Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности в основной школе
Оценка 4.7

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности в основной школе

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
ОБЗР
5 кл—9 кл
12.12.2022
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности в основной школе
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности в основной школе
Рабочая программа 5 - 9 класс.doc

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей физической

 культуры  и ОБЖ

«30»августа  2021 года

 

 Руководитель ___________

 

СОГЛАСОВАНО

 

зам. директора поУВР

   Е.В. Васютина______

«31» августа 2021 года

« УТВЕРЖДАЮ»

 

директор МОУ СОШ №1

____________ С.В. Швецова

приказ № 138 от31.08.2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

 

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

5 - 9 класс  (ФГОС)

 

 

 

 

     Составитель программы : преподаватель-организатор ОБЖ

                                                                 Гавричков П.П.

 

     Педагогический стаж :20 лет

 

     Квалификационная категория: высшая

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

1.    Пояснительная записка

   Рабочая программа по ОБЖ разработана на основе:

·         Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями и дополнениями.

·         Примерной  образовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности . Основная школа. – М.: просвещение, 2016.

·         Авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5-6 классов  Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б. Таранин. М. «Вентана-Граф»,2016

·         Авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности для 7-9 классов  Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, М.: «Вентана-Граф»,2019

·         ООП ООО МОУ СОШ №1 г. Унеча Брянской области;

·         Учебному плану ОУ;

·         Федеральному перечню учебников

·         Положению о рабочей программе по ФГОС МОУ СОШ №1 г. Унеча Брянской области;

 

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Основы безопасности жизнедеятельности:5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – 2-е изд., испр. и дораб. - М. : Вентана-Граф, 2016. – 160 с. : ил.

Основы безопасности жизнедеятельности:7-9 классы: учебник/Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – 2 – е изд., пересмотр. – М. : Вентана – Граф, 2019. – 272 с. : ил.

 

    В соответствии с ФБУП учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится как обязательный предмет и на его преподавание отводится 1часа в неделю (34 часа в год).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.

Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.

1. Патриотическое воспитание:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины  — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
  • формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга  — защите Отечества.

2. Гражданское воспитание:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
  • сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
  • понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.

 

 

3. Духовно-нравственное воспитание:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
  •  активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
  • развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
  • формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.

4. Эстетическое воспитание:

  • формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
  • понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.

5. Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
  • формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в  помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
  • установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.

6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
  • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  •  осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  •  соблюдение  правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудовое воспитание:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  •  осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
  • укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
  • установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

8. Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в  практической деятельности экологической направленности;
  • освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и

осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.

Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать:

1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
  • обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
  • проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в  различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.

Овладение универсальными коммуникативными действиями.

Общение:

  • уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
  • публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
  • планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
  • определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

  • выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
  • составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям.
  • Эмоциональный интеллект:
  • управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
  • быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.

Предметные результаты по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:

·      сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;

·      сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;

·      сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;

·      понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в  противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;

·      сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга  — защите Отечества;

·      знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;

·      понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);

·      овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в  опасных и чрезвычайных ситуациях;

·      освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;

·      умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;

·      освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;

·      овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

 

 

В результате освоения программы учебного предмета:

 

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения ЧС;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при  нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

• характеризовать ЗОЖ и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и ЗОЖ как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила ЗОЖ для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

• использовать здоровьесберегающих технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

3.    Содержание учебного предмета

Распределение учебных часов по разделам программы 5 класс

 

Раздел программы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя

21

3.

Школьная жизнь

12

4.

Общее количество часов

34

 

Название разделов и тем предмета. Основное содержание тем.

Тема

Основное содержание по теме

Введение (1 ч)

Введение

(1 ч)

Необходимость изучения предмета ОБЖ. Символическое изображение правил ОБЖ

Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя (21ч)

Особенности организма человека

(7 ч)

Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлении и пищевой аллергии

Здоровье органов чувств

(4 ч)

Правила бережного отношения к органам чувств

Здоровый образ жизни

(3 ч)

Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши)

Движение — это жизнь

(1 ч)

Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности.

Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья

(1 ч)

Правила закаливания младшего подростка.

Компьютер и здоровье

(2 ч)

Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.

Безопасный дом

(3 ч)

Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию в доме (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, при отравлении клеем, его парами, газом и при поражении током.

Школьная жизнь(12ч)

Выбор пути: безопасная дорога в школу

(6 ч)

Школьная жизнь начинается с дороги. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах транспорта.

Правила поведения в школе

(6 ч)

Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Безопасное общение. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь заболевшему ребёнку. Ориентирование в школьных помещениях. Меры предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах

 

 

Распределение учебных часов по разделам программы 7 класс

 

Раздел программы

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

2.1

 

2.2

2.3

2.4

2.5

Здоровый образ жизни.

 Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека

Правильное питание

Психическое здоровье человека

Социальное здоровье человека

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана

15

 

4

4

2

2

3

3.

Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту

12

4.

Разумная предосторожность. Опасные игры.

6

 

 

34

 

Общая характеристика учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Тема

Программное содержание

Деятельность обучающихся

Введение. Цели предме-та «Основы безопасности жизнедея-тельности»

(1 часа)

Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.

Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге и дискуссии; построение суждений. Работа с информацией: отбор видео- и интернет-материалов и их оценка. Аналитическая деятельность: чтение и оценка учебных текстов для ответа на вопрос «Почему проблема здорового образа жизни волновала общество уже в древности?»; выделение главной мысли учебного текста. Самооценка: определение своих возможностей и способностей. Конструирование понятий: природные чрезвычайные ситуации, техногенные чрезвычайные ситуации, безопасная жизнедеятельность. Формулирование вывода: почему нужно изучать предмет ОБЖ

Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека

(4 часа)

Что такое здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Что такое физическое здоровье. Значение физической культуры для здоровья человека. Хорошее физическое состояние обеспечивает здоровье и эмоциональное благополучие человека. Закаливание как способ тренировки организма. Правила личной гигиены.

Расширение кругозора. Русская баня и здоровье; польза закаливания

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге и дискуссии; построение суждений, тезисов и антитезисов. Работа с информацией: отбор видео- и интернет-материалов и их оценка. Аналитическая деятельность: чтение и оценка учебных текстов; выделение главной мысли учебного текста; высказывание версий о смысле пословиц и поговорок. Конструктивная деятельность: построение схем «Здоровье человека», «Физическое здоровье человека». Аналитическая деятельность: создание памятки «Правила закаливания». Рефлексивная деятельность: оценка своего физического развития; создание программы закаливания

Правильное питание
(4 часа)

Правила рационального питания, соблюдение которых позволяет поддерживать здоровье. Белки — строительный материал для организма; углеводы и жиры — источник энергии для организма. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета.

Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное воздействие зелёного чая

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге; конструирование суждений и доказательств. Практическая деятельность: анализ «пищевой пирамиды», составление меню ученика 7 класса на день. Конструирование вывода на основе анализа иллюстративного материала, схем

и таблиц учебника. Чтение информации, представленной в диаграмме и таблицах. Аналитическая деятельность: работа с информацией, представленной в таблице и иллюстрациях

Психическое здоровье человека (2 часа)

Психическое здоровье — эмоциональное благополучие человека. Способность управлять эмоциями, спокойно решать возникающие проблемы. Использование релаксационных упражнений как средства регулирования своего эмоционального состояния, развитие способности «властвовать собой». Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность

Конструирование характеристики понятия «психическое здоровье человека». Практическая деятельность: упражнения на релаксацию. Рефлексивная деятельность: самоконтроль и самооценка — «признаки стресса». Коммуникативнаядеятельность: построение суждений, доказательств, пояснений. Сравнение и дифференциация: ложное и истинное суждение. Деятельность в коллективе: правила совместной деятельности

Социальное здоровье человека (2 часа)

Человек — социальное существо, член общества. Социальная среда — обязательное условие развития человека. Отношения с окружающими людьми — показатель социального здоровья человека. Общение — ценная деятельность человека. Учение — социально важная деятельность, обеспечивающая прогресс общества. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.

Расширение кругозора. Дети-маугли

Аналитическая деятельность:оценка информации, представленной в тексте. Рефлексивная деятельность: самооценка умений общаться, самоанализ учебной деятельности.  

Коммуникативная деятельность: конструирование суждений, выбор и объяснение ответа (из представленных альтернативных)

    

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана (3 часа)

Репродуктивное здоровье — способность человека к воспроизведению. Половое созревание — особенность подросткового и юношеского возраста. Подготовка организма к деторождению. Чистота тела — одно из условий репродуктивного здоровья. Риски старшего подросткового возраста

Коммуникативная деятельность: построение суждений, подбор доказательств. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте; составление плана ответа на вопрос «Особенности развития мальчиков и девочек»

Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту (12 часов)

Пожар — чрезвычайная ситуация. Причины пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Организация эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.

Залив жилища. Причины заливов помещений. Правила поведения при заливах. Электричество при неправильном использовании может быть опасным. Правила пользования электроприборами. Оценка обстановки при электротравмах, первая помощь.

Правила пользования газовыми приборами. Первая помощь при отравлении бытовым газом. Правила безопасности при пользовании бытовой химией

Аналитическая деятельность: составление памятки «Причины пожаров» (по иллюстративному материалу). Чтение информации, представленной на схеме. Моделирование бытовых пожароопасных ситуаций. Практическая игровая деятельность: «эвакуация» из горящего дома; применение средств пожаротушения; помощь при ожогах. Конструирование воображаемых ситуаций. Коммуникативная деятельность: участие в диалоге, построение суждений и умозаключений. Аналитическая деятельность: анализ жизненных ситуаций и текста учебника; оценка информации, представленной на схеме. Практическая (игровая) деятельность: разыгрывание сценок на материале «Медицинской странички». Коммуникативная деятельность: правила участия в дискуссии, построение суждений и доказательств. Практическая деятельность: первая помощь при отравлениях

Разумная предосторожность. Опасные игры (6 часов)

Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства самообороны.

Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.

Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проникновении в чужое жилище

Аналитическая деятельность: конструирование памятки «Правила поведения в ситуациях опасного общения». Конструирование воображаемых ситуаций (игра-драматизация): разыгрывание сценок общения

с мошенниками, хулиганами, психологическая готовность к встрече с опасными незнакомцами

 

 

 

 

 

 

 

Распределение учебных часов по разделам программы 8 класс

 

Раздел программы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.

8

3.

Современный транспорт и безопасность

10

4.

Безопасный туризм

15

 

 

34

 

Общая характеристика учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Тема

Программное содержание

Деятельность обучающихся

Опасности, с которыми мы cталки-ваемся на природе

(8 часов)

Ядовитые растения нашей местности,  их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.

Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.

Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные

Совместная деятельность: правила взаимодействия.

Аналитическая деятельность: определение видовых особенностей ядовитых растений; определение ядовитых или несъедобных грибов.

Коммуникативная деятельность: рассказы обучающихся о поведении при встрече с ядовитыми животными.

Совместная деятельность: правила работы в группах.

Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки для купальщика.

Коммуникативная деятельность: правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений.

Практическая деятельность (ролевая игра): помощь тонущему, а также провалившемуся под лёд

Современ-ный транс-порт и бе-зопасность

(10 часов)

Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.

Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро.

Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время
полёта.

Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.

Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт, ремни безопасности, наказания за нарушения правил безопасного полёта

Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация видов транспорта, анализ информации, представленной в рассказе учителя. 

Коммуникативная деятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать наезда…».

Аналитическая деятельность: работа с информацией, представленной в таблицах, схемах, иллюстрациях.

 

Практическая деятельность
(ролевая игра)
: действия по оказанию первой помощи при кровотечениях; наложение шины.

Интеллектуальная деятельность: выдвижение предположений, построение доказательств, анализ информации, представленной в тексте учебника. Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы обучающихся «Моё поведение в метро», алгорит­мизация поведения в условиях ЧС в метро.

Интеллектуальная деятельность: анализ информации, представленной в рассказе-объяснении учителя и в тексте учебника; конструирование правил поведения перед полётом и во время полёта; нахождение ошибок в поведении пассажиров авиалайнера (по иллюстративному материалу).

Рефлексивная деятельность, самоанализ: моё состояние во время полёта.

Практическая деятельность (ролевая игра): спасательное оборудование, алгоритмизация поведения в условиях ЧС во время полёта. Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в объяснении учителя.

Коммуникативная деятельность: алгоритмизация поведения во время пожара в поезде; конструирование вывода и умозаключения

Безопас-ный туризм (15 часов)

Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.

Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плав.средствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.

Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.

Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,
используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в по­ходах.

Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского похода

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «туризм» и «безопасный туризм», построение вопросов и ответов.

Аналитическая деятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (исходя из личного опыта обучающихся). Конструирование вывода: объективные и субъективные трудности похода и их преодоление.

Практическая деятельность (ролевая игра-соревнование): составление графика движения тур.группы по маршруту, конструирование плана действий по обеспечению безопасности в туристских походах; распределение снаряжения между участниками похода (заполнение таблиц). Конструирование характеристик понятий: туристский маршрут, режим дня, график движения тургруппы, скорость движения, дневной переход, условия похода, ритм движения и др.

Рефлексивная деятельность: признаки утомления туриста на маршруте (самоконтроль и самооценка).

Коммуникативная деятельность: построение суждений, доказательств, пояснений. Сравнение и дифференциация: ложное и истинное суждение.

Аналитическая деятельность: конструирование памятки «Безопасная организация движения группы по маршруту». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки. Коммуникативная деятельность: правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений.

Практическая деятельность (ролевая игра): составление и проигрывание различных вариантов программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в чрезвычайной ситуации.

Практическая деятельность (ролевая игра): распределение ролей в тур.группе при выборе места для бивуака туристской группы в разных видах туризма (водный, лыжный и горный).

Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация типов костров по их назначению.

Коммуникативная деятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать пожара при использовании костров в пешеходных походах…».

Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы обучающихся «Моё поведение в водном туристском походе», алгоритмизация поведения в условиях ЧС в водных туристских походах.

Практическая деятельность: работа соспасательным оборудованием в водном походе, алгоритмизация поведения в условиях ЧС на воде в походе. Составление маршрута, программы и графика движения. Практическая деятельность: отработка умений завязывать узлы разного вида. Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в учебнике, видеосюжетах и видеофильмах

 

 

Распределение учебных часов по разделам программы 9 класс

 

Раздел программы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Когда человек сам себе враг

7

3.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

16

4.

 

 

4.1

4.2

Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской федерации.

Противодействие экстремизму и терроризму.

Национальная безопасность Российской федерации.

 

10

 

7

3

 

 

34

 

Общая характеристика учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Тема

Программное содержание

Деятельность обучающихся

Когда человек сам себе враг (7 часов)

Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.

Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.

Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания

Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в объяснении учителя, в иллюстративном материале, схеме, чтение диаграммы.

Рефлексивная деятельность: оценка своего отношения к курению, алкоголю. Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге, построение суждений и умозаключений, поведение в процессе ролевой игры.

Практическая деятельность: первая помощь при отравлении алкоголем. Коммуникативная деятельность: суждение «Моё отношение к наркотикам»

Чрезвычай-ные ситуа-ции природ-ногои техно-генного характера,их классифика-ция и хара­ктери­стика

(16 часов)

Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.

Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.

Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.

Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.

Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.

Природные пожары, их причины.  Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.

Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида

Аналитическая деятельность: представление текстовой информации в виде схемы; определение логики построения системы оповещения; классификация ЧС, конструирование выводов и умозаключений.

Интеллектуальная деятельность: анализ информации, представленной в тексте учебника и рассказе-объяснении учителя. Коммуникативная деятельность: характеристика ЧС различного вида; составление сообщения о какой-нибудь ЧС; составление характеристик балльной шкалы землетрясений.

Совместная деятельность: правила взаимодействия; объективная оценка полученного результата.

Работа с информацией в Интернете: отбор, анализ, адекватное использование. Практическая деятельность: создание памятки (инструкции) «Как вести себя во время землетрясения»; создание текста-репортажа «С места событий», составление рассказа по картине. Составление инструкции «Поведение при сходе селя, лавины, оползня». Конструирование плана действий при наводнении. Составление плана местности с учётом гидродинамических объектов

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «наводнение»; построение вопросов и ответов. Составление памятки «Поведение при обнаружении очага пожара», конструирование характеристики техногенных ЧС и их причин.

Аналитическая деятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (по тексту учебника), чтение информации, представленной в иллюстрациях и пиктограммах, оценка информации из рассказа-объяснения учителя; разрешение проблемной ситуации.

Противодей-ствие экстремизму и террориз-му (7 часов)

Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.

Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций

Аналитическая деятельность: оценка фактов, приведённых в объяснении учителя; перевод печатного текста в графический; обобщение полученных знаний (составление инструкции). Оценка информации, представленной в документах, тексте учебника; разработка программы поведения в ситуации террористической угрозы.

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «экстремизм» и «терроризм»; формулирование главной мысли рассказа-объяснения учителя.

Практическая деятельность: наложение повязки для остановки кровотечения.

Националь-ная безопас-ность Российской Федерации

(3 часа)

Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «национальная безопасность». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника

 

 

 

 

4.    Календарно - тематическое планирование 5 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов

5 «А»

5 «Б»

Введение (1ч)

1

 

 

Введение.

1

Правила поведения в школе (6 ч)

2

 

 

Общие правила школьной жизни

1

3

 

 

Правила поведения в школе

2

4

 

 

5

 

 

Если в школе пожар

2

6

 

 

7

 

 

Повторение и обобщение пройденного

1

Особенности организма человека (7 ч)

8

 

 

За что отвечают системы органов

2

9

 

 

10

 

 

Как укреплять нервную систему

1

11

 

 

Как можно тренировать сердце

1

12

 

 

Упражняем дыхательную систему

1

13

 

 

Питаемся правильно

2

14

 

 

Здоровье органов чувств (4 ч)

15

 

 

Здоровье органов чувств

2

16

 

 

17

 

 

Проектная деятельность

2

18

 

 

Здоровый образ жизни (3 ч)

19

 

 

Здоровый образ жизни

1

20

 

 

Чистота – залог здоровья

2

21

 

 

Движение — это жизнь (1 ч)

22

 

 

Движение — это жизнь

1

Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья (1 ч)

23

 

 

Закаливание.

1

Компьютер и здоровье (2 ч)

24

 

 

Подросток и компьютер

1

25

 

 

Повторение и обобщение пройденного

1

Безопасный дом (3 ч)

26

 

 

Мой безопасный дом

1

27

 

 

Техника безопасности в доме

2

28

 

 

Выбор пути: безопасная дорога в школу (6 ч)

29

 

 

Дорога в школу и обратно

1

30

 

 

Пешеходы и пассажиры – участники дорожного движения

2

31

 

 

32

 

 

Безопасная дорога

2

33

 

 

34

 

 

Школьник как пассажир

1

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование 7 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов

7 «А»

7 «Б»

Введение (1ч)

1

 

 

Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

1

Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека(4 часа)

2

 

 

Что такое здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья.

1

3

 

 

Зависит ли здоровье от образа жизни?

1

4

 

 

Что такое физическое здоровье. Значение физической культуры для здоровья человека.

1

5

 

 

Закаливание как способ тренировки организма. Правила личной гигиены.

1

Правильное питание (4 часа)

6

 

 

Правила рационального питания.

1

7

 

 

О жирах, белках и углеводах.

1

8

 

 

Проблемы экологии питания.

1

9

 

 

Поговорим о диете.

1

Психическое здоровье человека (2 часа)

10

 

 

Показатели психического здоровья и нездоровья.

1

11

 

 

Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье.

1

Социальное здоровье человека (2 часа)

12

 

 

Что определяет социальное здоровье человека.

1

13

 

 

Учение - социально важная деятельность.

1

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана (3 часа)

14

 

 

Что такое репродуктивное здоровье?

1

15

 

 

Риски старшего подросткового возраста.

1

16

 

 

Повторение и обобщение по темам « Виды здоровья человека».

1

Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту (12 часов)

17

 

 

Причины и последствия пожаров.

1

18

 

 

Средства пожаротушения

1

19

 

 

Правила пользования пиротехникой.

1

20

 

 

Организация эвакуации из горящего здания.

1

21

 

 

Первая помощь при ожогах.

1

22

 

 

Если произошло отравление газом.

1

23

 

 

Первая помощь при отравлении газом.

1

24

 

 

Бытовая химия: безопасность использования.

1

25

 

 

Первая помощь при отравлении бытовой химией.

1

26

 

 

Залив жилища.

1

27

 

 

Опасное электричество.

1

28

 

 

Повторение и обобщение по темам « Чрезвычайные ситуации в быту».

1

Разумная предосторожность. Опасные игры (6 часов)

29

 

 

Как выбрать место для отдыха.

1

30

 

 

Как вести себя на улице, лифте и на лестнице. Самооборона.

1

31

 

 

Опасные игры. Что скрывает карьер. Неразорвавшиеся снаряды.

1

32

 

 

Экстрим в игре и спорте.

1

33

 

 

Первая помощь при переломах.

1

34

 

 

Повторение и обобщение по темам «Разумная предосторожность. Опасные игры».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование 8 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов

8 «А»

8 «Б»

Введение (1ч)

1

 

 

Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

1

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе  (8 часов)

2

 

 

Ядовитые растения нашей местности.

1

3

 

 

О грибах съедобных и ядовитых.

1

4

 

 

Неожиданные встречи в лесу.

1

5

 

 

Гроза в лесу.

1

6

 

 

Причины возникновения опасных ситуаций на воде.

1

7

 

 

Как помочь тонущему человеку.

1

8

 

 

Как спастись, если провалился под лёд?

1

9

 

 

Повторение и обобщение по темам «Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе ».

1

Современный транспорт и безопасность (10 часов)

10

 

 

Транспорт в современном мире.

1

11

 

 

Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.

1

12

 

 

Опасные игры на дорогах.

1

13

 

 

Первая помощь пострадавшим при ДТП.

1

14

 

 

Метро — транспорт повышенной опасности.

1

15

 

 

Авиакатастрофы.

1

16

 

 

Правила поведения на борту авиалайнера.

1

17

 

 

Железнодорожные катастрофы.

1

18

 

 

Правила поведения при крушении поезда, пожаре в вагоне.

1

19

 

 

Повторение и обобщение по темам «Современный транспорт и безопасность».

1

Безопасный туризм (15 часов)

20

 

 

Безопасный туризм.

1

21

 

 

Туризм – это отдых, связанный с преодолением трудностей.

1

22

 

 

Движение по туристскому маршруту.

1

23

 

 

Составление графика движения.

2

24

 

 

25

 

 

Преодоление естественных препятствий.

1

26

 

 

Обеспечение безопасности при выборе места для бивуака.

1

27

 

 

Если турист отстал от группы…

1

28

 

 

Туризм и экология окружающей среды.

1

29

 

 

Обеспечение безопасности в водном туристическом походе.

1

30

 

 

Правила безопасного поведения водного похода.

1

31

 

 

Узлы в туристическом походе.

2

32

 

 

33

 

 

Повторение и обобщение по темам «Безопасный туризм».

1

34

 

 

Практическое занятие по отработке туристических навыков.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование 9 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов

9 «А»

9 «Б»

Введение (1ч)

1

 

 

Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

1

Когда человек сам себе враг (7 часов)

2

 

 

Вредные привычки.

1

3

 

 

Почему подростки курят?

1

4

 

 

Физическое, психическое, эмоциональное со­стояние подростка-курильщика.

1

5

 

 

Алкоголь — разрушитель личности.

1

6

 

 

Разрушение личности под влиянием наркомании.

1

7

 

 

Токсикомания — страшная зависимость.

1

8

 

 

Повторение и обобщение по темам «Когда человек сам себе враг».

1

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (16 часов)

9

 

 

Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика используемых в теме понятий.

1

10

 

 

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

1

11

 

 

Деятельность по предупреждению природных ЧС.

1

12

 

 

Природные чрезвычайные ситуации на территории России.

1

13

 

 

Геофизические ЧС.

1

14

 

 

Гидрологические ЧС.

1

15

 

 

Метеорологические ЧС.

1

16

 

 

Природные пожары

1

17

 

 

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины возникновения.

1

18

 

 

Виды техногенных ЧС.

1

19

 

 

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

1

20

 

 

Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ.

1

21

 

 

Безопасное поведение в техногенных ЧС.

1

22

 

 

Система оповещения. Общие правила эвакуации.

1

23

 

 

Первая помощь при  кро­вотечениях.

1

24

 

 

Повторение и обобщение по темам «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера».

1

Противодействие экстремизму и терроризму (7 часов)

25

 

 

Экстремизм, терроризм (характеристика понятий).

1

26

 

 

Как снизить угрозу теракта?

1

27

 

 

Если вас взяли в заложники.

1

28

 

 

Взрывы  в жилых домах.

1

29

 

 

Правила безопасного поведения при взрыве.

1

30

 

 

Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России.

1

31

 

 

Законодательство Российской Федерации о противодействии экстремизму, терроризму.

1

Национальная безопасность Российской Федерации (3 часа)

32

 

 

Национальная безопасность Российской Федерации.

1

33

 

 

Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.

1

34

 

 

Повторение и обобщение по темам «Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской федерации».

1

 

 


Скачано с www.znanio.ru

РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей физической культуры и

РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей физической культуры и

Пояснительная записка Рабочая программа по

Пояснительная записка Рабочая программа по

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей…

Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей…

Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий…

Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий…

Базовые исследовательские действия: формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни; обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать…

Базовые исследовательские действия: формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни; обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать…

Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств; объяснять…

Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств; объяснять…

В результате освоения программы учебного предмета:

В результате освоения программы учебного предмета:

Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности

Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности

МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; • характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от…

МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; • характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от…

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Правила поведения в школе (6 ч)Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы

Правила поведения в школе (6 ч)Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы

Что такое здоровый образ жизни

Что такое здоровый образ жизни

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана (3 часа)

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана (3 часа)

Распределение учебных часов по разделам программы 8 класс №

Распределение учебных часов по разделам программы 8 класс №

Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера

Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера

Безопас-ный туризм (15 часов)

Безопас-ный туризм (15 часов)

Распределение учебных часов по разделам программы 9 класс №

Распределение учебных часов по разделам программы 9 класс №

Чрезвычай-ные ситуа-ции природ-ногои техно-генного характера,их классифика-ция и хара­ктери­стика (16 часов)

Чрезвычай-ные ситуа-ции природ-ногои техно-генного характера,их классифика-ция и хара­ктери­стика (16 часов)

Календарно - тематическое планирование 5 класс № урока

Календарно - тематическое планирование 5 класс № урока

Чистота – залог здоровья 2 21

Чистота – залог здоровья 2 21

Календарно - тематическое планирование 7 класс № урока

Календарно - тематическое планирование 7 класс № урока

Правила пользования пиротехникой

Правила пользования пиротехникой

Календарно - тематическое планирование 8 класс № урока

Календарно - тематическое планирование 8 класс № урока

Движение по туристскому маршруту

Движение по туристскому маршруту

Календарно - тематическое планирование 9 класс № урока

Календарно - тематическое планирование 9 класс № урока

Первая помощь при кро­вотечениях

Первая помощь при кро­вотечениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022