Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Орска»
Рассмотрено: Принято: Утверждаю:
ШМО учителей начальных классов педсовет протокол № 1 Директор МОАУ «СОШ №6 г.Орска»
протокол №1….от «. »августа 2019года от «...» августа 2019.года ________________Новикова Т.А.
приказ № ____от «___» _______2019 г.
Рабочая программа
учебного курса «ОРКСЭ»
(модуль «Основы светской этики»)
/4 класс/
Орск, 2019г.
Рабочая программа учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики») НОО подготовлена коллективом педагогов МОАУ «СОШ №6 г.Орска»
Рабочая программа учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики»)НОО МОАУ «СОШ №6 г.Орска» – Орск: МОАУ «СОШ №6 г.Орска», 2019.
Предназначена для преподавания в начальной школе в 4 классах
(Стандарты второго поколения)
Программа:
- принята на педагогическом совете №1 МОАУ «СОШ №6 г.Орска» от 29.08.2019г.. Протокол № 1..;
- утверждена директором МОАУ «СОШ №6 г.Орска» …………….. Приказ № ……
- разработана на основе ООП НОО МОАУ «СОШ № 6 Г.Орска», положения о рабочих программах МОАУ «СОШ №6 г.Орска».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ОРКСЭ». МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
/4 КЛАСС/:
№ |
Название раздела |
страницы |
1. |
Содержание учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики») 4 КЛАСС (34 ч). |
|
2. |
Тематическое планирование учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики») 4 КЛАСС. |
|
3. |
Планируемые результаты освоения учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики») по итогам 4 класса. |
|
4. |
Календарно-тематическое планирование учебного курса «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики») 4 КЛАСС |
|
5. |
Система оценки по учебному курсу «ОРКСЭ» |
|
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО II поколения, Основной образовательной программы МАОУ «СОШ №6» и авторской программы А. И. Шемшуриной «Основы светской этики».
Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.
Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.
Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
· дать представление об основных нормах нравственности, первичные
· представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
· формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
· адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
· изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
Задачи курса:
· развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
· формирование качеств гражданина России;
· воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и программами начального общего образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю (34 ч)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
1.Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС (34 ч.) 1. Этика общения (4 часа) Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил-добрые слова и поступки. Каждый интересен. 1. Этикет (4 часа) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи. 1. Этика человеческих отношений (4 часа) В развитии добрых чувств – творение души Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. 1. Этика отношений в коллективе (4 часа) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. 1. Простые нравственные истины (4 часа) Жизнь священна. Человек рожден для добра Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. 1. Душа обязана трудиться (4 часа) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков 1. Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа) Общение и источники преодоления обид Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-» 1. Судьба и Родина едины (6 часов) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века. Слово, обращенное к себе 1. Обобщение пройденного.
|
2. Тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
Этика общения |
4 |
Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. |
2 |
Этикет |
4 |
Отвечают на вопросы; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
3 |
Этика человеческих отношений |
4 |
Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение |
4 |
Этика отношений в коллективе |
4 |
Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
5 |
Простые нравственные истины |
4 |
Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал. Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Анализируют высказывания о нравственном выборе. |
6 |
Душа обязана трудиться |
4 |
Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. |
7 |
Посеешь поступок – пожнешь характер |
4 |
Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу. Пишут мини-сочинение. |
8 |
Судьба и Родина едины |
6 |
Составляют список нравственных качеств; обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу |
Всего: 34часа |
3.Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»
Личностные результаты.
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные.
· принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
· понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
· осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
· владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
· строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
Коммуникативные
· адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
· владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
· слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
· излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
· определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
· сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
· не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· понимать и сопереживать чувствам других людей.
· проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
· планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
· вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
· определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
· осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
Предметные результаты:
· знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
· познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
· понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
· иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
· осознавать ценности человеческой жизни.
Формы учебной работы на занятиях в рамках курса.
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
4. Календарно – тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»
34часа (1 час в неделю) автор: А. И. Шемшурина
№ |
Дата по плану |
Факт. дата |
Тема урока |
I четверть (8 часов) |
|||
Этика общения (4 ч.) |
|||
1 |
|
|
Добрым жить на белом свете веселей |
2 |
|
|
Правила общения для всех |
3 |
|
|
От добрых правил - добрые слова и поступки |
4 |
|
|
Каждый интересен |
Этикет (4ч.) |
|||
5 |
|
|
Премудрости этикета |
6 |
|
|
Красота этикета |
7 |
|
|
Простые школьные и домашние правила этикета |
8 |
|
|
Чистый ручеек нашей речи |
IIчетверть (8 ч.) Этика человеческих отношений (4 ч.) |
|||
9 |
|
|
В развитии добрых чувств – творение души |
10 |
|
|
Природа – волшебные двери к добру и доверию |
11 |
|
|
Чувство Родины |
12 |
|
|
Жизнь протекает среди людей |
Этика отношений в коллективе ( 4ч.) |
|||
13 |
|
|
Чтобы быть коллективом |
14 |
|
|
Коллектив начинается с меня |
15 |
|
|
Мой класс – мои друзья |
16 |
|
|
Ежели душевны вы и к этике не глухи |
III четверть (10 ч.) Простые нравственные истины (4 ч.) |
|||
17 |
|
|
Жизнь священна |
18 |
|
|
Человек рожден для добра |
19 |
|
|
Милосердие – закон жизни |
20 |
|
|
Жить во благо себе и другим |
Душа обязана трудиться ( 4ч.) |
|||
21 |
|
|
Следовать нравственной установке |
22 |
|
|
Достойно жить среди людей |
23 |
|
|
Уметь понять и простить |
24 |
|
|
Простая этика поступков |
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) |
|||
25 |
|
|
Общение и источники преодоления обид |
26 |
|
|
Ростки нравственного опыта поведения |
IV четверть (8ч.) |
|||
27 |
|
|
Доброте сопутствует терпение |
28 |
|
|
Действия с приставкой «со-» |
Судьба и Родина едины ( 6 ч.) |
|||
29 |
|
|
С чего начинается Родина |
30 |
|
|
В тебе рождается патриот и гражданин |
31 |
|
|
В тебе рождается патриот и гражданин |
32 |
|
|
Человек - чело века |
33 |
|
|
Слово, обращенное к себе |
34 |
|
|
Обобщение пройденного |
5. Система оценки по учебному курсу «ОРКСЭ»
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
· Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа.
· Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
· Самоконтроль.
· Фронтальный контроль.
· Тестирование, викторины, кроссворды, защита проектов.
По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся. Домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д)..Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале зачет/не зачет).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.