Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 станицы Подгорной»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №_____ «___» _________20__г. |
Утверждено приказом №___ Директор школы «___»___________20__г. ____ ____________ ______ |
Рабочая программа
по основам финансовой грамотности
Класс 11 класс
ФИО педагога – разработчика программы Тинякова Оксана Александровна
Срок освоения 2021 - 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенности курса
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.
Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
3.Концепция Национальной программы повышения уровняфинансовой грамотности населения Российской Федерацииhttp://www.misbfm.ru/node/11143.
4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 годаhttp://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.
Курс ≪Финансовая грамотность≫ для 10–11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов. Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.
В основе курса ≪Финансовая грамотность≫ для 10–11 классов лежит системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по мрограммам финансовой грамотности.
Курс ≪Финансовая грамотность≫ для 10–11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.
Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Так же курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и
умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.
Курс ≪Финансовая грамотность≫ для 10–1 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: ≪Страхование≫, ≪Фондовый рынок≫, ≪Банки≫, ≪Финансовые риски и финансовая безопасность≫, ≪Пенсия и пенсионные накопления≫.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.
Рабочая программа по основам финансовой грамоты разработана с учетом рабочей программы воспитания, что конкретизируется в планируемых результатах
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Требования к личностным результатам освоения курса:
1. Гражданского воспитания, которое включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотического воспитания, которое предусматривает:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственного воспитания, которое осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания, которое предполагает:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, которое включает:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудового воспитания, которое реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания, которое включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Популяризацией научного познания, которая подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
В том числе:
• способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;
• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;
• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;
• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
• владение знанием:
• об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;
• об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
• о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
• о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;
• о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
• об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
• об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
• об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
• о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.
Структура курса «Финансовая грамотность»
Курс финансовой грамотности в 10—11классах состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретический материал, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия, сформировать практические умения.
Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания, особенностей класса и прочих причин педагог имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте.
В тематическом плане указано общее количество часов, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс
повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к обучению, при котором знания не противопоставляются умениям, а рассматриваются как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.
Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области
управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру денежных отношений.
Номер темы |
Накзвание темы |
Кол-во часов |
Модуль 1 |
Собственный бизнес: как создать и не потерять |
|
Модуль 2 |
Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой |
|
Модуль 3 |
Обеспеченная старость: возможности 7пенсионного накопления |
|
Модуль 4 |
Итоговый контроль по курсу |
|
Итого |
|
34 |
Формы и методы организации учебной деятельности
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий.
Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая собой метод донесения до учащихся новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность и активная позиция обучающихся.
Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи, фокусирует внимание учащихся на основных проблемах, отражает практический опыт решения поставленных задач в процессе беседы.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность изложения и активизация мышления учеников; аргументированность суждений; учёт особенностей аудитории (профиль класса); сочетание теории и практики, логики изложения с творческой импровизацией учителя; использование технических средств.
Активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-беседы с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.
Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися.
Практическое занятие курса финансовой грамотности как форма организации образовательной деятельности носит обучающий характер, направлено на формирование предметных умений и компетенций в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Предметные умения
и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления поисковой деятельности и др.
Игра — форма организации учебной деятельности, имитирующая реальную деятельность, в ходе которой происходит синтез абстрактного
восприятия теоретического материала и реального применения полученных знаний. Абстрактное восприятие теоретического материала, заключающееся в основном в нахождении общих закономерностей, связей и отношений, посредством моделирования жизненной ситуации,
связанной с принятием финансового решения, находит своё отражение в конкретных действиях. Целью игры является выработка модели поведения в сложившейся ситуации, приобретение опыта.
Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний
и умений обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме решения тематического теста, тематического задания, практических задач, написания эссе, викторины, защиты проектов и других видов интерактива.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЛЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Базовые понятия |
ЭОР |
Дата |
1. |
Вводный урок Основы финансовой грамотности. Личные финансы гражданина |
1 |
|
https://fmc.hse.ru/video |
|
2. |
Банковская система РФ |
1 |
• личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции; • знание механизма взаимодействия коммерческих банков и Центрального банка, ключевых банковских операций с населением. |
https://fmc.hse.ru/video |
|
3. |
Фондовый рынок РФ |
1 |
инвестирование, доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация; • знание инвестиционных стратегий и финансовых рисков, с которыми они сопряжены. |
https://fmc.hse.ru/video |
|
4. |
Налогообложение РФ |
1 |
налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвенные налоги, налоговый орган, налогоплательщик, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам; • знание налоговой системы России и ее устройства, общих принципов работы налоговой службы, случаев, когда необходимо подавать налоговую декларацию, способа получения ИНН, возможных налоговых правонарушений и наказаний за их совершение. |
https://fmc.hse.ru/video |
|
5. |
Страхование |
1 |
страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата; • знание структуры и особенностей страхового рынка в России, основных участников страховых отношений, алгоритма действия при наступлении страховых случаев. |
https://fmc.hse.ru/video |
|
6. |
Модуль 1. Собственный бизнес: как создать и не потерять Бизнес как источник дохода и забот |
1
1 |
|
https://fmc.hse.ru/lipsitsvideo |
|
7. |
Создание собственного бизнеса. Стартап |
https://fmc.hse.ru/lipsitsvideo |
|||
8. |
Создание бизнес-плана |
1 |
бизнес-план, планирование, бизнес-идея, организационная структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости, маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности; • знание основных элементов бизнес-плана, последовательности его составления. |
https://fmc.hse.ru/lipsitsvideo |
|
9. |
Реклама и бренд |
1 |
|
https://fmc.hse.ru/lipsitsvideo |
|
10. |
Взаимоотношения работника и работодателя |
1 |
|
https://fmc.hse.ru/lipsitsvideo |
|
11. |
Деньги для нового бизнеса: где их можно попытаться добыть |
1 |
|
https://fmc.hse.ru/lipsitsvideo |
|
12. |
Расходы и доходы в собственном бизнесе |
1 |
• доходы, расходы, прибыль, чистая прибыль, собственный капитал, уставный капитал, заёмный капитал, кредит, лизинг, основные средства, оборотные средства, стартап, бизнес-ангел, венчурный инвестор; • знание видов финансовых ресурсов компании, способов формирования капитала компании, механизма формирования прибыли организации. |
https://fmc.hse.ru/lipsitsvideo |
|
13. |
Налогообложение малого и среднего бизнеса |
1 |
налогообложение, общий режим налогообложения бизнеса, упрощённая система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная система налогообложения (ПСН); • знание видов режимов налогообложения бизнеса, обязательств при выборе одного из них. |
https://fmc.hse.ru/lipsitsvideo |
|
14. |
Финансовые издержки |
1 |
|
https://fmc.hse.ru/lipsitsvideo |
|
15. |
Финансовые риски в предпринимательской деятельности |
1 |
• предпринимательская деятельность, финансовые риски, риск снижения финансовой устойчивости организации, риск неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск; • знание видов рисков, с которыми может столкнуться бизнесмен при осуществлении предпринимательской деятельности, способов нейтрализации финансовых рисков. |
https://fmc.hse.ru/lipsitsvideo |
|
16. |
Модуль 2. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой Финансовое мошенничество в мире |
1
1 |
• ориентироваться в инструментах управления предпринимательскими рисками; • оценивать последствия предпринимательских рисков для бизнеса; • осуществлять выбор инструмента для нейтрализации рисков и снижения последствий от их воздействия. |
https://fmc.hse.ru/vaginvideo |
|
17. |
Финансовые риски: как защититься от разорения |
https://fmc.hse.ru/vaginvideo |
|
||
18. |
Виртуальные ловушки
|
1 |
• фишинг, фарминг, Evil Twin / Honeypot, нигерийское письмо, хайп (от англ. HYIP); • знание возможных финансовых мошенничеств, с которыми можно столкнуться в сети Интернет, последствий вовлечения в них и способов сохранения личного бюджета от интернет-мошенников. |
https://fmc.hse.ru/vaginvideo |
|
19. |
Современные тенденции в кибермошенничестве. |
1 |
Мошенничество с PayPal. Современные тенденции в кибермошенничестве. Мошенничество в социальных сетях. Финансовое мошенничество связанное с обменом валюты и нелегальными кредитами. Другие виды финансового мошенничества. |
https://fmc.hse.ru/vaginvideo |
|
20. |
Финансовая пирамида |
1 |
|
https://fmc.hse.ru/vaginvideo |
|
21. |
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу ≪Все слышат≫ |
1 |
• финансовая пирамида, мошенничество, финансовые риски; • знание видов финансовых мошенничеств, признаков финансовой пирамиды, механизмов её функционирования и возможных по- следствий вовлечения в неё. |
https://fmc.hse.ru/vaginvideo |
|
22. |
Модуль 3. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления Пенсионный фонд Российской Федерации |
1 |
• пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, страховой взнос, страховой стаж, страховая пенсия по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент, накопительная пенсия; • знание основ функционирования пенсионной системы в России, видов пенсий и условий их получения, способов формирования будущей пенсии, факторов, определяющих размер будущей пенсии гражданина. |
https://fmc.hse.ru/teplovavideo |
|
23. |
История пенсий и пенсионные реформы в РФ |
1 |
|
https://fmc.hse.ru/teplovavideo |
|
24. |
Демографические аспекты пенсионной системы |
1 |
|
https://fmc.hse.ru/teplovavideo |
|
25. |
Думай о пенсии смолоду, или как
формируется |
1 |
|
https://fmc.hse.ru/teplovavideo |
|
26. |
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями |
1 |
• накопительная пенсия, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений; • знание основ формирования будущей пенсии гражданина посредством управления накопительной пенсией, представление о существующих программах пенсионного обеспечения. |
https://fmc.hse.ru/teplovavideo |
|
27. |
Негосударственный пенсионный фонд |
1 |
• надёжность негосударственного пенсионного фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок функционирования негосударственного пенсионного фонда; • знание основ функционирования негосударственных пенсионных фондов, критериев выбора в пользу одного из них. |
https://fmc.hse.ru/teplovavideo |
|
28. |
Обучающая игра ≪Выбери свой негосударственный пенсионный фонд≫ |
1 |
• негосударственный пенсионный фонд, надёжность фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок функционирования негосударственного пенсионного фонда; • знание основ функционирования негосударственных пенсионных фондов, критериев выбора в пользу одного из них. |
https://fmc.hse.ru/teplovavideo |
|
29. |
Модуль 4. Итоговый контроль по курсу Деловая игра «Я – финансист» |
1 |
|
https://edu.pacc.ru/shkolniki/articles/Delovye-igry/ |
|
30. |
Исследовательский проект «В мире финансов» |
1 |
|
|
|
31. |
Исследовательский проект «В мире финансов» |
1 |
|
|
|
32. |
Занятия – презентации учебных достижений |
1 |
|
|
|
33. |
Занятия – презентации учебных достижений |
1 |
|
|
|
34. |
Итоговый урок |
1 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.