Рабочая программа по ОРКСЭ

  • docx
  • 16.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП по ОРКСЭ Этика.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Орска»

 

 

Рассмотрено:                                                                 Принято:                                                 Утверждаю:                        

   ШМО учителей начальных классов                           педсовет  протокол № 1                         Директор МОАУ «СОШ №6 г.Орска»

протокол №1….от «.  »августа 2019года                         от  «...» августа 2019.года                                                                                                                              ________________Новикова Т.А.  

                                                                                                                                                          приказ № ____от «___» _______2019 г.

                                                                                   

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса  «ОРКСЭ»

(модуль «Основы светской этики»)

/4 класс/

 

 

 

 

 

 

Орск, 2019г.

 

Рабочая программа учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики»)   НОО подготовлена коллективом педагогов МОАУ «СОШ №6 г.Орска»

 

Рабочая программа учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики»)НОО   МОАУ «СОШ №6 г.Орска»  – Орск: МОАУ «СОШ №6 г.Орска», 2019.

 

           

 

 

 

Предназначена для преподавания в начальной школе в 4 классах

 

 

 

(Стандарты второго поколения)

 

 

             

 

 

            Программа:

-            принята на педагогическом совете  №1  МОАУ «СОШ №6 г.Орска» от 29.08.2019г.. Протокол № 1..;

-            утверждена директором МОАУ «СОШ №6 г.Орска» ……………..  Приказ № ……

-           разработана  на  основе ООП НОО МОАУ «СОШ № 6 Г.Орска», положения  о рабочих программах МОАУ «СОШ №6 г.Орска».

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ОРКСЭ». МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 

 /4 КЛАСС/:

Название раздела

страницы

1.

Содержание  учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики»)   4 КЛАСС (34 ч).

 

2.

Тематическое планирование учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики»)   4 КЛАСС.

 

3.

Планируемые результаты освоения учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики»)   по итогам 4 класса.

 

4.

Календарно-тематическое планирование учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики»)   4 КЛАСС

 

5.

Система оценки по учебному курсу «ОРКСЭ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО II поколения, Основной образовательной программы МАОУ «СОШ №6» и авторской программы А. И. Шемшуриной «Основы светской этики».

Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.

Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.

Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.

В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Цели и задачи изучения учебного предмета:

·         дать представление об основных нормах нравственности, первичные

·         представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;

·         формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,

·         адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;

·         изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.

Задачи курса:

·         развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;

·         формирование качеств гражданина России;

·         воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).

Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основны­ми нормами нравственности, дать первичные представления о мо­рали. Поставлена задача нравственного развития младших школь­ников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельно­сти предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упоря­дочить уже имеющиеся у них.

Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и поря­дочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики по­лучают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, ска­зок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первона­чальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоци­онального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализи­ровать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебно­го пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие но­вого для учеников материала; при интерпретации во время бесе­ды происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диало­га ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пере­сказ прочитанного, составление рассказа с введением в него но­вых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений де­тей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходит­ся поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое пове­дение или свою позицию, обосновать поступок, разработать соб­ственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и про­анализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: форму­лировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный ма­териал по предложенному плану, работать с разнообразными источ­никами информации, планировать и контролировать учебные дей­ствия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и программами начального общего образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю (34 ч)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

1.Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»

4 КЛАСС (34 ч.)

1.       Этика общения (4 часа)

Добрым жить на белом свете веселей.

Правила общения для всех.

От добрых правил-добрые слова и поступки.

Каждый интересен.

1.      Этикет (4 часа)

Премудрости этикета.

Красота этикета.

Простые школьные и домашние правила этикета.

Чистый ручеек нашей речи.

1.      Этика человеческих отношений (4 часа)

В развитии добрых чувств – творение души

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Чувство Родины.

Жизнь протекает среди людей.

1.      Этика отношений в коллективе (4 часа)

Чтобы быть коллективом.

Коллектив начинается с меня

Мой класс – мои друзья.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1.      Простые нравственные истины (4 часа)

Жизнь священна.

Человек рожден для добра

Милосердие – закон жизни.

Жить во благо себе и другим.

1.      Душа обязана трудиться (4 часа)

Следовать нравственной установке.

Достойно жить среди людей.

Уметь понять и простить.

Простая этика поступков

1.      Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа)

Общение и источники преодоления обид

Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»

1.      Судьба и Родина едины (6 часов)

С чего начинается Родина.

В тебе рождается патриот и гражданин.

В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек - чело века.

Слово, обращенное к себе

1.      Обобщение пройденного.

 

 

2.     Тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»

 

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

1

 

Этика общения

4

Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы.

Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы.

Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы.

2

 

Этикет

4

Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы.

Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом.

Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом.

3

Этика человеческих отношений

4

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы.

Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу;

Пишут мини-сочинение

4

Этика отношений в коллективе

4

Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы.

Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу

5

Простые нравственные истины

4

Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы.

Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал.

Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу.

Анализируют высказывания о нравственном выборе.

6

Душа обязана трудиться

4

Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы.

Планируют деятельность; ставят вопросы.

Составляют план работы над проектом.

Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом.

7

Посеешь поступок – пожнешь характер

4

Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы.

Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу.

Пишут мини-сочинение.

8

Судьба и Родина едины

6

Составляют список нравственных качеств; обсуждают их.

Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы.

Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу

Всего: 34часа

 

 

 

 

3.Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»

Личностные результаты.

·         формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·         формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

·         принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·         развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

·         развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·         наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные.

·         принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

·         понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

·         осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

·         владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,

·         строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

Коммуникативные

·         адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

·         владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

·         слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.

·         излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;

·         определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

·         сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,

·         не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·         понимать и сопереживать чувствам других людей.

·         проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

Регулятивные

·         планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;

·         вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок

·         определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

·         осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

Предметные результаты:

·         знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

·         познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

·         понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

·         иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;

·         осознавать ценности человеческой жизни.

Формы учебной работы на занятиях в рамках курса.

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

 

 

4. Календарно – тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»

 

34часа (1 час в неделю)                                  автор: А. И. Шемшурина

 

 

 

Дата по плану

Факт. дата

Тема урока

I четверть (8 часов)

Этика общения (4 ч.)

1

 

 

Добрым жить на белом свете веселей

2

 

 

Правила общения для всех

3

 

 

От добрых правил - добрые слова и поступки

4

 

 

Каждый интересен

Этикет (4ч.)

5

 

 

Премудрости этикета

6

 

 

Красота этикета

7

 

 

Простые школьные и домашние правила этикета

8

 

 

Чистый ручеек нашей речи

IIчетверть (8 ч.)                                                Этика человеческих отношений (4 ч.)

9

 

 

В развитии добрых чувств – творение души

10

 

 

Природа – волшебные двери к добру и доверию

11

 

 

Чувство Родины

12

 

 

Жизнь протекает среди людей

Этика отношений в коллективе ( 4ч.)

13

 

 

Чтобы быть коллективом

14

 

 

Коллектив начинается с меня

15

 

 

Мой класс – мои друзья

16

 

 

Ежели душевны вы и к этике не глухи

III четверть (10 ч.)                                            Простые нравственные истины (4 ч.)

17

 

 

Жизнь священна

18

 

 

Человек рожден для добра

19

 

 

Милосердие – закон жизни

20

 

 

Жить во благо себе и другим

Душа обязана трудиться ( 4ч.)

21

 

 

Следовать нравственной установке

22

 

 

Достойно жить среди людей

23

 

 

Уметь понять и простить

24

 

 

Простая этика поступков

Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.)

25

 

 

Общение и источники преодоления обид

26

 

 

Ростки нравственного опыта поведения

IV четверть (8ч.)

27

 

 

Доброте сопутствует терпение

28

 

 

Действия с приставкой «со-»

Судьба и Родина едины ( 6 ч.)

29

 

 

С чего начинается Родина

30

 

 

В тебе рождается патриот и гражданин

31

 

 

В тебе рождается патриот и гражданин

32

 

 

Человек - чело века

33

 

 

Слово, обращенное к себе

34

 

 

Обобщение пройденного

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Система оценки по учебному курсу «ОРКСЭ»

 

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

·         Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.

·         Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

·         Самоконтроль.

·         Фронтальный контроль.

·         Тестирование, викторины, кроссворды, защита проектов.

По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся. Домашние задания задаются только в виде творческих  (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д)..Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале зачет/не зачет).