Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зубово-Полянская гимназия»
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры протокол №1 от «__» _________ 2021 г. руководитель кафедры __________/
|
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по НМР ____________ / ________/ «__» _________ 2021 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор гимназии _____________/__________/ «__» _________ 2021 г. |
Образовательная программа педагога
Осипова Александра Николаевича
Ф.И.О., категория
по основам безопасности жизнедеятельности в 9 –х классах
Предмет, класс
(базовый)
Количество часов: всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Программа разработана на основе:
- Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
- Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Зубова Поляна, 2021г.
1. Содержание программы
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Содержание программы выстроено по трем линиям:
· обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
· оказание первой медицинской помощи;
· основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.
Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Программа имеет цель:
· Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
· Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
· Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
· Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
· Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире
· Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России
· Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России
· Тема 4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
· Тема 5. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
· Тема 6. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
· Тема 7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
· Тема 8. Основы здорового образа жизни.
· Тема 9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
· Тема 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
· Тема 11. Оказание первой медицинской помощи
2. Планируемые результаты
· Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
· Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
· Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
· Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
· Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Личностные результаты:
· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
· формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
· формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
· понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
· формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
· понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
· знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
· знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
· умение оказать первую помощь пострадавшим;
· умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ модуля раздела,темы |
Наименование модуля, раздела, темы |
Количество часов |
М - I |
Основы безопасности личности, общества и государства |
24 |
Р- I |
Основы комплексной безопасности |
12 |
Тема 1 |
Национальная безопасность России в современном мире |
4 |
Тема 2 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России |
3 |
Тема 3 |
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России |
3 |
Тема 4 |
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. |
2 |
Р - II |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
12 |
Тема 5 |
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. |
3 |
Тема 6 |
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
5 |
Тема 7 |
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации. |
4 |
M - II |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
9 |
Р- III |
Основы здорового образа жизни |
7 |
Тема 8 |
Основы здорового образа жизни |
2 |
Тема 9 |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье |
2 |
Тема 10 |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья |
3 |
Р- IV |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. |
2 |
Тема 11 |
Оказание первой медицинской помощи |
2 |
Всего часов: |
33 |
9 класс
№ п/п |
Название темы |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
|
Дата проведения |
||
по плану |
фактически |
||||
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (24 часа)
Раздел I. Основы комплексной безопасности (12 часов) Национальная безопасность России в мировом сообществе (4 часа)
|
|
|
|||
1 |
Современный мир и Россия |
1.1,стр.8-15 |
|
|
|
2 |
Национальные интересы России в современном мире |
1.2,стр.16-19,п Практическая на стр19 |
|
|
|
3 |
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России |
1.3,стр.20-24 |
|
|
|
4 |
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность |
1.4,стр.24-30,Тест |
|
|
|
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России (3 часа)
|
|
|
|
|
|
5 |
Чрезвычайные ситуации и их классификация |
2.1,стр.31-39 Практическая на стр.39 |
|
|
|
6 |
Чрезвычайные ситуации природного характера, и их последствия |
2.2,стр.40-43 |
|
|
|
7 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия |
2.3,стр43-47 Тест |
|
|
|
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (3 часа)
|
|
|
|
|
|
8 |
Военная угроза национальной безопасности России |
2.4, стр.48-52 Практичес.раб. |
|
|
|
9 |
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации |
7.1,стр.128-132. Практ .раб. |
|
|
|
10 |
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
|
7.2,,стр.133-139Тест |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (12 часов)
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 часа)
|
|
|
|
|
|
11 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) |
3.1,стр.54-61 |
|
|
|
|
|||||
12 |
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны |
3.2,стр.61-67 |
|
|
|
13 |
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. |
3.3,стр68-75Тест |
|
|
|
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (5 часов) |
|
|
|
|
|
14 |
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций |
4.1,стр.76-80 |
|
|
|
15 |
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
4.2,стр..80-85 |
|
|
|
16 |
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях |
4.3,стр.85-91 практикум |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения |
4.4,стр.91-94Тест |
|
|
|
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
18 |
Международный терроризм-угроза национальной безопасности России |
5.1,стр96-102 практикум |
|
|
|
19 |
Виды террористической деятельности и террористических актов ,их цели и способы осуществления |
5.2,стр.102-108 |
|
|
|
20 |
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму |
6.1,стр109-116 |
|
|
|
21 |
Общегосударственное противодействие терроризму |
6.2,стр.116-122 Тест |
|
|
|
22 |
Нормативно-правовая база противодействия норкотизму |
6.3,стр.122-127 |
|
|
|
23 |
Правила поведения при угрозе террористического акта |
8.1,стр.140-150 Практич.работа |
|
|
|
24 |
Профилактика наркозависимости |
8.2,стр.151-157 Практич.раб. |
|
|
|
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)
Раздел III. Основы здорового образа жизни (9 часов)
Основы здорового образа жизни (3 часа) |
|
|
|
|
|
25 |
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность |
9.,стр160-167 Практич.раб. |
|
|
|
26 |
Здоровый образ жизни и его составляющие |
9.2,стр168-174 Практ.раб. |
|
|
|
27 |
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России |
9.3,стр175-182Тест |
|
|
|
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 часа) |
конспект |
|
|
|
|
28 |
Ранние половые связи и их последствия |
конспект |
|
|
|
29 |
Инфекции, передаваемые половым путем |
конспект |
|
|
|
30 |
Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе |
Конспект Тест |
|
|
|
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)
|
|
|
|
|
|
31 |
Брак и семья |
10.1,стр183-187 |
|
|
|
32 |
Семья и здоровый образ жизни |
10.2,стр187-189 |
|
|
|
33 |
Основы семейного права в Российской Федерации |
10.3,стр189-194 Практич.раб |
|
|
|
|
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (1 час)
Оказание первой медицинской помощи (1 час)
|
|
|
|
|
34 |
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. |
11.1;11.2,стр196-199 практич.раб. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.