Рабочая программа по Переплётно-картонажному делу 5 класс.
Оценка 4.9

Рабочая программа по Переплётно-картонажному делу 5 класс.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
технология
30.04.2021
Рабочая программа по Переплётно-картонажному делу 5 класс.
Рабочая программа по переплётно картонажному делу 5 класс.docx

I.Пояснительная записка.

1. Обоснование разработки рабочей программы по учебному предмету «Переплётно-картонажное дело» 5 класс.

Основной целью делу  программыпо картонажному делу является овладение знаниями и умениями на уровне квалификационных требований к профессии «переплётчик», применение сформированных умений для решения учебных и практических задач.

Программой предусмотрено проведение занятий по «Переплётно-картонажному делу»  в 5 классе 1 ч. в неделю, всего 34 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Для каждого этапа программы характерны определённые методические приёмы, учитывающие специфику учащихся. При обучении используются образцы изделий и материалов, технические рисунки, предметно-технологические карты, поясняющие пооперационное выполнение изделия, таблицы те или иные приёмы труда, а так же положения рук при работе с ножом и ножницами, схемы оборудования, слайды и видеосюжеты, рассказывающие о производственных процессах и т.д. Школьники снабжаются индивидуальным раздаточным материалом, таким как перфокарты, карточки с индивидуальными заданиями.

Таким образом, учащиеся всесторонне готовятся к самостоятельному выполнению производственных заданий в типографиях и картонажных мастерских.

Темы для изучения курса «Переплётно-картонажное дело» 5 класс отобраны с учетом возрастных возможностей  школьников и с учётом адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная программа  разработана и составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной  структурой  дефекта  поскольку у  них:

*недостаточно развита зрительно-двигательная координация;

*трудности при самостоятельном выполнении действий;

*снижена мотивация к любой трудовой деятельности;

*слабо выражен и неустойчив интерес к деятельности взрослых;

*низкий уровень ориентировки в окружающем мире.

Индивидуальные  особенности учащихся 5 класса учитываются в поурочном планировании.

Цель данной программы является подготовка обучающихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей создание оптимальных условий для развития трудовых навыков и допрофессиональной подготовки; личности в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Программа обучения в 5 классе предназначена для профессиональной организации учащихся коррекционных школ, прежде всего тех школьников, которые в силу своего психофизического состояния не могут заниматься обработкой металла или дерева, поскольку это связано с довольно серьезными физическими нагрузками и требует выносливости к производственным шумам.

При комплектовании группы для обучения переплётно-картонажному делу учитывается:

​ ·интерес и склонность ученика разного рода работам названного профиля;

​ ·особенности психофизического и соматического состояния ученика;

​ ·возможность трудоустройства ученика вблизи его местожительства;

​ ·специализацию того предприятия куда будет устроен в дальнейшем выпускник.

Обучение включает теоретический и практический материалы.

Основными задачами курса 5 класса являются:

​ ·развивать общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся;

​ ·обучить учащихся выполнять как ручные, так и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные;

​ ·выработать у учащихся понимание профессиональной терминологии;

​ ·развить речь учащихся на основе их практической деятельности;

​ ·научить учащихся планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать с ними);

​ ·выработать у детей достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий;

​ ·научить учащихся элементарному расчету при расходе материала.

Цель реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – формирование жизненных компетенций, овладение ими учебной деятельностью, а также формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В основу разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

 

Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

-Формировать умение трудиться в коллективе, бережно относится к школьному имуществу, аккуратность.

-Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.).

-Развивать речь учащихся на основе их практической деятельности, любознательность.

-Учить школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним).

-Обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.

-Обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные.

-Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.

-Научить учащихся расчету при расходе материала.

-Формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, картоном) выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

-Формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

-Формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

-Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.

Коррекционные задачи:

-развитие моторных навыков;

-развитие психомоторных способностей  восприятия, мышления, памяти;

-развитие  умения использовать помощь учителя, работать по инструкции;

-развитие    умения  ориентироваться в задании.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).

2. Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией  доктора педагогических наук  В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр  «Владос» 2010.;

3. Примерная адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;

4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;

7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».

 

3. УМК (учебники и рабочие тетради).

1. Учебник. "Азбука переплетчика: учебник для учащихся 5 - 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида", Москва «Просвещение», 2007 г.

 

4. Количество часов на учебный предмет «Переплётно картонажное дело» 5 класс (1 час в неделю-34 часа в год).

Урок по «Переплётно-картонажному делу» в специальной коррекционной школе  является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа по «Переплётно-картонажному делу» в 5  классе  составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «Переплётно-картонажное дело» изучается в 5  классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок «Переплётно-картонажное дело» в 5 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 5 классе используется 40 минутный  режим обучения. Продолжительность учебного года: 5 класс – 34 учебные недели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Переплётно-картонажное дело» 5 класс.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Профильный труд»:

Минимальный уровень:

знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;

подбирать материалы, необходимые для работы;

знать  принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);

подбирать инструменты, необходимые для работы;

руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;

овладеть базовыми умениями, лежащими  в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, вязание, валяние, вышивание, литье, пиление, строгание и т. д.);

овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;

читать технологическую  карту,  используемую в процессе изготовления изделия;

составлять стандартный план работы;

иметь  представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, прикладные работы, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);

определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;

понимать значение и ценность труда;

понимать красоту труда и его результатов;

заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;

использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе;

понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающую  внутреннюю дисциплину;

эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;

выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;

осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

Достаточный уровень:

осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно - практической деятельности;

экономно расходовать материалы;

планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;

отбирать в зависимости от свойств материалов  и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;

создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;

самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);

понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;

понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.

 

Урок картонажного дела  в школе  является одним из основных, так как трудовое обучение – это не только эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся, воспитанников, но и одно из ведущих средств учебно-воспитательной работы, направленное на решение задачи их социальной реабилитации и адаптации.

Личностными результатами являются:

-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической 
деятельности;
 
-выражение желания учиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
 
-развитие
 трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; 
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
 
-бережное
 отношение к природным и хозяйственным ресурсам; 
-готовность
 к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Предметные результаты: В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Занятия, если необходимо, связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счёт чего осуществляются межпредметные связи. Преподавание общеобразовательных дисциплин, в свою очередь, ведется с учётом того, что ученики узнают на уроках по трудовому обучению. Например, на уроках русского языка дети повторяют некоторые профессиональные термины, на уроках математики решают задачи, рассчитывая расход материалов и количество деталей, требуемых для выполнения столярной работы, на уроках черчения читают и составляю технические рисунки и чертежи, на уроках естествознания знакомятся со способами добычи сырья, идущего для изготовления определенных материалов, на уроках истории изучают отдельные статьи из законодательства о труде.

Личностные результаты:

- принятие и освоение социальной роли, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

-развитие доброжелательности,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

- наличие мотивации к труду.

Предметные результаты:В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Требования к подготовке учащихся (основные знания и умения).

Должны знать:

-Правила Т/Б с материалами и инструментами;

-беловые товары;

-виды бумаги и картона;

-способы соединения картона.

Должны уметь:

-Пользоваться инструментами и приспособлениями;

-ориентироваться в схемах и рисунках;

-планировать этапы работы;

-уметь сгибать бумагу или картон по линиям разметки;

-вырезать детали прямолинейной или округлой формы;

-склеивать бумагу или картон различными видами клея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Содержание учебного предмета «Переплётно-картонажное дело»

5 класс.      

I четверть.

Вводное занятие.

Беседа о профессиях переплетчика и картонажника. Задачи обу­чения. Навыки и умения, которыми ученики будут овладевать. Зна­комство с изделиями, которые предстоит выполнить. Техника безо­пасности при работе в мастерской. Обязанности учащегося, отвеча­ющего за сохранность инструментов. Обязанности бригадира, санитара. Порядок на рабочем месте. Порядок хранения поделок, инструмента.

Распределение учащихся по рабочим местам. Организация ра­бочего места переплетчика. Повторение сведений о назначении и устройстве инструментов, знакомых учащимся из курса 4 класса.

Изготовление пакетов и конвертов.

Изделия. Конверты для писем, пакеты для семян и документов.

Дополнительное изделие. Футляр для библиотечных книг.

Теоретические сведения. Назначение пакетов и конвертов. По­нятие базовая поверхность. Названия деталей и операций при изго­товлении коробок (развертка, рицовка, уголки стенки коробок, выклейка коробок, оклейка снаружи). Производство заготовок для па­кетов и конвертов в промышленности.

Инструменты. Гладилка, нож, ножницы, измерительная линей­ка, кисть.

Практические работы. Разметка разверток пакетов и конвертов при помощи измерительной линейки и по шаблону. Вырезка раз­верток. Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов. Обжимка готовых изделий. Подсчет и обандероливание  готовых изделий.

Разметка деталей прямоугольной формы.

Изделия. Орнаментальная геометрическая аппликация на по­лосе (200 х 40 мм). Открытая коробка (200 х 100 х 6 мм) с апплика­ционной отделкой.

Теоретические сведения. Устройство и применение измери­тельной линейки, фальцлинейки и угольника. Разметка прямо­угольной заготовки с помощью линейки и угольника. Понятия объемные и плоские геометрические тела ифигуры. Определение направления волокон у бумаги и картона. Виды бумаги и картона и их свойства. Обложечная бумага для ученической тетради и словарика.

Умения. Определение прямого угла на заготовке при разметке детали изделия. Умение пользоваться измерительной линейкой при разметке детали по размерам, обозначенным на чертеже и техничес­ком рисунке.

Практические работы. Разметка геометрических фигур (пря­моугольника, квадрата, треугольника, окружности) и основы для аппликации. Крой деталей ножом и ножницами. Составление и на­клейка узора. Расчет развертки коробки. Разметка развертки короб­ки. Рицовка развертки. Вырез углов. Склейка углов стенок коробки. Изготовление деталей для оклейки и выклейки коробки. Оклейка и внутренняя выклейка коробки. Приклеивание аппликации.

Самостоятельная работа.

Изготовление открытой коробки 120 х 200 х 30 мм с геометри­ческой аппликацией. Геометрический орнамент наклеивается на стенки коробки. Анализ работы.

 

II четверть.

Вводное занятие.

Изготовление коробки с крышкой «внахлобучку».

Изделия. Коробки 80 х 120 х 30,120 х 200 х 30 и 200 х 300 х 60 мм с крышками «внахлобучку».

Теоретические сведения. Чертеж и эскиз детали. Чтение и вы­полнение простых чертежей и эскизов деталей. Расчет развертки верха и низа коробки. Определение направления волокон у картона и бумаги при крое деталей и разверток коробок. Назначение фальц-линейки. Положение рук при рицовке. Правила безопасной работы картонажным ножом при рицовке и нарезке деталей. Виды и свой­ства картона и бумаги, применяемых для изготовления коробок.

Упражнения. Надписывание названий деталей коробки на ри­сунке и образце. Написание слов по перфокартам. Разметка развер­тки коробки по заданным размерам технического рисунка с учетом направления волокон картона и бумаги. Рицовка ножом по фальц-линейке по внешней стороне разметочных линий. Разметка деталей для оклейки и выклейки коробки и нарезка их двумя способами: на глаз (путем прикладывания деталей к коробке) и по заданным раз­мерам, обозначенным на техническом рисунке. Образование внут­реннего канта при выклейке коробки.

Практические работы. Расчет и разметка разверток по задан­ным размерам коробки. Рицовка разверток, вырезка углов и их скле­ивание. Заготовка деталей для оклейки и выклейки. Контроль раз­меров деталей. Оклеивание и выклейка коробки. Укладка коробки для просушки. Подгонка и соединение «внахлобучку» крышки с ко­робкой. Оформление коробки.

Склеивание как основной способ соединения деталей картонажно-переплетного изделия.

Объект работы. Карточки. Наглядные пособия.

Теоретические сведения. Общие сведения о клее как о связующем материале. Основные виды клея, применяемого в картонажно-переплетном деле (животного и растительного происхождения, синтети­ческий), и их свойства. Основные сведения о приготовления клея. Под­готовка рабочего места для работы с клеем (намазка бумажных или тканевых деталей). Способ нанесения клея на поверхность детали (ров­ным слоем от середины к краям). Степень густоты клея для соедине­ния деталей из различных материалов. Выдержка деталей после скле­ивания. Работа кистью (положение рук, вращение кисти при намазке детали клеем). Использование обжимки для склеивания и просушки изделия. Правила безопасности при работе с электроплитой.

Умения. Пользование ножом и фальц-линейкой при раскрое ма­териала и рицовке. Анализ технологического процесса изготовле­ния коробок.

Лабораторная работа. Подготовка клея для работы. Получение клея необходимой густоты и вязкости.

Упражнения (на бросовом материале). Укладка деталей в стопу на бумажную подстилку. Подготовка клея для работы. Нанесение клея на поверхности детали (разные приемы).

Практические работы. Наклейка карточек и наглядных посо­бий на картон.

Практическое повторение.

Вид работы. Изготовление открытой коробки 150 х 250 х 60 мм для карточек, коробки 250 х 300 х 60 мм с крышкой «внахлобучку» для диафильмов, коробки 300 х 400 х 100 мм для наглядных пособий.

Изготовление елочных украшений и масок из бумаги и картона.

Изделия. Гирлянды и флажки. Снежинки. Маска «Очки». Мас­ки сказочных персонажей.

Теоретические сведения. Материалы для изготовления карна­вальных масок. Формы и шаблоны для изготовления украшений из бумаги и картона. Технология фабричного изготовления масок и гирлянд из бумаги и картона.

Практические работы. Разметка материалов для изготовления флажков и гирлянд по эскизу и шаблону. Выполнение изделия. Крепление завязок.

Самостоятельная работа.

Изготовление коробки с крышкой «внахлобучку». Ориентировка по чертежу и образцу. Выполнение кроя разверток верха (крышки) и низа коробки. Сборка верха и низа. Оклейка и выклейка коробки. Анализ работы.

III четверть.

Вводное занятие.

Фальцовка бумаги с подборкой и шитьемвнакидку проволокой. Фальцовка бумаги.

Теоретические сведения. Свойства и виды бумаги. Производство бумаги из древесины. Определение и направления волокон бумаги. Форзацная бумага для изготовления записной книжки. Назначение и приемы фальцовки бумажных листов. Элементы сгибов в сфальцован ной тетради. Гладилка — инструмент для ручной фальцовки бумаги.

Упражнения. Фальцовка листов в два и три сгиба. Комплектовка вкладкой.

Выполнение брошюровочных работ.

Изделия. Ученическая тетрадь. Словарик. Записная книжка.

Теоретические сведения. Понятие брошюровка, брошюровочное изделие, тетрадь и блок. Технология изготовления брошюры. Дета­ли брошюры (обложка, тетрадь). Способ соединения однотетрадных переплетов (шитье внакидку проволокой на проволокошвейной машине). Материал изготовления и назначения скоб. Порядок ши­тья в две скобы. Устройство и подготовка к работе проволокошвей­ной машины. Техника безопасности работы при шитье проволокой. Название обрезов и порядок обрезки брошюры с трех сторон.

Упражнения. Надписывание названий деталей и операций в бро­шюровочной технологии (фальцовка, обложка, подборка для шитья внакидку, тетрадь, скоба, передок, хвостик, головка) на техничес­ком рисунке и образце изделия. Называние и показ основных дета­лей проволокошвейной машины (станина, рабочий стол, мотор, швейный механизм, градусник с проволокой, приводная педаль). Подготовка проволокошвейной машины к работе, опробование ее на бросовом материале. Шитье изделия на глаз и по меткам от краев тетрадей. Разметка обрезки и обрезка с трех сторон сшитых одно-тетрадных изделий.

 

Изготовление беловых товаров.

Изделия. Карманный блокнот в гибком обрезном переплете. Открытый блокнот на стенке.

Теоретические сведения. Виды блокнота по назначению и кон­струкции (карманный, настольный, открытый, закрытый, обрезной, с кантами, в твердом или гибком переплете). Материалы, применя­емые для изготовления блокнота. Детали блокнота (блок, корешок, обложка). Основные операции при изготовлении блокнотов. Уст­ройство и принцип действия перфоровального станка. Работа на станке. Устройство и принцип работы проволокошвейной машины. Назначение градусника. Шитье втачку блока листов.

Упражнение. Перфорация бросового материала, на станке. Раз­метка листов блока для перфорации. Установка упора для блока листов на перфоровальном станке. Подготовка проволокошвейной машины для шитья втачку блока. Определение толщины блока по градуснику. Шитье втачку бросового материала для пробы.

Практические работы. Нарезка стопы бумаги на блок. Перфо­рирование блока. Шитье втачку блока на проволокошвейной машине или вручную при помощи шила. Нарезка обложки из коробочного картона или тканевого заменителя. Обрезка блока с трех сторон (с передка и боковин). Изготовление задней стенки блокнота: крой картона по заданным размерам блока, нарезка ткани или бумаги для оклейки стенок блокнота. Приклейка блока к задней стенке. Обжим­ка блокнота в прессах.

Практическое повторение.

Вид работы. Изготовление закрытого блокнота 90 х 140 х 10 и 160 х 200 х 15 мм в гибких обрезных переплетах, открытого настоль­ного блокнота, однотетрадной записной книжки в гибком перепле­те, открытой коробки для карточек.

Самостоятельная работа.

Изготовление записной книжки 100 х 145 мм в однотетрадном гибком переплете. Фальцовка листов и комплектовка вкладкой. Крой обложки из ткани или заменителя по формату тетради. Уп­лотнение обложки бумагой на ткани. Шитье внакидку на проволо­кошвейной машине. (Обрезка с трех сторон проводится на бумаго­резательной машине с помощью учителя.) Анализ работы.

IV четверть.

Вводное занятие.

Изготовление папки с завязками.

Изделие. Папка 160 х 220 мм с завязками в составном и цельнотканевом переплете для ученических тетрадей.

Теоретические сведения. Назначение и детали папки с завязка­ми. Понятия сборка на корешок, шпация, выклейка шпации, крыпгъе (оклейка снаружи), крепление завязок, выклейка папки. Крой деталей. Виды материалов, применяемых для изготовления папки (картон, бу­мага, ткань, тесьма). Определение направления волокон картона при крое деталей (сторонок, корешка, обложек). Шаблон для шпации.

Умения. Ориентировка по образцу и техническому рисунку, эс­кизу, чертежу. Коллективное обсуждение и составление плана рабо­ты. Крой детали из картона, бумаги и технической ткани. Соедине­ние деталей в изделие. Оценка рабочего материала (назначения и свой­ства). Отчет о проделанной работе в устной и письменной форме.

Практические работы. Крой сторонок, корешков и обложек пап­ки. Заготовка шаблона для шпации. Сборка папки на корешок. Вы­клейка корешка. Оклейка обложками. Крепление завязок. Выклей­ка картонных сторонок.

Практическое повторение.

Вид работы. Изготовление папки для ученических тетрадей, ко­робки для карточек, карманного блокнота.

Самостоятельная работа.

 

 

 

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Переплётно-картонажное дело»  5  класс  (1 час в нед.-34 часа в год).

№ п/п

Тема урока

(практической работы).

Кол-во

часов.

Дата

план.

Дата

факт.

1.

Беседа о профессии переплётчика и картонажника.

1

 

 

2.

Т/Б при работе в мастерской.

1

 

 

3.

Назначение пакетов и конвертов.

1

 

 

4.

Название деталей и операций при изготовлении коробок.

1

 

 

5.

Пр/р: «Разметка развёрток пакетов и конвертов».

1

 

 

6.

Устройство и применение измерительной линейки, фальцлинейки и угольника.

1

 

 

7.

Разметка прямоугольной заготовки с помощью линейки угольника.

1

 

 

8.

Понятия объёмные и плоские фигуры.

1

 

 

9.

Виды бумаги и картона и их свойства.

1

 

 

10.

Пр/р: «Разметка геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, треугольника, окружности).

1

 

 

11.

Пр/р: «Изготовление открытой коробки». Т/Б.

1

 

 

12.

Основные виды клея, применяемые в картонажно-переплётном деле.

1

 

 

13.

Основные сведения при приготовлении  клея.

1

 

 

14.

Правила Т/Б при работе с клеем (кистью, электроплитой).

1

 

 

15.

Пр/р: «Приготовление клея».

1

 

 

16.

Материалы для изготовления карнавальных масок.

1

 

 

17.

Пр/р: « Изготовление новогодней маски».

1

 

 

18.

Пр/р: Изготовление новогодней игрушки».

1

 

 

19.

Свойства и виды бумаги.

1

 

 

20.

Производство бумаги из древесины.

1

 

 

21.

Форзацная бумага для изготовления записной книжки.

1

 

 

22.

Назначение и приёмы фальцовки бумажных листов.

1

 

 

23.

Элементы сгибов в сфальцованной тетради.

1

 

 

24.

Гладилка-инструмент для фальцовки бумаги.

1

 

 

25.

Пр/р: «Фальцовка листов в два и три сгиба».

1

 

 

26.

Виды блокнота по назначению и конструкции.

1

 

 

27.

Материалы применяемые для изготовления блокнота.

1

 

 

28.

Основные операции при изготовлении блокнотов.

1

 

 

29.

Устройство и принцип действия перфоровального станка.

1

 

 

30.

Устройство и принцип работы проволокошвейной машины.

1

 

 

31.

Пр/р: «Нарезка стопы бумаги на блок». Т/Б.

1

 

 

32.

Пр/р: «Перфорирование блока».

1

 

 

33.

Пр/р: «Шитьё втачку блока листов».

1

 

 

34.

Обобщающий урок по теме: «Переплётно-картонажное дело».

1

 

 

Сокращение: Пр/р-практическая работа; Т/Б-техника безопасности

 

 

 

 

 

 


 

I .Пояснительная записка. 1.

I .Пояснительная записка. 1.

Основными задачами курса 5 класса являются: ​ · развивать общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся; ​ · обучить…

Основными задачами курса 5 класса являются: ​ · развивать общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся; ​ · обучить…

Формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т

Формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т

Базисном учебном плане образовательного учреждения

Базисном учебном плане образовательного учреждения

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета «Переплётно-картонажное дело» 5 класс

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета «Переплётно-картонажное дело» 5 класс

Урок картонажного дела в школе является одним из основных, так как трудовое обучение – это не только эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся,…

Урок картонажного дела в школе является одним из основных, так как трудовое обучение – это не только эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся,…

Предметные результаты: В соответствии с требованиями

Предметные результаты: В соответствии с требованиями

III . Содержание учебного предмета «Переплётно-картонажное дело» 5 класс

III . Содержание учебного предмета «Переплётно-картонажное дело» 5 класс

II четверть. Вводное занятие

II четверть. Вводное занятие

Теоретические сведения. Материалы для изготовления карна­вальных масок

Теоретические сведения. Материалы для изготовления карна­вальных масок

Определение толщины блока по градуснику

Определение толщины блока по градуснику

IV . Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Переплётно-картонажное дело» 5 класс (1 час в нед

IV . Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Переплётно-картонажное дело» 5 класс (1 час в нед
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2021