия образования, виды и разновидности. Угли |
6 |
||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
16 |
|||
Лабораторная работа № 1 Определение метасоматических горных пород |
4 |
|||
Лабораторная работа № 2 Определение околорудных изменений |
4 |
|||
Лабораторная работа № 3 Определение вещественного состава различных полезных ископаемых |
8 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|||
Тема 2. Структурная геология |
Содержание учебного материала |
60/34 |
||
1 |
Содержание, задачи структурной геологии и геологического картирования. Теоретическое и практическое значение; связь с другими науками. Краткая история развития структурной геологии и геологического картирования. |
2 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.8, 2.1-2.5, 3.1-3.4, 4.1-4.6 |
|
2 |
Методы структурной геологии и геологического картирования. Классификация и характеристика геологических съемок. Этапы и стадии проведения ГРР. Аэрометоды при геологическом картировании. Краткие сведения об аэрометодах. Виды аэросъемок. Виды аэрофотоматериалов. Геологическое дешифрирование. Принципы классификации структурных форм. Деформации горных пород. |
2 |
||
3 |
Формы залегания осадочных пород. Слой и его элементы. Фация. Слоистость, слоистые комплексы и происхождение. Морфологические признаки слоя и слоистости. Наблюдение в поле. Структуры согласного и несогласного залегания: Стратиграфические несогласия. Строение поверхности несогласия. Критерии установления. Тектонические несогласия. Прослеживание несогласий в поле и изображение их на геологических картах и разрезе. Понятие о горизонтальном залегании слоев. Изображение горизонтально залегающих слоев на аэрофотоснимках, геологической карте и разрезе. Измерение мощности горизонтального слоя. Наклонное залегание слоев. Краткая характеристика. Элементы залегания. Изображение наклонного залегания на аэрофотоснимках, геологической карте и разреза. Складчатые формы залегания. Характеристика. Складки и их элементы. Флексуры. |
6 |
||
4 |
Разрывные тектонические нарушения. Особые формы залегания осадочных горных пород. Формы залегания магматических горных пород |
4 |
||
5 |
Формы залегания метаморфических пород |
4 |
||
6 |
Формирование земной коры в палеохроне |
4 |
||
7 |
Формирование земной коры в неохроне |
4 |
||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
|||
Лабораторная работа № 4 Построение геологической карты с горизонтальным залеганием горных пород на топографической основе |
14 |
|||
Лабораторная работа № 5 Составление стратиграфической колонки к геологической карте с горизонтальным залеганием горных пород |
6 |
|||
Лабораторная работа № 6 Построение геологического разреза к геологической карте с горизонтальным залеганием горных пород |
10 |
|||
Лабораторная работа № 7 Построение розы-диаграммы трещиноватости. Работа с геологическими картами |
4 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|||
Промежуточная аттестация |
|
|||
Всего |
108/162 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Минералогии, петрографии и структурной геологии»,оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.2 Примерной рабочей программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Милютин, А. Г.Геология в 2 кн. Книга 1: учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Милютин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 262 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06035-5.
2. Милютин, А. Г.Геология в 2 кн. Книга 2: учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Милютин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 287 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06037-9.
3.2.2. Основныепечатные издания
1.Гаськов, И. В. Основы поисков месторождений полезных ископаемых: учебное пособие для СПО / И. В. Гаськов. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 125 c. — ISBN 978-5-4488-0804-3, 978-5-4497-0468-9. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/96024
2. Сальников, В. Н. Геология. В 2 частях. Ч. 1: учебное пособие для СПО / В. Н. Сальников. — Саратов: Профобразование, 2021. — 383 c. — ISBN 978-5-4488-0923-1 (ч. 1), 978-5-4488-0948-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99925
3. Сальников, В. Н. Геология. В 2 частях. Ч. 2: учебное пособие для СПО / В. Н. Сальников. — Саратов: Профобразование, 2021. — 237 c. — ISBN 978-5-4488-0924-8 (ч. 2), 978-5-4488-0948-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99926
4. Милютин, А. Г.Геология в 2 кн. Книга 1: учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Милютин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 262 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06035-5. — Текс: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455161 (дата обращения: 05.03.2022).
5. Милютин, А. Г.Геология в 2 кн. Книга 2: учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Милютин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 287 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06037-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455163 (дата обращения: 05.03.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1 Фомин, А. Н. Основы геологии и петрологии твердых горючих ископаемых: учебное пособие для СПО / А. Н. Фомин. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 223 c. — ISBN 978-5-4488-0824-1, 978-5-4497-0492-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/96021
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения[3] |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины |
||
Знать: - значение полезных ископаемых в профессиональной деятельности. - иметь представление о геологических процессах, формирующих места полезных ископаемых - четко представлять формы тел разных ископаемых, определяющих способы разведки - иметь представление о метасоматических процессах, сопровождающих образование эндогенных м.п.и - знать эндогенные процессы, ведущие к формированию о м.п.и - четко разбираться в типах околорудно-измененных пород при осуществлении геологической документации горно-разведочных выработок - иметь представление об основных генетических и промышленных типах м.п.и ДВФО РФ - свойства кристаллического вещества, его строение и методы исследования - диагностические признаки основных минералов и горных пород - классификацию минералов и горных пород
|
владеет профессиональной терминологией; демонстрирует системные знания о полезных ископаемых, минералах и горных породах; демонстрирует системные знания о геологических процессах в целом; демонстрирует системные знания о метасоматических процессах; об эндогенных процессах; демонстрирует системные знания о типах околорудно-измененных пород при осуществлении геологической документации горно-разведочных выработок |
- наблюдение и анализ деятельности обучающихся в процессе беседы; - оценка подготовки сообщения и выступления по темам; - анализ полученных знаний в процессе устного и письменного опроса; - оценка качества знаний при выполнении контрольных работ, домашних заданий. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины |
||
Уметь: - решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности - распознавать горные породы по условиям образования - определять по диагностическим признакам вещественный состав, структуру, текстуру, главные породообразующие минералы и горные породы - определять физические свойства и морфологию минералов - описывать горные породы и давать им полевое определение.
|
- демонстрирует умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; - владеет навыками определенияпо диагностическим признакам вещественного состава, структуры, текстуры, главных породообразующих минералов и горных пород; демонстрирует умение распознавать горные породы по условиям образования; демонстрирует умение определять физические свойства и морфологию минералов; - способен определить физические свойства и морфологию минералов, описать горные породы и дать им полевое определение.
|
- наблюдение и анализ деятельности обучающихся в процессе выполнения практически занятий; - оценка качества выполнения практических занятий |
Скачано с www.znanio.ru
[1]Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
[2] В соответствии с Приложением 3 ПОП.
[3] В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.