Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования № 62
г.Старая Купавна, Богородский городской округ, Московская область
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
Л.А.Игнатьева.
Приказ №_______от________2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
базового уровня обучения
учащихся 6 в класс
Составитель рабочей программы :
Ткаченко Александр Сергеевич
первая квалификационная категория
2021г.
Пояснительная записка
Основные идеи программы
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. [17, с.23].
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности -- это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Новая
российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором,
обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и
гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. [17, с.23].
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [17, с.18].
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание должно стать основой для организации образовательного процесса в школе.
Целью
образовательного процесса должен стать национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Основной целью курса внеурочной деятельности Основы православной культуры
является воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через приобщение к
духовному опыту, основанному на традициях Православия.
В настоящее время в образовательном процессе реализуется достаточное количество авторских программ по Основам православной культуры. На районном методическом объединении учителей ОПК, ДКП, ОРКСЭ (прот.№4 от 25.08.2015года) было рекомендовано использовать в учебном процессе для преподавания предмета ОПК УМК протоиерея Виктора Дорофеева и О. Л. Янушкявичене , так как программа протоиерея Виктора Дорофеева и О. Л. Янушкявичене имеет достаточный срок апробации в системе образования, хорошие результаты реализации, преподаётся в большинстве школ Ногинского района. Нами эта программа реализуется в образовательном учреждении 7 лет в качестве авторской, на основе которой разрабатываются рабочие программы педагогами школы, для преподавания курса основ православной культуры во 2 и 3 классах. При этом следует использовать учебное пособие для 1 класса – на первом году обучения ОПК, для 2 класса – на втором году обучения, для 3 класса- на третьем году обучения, для 4 класса- на четвёртом году обучения. В 4 классе курс ОПК имеет свои закономерным продолжением курс Основ религиозной культуры и светской этики (модуль ОПК по выбору родительской общественности). В 5 классе содержание курса основ православной культуры впервые реализуется через занятия внеурочной деятельностью. Так как во 2 и 3 классах преподавание ОПК строится на основе программы протоиерея Виктора Дорофеева в соавторстве с О. Л. Янушкявичене для 1 –го года обучения (программа модифицирована и адаптирована к условиям образовательного процесса в МБОУ БООШ № 53), в 5 классе дети знакомятся с содержанием 2-го года обучения по вышеназванной программе. Форма внеурочной деятельности, в рамках которой реализуется программа – кружок «Тайны человеческой души» ( как часть воспитательной программы внеурочной деятельности для учащихся 5 класса «Открываем тайны»).
Общая характеристика курса
Педагогические технологии, применяемые при освоении обучающимися программы.
При работе по программе следует внимательно отнестись к выбору педагогических технологий работы со школьниками. На современном этапе модернизации школьного образования приоритетными становятся технологии, применение которых позволяет достичь главного результата образовательной деятельности – формирование активного, желающего и умеющего действовать в современном мире человека с активной, сориентированной на нравственные идеалы и ценности, жизненной позицией. Педагогические технологии, с помощью которых педагог будет достигать образовательных результатов, соответственно должны быть сориентированы, прежде всего, на активную деятельность самого ребёнка. Планируемые результаты освоения программы только тогда будут достигнуты, когда педагог будет отбирать для занятия соответствующие технологии. Кроме того, следует помнить, что ребёнок младшего школьного возраста, а тем более находящийся на этапе перехода от одной возрастной ступени к другой – человек действия, с хорошо развитым наглядно-образным мышлением и формирующимся – словесно-логическим.
Наиболее эффективными технологиями, работающими на присвоение содержания, заложенного в программе, можно назвать следующие.
1. Игровые технологии.
Для начальной школы эта технология не нова. Игра – один из основных видов деятельности человека, в дошкольном возрасте – ведущий. Но и в школе при опоре на этот вид деятельности можно достичь хороших результатов. Когда мы определяем, что в какой-то момент занятия используем игровую технологию, следует учесть основные черты игры:
· Свободная деятельность, приносящая удовольствие
· Творчество, импровизация
· Эмоциональная приподнятость
· Наличие правил
Если же мы организовываем игру как деятельность на занятии, следует помнить, что:
· Должны быть определены цели, выбор способов действия, анализ результатов
· Игроки принимают на себя роли и производят игровые действия как реализацию этих ролей.
2. Технология проблемного обучения.
Основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952). Сегодня под проблемным обучением понимается создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, развитие и воспитание личности ребёнка.
Условиями успешности применения данной технологии являются:
· Проблематизация материала (Знания – дети удивления и любопытства (Луи де Бройль))
· Активность ребёнка (знания должны усваиваться «с аппетитом»)
· Связь обучения с жизнью ребёнка
3. Групповые технологии.
Эта технология требует разделения группы детей на подгруппы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать, представить найденный совместно результат. Эта работа лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей, открывает большие возможности для кооперирования усилий, обладает мощным воспитательным потенциалом. При применении технологии важно учесть, что руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно обогащать и дополнять друг друга.
Разумеется, традиционные методы, такие как рассказ учителя, просмотр визуального ряда, иллюстрирующего материал, фронтальная беседа на повторение усвоенного содержания, тоже могут быть достаточно эффективны. Сегодня они объединяются специалистами в общую группу, относящуюся к понятию «традиционное обучение». Но при умелом сочетании инновационных технологий и традиционных методов планируемые результаты вполне достижимы.
Задачи курса, заявленные в авторской программе
1. Ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.
2. Изложение православной точки зрения на все вопросы Бытия, знакомство с системой нравственных норм Православия.
3. Объяснение с позитивных позиций различия разных религий, воспитание толерантности, веротерпимости, уважения к другим народам и религиям.
Задачи программы
1. Формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений между людьми, закреплённых в традиционной культуре.
2. Развитие нравственных качеств и эмоционально-ценностного отношения к нравственным поступкам в повседневной жизни.
3. Развитие умения поступать в повседневной жизни с ориентацией на духовно-нравственные ценности, анализировать свои поступки в части их нравственной составляющей.
4. Развитие креативности мышления, воображения, памяти, формирование словесно-логического компонента мышления, коммуникативных навыков.
5. Развитие эстетических чувств, эмоционально - ценностного отношения к произведениям православного искусства, художественным образам и художественным средствам выразительности, представленным в них.
6. Развитие практических творческих способностей школьников.
Программа составлена на основе идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников [14], Приложения к Письму Министерства Образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» [12], педагогической и методической литературы, подготовленной издательством «Просвещение» в рамках введения ФГОС [1, 2, 3, 7] с использованием дополнительной педагогической литературы по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Требования к уровню усвоения программы
Требования к
уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием
образования по учебному предмету «Православная культура»» (Приложение к письму
Министерства образования Российской Федерации
органам управления образованием субъектов Российской Федерации
от 22.10.2002 №14-52-876 ин / 16)
Место в образовательном процессе
Программа рассчитана на 34 занятия в течение одного года обучения (6класс) 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
1. Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
2. Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
3. Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
4. Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
5. Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
6. Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие
обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя
организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших
школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в
рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется
на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, традиционных, закреплённых в культурных и религиозных традициях, нормах поведения и образа мыслей и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с руководителем занятий как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение школьниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Достижения третьего уровня результатов является прогностическим в рамках реализации программы и будет продолжено на занятиях духовно-нравственного цикла в последующие годы обучения детей в школе. Но и на занятиях по данной программе следует стремиться к переходу на третий уровень результатов как закономерно завершающий триаду системы воспитательных результатов и эффектов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Предметные результаты освоения программы.
1. Усвоение основных понятий православной культуры (14, с.17)
2. Умение увидеть проявление названных христианских категорий в повседневной жизни.
3. Умение отнести проявления душевной и духовной жизни человека к той или иной этической категории.
4. Умение «примерять» на свою жизнь христианские этические категории , о которых говорилось на уроках, руководствоваться в своей жизни знаниями категорий христианской этики.
Личностные результаты освоения программы
1. Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении этическим христианским нормам.
2. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
3. Личная ответственность за свои поступки, анализ их с точки зрения христианской нравственности.
Метапредметные результаты освоения программы
1. Самостоятельное выделение и формулирование проблемы, которую необходимо решить.
2. Самостоятельное выстраивание алгоритмов деятельности при решении проблем различного характера.
3. Рефлексия способов и условия действий, достигнутых результатов
4. Использоватние знаково-символических средств при решении проблем (в том числе схем, моделей)
5. Моделирование, то есть выделение и обощённое фиксирование групп существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
6. Умение мыслить логически: анализировать объекты, стороны социальной и предметной действительности, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.
7. Построение рассуждений на основе произведенных логических действий.
8. Проявление активности во взаимодействии для решения познавательных и практических задач.
9. Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.
10. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество.
Содержание тем учебного курса
Представлено в авторской программе «Основы православной культуры» (14, с.26-29).
Тематическое планирование
По учебному плану школы на изучение программы внеурочной деятельности «Тайны человеческой души» в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 уч. часа в год, что совпадает с количеством часов, соотнесённых с годовым календарным учебным графиком.
Автором программы обозначены содержательные линии программы. Эти линии реализуются через материал конкретных занятий, при этом на одном занятии может быть рассмотрен материал, раскрывающий содержание разных линий. Для удобства представления рабочей программы в тематическом планировании отдельные занятия соотнесены с содержательными линиями по принципу наиболее полного соответствия той или иной линии (с опорой на авторскую программу)
п/п |
Наименование тематических блоков в соответствии с авторской программой |
Всего часов |
Примечание |
|
1 |
История православной религии и культуры |
5 |
Занятие 3, 17, 18, 21, 27, |
|
2 |
Письменная культура Православия |
15 |
Занятие 5, 6, 7, 8, 14,16, 19, 20, 22, 23, 24, 30, 31, 32, 33 |
|
3 |
Православный образ жизни |
13 |
Занятие 1, 2, 4, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 25, 26, 28, 29, |
|
4 |
Обобщение |
1 |
Занятие 34 |
|
Итого: |
34 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (68 часов, 1 час в неделю)
№ |
Наименование разделов и тем |
Характеристика деятельности школьников на занятии |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
||||
1 триместр 01.09.2020 – 04.10.2020 |
||||||||
1 |
Православный календарь. Память о святых каждого дня. |
Чтение текста. Рассматривание иллюстраций и слайдов. Обсуждение личного опыта (фронтально и в парах). Рассматривание вариантов православных календарей (работа в парах), анализ, сравнение, формулировка выводов о том, чем отличается календарь православный от привычного светского. Участие в обсуждении вопроса о том, кто такие святые, высказывание своего мнения, выслушивание мнения одноклассников. Обсуждение информации, полученной от учителя, о личных святых покровителях. Практическая работа с индивидуальным раздаточным материалом «Сравнение: Ангел-хранитель и святой покровитель». Составление таблицы «Лики святости». Саморефлексия работы на занятии: «Оказывается…» |
1.09.2020 – 04.09.2020 |
|
||||
2 |
Понятие праздничного дня в Православной Церкви. Великие и малые праздники. Праздник воскресного дня |
Участие в обсуждение вопроса: «Что такое праздничный день, зачем он нужен», работа с этимологией слова «праздник». Высказывание своего мнения о времяпровождении праздничного дня. Составление «Анонса праздников моей семьи». Сравнение представления о празднике в Церкви и в быту. Просмотр слайдов. Чтение текста. Составление схемы «Праздники Православной Церкви». Саморефлексия работы на занятии: «Оказывается…» |
07.09.2020 - 11.09.2020 |
|
||||
3 |
Воздвижение Животворящего Креста Господня. Равноапостольные Константин и Елена. |
Составление вопросов по материалу прошлого занятия для взаимопроверки. Просмотр слайдов по теме «Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня». Обсуждение вопроса: «Почему Крест – орудие казни – стал для христиан святыней?». Изучение жития равноапостольных Константина и Елены. Обсуждение вопроса в группах и формулировка ответа на вопрос: «Почему равноапостольные Константин и Елена - святые?» Саморефлексия работы на занятии: «Я теперь знаю…» |
14.09.2020 – 18.09.2020 |
|
||||
4 |
Покров Пресвятой богородицы. Покров Божией Матери над Россией. |
Обсуждение этимологии слова «покров». Изучение истории праздника (просмотр слайдов, рассказ учителя, чтение текста). Работа в группах: составление «Словаря праздника». Участие в обсуждении вопроса, почему событие, произошедшее в Византии, стало праздником Святой Руси. Индивидуальная творческая работа: написание письма другу «Я хочу тебе рассказать об одном русском празднике…» |
21.09.2020 – 25.09.2020 |
|
||||
5 |
Лики святых. Пророческое служение. Пророк Илия. |
Работа с таблицей «Лики святости»: формулировка темы. Восстановление изученного в 2-4 классах в фронтальной беседе-обсуждении: кто такие пророки, когда они жили, в чём заключался их подвиг святости. Просмотр мультфильма «Ветхий Завет. Пророк Илия». Обсуждение вопроса: почему пророк Илия – любимый пророк русских людей? Просмотр слайдов об истории Мамонтовской Ильинской церкви (краеведческий материал). Участие в обсуждении вопроса: чему учит нас своим житием пророк Божий Илия? Творческая работа: «У каждого - своя гора Кармил…» |
28.09.2020 – 02.10.2020 |
|
||||
12.10.2020 – 15.11.2020 |
||||||||
6 |
Лики святых. Апостолы Христовы. Апостол и евангелист Иоанн Богослов. |
Работа с таблицей «Лики святости»: формулировка темы. Восстановление изученного в 2-4 классах в фронтальной беседе-обсуждении: кто такие апостолы. Обсуждение вопроса: «Зачем Христу были нужны ученики?» Просмотр слайдов «Апостол Иоанн - любимый ученик Христа». Обсуждение этимологии слова «Богослов». Работа с распечаткой «Состав Библии» в парах: выписывание названий книг, составляющих Новый Завет. Формулировка вывода: почему ученик Иоанн – апостол, евангелист, Богослов? |
12.10.2020 – 16.10.2020 |
|
||||
7 |
Лики святых. Апостольское служение на Руси. Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Крещение Руси. |
Составление вопросов по материалу прошлого занятия для взаимопроверки. Обсуждение вопроса, высказывание собственного мнения: могли ли быть и были ли апостолы на Руси. Работа с этимологией слова «равноапостольный». Обсуждение в парах: в чём мог заключаться подвиг равноапостольных святых. Смысловое чтение текста «Житие княгини Ольги». Выписывание непонятных исторических и богословских терминов. Обсуждение. Просмотр презентации «Князь Владимир – Креститель Руси». Составление в группах сравнительной таблицы «Ольга – Владимир – Константин». Саморефлексия работы на занятии: «Оказывается…» |
19.10.2020 – 23.10.2020 |
|
||||
8 |
Лики святых. Преподобные. Преподобный Сергий Радонежский. |
Работа с таблицей «Лики святости»: формулировка темы. Работа с этимологией слова «преподобные». Рассказ учителя о появление в христианстве монашеского служения. Обсуждение вопроса: монашество – свет миру? Знакомство с житием преподобного Сергия, просмотр презентации, книжной выставки. Работа в группах: 3 доказательства истинности высказывания «Преподобный Сергий – игумен Русской земли». Задание по выбору темы проекта (защита в конце года) («Моё святое имя», «Мой святой покровитель», «Икона в моём доме», «Я хочу рассказать об одном святом человеке»). |
26.10.2020 – 30.10.202 |
|
||||
9 |
Иконы. Лик. Нимб. Особенности написания икон. Нерукотворный образ Христа. |
Просмотр визуального ряда «Византийская и русская иконопись». Обсуждение вопроса с опорой на иллюстрации «Отличие иконы от картины». Знакомство с историей появления Нерукотворного образа Христа. Работа в группах: составление путеводителя иконы. |
02.11.2020 – 06.11.2020 |
|
||||
10 |
Казанская икона Божией Матери. Исторические события, связанные с ней. |
Просмотр презентации «История Казанской иконы Божией Матери». Чтение исторических текстов ( с предварительным составлением из фрагментов в «свиток») в подгруппах. Защита фактов под темой «Казанская икона – хранительница Руси». |
09.11.2020 – 13.11.202 |
|
||||
2 триместр 23.11.2020 – 31.12.2020 |
||||||||
11 |
Владимирская и Иверская иконы Божией Матери. Владимирская икона в истории Руси. |
Просмотр презентаций «История Владимирской иконы Божией Матери», «Иверская икона – Вратарница Православия». Сравнение истории различных икон, формулировка выводов: почему эти иконы особо почитаемы на Руси? Просмотр мультфильма «Путеводительница». Домашнее задание ( по желанию): икона в моём доме (рассказ, представление, презентация) |
23.11.2020 – 27.11.2020 |
|
||||
12 |
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Падение части ангелов. Ангел- Хранитель. |
Выступление детей, подготовивших домашнее задание. Работа в парах с распечатками по классификации «Что я знаю о Небесных Силах бесплотных». Смысловое чтение текста с выделением новой для учащихся информации. Просмотр презентации «Падение ангелов». Творческая работа «Мой ангел-хранитель: какой он». |
30.11.2020 – 04.12.2020 |
|
||||
13 |
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Назначение мужчины и женщины в обычной жизни, в семье. |
Смысловое чтение текста об истории праздника, выделение новой информации, оформление в таблицу. Знакомство с иконографией праздника через просмотр презентации. Обсуждении е проблемного вопроса: почему Дева Мария могла находится в Святая Святых, а обычная женщина не может? Саморефлексия работы на занятии: «Оказывается…» |
07.12.2020 – 11.12.2020
|
|
||||
14 |
Лики святых. Святой благоверный Александр Невский. |
Работа с таблицей «Лики святости»: формулировка темы. Работа с этимологией понятия «благоверные князья». Обсуждение проблемного вопроса: в чём может быть подвиг князя перед людьми, а в чём – перед Богом? Прослушивание аудиозаписи « житие князя Александра». Домашнее задание: подготовить информацию (по желанию) о других благоверных князьях - Дмитрии Донском, Данииле Московском. |
14.12.2020 – 18.12.2020 |
|
||||
15 |
Лики святых. Святитель Николай, чудотворец. Любовь русского народа к святителю. |
Работа с таблицей «Лики святости»: формулировка темы. Работа с этимологией понятия «святитель». Обсуждение вопроса: кто такие чудотворцы? Просмотр презентации «Святитель Николай – любимый святой Руси». Работа в парах с раздаточным материалом «О чудесах святителя Николая», представление результата работы перед классом. Рассказ учителя о I Вселенском соборе и его значении, роли святителя Николая в отстаивании истины. Обсуждение проблемного вопроса: может ли добро быть «с кулаками»? Саморефлексия работы на занятии: «Оказывается…». Домашнее задание для учащихся (по желанию): жизнь и подвиг батюшки Иоанна (Кронштадтского) |
21.12.2020 – 25.12.2020
28.12.2020 – 31.12.2020 |
|
||||
11.01.2021 – 21.02.2021 |
||||||||
16 |
Лики святых. Праведный Иоанн Кронштадтский. |
Работа с таблицей «Лики святости»: формулировка темы. Работа с этимологией понятия «праведный». Представление жития святого учащимися ( с предварительной подготовкой). Обсуждение проблемного вопроса: что такое истинный подвиг? Творческая работа - письмо другу «Я хочу рассказать тебе о тихом подвиге одного человека…» |
11.01.2021 – 15.01.2021 |
|
||||
17 |
Ожидание Спасителя людьми. Новый завет. Рождество Иисуса Христа. |
Восстановление схемы «Путь человечества к Богу» , выделение на схеме ключевых моментов взаимоотношений человека и Бога (ветхозаветные и новозаветные события). Работа в группах с книгопечатной продукцией (книги Нового Завета, Евангелия) – смысловое выборочное чтение, нахождение информации. Знакомство с иконографией праздника, песнопениями через просмотр презентации. |
18.01.2021 – 22.01.2021
|
|
||||
18 |
Богоявление Господне (Крещение). |
Просмотр фильма из серии «Закон Божий. Новый Завет». Обсуждение проблемного вопроса: зачем принял Крещение Богочеловек Иисус Христос? Знакомство с личностью Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, через чтение текста и составление вопросов к тексту. |
25.01.2021 – 29.01.2021 |
|
||||
19 |
Лики святых. О юродстве Христа ради. Блаженная Ксения Петербургская. Блаженная Матрона Московская. |
Работа с таблицей «Лики святости»: формулировка темы. Работа с этимологией слов «блаженный, юродивый». Чтение отрывков из произведений русских писателей (И. Шмелёва, священника Ярослава Шипова «Святой») об отношении на Руси к блаженным, юродивым. Подготовка рассказа для знакомства класса с житиями святых по группам (блаженная Ксения, блаженная Матрона). Составление сравнительной таблицы. |
01.02.2021 – 05.02.2021 |
|
||||
20 |
Лики святых. Собор новомучеников и исповедников Российских. |
Работа с таблицей «Лики святости»: формулировка темы. Работа с этимологией слова «мученик», перевод с греческого. Обсуждение вопроса, свидетелями чего являются мученики. Работа с текстами житий мучеников первых веков христианства в парах: смысловое выборочное чтение, коллективное заполнение таблицы. Просмотр презентации «Новомученики и исповедники Российские. Новомученики Богородские». Рассказ о священномученике Константине Богородском. Саморефлексия работы на занятии: «Я теперь знаю…» |
08.02.2021 – 12.02.2021 |
|
||||
21 |
Сретение Господне. Понятие жертвы. Присутствие жертвы во всех истинных отношениях. |
Просмотр фильма из серии «Закон Божий. Новый Завет. Сретение Господне», обсуждение, формулировка смысла праздника. Проблемный диалог: понятие жертвы, жертва как проявление истинной любви. Творческая мини-работа «Я люблю – значит, жертвую» |
15.02.2021 – 19.02.2021
|
|
||||
3 триместр 01.03.2021 – 11.04.2021 |
||||||||
22 |
Великий пост. Неделя о мытаре и фарисее. Настоящее покаяние. |
Участие в диалоге: зачем нужен пост. Просмотр сюжета из цикла «Православный календарь. Великий пост». Начало составления альбома «Путь к Пасхе»: работа с индивидуальными распечатками (Лествица Великого поста). Просмотр презентации «Притча о мытаре и фарисее». Чтение текста притчи, выделение смысла притчи. Формулировка переносного значения слов «мытарь», «фарисей» в современной жизни. Мини-творческая работа – ответ на вопрос с последующим обсуждением «Все ли мытари каются? Все ли фарисеи гордятся? Какое покаяние истинное?» |
01.03.2021 – 05.03.2021 |
|
||||
23 |
Неделя о блудном сыне. |
Просмотр сюжета из цикла «Православный календарь» «Неделя о блудном сыне» с последующим обсуждением. Формулировка ответов на вопрос: что такое самостоятельность? Почему мы к ней стремимся? Почему потом приходится «пасти свиней? Работа по оформлению альбома «Путь к пасхе» (наклеивание распечаток с иллюстрациями для раскрашивания). |
08.03.2021 – 12.03.2021 |
|
||||
24 |
Неделя о Страшном суде. Значимость самого маленького поступка. |
Просмотр презентации «Неделя о Страшном суде». Обсуждение вопроса значимости самого малого доброго поступка и самого малого плохого поступка. Мини-творческая работа «Инструкция для тех. Кто хочет быть с Богом: как вырастить Цветок Добра…» Работа с альбомами «Путь к пасхе» (наклеивание распечаток с иллюстрациями для раскрашивания). Участие в диалоге о Масленичной неделе. |
15.03.2021 – 19.03.2021 |
|
||||
25 |
Прощёное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания. |
Участие в диалоге-повторении «Что я знаю о грехопадении...» Прослушивание песнопения иеромонаха Романа «Плач Адама», обсуждение вопроса :всех ли можно простить? Почему святые считали себя грешниками? Просмотр сюжета из цикла «Православный календарь. Прощёное воскресенье». Работа с альбомами «Путь к пасхе» (наклеивание распечаток с иллюстрациями для раскрашивания). |
22.03.2021 – 26.03.2021 |
|
||||
26 |
Благовещение Пресвятой Богородицы |
Просмотр презентации «Благовещение Пресвятой Богородицы». Смысловое чтение текста. Работа в группах: составление проблемных вопросов для других групп. Знакомство с иконографией и песнопениями праздника. Саморефлексия работы на занятии: «Я теперь знаю…» |
29.03.2021 – 02.04.2021 |
|
||||
27 |
Вход Господень в Иерусалим. Празднование Вербного воскресенья на Руси. Страстная седмица. |
Прослушивание рассказа учителя о событии Входа Господа в Иерусалим, просмотр презентации о традициях празднования. Знакомство с иконографией и песнопениями праздника. Сравнение иконографии праздника с иконографией других событий. Чтение художественного текста (И. С. Шмелёв «Лето Господне»: «На Страстной»), обсуждение. Рассматривание и анализ репродукций картин с изображением Тайной Вечери и последующих событий. Проблемный диалог: почему первым в Раю оказался разбойник? |
05.04.2021 – 09.04.2021 |
|
||||
19.04.2021 – 31.05.2021 |
||||||||
28 |
Светлое Христово воскресенье. Пасхальные обычаи. |
Урок-игра «Традиции самого любимого праздника на Руси». Творческая работа в подгруппах по составлению свитка с описанием празднования, изготовлению поделок и рисунков, знакомству с народными пасхальными играми. |
19.04.2021 – 23.04.2021 |
|
||||
29 |
Светлая седмица. Красная горка. Апостол Фома. Радоница. Поминовение усопших в Церкви. |
Просмотр презентации «Пасхальные обычаи», обсуждение. Знакомство с понятиями народной культуры Красная горка, Радоница. Работа в парах по составлению «Каталога народных обычаев празднования пасхи на Руси». Смысловое чтение текста об уверении апостола Фомы. Участие в проблемном обсуждении: неверующий ли Фома? Выбор домашнего задания (по желанию): подготовка сообщения о чудесах на фронтах Великой Отечественной войны. |
26.04.2021 – 30.04.2021 |
|
||||
30 |
Лики святых. Великомученик и целитель Пантелеимон. Великомученик и Победоносец Георгий. Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. |
Работа с таблицей «Лики святости»: формулировка темы. Работа с этимологией понятий «великомученик», «победоносец», «целитель»(кого так могли называть?). Просмотр презентаций «Великомученик Панетелеимон», «Гергий Победоносец: история и современность». Выступление с сообщениями учащихся о чудесах на фронтах Великой Отечественной войны (домашнее задание). |
03.05.2021 – 07.05.2021 |
|
||||
31 |
Равноапостольные первоучители словенские Кирилл и Мефодий. Создание азбуки. |
Рассказ учителя о значении трудов Кирилла и Мефодия, просмотр слайдов: «Тайны славянской азбуки». Работа в парах по анализу, сравнению и составлению сравнительной таблицы азбук кириллицы и глаголицы. |
10.05.2021 – 14.05.2021 |
|
||||
32 |
Лики святых. Царственные мученики. Икона Божией Матери «Державная» |
Просмотр документального фильма о царственных мучениках, обретении и значении для русских людей иконы «Державная» («Икона», «Русская Голгофа» - выборочно), обсуждение |
17.05.2021 – 21.05.2021 |
|
||||
33 |
|
Церковнославянский язык. Азбука. |
Изготовление «Славянской азбуки для малышей» в группах – мини-методического пособия для первоклассниов как подарка на окончание первого учебного года. |
24.05.2021 – 31.05.2021 |
|
|||
34 |
|
Обобщение материала за курс: защита проектов |
Защита проектов, работа над которыми проводилась в течение учебного года. |
24.05.2021 – 31.05.2021 |
|
|||
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень дополнительной литературы
учителя. – М., 2001
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей
гуманитарного цикла
Заседание ШМО 27.08.20
____________(Чистякова Е.С.)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР от 28.08.2020
____________(Добрынина А.А)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.