Рабочая программа по основам православной культуры 5-6 класс

Рабочая программа по основам православной культуры 5-6 класс

docx
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ПРОГРАММА ОПК 2016.docx

Надпись:                                                              УТВЕРЖДАЮ:
                                                             Директор МБОУ СОШ №19 
                                                             имени  В.П.Стрельникова
                                                             ____________Г.А.Селезнева
                                                             Протокол пед.совета от 30.08.2016г. № 1
                                                             Согласовано:
                                                             Протокол МО учителей истории и обществознания
                                                              От 27.08.16 г.№ 1
                                                              Руководитель: Пиулькина Е.Г.

 

 

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.П.СТРЕЛЬНИКОВА

 

 

«Основы православной культуры»

 

 

Автор: А.В. Бородина

на основе авторской  программы культурологического курса для общеобразовательных школ;

основная школа (5-8 классы)

 

2018-2019 учебный год

 

Составитель:

Кулагина Лариса Васильевна,

учитель начальных классов.

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.     Планируемые результаты освоения учебного курса……..…   3

 

2.     Содержание курса………………………………….……….…   5

 

3.     Тематическое планирование………………………………...   13

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Планируемые результаты освоения учебного курса

В соответствии с Федеральным государственным образователь-ным стандартом общего образования, Концепцией духовно-нрав-ственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.

Личностные результаты. Курс способствует становлению сле-дующих личностных характеристик ученика:

- осознающий свою российскую гражданскую идентичность;

- сознающий свою национальную принадлежность;

- патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- умеющий ценить демократические права и свободы гражданско-го общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), националь-ную культуру, родной язык;

- обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей обще-ства: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;

- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;

- обладающий такими качествами, как добросовестность, спра-ведливость, верность, долг, честь, благожелательность;

- имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль-тур и религии;

- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

- доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосно-вывать свою позицию;

- умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;

- владеющий навыками социально-культурной адаптации и культу-рой потребления информации;

- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близ-ких, товарищах, чужих людях;

- имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- имеющий представления о традиционных нравственных установ-ках;

- имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здо-ровью, природе, всему живому;

- уважительно относящийся к святыням;

- владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;

- способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступ-ки перед семьёй и обществом;

- способный к творческому труду;

- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следую-щим образом:

- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;

- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реа-лизации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- способный понимать причины успеха или неуспеха учебной дея-тельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

- освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;

- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

умеющий использовать знаково-символические средства информации;

- активно использующий речевые средства и средства информа-ционных и коммуникативных технологий для решения коммуникатив-ных и познавательных задач;

- использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информацион-ной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);

- овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;

- овладевший логическими действиями сравнения, анализа, син-теза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

 - умеющий определять общие цели, договариваться о распреде-лении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.

 

Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:

 - имеющий ценностные установки и  знаниевые основания для осознанной мотивациик нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

  -  владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраиваниикоструктивных отношений в семье и обществе;

  -  понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

 -   знающий историю формирования отечественной культуры;

-  имеющий представления о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещенияна протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;

-  овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическим, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и   литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных  текстов на церковнославянском языке;

  -  овладевший навыками чтения и понимания  церковнославянских текстов;

  -  владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;

  -  овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

  -  имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных  народов  России;

  -  имеющий знания о христианстве как самой распространенной мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории,мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру и быт;

  -  имеющий представления  об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях,  чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;

  -  имеющий представление  о Священном Предании, знающий содержание  основных текстов  священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

   -  знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;

  - знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;

  -  имеющий представления о таинствах Церкви;

  -  понимающий религиозно-философские основания православной культуры;

  -  понимающий религиозно-философские основания православной культуры;

  - знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи.архитектуре, скульптуре, музыке, декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитьё и др.);

  -овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестанизме);

  - имеющий установку поступатьсогласносвоей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;

  -  осознающий ценность человеческой жизни;

  - нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.

 

 

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть
II (основная школа)
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА»
5 класс
РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА» — 34 часа

Тема 1. «ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» — 4 ч.

Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь, Духовность и язык. Священное писание о языке. Язык и речь.  Взаимосвязь: речь – интеллект – воспитание. Философы и народная мудрость о языке, слове, речи.

       Происхождение  языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы происхождения языка. Религия и языки. Многообразие языков. Язык и религия – факторы единства и своеобразия.  Пророческие, апостольские, святоотеческий языки.

Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК – ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» —6ч.

Сила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых возможностей русского языка. Русский язык в  поэзии. Священное Писание в нашей речи. Формы духовности мудрости в речи. Фразеологизмы. Крылатые выражения из Старого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение. Словарный запас русского языка. Духовная русская лексика.

Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» — 6 ч.

      История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как язык-посредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка. Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык  в истории славянскихнародов и русской культуре. Понятие литературного языка. Славянизмыи русизмы. Высокий литературный стиль.

     Святые равноапостольные учителя словенские Мефодий и Кирилл. Византия. Первые миссионерские путешествиясвятых братьевМефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла. Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Назначение славянской азбуки. Кончина и прославление святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла. Почитаниесвв. Мефодия и Кирилла в мире и в России. Кириллица, глаголица и русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире.

Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» — 18 ч.

      Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковнославянского языка. Для чего изучают церковнославянский язык сегодня. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского – церковнославянского – русского языка. Современный  русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы ер и ерь.

Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я.

      Буквы иже и и. Буквы он и омега.

      Буквы иже и земля. Буквы ферт и фита.

      Буквы ук и ижица. Буквы кси,пси, от.

      Понятие о Псалтыри и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтами.

      Надстрочные знаки. Титла. Ударение тупое (тяжелое) и ударение острое.  Облегченное ударение. Придыхание, ерок.

      Знаки препинания.

      Читаем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковнославянском языке. Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на церковнославянском языке.

      Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять Заповедей Божиих.

Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства.

     Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен, тысяч.

     Чтение по-церковнославянски. Главные православные праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам. Рождество  Пр. Богородицы: Введение во Храм Пр. Богородицы. Благовещение Пр. Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне – праздников  Праздник. Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница.Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Креста Господня.

                      6 класс

РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа

 

Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ  ПРАВОСЛАВНОЙКУЛЬТУРЫ — 1 ч.

О чем рассказывает история религиозной культуры.

Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.

Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.

Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ веры.

Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции.

Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.

Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.

Славянское язычество.Появление первых христиан на Руси.

Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.

Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.

Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч.

Библия: история создания, композиция.

Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.

Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.

Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.

Тема 3. «ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч.

Храм как явление общественной жизни россиян.

Назначение храма. Разновидности храмов.

Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».

Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.

Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.

Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию.

Новый Иерусалим.

История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.

Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 10 ч.

Религиозная тематика в искусстве разных народов.

Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.

Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.

Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византий​ских традиций.

Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.

Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.

Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.

Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.

Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.

Символы православного искусства.

Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч.

Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.

Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

 

 

 

 

 

7 класс
РАЗДЕЛ 7. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 34 часа

 

Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч.

Роль человека в истории. Россия в мировой истории.

Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины. Роль универсального духовно-нравственного начала в человеческом обществе.

Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист.

Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» — 5 ч.

Политическое устроение Римской империи во II–I. Вв. до Р. Х.

Древняя Палестина накануне Рождества Христова.

Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис верований. Обожествление императора.

Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты.

Кумранская община.

Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 3 ч.

Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры.

Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I – начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности».

Отсчёт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю.

Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 6 ч.

Рождение Христа и первые христиане.Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа.

Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения.

Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных.

Притча о блудном сыне.

Апостольская миссия. Проповеди и судьбы св. Апостолов из 12-ти. Апостолы из 70-ти.

Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч.

Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа.

Жизнь первых христиан. Иаков Праведный – первый епископ Иерусалимский. Происхождение понятия «симония». Отношения в Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан.

Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 11 ч.

Деяния Апостолов из 12-ти. Условия распространения Евангелия. Мученическая кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов.

Деяния святого Апостола Петра.

Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла.

Труды Апостолов из 70-ти.

Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери Афона. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвятой Богородицы.

Апостольский Собор. Причина созыва Апостольского Собора. Решения Апостольского Собора.

Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета.

Гонения на Церковь. Причины гонений. Периодизация истории гонений на христиан. Описания гонений епископом и историком ЕвсевиемПамфилом.

Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан. Епископ Карфагенский.

Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания.

Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Научные противники христианства. Апологетические труды Тертуллиана Квинта СептимияФлоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя Феофила, историка и епископа ЕвсевияПамфила. Александрийское огласительное училище. (Тит Флавий Климент). Ориген.

Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч.

Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равноапостольная царица Елена и её труды на Святой земле. Воздвижение креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иерусалиме. Константинополь – первая христианская столица.

Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» — 2 ч.

Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культуре. Основы христианской этики и эстетики. Отношение к изображениям. Появление первых образов.

Символы, образы, сюжеты раннехристианского искусства. Возникновение христианской символики. Заимствование стилей и новые мотивы в искусстве. Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение христианских храмов.

ИТОГОВЫЙ УРОК «Истоки и особенности христианского церковного искусства»  1 ч.

8 класс

РАЗДЕЛ 8. «ХРИСТИАНСТВО В IV–XI вв.» — 34 часа

Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» —3 ч.

   Христианство в период гонений. Плиний Младший. О распространении христианства. Взаимоотношения христиан с язычниками. Ориген., святой мученик Иустин, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст о христианах. Отношение христиан к смерти. Взаимоотношения в семьях древних христиан. Отношение христиан к правителям, кгосударственной службе.

Причины гонения на христиан.

Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ»

От гонений к государственной религии. Святой равноапостольный Константин Великий. Миланский эдикт. Император Феодосий Великий и запрет языческих богослужений. Принцип симфонии Церкви и государства. Юстиниан Великий: «Единое государство, единый закон и единая Церковь». Понятие цезарепапизма.

   Новый Рим. Начало Византийской культуры. София Константинопольская: история Софийского собора до наших дней. Святая равноапостольная царица Елена. Паломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня и строительство  храмов на Святой земле.

   Источники православного вероучения. Ортодоксальная (православная) позиция. Септуагинта. Канон Священного Писания в Православной Церкви. Канон Священного Писания на Западе.

   Место Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Признаки Вселенских Соборов. Вселенские Соборыв разных христианских традициях.

   Причины созыва Вселенских Соборов. Первые символы веры. Догматы в христианстве.

   Лжеучения и ереси.  Ереси иудействующих.  Гностики. Ириней Лионский. И его труды против гностицизма. Манихейцы. Антитринитарии. Монархианстводинамистическое  и модалистическое.

    Арианство. Первый вселенский Собор.  Арианство после Никейского Собора.  Юлиан Отступник  и его  «Эдикт о терпимости».

Аполлианарианство,  македонианство.  Второй Вселенский Собор.

Несторианство и пелагиантсво. Третий Вселенский Собор.  Августин  Блаженный  против  Пелагия.

    Монофизитство.  «Разбойничий» собор 449 г. Четвертый   Вселенский    Собор.   Отношения     Церквей    к   Халкидонскому    Вселенскому    Собору.

     Император   Юстиниан  Великий.  Кодекс    Юстиниана. Церковно-государственная   политика   Юстиниана.    «Эдикт     о  трех    главах».  Пятый   Вселенский     Собор.

Латеранский     собор    649 г. Подвиги   исповедничества    мученичества    Максима    исповедника   и   папы    Римского   Мартина.

     Задачи   Шестого   Вселенского    Собора.

Пято-Шестой   Трулльский   Собор.  «Кормчая   книга»

     Иконоборчество.  Седьмой    Вселенский    Собор.

     Константинопольский    Поместный     Собор   и  Торжество  Православия.

     Отделение  Церквей    в    эпоху   Вселенских   Соборов. Армяно-Григорианская  Церковь. Святой   равноапостольный    Григорий    Просветитель.  Коптская   церковь.   Абиссинская   монофизитская   Церковь.   Маронитские       общины.   Общины  несториан.   Общины   яковитов.

 Писатели   и   отцы    церкви.  IV  век – золотой  век    святоотеческой      письменности.  Афанасий    Алексан – дрийский.   Вселенские   отцы    Церкви. Василий   Великий,   Григорий   Богослов,  Иоанн   Златоуст.

      Распространение     христианства  в   Грузии. Святая   равноапостольная     Нина.

      Возникновение      монашества.  Основные   разновидности   монашества:  отшельничество   (анахоретство)  и   общежительные   монастыри   (киновии).  Антоний  Великий – основатель    отшельничества.  Родоначальник   общежительных    монастырей  - Пахомий     Великий.   Преподобный   Симеон    Столпник. Святой   Савва   Освященный.  Иоанн   Дамаскин.   Главная   цель  монашества – восстановление   полноты   богообщения.    Принятие   аскетизма.

     Афон – удел   Пресвятой   Богородицы.  Монашество   и  монастыри   на    Афоне.

     Монашество    на   Западе.  Святой   Иоанн    Кассиан  Римлянин.   Бенедикт    Нурсийский.  Монашеские   ордены.   Святой    Бонифаций.

    Значение    эпохи   Вселенских   Соборов.

   Тема 3. «ИСТОРИЯ    ВОЗНИКНОВЕНИЯ   РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО   НАПРАВЛЕНИЯ  В   ХРИСТИАНСТВЕ» - 2 ч

   Объективные   предпосылки  отделения   Римской   Церкви.  Субъективные   факторы    отделения. «Римский   папа» - появление   термина  в   III – IV  вв.    Привилегированное  положение   римского   епископа,  претендента   на   почетное  и  юридическое    первенство   среди   всех   христианских   епископов.

    Латинизация   и   христианизация     европейских  народов   с   V   века.    Развитие  «латинского»    направления  в   христианстве.  Особенности   римского     богослужения.

    Самостоятельное     внесение   добавлений    и  изменений   в  Символ   веры  Римской  Церковью.  Разделение   Римской    империи     на   Западную   и   Восточную,  упадок   императорской   власти    на   Западе.  Отделение  католической  Церкви   в   1054  году. Смерть   Льва  IX.    Булла   с   анафемой.  Ответ   Михаила    Керуллария.

ИТОГОВЫЙ    УРОК – 1 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Разделы программы

Количество часов

                       5 класс

                  6 класс

 

Основы духовности языка.

Основы православной культуры.

 

1.

Язык и религия.

4

Предмет основы православной культуры.

1

2.

Родной язык - отечеству основа.

6

Что мы знаем о православии.

6

3.

Из истории русского языка.

6

Священное писание.

8

4.

Церковнославянский язык.

18

Храм – дом Божий.

7

Итоговый урок.

1

Религиозное искусство.

10

Агиография.

3

Итого

34

 

34

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Разделы программы

Количество часов

                       7 класс

                  8 класс

 

Раннее христианство.

34

Христианство в IV- XI вв.

34

1.

О понимании истории.

3

До вселенских соборов.

3

2.

Мир накануне Рождества Христова.

5

Эпоха Вселенских соборов.

28

3.

Новая эра и Рождество Христово.

3

История возникновения Римско-католического направления в христианстве.

2

4.

Как пришло в мир христианство.

6

Итоговый урок.

1

5.

Начало раннехристианской церкви.

2

 

 

6.

Проповедь истины.

11

 

 

7.

Церковь государственная

1

 

 

8.

Раннехристианское церковное искусство.

2

 

 

9.

Истоки и особенности христианского церковного искусства.

1

 

 

Итого

34

 

34

 

 

 

 

 

Прохождение основной части программы.

 

 

 

часов по учебному плану

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

I четверть

8

8

9

9

II четверть

8

8

7

7

III четверть

10

10

10

10

IV четверть

8

8

8

8

За год

34

34

34

34

 


5.      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ занятия

 

 

Раздел, тема занятия

 

Количество

часов

 

Характеристика деятельности

обучающегося

 

 

ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА

34 ч

 

 

ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ

 

1.

 1.Для чего человеку дан язык?

Приобретают представления о духовных основах русского (государственного) языка.

Учатся  устанавливать  взаимосвязь  между речью, интеллектом и воспитание.

Знакомятся с библейской концепцией происхождения языка и научной гипотезой происхождения.

Знакомятся с разнообразием языков, устанавливают факторы единства и своеобразия языка и религии.

2.  

 2.От чего зависит язык и речь?

3.

 3.Происхождение языков

4.

 4.Религии и языки.

 

РОДНОЙ ЯЗЫК – ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА.

6 ч

 

5.

1. О силе и красоте русского языка.-

Получают представления о силе и красоте русского языка.

Знакомятся с высказываниями писателей о богатстве и неисчерпаемых возможностях русского языка.

Узнают о Священном писании.

Знакомятся с крылатыми выражениями из Старого и Нового завета и их значении.

Получают представление о духовной русской лексике.

6.

 

2.  Священное писание в нашей речи.

 

7.

3. Чтобы научиться читать, слышать, говорить.

 

8.

 

4. Знаем ли мы свой язык?

9.

5. И обыденное – с основой духовной.

10.

6. Духовная русская лексика.

 

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

6

 

11.

1.Заглянем в историю русского языка и религии.

Знакомятся с историей русского языка и происхождение духовной лексики.

Узнают роль греческого языка в судьбе русского языка.

Знакомятся с понятием литературного языка.

Узнают о жизни святых равноапостольных учителей Мефодии и Кирилле; об их миссионерских путешествиях, о создании славянской азбуки и ее значении.

Закрепляют ранее полученные  представления о кириллице, глаголице и русском алфавите.

12.

2.Церковнославянский язык в истории и русской культуре.

13.

 

3.Святые равноапостольные учителя словенские Мефодий и Кирилл. Византия.

14.

 

4. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла.

15.

 

5.Кончина и прославление святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла.

16.

6. Кириллица, глаголица и русский алфавит

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

18

 

17.

1. Церковнославянская азбука.

Получают представление о церковнославянской азбуке.

Формируют представление о назначении церковнославянской азбуке.

 

Знакомятся с понятиями: «псалтырь», «псалмы».

Узнают о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского0церковнославянского-русского языка.

Овладевают навыками чтения и понимания церковнославянских текстов.

Знакомятся с обозначением чисел  в церковнославянском языке.

Изучают главные православные праздники.

18.

2. Буквы ер и ерь.

19.

3. Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я.

20.

4. Буквы иже и и. Буквы он и омега.

21.

5. Буквы иже и земля. Буквы ферт и фита.

22.

6. Буквы ук и ижица.

23.

7. Буквы кси,пси, от.

24.

8. Надстрочные знаки. Титла.

25.

9.  Ударение.

26.

10. Придыхание, ерок.

27.

11. Знаки препинания.

28.

12. Читаем по-церковнославянски и переводим.

29.

13. Звательный падеж.

30.

14. Молитвы на церковнославянском языке.

31.

15. Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять Заповедей Божиих. Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства.

32.

16. Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен, тысяч.

33.

17. Главные православные праздники: читаем по-церковнославянски

34.

18. Главные православные праздники: продолжаем чтение по-церковнославянски.

ИТОГО:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ          ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

№ занятия

 

 

Раздел, тема занятия

 

Количество

часов

 

Характеристика деятельности

обучающегося

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

34

 

ВВОДНЫЙ УРОК.

1

 

1.

1. Предмет истории религиозной культуры.

 

Формируют представление об основах православной культуры.

 

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ?

6

 

2.

1.Роль православия в жизни российского общества.

 

Узнают о роли Православия в жизни российского общества, как о культурообразующей религии.

Знакомятся со значением слов «православие»  и «ортодоксия». 

Формируют представление о символах веры, об истоках и традиции православного вероучения.

Изучают источники знания о Боге.

Знакомятся с понятием религиозного чуда.

Формируют представление о славянском язычестве. 

Узнают о первых христианах на Руси и христианах-мучениках.

3.

2.Возникновение  православной церкви.

 

4.

3. Истоки и традиции православного вероучения.

 

5.

4. Источники знаний о Боге.

 

6.

5. Появление первых христиан на Руси.

 

7.

6. Крещение Руси.

 

 

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.

8

 

8.

1. О Библии.

 

 

Знакомятся с Библией, с историей ее создания и составом Священного Писания.

Формируют представление книгах Ветхого Завета и Нового Завета.  

Узнают о сюжетах Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета о Мессии. Изучают содержание Евангелия.

 

9.

 

2. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека грехопадение.

 

10.

 

3. Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, всемирный потоп, явление Святой Троицы Аврааму, испытание Авраама.

 

11.

4. Ветхозаветные пророки.

 

12.

 

5. Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа.

 

13.

6. Чудеса и проповедь Христа.

 

14.

7. Страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа.

 

15.

 

8.Евангельские события после Воскресения Христа.

 

 

ХРАМ – ДОМ БОЖИЙ.

7

 

16.

 

Для чего строят храмы.

 

Рассматривают  храм как явление общественной жизни россиян.

Изучают назначение, разновидности храмов. Знакомятся с прообразом храма – ветхозаветная Скиния собрания и откровения. 

Получают представление о древнем культовом зодчестве на Руси, о первых христианских храмах, развитии зодчества  после Крещения Руси. Знакомятся с внутренним устроением храма, с храмовыми предметами и их назначением.

Узнают о святынях-храмах православного мира. Изучают храмы Московского Кремля.

17.

Откуда взят образ храма?

 

18.

Древнее культовое зодчество на Руси.

 

19.

Внутреннее устроение храма.

 

20.

Святыни-храмы православного мира.

 

21.

Сорок сороков московских храмов.

 

22.

Храмы Московского Кремля.

 

 

РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО.

10

 

23.

Религиозная тематика в искусстве.

 

Получают представление о религиозной тематике в искусстве разных народов.

Знакомятся с истоками и своеобразием русской культуры, с творчеством русских художников и поэтов на религиозные темы.

Знакомятся с понятием церковное искусство, назначением и особенностями православного искусства.

Изучают иконопись на Руси, русских иконописцев и особенности иконотворчества.

Узнают о чудотворных иконах Пресвятой богородицы.

Знакомятся с  видами православного искусства и их символами

24.

Церковное искусство.

 

25.

Иконопись на Руси.

 

26.

Иконография образа Пресвятой Богородицы.

 

27.

Чудотворная Владимирская икона Богоматери.

 

28.

Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

 

29.

Чудотворные иконы «Знамение».

 

30.

Почаевская и Державная иконы Божией Матери.

 

31.

Монументальная живопись в православном храме.

 

32.

Символы православного искусства.

 

 

АГИОГРАФИЯ.

 

2

 

33.

Житие святителя Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного Александра Невского.

 

Знакомятся с понятием «агиография».

Изучают  жития  святителей, великомучеников, благоверных, преподобных и праведных.

 

34.

Житие преподобного Сергия Радонежского, препо-добного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кранштадтского.

 

ИТОГО

34

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ           ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

занятия

 

 

Тема раздела, занятия

 

Количество

часов

 

Характеристика деятельности

обучающегося

 

 

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО.

34

 

О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ.

3

1.

1.Наша роль в истории.

Формируют представление о роли человека в истории и  о роли России в мировой истории.

Знакомятся с суждениями древних философов о человеке и обществе, с  субъективным пониманием истины.

Получают представление о роли универсального духовно-нравственного начала в человеческом обществе, о понятии образа Божия в человеке.

2.

2.Человек и Бог навстречу друг другу.

3.

3.О рациональном понимании миссии Христа в истории

 

МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

5

4.

1. Политическое устроение Римской империи во II-I вв. до Р.Х.

Изучают политическое устроение Римской империи во II-I вв. до Р.Х., древнюю Палестину накануне Рождества Христова.

Знакомятся с культурой и религиозными верованиями в Римской Империи переломного времени.

Приобретают знания об ожидании Мессии, о хранении веры израильтянами.

5.

2. Древняя Палестина накануне Рождества Христова.

6.

3. Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени.

7.

4. В ожидании Мессии.

8.

5. Сокровища Мертвого моря.

 

НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

3

9.

1. Ожидание спасения.

Получают представление об общем приготовлении мира к Благовестию.

Изучают историчность евангельских событий.

Знакомятся с отчетом новой эры от Рождества Христова и пониманием новой эры с Христом. Празднование Р.Х. по юлианскому и григорианскому календарю. 

10.

2. Историчность событий.

11.

3. Новая эра и Рождество Христово.

 

КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО.

6

12.

1. Начало христианства.

Обобщают знания о рождении Христа и первых христианах.  Учатся понимать отношение Христа с каждым человеком как с единственным. 

Формируют представление о языке Благовестия, о формах

иносказательного поучения.

Знакомятся с притчами. Узнают об Апостольской миссии.

 

13.

2. Для всех и для одного-единственного.

14.

3. Язык Благовестия.

15.

4. О чем говорят притчи Иисуса Христа.

16.

5. Притча о блудном сыне.

17.

6. Апостолы.

 

НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ.

2

18.

1. Рождение Церкви.

Изучают рождение Церкви.

Знакомятся с жизнью первых христиан , взаимоотношениях верующих и началом гонений на христиан.

19.

2. Жизнь первых христиан.

 

ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ.

11

 

20.

1. Деяния Апостолов из 12-ти.

Изучают деяния Двенадцати Апостолов. 

Знакомятся с жизнью Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа.

Получают представление об Апостольском  Соборе.

Формируют  представления о Книгах Нового Завета, о понятиях «канон», «подложные книги», «апокриф».   Знакомятся с гонениями на церковь.

 Изучают жизнь святых мучеников и мучениц. 

Изучают возникновение и назначение апологий.

21.

2. Деяния святого Апостола Петра.

22.

3. Деяния святого Апостола Павла.

23.

4. Труды Апостолов из 70-ти.

24.

5. Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа.

25.

6. Апостольский Собор.

26.

7. Книги Нового завета.

27.

8. Гонения на церковь.

28.

9. Святые мученики первых веков.

29.

10. Святые мученики раннехристианской Церкви.

30.

11. Апологеты.

 

ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

1

31.

1. Святой равноапостольный Константин Великий.

Получают представление  о Воздвижении Креста Господня. 

 

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО.

2

32.

1. Начало церковного искусства.

Знакомятся с основами христианской этики и эстетики, появление первых образов.

Изучают возникновение христианской символики, заимствование стилей и новые мотивы в искусстве.

33.

2. Символы, образы, сюжеты.

 

ИТОГОВЫЙ УРОК

1

34.

1. Истоки и особенности христианского церковного искусства

Обобщают знания об истоках и особенностях христианского церковного искусства.

ИТОГО:

34

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ           ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

занятия

 

 

Тема раздела, занятия

 

Количество

часов

 

Характеристика деятельности

обучающегося

 

ХРИСТИАНСТВО В IV-XIвв.

34

 

ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ.

3

1.

1.Христианство в период гонений.

Изучают христианство  в период гонений.

Формируют представления о взаимоотношениях христиан с язычниками; о взаимоотношениях в семьях древних христиан, об отношении христиан к правителям, к государственной службе, к смерти

2.

2. Какими были древние христиане.

3.

3.Причины гонений на христиан.

 

ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ.

28

4.

1. От гонений к государственной религии.

Знакомятся с принципом симфонии Церкви и государства и понятием «цезарепапизм».

Получают представление о начале византийской культуры.

Знакомятся с источниками  православного вероучения.

Изучают признаки Вселенских Соборов и причины их созыва.

Знакомятся с понятиями: лжеучение и ересь.

Получают представление о Семи Вселенских соборах.  Знакомятся с причинами отделения Церквей в эпоху Вселенских Соборов.

Изучают жизнь писателей и отцов Церкви.

Узнают историю возникновения монашества и основные ее разновидности.

Знакомятся с Афоном.

Изучают монашество на Западе. 

Анализируют значение эпохи Вселенских Соборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

2. Константин Великий-император, воин, христианин, человек.

6.

3. Начало византийской культуры.

7.

4.Святая равноапостольская царица Елена.

8.

5. Источники вероучения.

9.

6. Место Вселенских соборов Соборов в Священном Предании Церкви.

10.

7. Причины созыва Вселенских Соборов.

11.

8. Откуда берутся лжеучения и ереси.

12.

9. Первый Вселенский Собор.

13.

10. Новые испытания после Первого Вселенского Собора.

14.

11. Император Феодосий Великий и Второй Вселенский Собор.

15.

12. Третий Вселенский Собор.

16.

13.Четвертый Вселенский Собор.

17.

14. Император Юстиниан I Пятый Вселенский Собор.

18.

15. Шестой Вселенский Собор.

19.

16. Иконоборчество и Седьмой Вселенский Собор.

20.

17. Отделение Церквей в эпоху Вселенских Соборов.

21.

18. Бог вочеловечился, чтобы человек обожился.

22.

19. Святитель Василий Великий.

23.

20. Святитель Григорий Богослов.

24.

21. Святитель Иоанн Златоуст.

25.

22. Распространение христианства в Грузии.

26.

23. Подвиг монашества.

27.

24. Преподобный  Антоний Великий.

28.

25. Преподобный Пахомий Великий и общежительные монастыри.

29.

26. Афон – удел Пресвятой Богородицы.

30.

27. Монашество на Западе.

31.

28. Значение эпохи Вселенских Соборов.

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИ-ЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ .

2

32.

Причины отделения Римской Церкви.

Знакомятся с объективными предпосылками отделения Римской Церкви, появлением термина «Римский папа».

Узнают об изменениях, внесенных Римской Церковью.

33.

Путь к официальному разрыву.

34

ИТОГОВЫЙ УРОК

1

Обобщают  знания о Христианстве во IV-XI вв.

ИТОГО:

34

 



 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)