Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль ОПК)

  • doc
  • 03.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа по ОПК.doc

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

х. КРАСНАЯ НИВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08.2023  года протокол №1

Председатель педсовета

_________  А.В. Полоус

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По  ОРКСЭ (модуль ОПК)

 

Уровень образования (класс)   начальное общее образование, 4 класс    

 

Количество часов  34

 

Учитель     Вороник Оксана Александровна

 

Программа разработана на основе авторской программы курса «ОРКСЭ. Модуль ОПК». 4 класс/А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О.Н.Марченко, Москва, Просвещение, 2015 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

 

Личностные результаты:

–формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;

–становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

–формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

–формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;

–развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям.

Метапредметные результаты:

–освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

–овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

–готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

–овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием модуля «Основы православной культуры».

Межпредметные связи: история, литература, музыка, изобразительное искусство.

Предметные результаты:

–готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

–знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности человеческой жизни;

–понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как  человека, так  и общества;

–формирование первоначальных представлений о православии, их роли в становлении российской государственности, развитии культуры;

–воспитание нравственного совершенства, основанного на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России.

      Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся в учебном процессе немалую роль играет внеурочная и внеклассная работа, которую необходимо проводить как для расширения общего кругозора детей, так и для развития их интереса к конкретной области знаний (в данном случае – к православию).

      Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.

      Выпускник начальной школы научится:

мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

      Ученик должен знать/понимать:

–основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

–историю возникновения культуры;

–собенности и традиции религии;

–описание основных священных книг, праздников, святынь.

           Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

–описывать различные явления религиозной культуры, традиции;

–излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;

–соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

–строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

–участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;

–готовить сообщения по выбранным темам.

 

      Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

 

 

2. Содержание учебного предмета, курса

 

      Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Учебный модуль «Основы православной культуры» является частью курса ОРКСЭ, однако включает в себя такой объём материала по предмету, что позволяет его использовать как самостоятельный учебный компонент. 

         Рабочая программа модуля «Основы православной культуры», рассчитанная на 34 учебных часа (1 час в неделю), реализуется в 4 классе в соответствии с учебным планом. Программа базируется  на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников,  разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»).

Цель и задачи обучения

Цель: содействие гармоничному духовному и физическому развитию личности ребёнка.

Задачи:     

–знакомство младших школьников с основами православной культуры через развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия;

–воспитание школьников достойными гражданами России через формирование у них потребности усвоения общечеловеческих ценностей;

–формирование  у детей мотиваций к осознанному нравственному поведению путём усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития;

–формирование у детей ценностно-смысловой мировоззренческой основы;

–развитие познавательной деятельности обучающихся  и их творческих способностей;

–создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания детей.

      Содержание ориентировано не столько на  расширение образовательного кругозора обучающихся, сколько на совершенствование самого процесса воспитания детей,  укрепление их духовного здоровья через принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок.  Таким образом, выбор содержания программы по учебному предмету вполне обоснован. 

      Учебный курс направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

      Новый курс призван актуализировать в содержании общего об­разования вопрос совершенствования личности ребёнка на прин­ципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечелове­ческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в вос­питательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, общ­ность в многообразии, многоединство, поликультурность, отра­жает культурную, социальную, этническую, религиозную слож­ность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, нала­женный веками диалог культур, а также общность социально-по­литического пространства.

      Учебный курс является единой учебно-воспитательной систе­мой. Все его модули согласуются между собой по педагогичес­ким целям, задачам, требованиям к результатам освоения учеб­ного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в преде­лах отведённого учебного времени с учётом образовательных воз­можностей младших подростков.

      Образовательный процесс в границах учебного курса и сопут­ствующей ему системы межпредметных связей формирует у обу­чающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

      Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может ис­черпываться содержанием этого курса.

 

     Особенности учебного модуля «Основы православной культуры». Учебный модуль «Основы православной культуры» открывает новые возможности для диалога учителя с обучающимися, предоставляя возможность разнообразить формы и методы учебно-воспитательной работы,  выстраиваемой на изучении культурологических основ православия и понимания роли православной веры в становлении и развитии российской государственности. Предлагаемый к изучению материал содержит новую информацию, направлен на развитие логического и образного мышления детей, активизацию их творческих способностей, поиск самостоятельных решений.

      Концепция учебника «Основы православной культуры» базируется на следующих принципах:

учебный материал расположен в порядке, соответствующем значимости и месту события;

исторические, культурологические, нравственные аспекты православного учения освещаются комплексно;

общеобразовательный характер преподавания является светским.

      В методическом плане основополагающими стали следующие положения:

–раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретные примеры (идеалы христианской нравственности могут быть представлены на примере жития конкретных святых);

–отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

–объяснение новых понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения их сути в самом тексте учебника, а не путем введения сложных определений.

      Данный модуль дети могут изучать целым классом, без деления на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации. Для изучения необходимо разрешение родителей и желание самого ребёнка.

      Структура учебного модуля «Основы православной культуры» представлена четырьмя тематическими блоками (разделами).

      Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).  Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.

      Блок 2. Основы православной  культуры, часть 1 (16 часов). Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

      Блок 3. Основы православной  культуры, часть 2 (12 часов). Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

      Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».

      Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).  Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

      Четвертый блок является практическим, обобщающим и оценочным, так как предусматривает подготовку и презентацию проектов на основе изученного материала, что позволит оценить качество знаний обучающихся по предмету. В ходе подготовки своих проектов, которые  могут быть как индивидуальными, так и коллективными, дети получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, но уже в творческо-деятельностной форме.

         Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.

Формы контроля и варианты его проведения следующие:

–контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;

–взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);

–самоконтроль;

–фронтальная проверка знаний;

–тестирование.

      Итоговой формой оценки деятельности обучающихся является выполнение творческой работы по индивидуальной теме или создание и презентация проекта.

      Формы и виды учебной деятельности. В  рамках  учебного  модуля  «Основы  православной  культуры»  курса  ОРКСЭ  формы  и  виды  учебной   деятельности основываются на  следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

 Учебный модуль «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  По содержанию и месту в учебном плане он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников, так как дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной основной школы, и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с православными ценностями и нравственными идеалами духовных традиций России происходит в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.

 

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

1

Введение.  Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

2

Основы религиозной культуры.

Часть 1.

16

16

3

Основы религиозной культуры.

Часть 2.

12

12

4

Духовные традиции многонационального народа России

5

5

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Учебно-методическое обеспечение:

1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы.  Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012.

2.Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Книга для учителя/А.Я. Данилюк. –  М.: Просвещение 2010;

3.Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Книга для родителей/А.Я. Данилюк. –  М.: Просвещение, 2010;

4.Электронное приложение к курсу Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. –  М.: Просвещение, 2010;

5.Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Книга для учителя, справочные материалы для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. –  М.: Просвещение 2012;

6.Интернет-ресурсы –  http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/.

Материально – техническое обеспечение:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учеников в классе, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, картинок; демонстрационное оборудование: компьютер, мультипроектор, вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности;

–экранно-звуковые пособия: электронное пособие к модулю «Основы православной культуры»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»;

–библиотечный фонд: учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основ православной культуры»  (комплексная программа, учебные пособия для школьников, методическая литература для учителя и родителей); нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и РПЦ, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; дополнительные пособия для учителя, предназначенные для оказания информационной и методической помощи; научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по темам изучаемого модуля; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием изучаемого модуля; справочная литература по православию.

 


3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Коли-чество часов

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

1

Россия – наша Родина

Тип урока: вводное занятие

1

- осознавать чувство гордости за свою  Родину, свой народ;

- стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу;

 - иметь представление о терминах и  понятиях: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика;

- знать государственную символику;

- иметь представление о содержании учебника «Основы православной культуры»;

- стремиться к усвоению принципов работы с учебником «Основы православной культуры»;

- проявлять достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию.

Личностные результаты:           - осознание себя гражданином России;

- испытание чувства гордости за свою Родину, народ;

- знание государственной символики;

- уважительное отношение к мировоззрению, вере, мнению, культурному и историческому наследию других народов;

- усвоение принципов работы с учебником «Основы православной культуры».

 

2

Культура и религия

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

1

- стремиться к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными;

- уметь сформулировать вопросы по прочитанному тексту  модуля «Основы православной культуры» и ответить на них;

- иметь представления о терминах и  понятиях: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры.

Личностные результаты:

- стремление к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными;

- умение сформулировать вопросы по прочитанному тексту  модуля «Основы православной культуры» и ответить на них.

 

3

Человек и Бог в Православии

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

1

- проявлять интерес к познанию Православия;

- иметь представления о терминах и  понятиях: Бог, Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица, духовный мир человека;

- составлять план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму;

- уметь  работать в парах и группах, применяя правила сотрудничества.

Личностные результаты:

- стремление к изучению основных этапов  становления православной культуры на Руси;

- стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий;

- умение составить план  по изучаемой теме модуля «Основы православной культуры».

 

4

Православная молитва

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

1

- проявлять познавательный интерес к новому учебному предмету;

- иметь представления о терминах и  понятиях: молитва, благодать, апостолы, святые;

- соотносить правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом);

- уметь раскрыть авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли.

 

Личностные результаты:

-стремление кпониманию красоты звучания текста молитвы;

-стремление к развитию эмоциональной отзывчивости;

-стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий;

- умение раскрывать авторский замысел картины (художественного произведения), выделяя основную мысль.

 

5

Библия и Евангелие

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

1

- иметь представления о терминах и  понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты,  христиане;

- овладевать умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий;

- уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты.

Личностные результаты:

- стремление к пониманию и осознанию важности православной веры в повседневной жизни наших предков;

- умение работать с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий;

- умение слушать литературные  произведения с библейскими   сюжетами.

 

6

Проповедь Христа

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

 

1

- овладевать умением сопоставлять  информацию, полученную из  различных источников;

- овладевать умением выделять значимую и существенную информацию в текстах учебника «Основы православной культуры»;

- иметь представления о терминах и  понятиях: учение Иисуса Христа, проповедь, новизна;

- осознавать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди;

- уметь работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу.

Личностные результаты:

- умение выбрать нужную  информацию по изучаемой теме;

- стремление к пониманию и  осмыслению новизны отношений Бога и человека в проповеди Иисуса Христа.

- умение выделения значимой и существенной информации в тексте;

- умение работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу.

 

7

Христос и Его крест

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

1

- знать основные события земной жизни Иисуса Христа;

 - иметь представления о терминах и  понятиях: крест, Голгофа, жертва Христа, распятие, символика;

- уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей;

 - уметь при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития.

Личностные результаты:

- умение выявлять элементы общечеловеческих ценностей;

- стремление к пониманию нравственных принципов собственного развития;

- закрепление  правил работы в парах, группах.

 

8

Христианская семья

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

1

- иметь правильное представление о значимости семьи и семейных взаимоотношениях;

- стремиться к поддержанию добрых взаимоотношений в семье со всеми её членами;

- уметь отказываться ради них от своих личных желаний;

-  знать семейные традиции и стремиться к сохранению лучших из них;

- уметь самостоятельно подобрать пословицы и поговорки о семье;

- иметь представления о терминах и  понятиях: обычай, традиция, помолвка, заключение брака, таинство венчания, венец,  родословная, тактичность, семейная этика.

Личностные результаты:

- понимание значимости семьи для любого человека, взаимопомощи;

-  осознание уважительного отношения к родителям, родственникам и старшим по возрасту людям;

- умение доброжелательно общаться как с  членами своей семьи, так и со всеми людьми;

- стремление к сохранению и продолжению лучших семейных традиций.

 

9

Православное  учение о человеке

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

1

- стремиться к пониманию смысла православного учения о человеке;

- иметь представления о терминах и  понятиях: душа, образ Божий, предназначение человека, уникальность, неприкосновенность, ценность человеческой жизни;

- уметь отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме.

Личностные результаты:           - стремление к пониманию смысла православного учения о человеке;

- умение отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме.

 

10

Совесть и раскаяние

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

Форма урока: круглый стол

1

- иметь представления о терминах и  понятиях: совесть, отречение, раскаяние, покаяние;

- стремиться классифицировать  и оценивать свои поступки;

- уметь приводить примеры ситуаций, когда человеку бывает стыдно;

- развивать готовность слушать и слышать собеседника.

Личностные результаты:           - осознание собственных неблаговидных поступков;

- стремление к принятию решения не совершать плохих поступков;

- развитие готовности слушать и слышать собеседника;

- умение объяснить выражение «совесть грызёт».

 

11

Заповеди

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

1

- уметь правильно выбрать информативные источники для получения дополнительных знаний;

- иметь представления о терминах и  понятиях: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования;

- уметь подобрать к изучаемому термину его синоним или новое значение.

Личностные результаты:           - стремление сделать правильный предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

-стремление к усвоению и осмыслению новых терминов и понятий урока;

- умение добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

 

12

Милосердие и сострадание

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

 

 

1

- понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания  в жизни каждого  человека;

- иметь представления о терминах и понятиях: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность;

- стремиться к совершению добрых и милосердных дел, оказанию взаимопомощи;

- проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях.

Личностные результаты:

- стремление к развитию в себе таких личностных качеств, как сопереживание, сострадание и милосердие;

- стремление к эмоциональной  отзывчивости, пониманию и сопереживанию  чувствам  других людей;

- проявление гуманизма ко всему живому;

 - стремление к доброжелательному отношению к недостаткам и слабостям людей.

 

13

Золотое правило этики

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

Форма урока: круглый стол

1

- уметь находить примеры применения  золотого правила этики в обыденной  жизни;

- уметь выделять  основные категории  золотого правила нравственности;

- иметь представления о терминах и  понятиях: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность;

- стремиться к выстраиванию  правильных взаимоотношений с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями;

- стремиться к усвоению  общепринятых человеческих норм морали и нравственности.

Личностные результаты:

- стремление к усвоению основных  общепринятых норм морали и нравственности;

- стремление к усвоению основных категорий  золотого правила нравственности и их применение;

- стремление к правильному выстраиванию взаимоотношений со всеми людьми;

- уважительное отношение к людям иной национальности, веры, цвета кожи, взглядов, к не осуждению их.

 

14

Храм

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

1

- уметь сделать правильный личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

- иметь представления о терминах и  понятиях: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение;

- уметь найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме;

Личностные результаты:

- стремление уважительно и  корректно вести себя в храме;

- умение найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме.

 

15

Икона

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

1

- усваивать основы работы с текстами по теме «Иконопись»;

-  стремиться к осмыслению нового материала;

- иметь представления о терминах и  понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

Личностные результаты:

- умение отличать иконы от картин;

- стремление к осознанию уважительного отношения к иконам;

- стремление к приобретению умения классификации Господних и Богородичных  икон.

 

16

Творческая работа (конкурс сочинений по изученным темам «Пра-вославная семья», «Со-весть и раскаяние», «Милосердие и сострадание»,  «Как я понимаю золотое

правило этики».

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности

1

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- определять и формулировать самостоятельно цель деятельности;

- искать пути и средства её осуществления;

-составлять план действий по написанию творческой работы;

- сверять свои действия с поставленной целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Личностные результаты:

- определение темы  для индивидуальной творческой работы;

- самостоятельный  отбор необходимых словарей, энциклопедий и справочников для написания творческой работы.

 

17

Подготовка проектов   по темам  «Я понимаю православную культуру как…», «Соотношение понятий: душа – совесть – покаяние», «Суть православного поведения для меня состоит в следующем…».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

1

- учиться выбору темы проекта с помощью учителя;

 - находить  решения проблем творческого и поискового характера выполнения проекта совместно с учителем;

- уметь составлять план выполнения этапов проекта;

- уметь выполнить презентацию своего проекта;

- понимать причины неуспеха и находить способы выхода из подобной ситуации.

Личностные результаты:

- умение ответить на вопросы, касающиеся плана выполнения проекта;

- умение давать оценку результатов презентации проекта по имеющемуся алгоритму.

- умение работать в парах и группах для выполнения группового проекта.

18

Как христианство пришло на Русь

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

 

1

- иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир Красное Солнышко, государство, образующая религия,  крещение, святая Русь, Киев, Новгород;

- принимать участие в ведении группового диалога;

- уметь правильно соотнести  разрозненные части  пословиц и поговорок по изучаемой теме;

Личностные результаты:

- умение верно соотнести  разрозненные части  пословиц и поговорок по темам «Русь» и «Христианство»;

- умение вести диалог с одноклассниками;

- запоминание и осмысление новых имён собственных,  терминов и понятий, введённых на уроке.

 

19

Подвиг

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

Форма урока: круглый стол

1

- творить добрые дела, полезные Отечеству, людям;

- понимать осмысленно значимость и ценность человеческой жизни;

- понимать разницу и сходство понятий «подвиг», «подвижничество»;

- иметь представления о терминах и понятиях: подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник;

- стремиться к правильному личностному выбору и принятию личной ответственности за совершаемые поступки.

Личностные результаты:

- понимание ценности каждой человеческой жизни;

- желание совершения добрых дел;

- стремление к правильному личностному выбору;

- стремление к личной ответственности за свои поступки.

20

Заповеди блаженств

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

 

1

- иметь представление о заповедях блаженств;

- иметь представления о терминах и понятиях: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие = желающие правды, милостивые,  чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить;

-уметь формулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»;

- учиться избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций;

- стремиться к осознанному построению речевых высказываний по теме урока; 

- приобретать навыки смыслового чтения изучаемого материала;

Личностные результаты:

- стремление к осмыслению и осознанному пониманию заповедей блаженств;

-  умение сформулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»;

- стремление к умению избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций;

- стремление к осознанному построению речевых высказываний по теме урока

- первоначальное приобретение навыки смыслового чтения изучаемого материала.

 

21

Зачем творить добро?

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

 

1

- иметь представления о терминах и понятиях: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание;

- иметь представление о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире;

- проявлять стремление к совершению добрых дел и поступков;

- оценивать свои поступки, классифицируя их как хорошие и плохие;

- иметь представление об опорном конспекте;

- приобретать навыки  работы с опорным конспектом.

Личностные результаты:

- формирование  православного представления о добре и зле;

- умение отличать хорошие поступки от плохих;

- формирование умения работы с опорным конспектом;

- приобретение основных навыков  работы с опорным конспектом.

 

22

Чудо в жизни христианина

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

Форма урока: круглый стол

1

- иметь представления о терминах и понятиях: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде;

- понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность»;

- стремиться к выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе);

- стремиться к  бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком;

- осознавать  значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь, верность, дружба, доверие.

Личностные результаты:           - стремление к  бережному отношению ко всему живому;

- умение выстраивать дружеские отношения;

- стремление к проявлению дружеских отношений, доверию.

 

23

Православие о Божием суде

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

1

- уметь объяснить происхождение понятия «Божий суд»;

- иметь представления о терминах и понятиях: Божий суд, бессмертие души, легенда;

- понимать значимость личной ответственности за совершаемые поступки;

- уметь самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты;

- уметь  составить план урока с опорой на учебный материал.

Личностные результаты:

- понимание личной ответственности за совершаемые поступки;

- умение  составить план урока с опорой на учебный материал;

- стремление к умению самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты.

 

24

Таинство Причастия (Евхаристия)

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

 

1

- понимать суть православных таинств;

- иметь представления о православных терминах и понятиях: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия;

- стремиться к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с  выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания;

- овладевать умением самостоятельно анализировать сюжеты  текстов из учебника «Основы православной культуры»;

- составлять сложный план по учебному тексту.

Личностные результаты:

- понимание  сути православных таинств;

- стремление к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с  выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания;

- стремление к умению самостоятельно анализировать сюжеты  текстов из учебника «Основы православной культуры»;

- умение составления сложного плана по учебному тексту.

 

25

Монастырь

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

 

1

- иметь представление о терминах и понятиях: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение;

- составлять устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания учебника;

-  приобретать навыки работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму;

- стремиться к умению оформлять  мысли в письменной речи;

- развивать эмоциональную отзывчивость.

 Личностные результаты:

- умение составить устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания из учебного пособия;

-  формирование навыков работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму;

- стремление к умению оформления  мыслей в письменной речи;

- правильное осознание понятия «свобода выбора»;

- стремление к развитию эмоциональной отзывчивости.

 

26

Отношение христианина к природе

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

1

- иметь представления о терминах и понятиях:личная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп;

- осознавать значимость и ценность всех форм жизни в природе;

- стремиться к умению уважительно и внимательно  слушать собеседника при ведении диалога;

- уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию  для выполнения заданий творческого характера.

Личностные результаты:

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- бережное отношение к животным и растениям;

- стремление к уважительному отношению к собеседнику при ведении диалога;

- уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию  для выполнения заданий творческого характера.

 

27

Пасха

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

 

1

- иметь представления о терминах и  понятиях: Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный гимн, жертвенная любовь, любовь,  победившая смерть;

- стремиться к осознанному осмыслению материала, изученного на уроке;

- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

-  овладевать приёмами монологической и диалогической речи;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений.

Личностные результаты:

- стремление к осознанию сути православных праздников;

- умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

- овладение приёмами монологической и диалогической речи;

- умение установить причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений.

 

28

Защита Отечества

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

Форма урока: круглый стол

1

- иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков;

- проявлять уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны;

- уметь самостоятельно подготовить выступление по теме «Защитники Отечества»;

- брать на себя личную ответственность за содеянные поступки. 

Личностные результаты:

- уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны;

- умение самостоятельно подготовить выступление по изучаемой теме;

- усвоение представлений о морали и нравственных нормах и ответственность за поступки, не соответствующие таковым категориям. 

 

29

Христианин в труде

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

 

 

1

- осознавать значимость труда в жизни человека и общества.

- уметь уважительно относиться к любому общественно-полезному труду;

- проявлять уважительное отношение к чужому труду;

- стремиться к добросовестному исполнению поручений классного коллектива;

- овладевать навыками самообслуживающего труда.

Личностные результаты:           - стремление к осознанию значимости труда в жизни человека и общества;

- формирование умения уважительно относиться к любому общественно-полезному труду;

- уважительное отношение к чужому труду;

- стремление к овладению основами самообслуживающего труда.

 

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

- испытывать чувство гордости за свою Родину;

- развивать патриотическое самосознание;

- стремиться к выбору активной жизненной позиции;

- понимать мотивацию собственных поступков;

Личностные результаты:

- осознание чувства гордости за Родину;

- стремление к развитию патриотического самосознания;

- стремление к выбору активной жизненной позиции;

- умение объяснить мотивацию собственных  поступков.

 

31

Подготовка   творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Моё Отечество», «Моё отношение к людям».

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

1

- повторить новые понятия, термины, изученные на уроках «Основы православной культуры»;

- составить план выполнения творческой работы;

 - соотносить  результаты деятельности с поставленной целью, задачами;

- уметь оценить результаты деятельности;

- уметь договариваться и распределять роли в совместной деятельности.

 Личностные результаты:          - соотнесение  полученных результатов своей деятельности с поставленной целью, задачами;

- оценка результатов деятельности;

- умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности.

 

32

Выступление обучающихся с творческими работами

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

1

- уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

- уметь критично относиться к своему мнению, быть готовым изменить его;

- уметь уважительно относиться к чужому мнению;

- определять в диалоге с одноклассником и учителем степень успешности выполнения своей работы, работы других;

Личностные результаты            - умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

- умение критично относиться к своему мнению, быть готовым изменить его;

- умение уважительно относиться к чужому мнению;

- стремление к объективному оцениванию творческих работ одноклассников.

 

33

Подготовка творческих проектов (темы:«Православная вера», «С чего начинается Родина?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) – защитник Родины»). Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности

1

- уметь определять общую цель учебной деятельности, пути и задачи её достижения;

-  стремиться к умению  рационально планировать свою учебную деятельность;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата; 

- вносить соответствующие коррективы в  выполнение проектной деятельности на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок.

Личностные результаты: 

- умение определять общую цель учебной деятельности, определяя наиболее эффективные способы для достижения результата;

-  стремление к формированию умения  правильно планировать учебную деятельность;

- умение корректировать проектную деятельность.

34

Праздник  «Диалог культур во имя граж-данского мира и согласия»

Тип урока: проверка и оценка знаний и способов деятельности

 

1

- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством  учителя;

- перерабатывать приобретённую информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

- признавать право каждого человека иметь  и отстаивать собственное мировоззрение;

- уметь договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои собственные  интересы и взгляды, для выполнения общего дела.

Личностные результаты:

- дружеское общение, взаимопомощь  в ходе подготовки творческих проектов (фотовыставка, конкурс рисунков, оформление помещения для проведения праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»;

- понимание и уважительное отношение к творчеству других народов, их культур, иных взгляды, интересов;

- стремление к умению организовать учебное взаимодействие для выполнения общего дела, договариваться с людьми, согласуя с ними свои собственные  интересы и взгляды.

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания методического

объединения учителей начальных классов

МБОУ ООШ № 6

от 29 августа 2023 года  № 1

___________  С.А.Юдина

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

_________ М.В. Левицкая

29 августа 2023  года

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru