Муниципальное общеобразовательное учреждение Горекинская основная общеобразовательная школа Муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края |
|
Принята: На педагогическом совете школы Протокол №_________________________ «__»___________________________ |
Утверждено Директор МОУ Горекинская ООШ Харин Р. В.__________________ «__»__________________________________ |
Рабочая программа
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: Светская этика
Учитель: Васильева О. И.
Год составления: 2020-2021 учебный год
Класс: 4
Общее количество часов по плану: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
«________»________________
_________ (Васильева О. И.)
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики». Модуль « Основы светской этики» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основании авторской программы А.Я. Данилюка. « Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. ФГОС. М.: Просвещение, 2013
Основой для данного курса является концепция «Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Цели курса:
· Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
· Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В связи с поставленной целью определяются задачи курса:
· знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
· развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и
· формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
· развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребѐнка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьѐй, выработки согласованных действий и единых требований.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного
курса культура понимает как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно- нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
В связи с этим, целесообразно считать, что курс является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимает как интегративное качество личности ребѐнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
1 |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества |
1 |
2 |
Основы светской этики. |
28 |
3 |
Духовные традиции многонационального народа России |
5 |
Итого |
34 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Курс светской этики – это процесс усвоения учащимися образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного поведения в обществе.
Этика охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Окружение учащегося: его семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. принимают непосредственное участие в формировании нравственного поведения ребенка.
Через этот предмет, его принятие и понимание определенных норм поведения приведет в конечном итоге к социализации ребенка в обществе.
В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.
Задача школы помочь ребенку ориентироваться в обществе, что поможет ему в дальней шей жизни. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся.
Отсюда, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы. В данном курсе важным представляется показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Ученик младших классов ещѐ только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.
Важную роль в формировании нравственной культуры детей играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках эстетического воспитания. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.
В рамках курса младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят своѐ место в нѐм. Задачи данного курса могут реализовываться через осуществление воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости. Коллективное сотворчество ставит ребѐнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.
Планируемые результаты освоения курса «Основы светской этики»
Личностные УУД:
1. формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2. формирование семейных ценностей;
3. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
4. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6. развитие навыков сотрудничества
Предметные результаты
· готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
· формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
· осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
· умение осуществлять информационный поиск.
Содержание учебного модуля «Основы светской этики)
Россия - наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы светской этики. (28 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективным.
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Дата |
|
План |
Факт |
||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
|||||
1 |
Россия – наша Родина |
Урок введения в новую тему |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики героев РОССИИ. |
01.09-04.09 |
|
Основы светской этики (28 часов) |
|||||
2 |
Что такое светская этика? |
Урок изучения нового материала |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации |
07.09-11.09 |
|
3 |
Мораль и культура |
Урок изучения нового материала |
Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы, |
14.09-18.09 |
|
4 |
Особенности морали. |
Комбинированный урок |
Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение. |
21.09-25.09 |
|
5 |
Добро и зло. |
Урок изучения нового материала |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, |
28.09-02.10 |
|
6 |
Добро и зло. |
Комбинированный урок |
Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, |
05.10-09.10 |
|
7 |
Добродетель и порок |
Урок изучения нового материала |
Чтение статьи с подчёркиванием важных мест ,выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. |
12.10-16.10 |
|
8 |
Добродетель и порок |
Комбинированный урок |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. |
19.10-23.10 |
|
9 |
Свобода и моральный выбор человека |
Урок изучения нового материала |
Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (д.з.) Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. |
26.10-30.10 |
|
10 |
Свобода и ответственность |
Комбинированный урок |
Чтение статьи с Выборочным пересказом текста Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы. |
09.11-13.11 |
|
11 |
Моральный долг |
Урок изучения нового материала |
Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением. |
16.11-20.11 |
|
12 |
Справедливость |
Урок изучения нового материала |
Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?) |
23.11-27.11 |
|
13 |
Альтруизм и эгоизм |
Урок изучения нового материала |
Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные? Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная работа учащихся. |
30.11-04.12 |
|
14 |
Дружба |
Комбинированный урок |
Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге. |
07.12-11.12 |
|
15 |
Что значит быть моральным |
Комбинированный урок |
Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль». |
14.12-18.12 |
|
16 |
Подготовка творческих проектов. |
Урок систематизации новых знаний |
Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. |
21.12-25.12 |
|
17 |
Презентация творческих работ |
Урок-проект |
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. |
11.01-15.01 |
|
18 |
Род и семья-исток нравственных отношений в истории человечества |
Урок изучения нового материала |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации. |
18.01-22.01 |
|
19 |
Нравственный поступок |
Урок изучения нового материала |
Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос |
25.01-29.01 |
|
20 |
Золотое правило нравственности |
Урок изучения нового материала |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации. |
01.02-05.02 |
|
21 |
Стыд, вина и извинение. |
Урок изучения нового материала |
Работа с понятиями стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий |
08.02-12.02 |
|
22 |
Честь и достоинство |
Урок изучения нового материала |
Обсуждение; словарный диктант с элементами игры; сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий. |
15.02-19.02 |
|
23 |
Совесть. |
Урок изучения нового материала |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
22.02-26.02 |
|
24 |
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. |
Комбинированный урок |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации. |
29.02-04.03 |
|
25 |
Джентльмен и леди. |
Комбинированный урок |
Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
07.03-11.03 |
|
26 |
Образцы нравственности в культуре Отечества. |
Комбинированный урок |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
14.03-18.03 |
|
27 |
Образцы нравственности в культуре Отечества. |
Комбинированный урок |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
21.03-25.03 |
|
28 |
Этикет |
Урок изучения нового материала |
Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа |
04.04-08.04 |
|
29 |
Этикет |
Комбинированный урок |
Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа. |
11.04-15.04 |
|
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) |
|||||
30 |
Семейные праздники. |
Комбинированный урок |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
18.04-22.04 |
|
31 |
Жизнь человека- высшая нравственная ценность |
Комбинированный урок |
Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа. |
25.04-29.04 |
|
32 |
Любовь и уважение к Отечеству |
Комбинированный урок |
Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа |
02.05-06.05 |
|
33 |
Подготовка творческих проектов. |
Урок систематизации новых знаний |
Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом |
09.05-13.05 |
|
34 |
Презентация творческих работ |
Урок-проект |
Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. |
16.05-20.05 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.