МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2023 года протокол №1
Председатель педсовета
_________ А.В. Полоус
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ОРКСЭ (модуль ОПК)
Уровень образования (класс) начальное общее образование, 4 класс
Количество часов 34
Учитель Вороник Оксана Александровна
Программа разработана на основе авторской программы курса «ОРКСЭ. Модуль ОПК». 4 класс/А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О.Н.Марченко, Москва, Просвещение, 2015 год.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
–формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;
–становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
–формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
–формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;
–развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям.
Метапредметные результаты:
–освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
–овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
–готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
–овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием модуля «Основы православной культуры».
Межпредметные связи: история, литература, музыка, изобразительное искусство.
Предметные результаты:
–готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
–знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности человеческой жизни;
–понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как человека, так и общества;
–формирование первоначальных представлений о православии, их роли в становлении российской государственности, развитии культуры;
–воспитание нравственного совершенства, основанного на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России.
Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся в учебном процессе немалую роль играет внеурочная и внеклассная работа, которую необходимо проводить как для расширения общего кругозора детей, так и для развития их интереса к конкретной области знаний (в данном случае – к православию).
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.
Выпускник начальной школы научится:
мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Ученик должен знать/понимать:
–основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
–историю возникновения культуры;
–собенности и традиции религии;
–описание основных священных книг, праздников, святынь.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
–описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
–излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
–соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
–строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
–участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
–готовить сообщения по выбранным темам.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
2. Содержание учебного предмета, курса
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Учебный модуль «Основы православной культуры» является частью курса ОРКСЭ, однако включает в себя такой объём материала по предмету, что позволяет его использовать как самостоятельный учебный компонент.
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры», рассчитанная на 34 учебных часа (1 час в неделю), реализуется в 4 классе в соответствии с учебным планом. Программа базируется на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»).
Цель и задачи обучения
Цель: содействие гармоничному духовному и физическому развитию личности ребёнка.
Задачи:
–знакомство младших школьников с основами православной культуры через развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия;
–воспитание школьников достойными гражданами России через формирование у них потребности усвоения общечеловеческих ценностей;
–формирование у детей мотиваций к осознанному нравственному поведению путём усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития;
–формирование у детей ценностно-смысловой мировоззренческой основы;
–развитие познавательной деятельности обучающихся и их творческих способностей;
–создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания детей.
Содержание ориентировано не столько на расширение образовательного кругозора обучающихся, сколько на совершенствование самого процесса воспитания детей, укрепление их духовного здоровья через принятие и усвоение ими соответствующих моральных норм и нравственных установок. Таким образом, выбор содержания программы по учебному предмету вполне обоснован.
Учебный курс направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность, – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
–общая историческая судьба народов России;
–единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
– ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
–педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
–системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
–ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
–единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Особенности учебного модуля «Основы православной культуры». Учебный модуль «Основы православной культуры» открывает новые возможности для диалога учителя с обучающимися, предоставляя возможность разнообразить формы и методы учебно-воспитательной работы, выстраиваемой на изучении культурологических основ православия и понимания роли православной веры в становлении и развитии российской государственности. Предлагаемый к изучению материал содержит новую информацию, направлен на развитие логического и образного мышления детей, активизацию их творческих способностей, поиск самостоятельных решений.
Концепция учебника «Основы православной культуры» базируется на следующих принципах:
–учебный материал расположен в порядке, соответствующем значимости и месту события;
–исторические, культурологические, нравственные аспекты православного учения освещаются комплексно;
–общеобразовательный характер преподавания является светским.
В методическом плане основополагающими стали следующие положения:
–раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретные примеры (идеалы христианской нравственности могут быть представлены на примере жития конкретных святых);
–отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
–объяснение новых понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения их сути в самом тексте учебника, а не путем введения сложных определений.
Данный модуль дети могут изучать целым классом, без деления на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации. Для изучения необходимо разрешение родителей и желание самого ребёнка.
Структура учебного модуля «Основы православной культуры» представлена четырьмя тематическими блоками (разделами).
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.
Блок 2. Основы православной культуры, часть 1 (16 часов). Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Блок 3. Основы православной культуры, часть 2 (12 часов). Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры».
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Четвертый блок является практическим, обобщающим и оценочным, так как предусматривает подготовку и презентацию проектов на основе изученного материала, что позволит оценить качество знаний обучающихся по предмету. В ходе подготовки своих проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными, дети получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, но уже в творческо-деятельностной форме.
Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.
Формы контроля и варианты его проведения следующие:
–контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;
–взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
–самоконтроль;
–фронтальная проверка знаний;
–тестирование.
Итоговой формой оценки деятельности обучающихся является выполнение творческой работы по индивидуальной теме или создание и презентация проекта.
Формы и виды учебной деятельности. В рамках учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ формы и виды учебной деятельности основываются на следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный модуль «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. По содержанию и месту в учебном плане он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников, так как дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной основной школы, и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с православными ценностями и нравственными идеалами духовных традиций России происходит в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||
1 |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества |
1 |
1 |
2 |
Основы религиозной культуры. Часть 1. |
16 |
16 |
3 |
Основы религиозной культуры. Часть 2. |
12 |
12 |
4 |
Духовные традиции многонационального народа России |
5 |
5 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012.
2.Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Книга для учителя/А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение 2010;
3.Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Книга для родителей/А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010;
4.Электронное приложение к курсу Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. – М.: Просвещение, 2010;
5.Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Книга для учителя, справочные материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение 2012;
6.Интернет-ресурсы – http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/.
Материально – техническое обеспечение:
–оборудование: ученические столы и стулья по количеству учеников в классе, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
–технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, картинок; демонстрационное оборудование: компьютер, мультипроектор, вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности;
–экранно-звуковые пособия: электронное пособие к модулю «Основы православной культуры»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»;
–библиотечный фонд: учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основ православной культуры» (комплексная программа, учебные пособия для школьников, методическая литература для учителя и родителей); нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и РПЦ, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; дополнительные пособия для учителя, предназначенные для оказания информационной и методической помощи; научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по темам изучаемого модуля; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием изучаемого модуля; справочная литература по православию.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Номер урока |
Содержание (разделы, темы) |
Коли-чество часов |
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
|
1 |
Россия – наша Родина Тип урока: вводное занятие |
1 |
- осознавать чувство гордости за свою Родину, свой народ; - стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу; - иметь представление о терминах и понятиях: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика; - знать государственную символику; - иметь представление о содержании учебника «Основы православной культуры»; - стремиться к усвоению принципов работы с учебником «Основы православной культуры»; - проявлять достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию. Личностные результаты: - осознание себя гражданином России; - испытание чувства гордости за свою Родину, народ; - знание государственной символики; - уважительное отношение к мировоззрению, вере, мнению, культурному и историческому наследию других народов; - усвоение принципов работы с учебником «Основы православной культуры». |
|
2 |
Культура и религия Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) |
1 |
- стремиться к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными; - уметь сформулировать вопросы по прочитанному тексту модуля «Основы православной культуры» и ответить на них; - иметь представления о терминах и понятиях: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры. Личностные результаты: - стремление к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными; - умение сформулировать вопросы по прочитанному тексту модуля «Основы православной культуры» и ответить на них. |
|
3 |
Человек и Бог в Православии Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) |
1 |
- проявлять интерес к познанию Православия; - иметь представления о терминах и понятиях: Бог, Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица, духовный мир человека; - составлять план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму; - уметь работать в парах и группах, применяя правила сотрудничества. Личностные результаты: - стремление к изучению основных этапов становления православной культуры на Руси; - стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий; - умение составить план по изучаемой теме модуля «Основы православной культуры». |
|
4 |
Православная молитва Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- проявлять познавательный интерес к новому учебному предмету; - иметь представления о терминах и понятиях: молитва, благодать, апостолы, святые; - соотносить правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом); - уметь раскрыть авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли.
Личностные результаты: -стремление кпониманию красоты звучания текста молитвы; -стремление к развитию эмоциональной отзывчивости; -стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий; - умение раскрывать авторский замысел картины (художественного произведения), выделяя основную мысль. |
|
5 |
Библия и Евангелие Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- иметь представления о терминах и понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане; - овладевать умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий; - уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты. Личностные результаты: - стремление к пониманию и осознанию важности православной веры в повседневной жизни наших предков; - умение работать с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий; - умение слушать литературные произведения с библейскими сюжетами. |
|
6 |
Проповедь Христа Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- овладевать умением сопоставлять информацию, полученную из различных источников; - овладевать умением выделять значимую и существенную информацию в текстах учебника «Основы православной культуры»; - иметь представления о терминах и понятиях: учение Иисуса Христа, проповедь, новизна; - осознавать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди; - уметь работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу. Личностные результаты: - умение выбрать нужную информацию по изучаемой теме; - стремление к пониманию и осмыслению новизны отношений Бога и человека в проповеди Иисуса Христа. - умение выделения значимой и существенной информации в тексте; - умение работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу. |
|
7 |
Христос и Его крест Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- знать основные события земной жизни Иисуса Христа; - иметь представления о терминах и понятиях: крест, Голгофа, жертва Христа, распятие, символика; - уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей; - уметь при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Личностные результаты: - умение выявлять элементы общечеловеческих ценностей; - стремление к пониманию нравственных принципов собственного развития; - закрепление правил работы в парах, группах. |
|
8 |
Христианская семья Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) |
1 |
- иметь правильное представление о значимости семьи и семейных взаимоотношениях; - стремиться к поддержанию добрых взаимоотношений в семье со всеми её членами; - уметь отказываться ради них от своих личных желаний; - знать семейные традиции и стремиться к сохранению лучших из них; - уметь самостоятельно подобрать пословицы и поговорки о семье; - иметь представления о терминах и понятиях: обычай, традиция, помолвка, заключение брака, таинство венчания, венец, родословная, тактичность, семейная этика. Личностные результаты: - понимание значимости семьи для любого человека, взаимопомощи; - осознание уважительного отношения к родителям, родственникам и старшим по возрасту людям; - умение доброжелательно общаться как с членами своей семьи, так и со всеми людьми; - стремление к сохранению и продолжению лучших семейных традиций. |
|
9 |
Православное учение о человеке Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- стремиться к пониманию смысла православного учения о человеке; - иметь представления о терминах и понятиях: душа, образ Божий, предназначение человека, уникальность, неприкосновенность, ценность человеческой жизни; - уметь отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме. Личностные результаты: - стремление к пониманию смысла православного учения о человеке; - умение отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме. |
|
10 |
Совесть и раскаяние Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) Форма урока: круглый стол |
1 |
- иметь представления о терминах и понятиях: совесть, отречение, раскаяние, покаяние; - стремиться классифицировать и оценивать свои поступки; - уметь приводить примеры ситуаций, когда человеку бывает стыдно; - развивать готовность слушать и слышать собеседника. Личностные результаты: - осознание собственных неблаговидных поступков; - стремление к принятию решения не совершать плохих поступков; - развитие готовности слушать и слышать собеседника; - умение объяснить выражение «совесть грызёт». |
|
11 |
Заповеди Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- уметь правильно выбрать информативные источники для получения дополнительных знаний; - иметь представления о терминах и понятиях: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования; - уметь подобрать к изучаемому термину его синоним или новое значение. Личностные результаты: - стремление сделать правильный предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; -стремление к усвоению и осмыслению новых терминов и понятий урока; - умение добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами. |
|
12 |
Милосердие и сострадание Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания в жизни каждого человека; - иметь представления о терминах и понятиях: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность; - стремиться к совершению добрых и милосердных дел, оказанию взаимопомощи; - проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях. Личностные результаты: - стремление к развитию в себе таких личностных качеств, как сопереживание, сострадание и милосердие; - стремление к эмоциональной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей; - проявление гуманизма ко всему живому; - стремление к доброжелательному отношению к недостаткам и слабостям людей. |
|
13 |
Золотое правило этики Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) Форма урока: круглый стол |
1 |
- уметь находить примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни; - уметь выделять основные категории золотого правила нравственности; - иметь представления о терминах и понятиях: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность; - стремиться к выстраиванию правильных взаимоотношений с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями; - стремиться к усвоению общепринятых человеческих норм морали и нравственности. Личностные результаты: - стремление к усвоению основных общепринятых норм морали и нравственности; - стремление к усвоению основных категорий золотого правила нравственности и их применение; - стремление к правильному выстраиванию взаимоотношений со всеми людьми; - уважительное отношение к людям иной национальности, веры, цвета кожи, взглядов, к не осуждению их. |
|
14 |
Храм Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- уметь сделать правильный личностный выбор в различных жизненных ситуациях; - иметь представления о терминах и понятиях: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение; - уметь найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме; Личностные результаты: - стремление уважительно и корректно вести себя в храме; - умение найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме. |
|
15 |
Икона Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) |
1 |
- усваивать основы работы с текстами по теме «Иконопись»; - стремиться к осмыслению нового материала; - иметь представления о терминах и понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык. Личностные результаты: - умение отличать иконы от картин; - стремление к осознанию уважительного отношения к иконам; - стремление к приобретению умения классификации Господних и Богородичных икон. |
|
16 |
Творческая работа (конкурс сочинений по изученным темам «Пра-вославная семья», «Со-весть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Как я понимаю золотое правило этики». Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности |
1 |
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя; - определять и формулировать самостоятельно цель деятельности; - искать пути и средства её осуществления; -составлять план действий по написанию творческой работы; - сверять свои действия с поставленной целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Личностные результаты: - определение темы для индивидуальной творческой работы; - самостоятельный отбор необходимых словарей, энциклопедий и справочников для написания творческой работы. |
|
17 |
Подготовка проектов по темам «Я понимаю православную культуру как…», «Соотношение понятий: душа – совесть – покаяние», «Суть православного поведения для меня состоит в следующем…». Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности |
1 |
- учиться выбору темы проекта с помощью учителя; - находить решения проблем творческого и поискового характера выполнения проекта совместно с учителем; - уметь составлять план выполнения этапов проекта; - уметь выполнить презентацию своего проекта; - понимать причины неуспеха и находить способы выхода из подобной ситуации. Личностные результаты: - умение ответить на вопросы, касающиеся плана выполнения проекта; - умение давать оценку результатов презентации проекта по имеющемуся алгоритму. - умение работать в парах и группах для выполнения группового проекта. |
|
18 |
Как христианство пришло на Русь Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир Красное Солнышко, государство, образующая религия, крещение, святая Русь, Киев, Новгород; - принимать участие в ведении группового диалога; - уметь правильно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по изучаемой теме; Личностные результаты: - умение верно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по темам «Русь» и «Христианство»; - умение вести диалог с одноклассниками; - запоминание и осмысление новых имён собственных, терминов и понятий, введённых на уроке. |
|
19 |
Подвиг Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
Форма урока: круглый стол |
1 |
- творить добрые дела, полезные Отечеству, людям; - понимать осмысленно значимость и ценность человеческой жизни; - понимать разницу и сходство понятий «подвиг», «подвижничество»; - иметь представления о терминах и понятиях: подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник; - стремиться к правильному личностному выбору и принятию личной ответственности за совершаемые поступки. Личностные результаты: - понимание ценности каждой человеческой жизни; - желание совершения добрых дел; - стремление к правильному личностному выбору; - стремление к личной ответственности за свои поступки. |
|
20 |
Заповеди блаженств Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- иметь представление о заповедях блаженств; - иметь представления о терминах и понятиях: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие = желающие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить; -уметь формулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»; - учиться избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций; - стремиться к осознанному построению речевых высказываний по теме урока; - приобретать навыки смыслового чтения изучаемого материала; Личностные результаты: - стремление к осмыслению и осознанному пониманию заповедей блаженств; - умение сформулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»; - стремление к умению избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций; - стремление к осознанному построению речевых высказываний по теме урока - первоначальное приобретение навыки смыслового чтения изучаемого материала. |
|
21 |
Зачем творить добро? Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- иметь представления о терминах и понятиях: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание; - иметь представление о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире; - проявлять стремление к совершению добрых дел и поступков; - оценивать свои поступки, классифицируя их как хорошие и плохие; - иметь представление об опорном конспекте; - приобретать навыки работы с опорным конспектом. Личностные результаты: - формирование православного представления о добре и зле; - умение отличать хорошие поступки от плохих; - формирование умения работы с опорным конспектом; - приобретение основных навыков работы с опорным конспектом. |
|
22 |
Чудо в жизни христианина Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
Форма урока: круглый стол |
1 |
- иметь представления о терминах и понятиях: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде; - понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность»; - стремиться к выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе); - стремиться к бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком; - осознавать значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь, верность, дружба, доверие. Личностные результаты: - стремление к бережному отношению ко всему живому; - умение выстраивать дружеские отношения; - стремление к проявлению дружеских отношений, доверию. |
|
23 |
Православие о Божием суде Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) |
1 |
- уметь объяснить происхождение понятия «Божий суд»; - иметь представления о терминах и понятиях: Божий суд, бессмертие души, легенда; - понимать значимость личной ответственности за совершаемые поступки; - уметь самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты; - уметь составить план урока с опорой на учебный материал. Личностные результаты: - понимание личной ответственности за совершаемые поступки; - умение составить план урока с опорой на учебный материал; - стремление к умению самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты. |
|
24 |
Таинство Причастия (Евхаристия) Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- понимать суть православных таинств; - иметь представления о православных терминах и понятиях: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия; - стремиться к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания; - овладевать умением самостоятельно анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы православной культуры»; - составлять сложный план по учебному тексту. Личностные результаты: - понимание сути православных таинств; - стремление к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания; - стремление к умению самостоятельно анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы православной культуры»; - умение составления сложного плана по учебному тексту. |
|
25 |
Монастырь Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- иметь представление о терминах и понятиях: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение; - составлять устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания учебника; - приобретать навыки работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму; - стремиться к умению оформлять мысли в письменной речи; - развивать эмоциональную отзывчивость. Личностные результаты: - умение составить устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания из учебного пособия; - формирование навыков работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму; - стремление к умению оформления мыслей в письменной речи; - правильное осознание понятия «свобода выбора»; - стремление к развитию эмоциональной отзывчивости. |
|
26 |
Отношение христианина к природе Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный) |
1 |
- иметь представления о терминах и понятиях:личная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп; - осознавать значимость и ценность всех форм жизни в природе; - стремиться к умению уважительно и внимательно слушать собеседника при ведении диалога; - уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера. Личностные результаты: - ценностное отношение к природе и всем формам жизни; - бережное отношение к животным и растениям; - стремление к уважительному отношению к собеседнику при ведении диалога; - уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера. |
|
27 |
Пасха Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- иметь представления о терминах и понятиях: Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный гимн, жертвенная любовь, любовь, победившая смерть; - стремиться к осознанному осмыслению материала, изученного на уроке; - уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; - овладевать приёмами монологической и диалогической речи; - устанавливать причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений. Личностные результаты: - стремление к осознанию сути православных праздников; - умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; - овладение приёмами монологической и диалогической речи; - умение установить причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений. |
|
28 |
Защита Отечества Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
Форма урока: круглый стол |
1 |
- иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков; - проявлять уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны; - уметь самостоятельно подготовить выступление по теме «Защитники Отечества»; - брать на себя личную ответственность за содеянные поступки. Личностные результаты: - уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны; - умение самостоятельно подготовить выступление по изучаемой теме; - усвоение представлений о морали и нравственных нормах и ответственность за поступки, не соответствующие таковым категориям. |
|
29 |
Христианин в труде Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
|
1 |
- осознавать значимость труда в жизни человека и общества. - уметь уважительно относиться к любому общественно-полезному труду; - проявлять уважительное отношение к чужому труду; - стремиться к добросовестному исполнению поручений классного коллектива; - овладевать навыками самообслуживающего труда. Личностные результаты: - стремление к осознанию значимости труда в жизни человека и общества; - формирование умения уважительно относиться к любому общественно-полезному труду; - уважительное отношение к чужому труду; - стремление к овладению основами самообслуживающего труда. |
|
30 |
Любовь и уважение к Отечеству |
1 |
- испытывать чувство гордости за свою Родину; - развивать патриотическое самосознание; - стремиться к выбору активной жизненной позиции; - понимать мотивацию собственных поступков; Личностные результаты: - осознание чувства гордости за Родину; - стремление к развитию патриотического самосознания; - стремление к выбору активной жизненной позиции; - умение объяснить мотивацию собственных поступков. |
|
31 |
Подготовка творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Моё Отечество», «Моё отношение к людям». Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности. |
1 |
- повторить новые понятия, термины, изученные на уроках «Основы православной культуры»; - составить план выполнения творческой работы; - соотносить результаты деятельности с поставленной целью, задачами; - уметь оценить результаты деятельности; - уметь договариваться и распределять роли в совместной деятельности. Личностные результаты: - соотнесение полученных результатов своей деятельности с поставленной целью, задачами; - оценка результатов деятельности; - умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности. |
|
32 |
Выступление обучающихся с творческими работами Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности |
1 |
- уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения; - уметь критично относиться к своему мнению, быть готовым изменить его; - уметь уважительно относиться к чужому мнению; - определять в диалоге с одноклассником и учителем степень успешности выполнения своей работы, работы других; Личностные результаты - умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения; - умение критично относиться к своему мнению, быть готовым изменить его; - умение уважительно относиться к чужому мнению; - стремление к объективному оцениванию творческих работ одноклассников. |
|
33 |
Подготовка творческих проектов (темы:«Православная вера», «С чего начинается Родина?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) – защитник Родины»). Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности |
1 |
- уметь определять общую цель учебной деятельности, пути и задачи её достижения; - стремиться к умению рационально планировать свою учебную деятельность; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - вносить соответствующие коррективы в выполнение проектной деятельности на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок. Личностные результаты: - умение определять общую цель учебной деятельности, определяя наиболее эффективные способы для достижения результата; - стремление к формированию умения правильно планировать учебную деятельность; - умение корректировать проектную деятельность. |
|
34 |
Праздник «Диалог культур во имя граж-данского мира и согласия» Тип урока: проверка и оценка знаний и способов деятельности
|
1 |
- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя; - перерабатывать приобретённую информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта; - признавать право каждого человека иметь и отстаивать собственное мировоззрение; - уметь договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои собственные интересы и взгляды, для выполнения общего дела. Личностные результаты: - дружеское общение, взаимопомощь в ходе подготовки творческих проектов (фотовыставка, конкурс рисунков, оформление помещения для проведения праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»; - понимание и уважительное отношение к творчеству других народов, их культур, иных взгляды, интересов; - стремление к умению организовать учебное взаимодействие для выполнения общего дела, договариваться с людьми, согласуя с ними свои собственные интересы и взгляды. |
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ ООШ № 6 от 29 августа 2023 года № 1 ___________ С.А.Юдина
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _________ М.В. Левицкая 29 августа 2023 года |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.