Пояснительная записка
Программа адресована учащимся 8 класса школы VIII вида.
Общая цель обучения в специальной (коррекционной) школе – достижение учащимися того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для их успешной социальной адаптации.
В старших (5-9) классах и конкретно в 8-м классе на уроках чтения и развития речи решаются те же задачи, что и в начальных классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:
- сформировать и развить у учащихся навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- способствовать социальной адаптации учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Содержание обучения чтению имеет практическую направленность: учащиеся готовятся к непосредственному включению в самостоятельную трудовую жизнь. Задача учителя – помочь учащимся с ОВЗ стать полезными членами общества. В процессе изучения чтения у учащихся развиваются речь, память, внимание, воспитывается интерес к литературе, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной и мировой культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Уделяется особое внимание исправлению недостатков общего и речевого развития, нравственного и эстетического воспитания умственно отсталых детей. Обучение носит воспитывающий характер, необходимость формирования определенных черт характера и развития всей личности в целом отражается на отборе программного учебного материала.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
- инструктивно-методическое письмо Главного управления школ Министерства просвещения СССР 1983г. «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике»;
- Устав ГОАУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский;
- «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» ГОАУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский;
- «Положение о текущей аттестации обучающихся» ГОАУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский.
Рабочая программа разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. 2011г.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Программа использована без изменений.
Согласно государственной программе ученики должны заучить наизусть 10 стихотворений.
Рабочая программа рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Основная цель – продолжать учить детей понимать текст, читая его вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
В программе определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. В течение учебного года читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Виды контроля |
Содержание |
Методы |
Текущий |
Освоение учебного материала по теме, разделу программы |
Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест, нетрадиционные виды контроля, проверка домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.) |
Итоговый (в конце уч. года) |
Контроль сформированности навыка беглого, выразительного, правильного, осознанного чтения |
Проверка техники чтения |
На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:
1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;
2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;
«5» ставится учащемуся, если он читал бегло, но в то же время не спеша, целыми словами, не повторяя слова по два-три раза, правильно ставил в словах ударения, допустил 1-2 ошибки или читал без ошибок, читал громко, чётко, соблюдая знаки препинания, выразительно;
«4» ставится, если учащийся читал достаточно бегло, уверенно, в основном целыми словами, отдельные слова (длинные) читал по слогам, но без ошибок, либо допустил 3-5 ошибок, или 3-5 повторения слов, читал в основном выразительно, соблюдая знаки препинания, достаточно громко, чётко, понятно;
«3» ставится, если учащийся читает очень медленно или в неровном темпе (то быстро, то резко замедляясь), неуверенно, большинство слов – по слогам, со значительным количеством различных ошибок (замена слов, неверное прочтение слов, ошибки в окончаниях и т.п.), негромко, нечетко, не соблюдая знаки, часто повторяя слова по 2-3 раза;
при проверке техники чтения в конце учебного года используется незнакомый учащимся текст, доступный для понимания (приложение 2); оценки выставляются с учетом количества прочитанных слов и критериев, определенных выше:
«5» - не менее 90 слов в минуту;
«4» - 50-89 слов в минуту;
«3» - 49 и менее слов в минуту.
3) при оценке пересказа текста учитывается правильность, последовательность, логичность пересказа, степень самостоятельности пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;
4) при оценке чтения наизусть учитывается выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.
Программа составлена без изменений. Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся 8 класса с интеллектуальной недостаточностью. При составлении программы учитывался уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития и индивидуальных особенностей учеников. В 8 классе обучается 9 человек, 70% от общего числа детей составляют обучающиеся (1 гр.), которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30% обучающихся испытывают некоторые трудности в обучении (2 гр.) Поэтому важен дифференцированный подход в обучении. 8 класс условно разделён на две группы.
1 группа. Учащиеся данной группы наиболее успешно овладевают учебным материалом: у них словесное чтение с незначительными ошибками, прочитанный текст пересказывают самостоятельно, на поставленные вопросы отвечают полным ответом, называют главного героя рассказа, выделяют главную мысль произведения, могут разделить текст на части и озаглавить их, заучивают наизусть стихотворения в соответствии с программой.
2 группа. Учащиеся данной группы испытывают некоторые трудности в обучении: чтение словесно – слоговое, монотонное, с ошибками, текст пересказывают с помощью наводящих вопросов, на поставленные вопросы отвечают неполным ответом, постоянно требуется контроль, части текста озаглавить и разделить не могут, стихотворения заучивают с трудом, без выражения.
Количество часов по четвертям
I четверть |
II четверть |
IIIчетверть |
IV четверть |
Год |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
27 |
|
21 |
|
30 |
|
24 |
|
102
|
|
Тематическое планирование
1. Устное народное творчество –8ч.
2. Произведения русских писателей XIX века –37ч.
3. Произведения русских писателей первой половины XX века – 21ч.
4. Произведения русских писателей второй половины XX века – 24 ч.
5. Проверка техники чтения – 3ч.
6. Внеклассное чтение -9ч.
Содержание программы.
Устное народное творчество (8 часов). Представление об устном народном творчестве, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Отличие литературной сказки от народной, авторской баллады от народной. Представление об основных героях русских былин и распространенных пословицах и поговорках. Выразительное, осознанное чтение текста. Определение главной мысли произведения, выражение впечатления от прочитанного, характеристика героев произведений. Самостоятельное выполнение заданий по карточкам по тексту сказки, былины.
Планируемые результаты:
- оптимальный уровень – различать виды сказок; знать распространенные русские пословицы (до 15); бегло, выразительно, осознанно читать; пересказывать подробно и кратко; отвечать на вопросы по содержанию, задавать вопросы друг другу по содержанию, характеризовать героев с использованием оценочной лексики, определять главную мысль; составлять план текста; самостоятельно выполнять задания на карточках по тексту;
- базовый уровень – различать виды сказок; знать распространенные русские пословицы (до 10); бегло, выразительно, осознанно читать; пересказывать подробно с помощью учителя и кратко; отвечать на вопросы по содержанию; характеризовать героев и их поступки; с помощью учителя определять главную мысль и составлять план текста;
- допустимый уровень – знать распространенные русские пословицы (5), выразительно читать слогами и целыми словами, отвечать на несложные вопросы по содержанию, знать основных героев, характеризовать героев с использованием простейшей оценочной лексики (добрый, злой, ленивый, трудолюбивый, смелый и т.п.).
Произведения русских писателей XIX века (37 часов). Представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, знакомство с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Представление о жанрах литературы: рассказе, повести, басне, стихотворении, балладе. Выразительное, осознанное чтение целыми словами прозаического и стихотворного текста. Определение главной мысли и позиции (настроения, чувств) автора, выражение собственного впечатления от прочитанного, характеристика героев и их поступков (самостоятельно и с помощью учителя), определение основных черт характера персонаж. Составление план текста (самостоятельно, коллективно, с помощью учителя), плана рассказа о герое произведения. Представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Пересказ прозаического текста – сжато или подробно. Устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Рассуждение (небольшое по объему) – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Сопоставление иллюстрации в учебнике с текстом произведения. Составление небольшого кроссворда, викторины, теста по произведениям и биографии писателя для самоконтроля и взаимоконтроля. Заучивание наизусть стихотворных произведений.
Планируемые результаты:
- оптимальный уровень – различать основные жанры литературных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, баллада); уметь самостоятельно определить главную мысль произведения и чувства автора, составить план текста, охарактеризовать героев и их поступки с использованием оценочной лексики, выразить своё отношение к прочитанному; умение найти в стихотворении примеры сравнений, эпитетов, слов в переносном значении (без заучивания названия литературоведческих терминов); уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно; уметь составить рассуждение по заданному началу (4-5 предложений); уметь составить кроссворд (до 15 слов), викторину (до 10 вопросов), тест (до 5 вопросов) по тексту для взаимоконтроля; уметь выразительно, бегло, осознанно читать текст;
- базовый уровень – различать основные жанры литературных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, баллада); уметь с помощью учителя определить главную мысль произведения и чувства автора, составить план текста, охарактеризовать героев и их поступки с использованием оценочной лексики, выразить своё отношение к прочитанному; уметь пересказать текст – сжато или подробно (с помощью учителя); уметь продолжить предложение-рассуждение по заданному началу; уметь с помощью учителя составить кроссворд (до 10 слов), викторину (до 5 вопросов), тест (3 вопроса) по тексту для взаимоконтроля; уметь выразительно, бегло, осознанно читать текст;
- допустимый уровень – уметь выразительно, осознанно читать слогами и целыми словами, отвечать на несложные вопросы по содержанию, знать основных героев и основные события в произведениях, характеризовать героев с помощью простейшей оценочной лексики, с помощью учителя составить кроссворд (5-7 слов) и викторину (3-4 вопроса) по тексту.
Произведения русских писателей первой половины XX века (21 часов). Представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX века. Основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Знакомство с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определение основных тем их творчества. Составление собственного мнения о писателе как о человеке на основе биографической статьи в учебнике. Знакомство с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Различение сказки и рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Определение главной мысли текста, характеристика героев произведений (с помощью учителя, по плану и самостоятельно). Пояснение значения отдельных выражений и слов. Составление плана эпизода и пересказ по нему текста; пересказ текста от другого лица. Представление о юморе, определение юмористических моментов в произведениях. Самостоятельное или с помощью учителя составление небольшого устного рассуждения на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Устное словесное рисование (описание человека, природы). Самостоятельное выполнение задания на карточке по тексту, вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений. Взаимооценка чтения и ответа одноклассника – по плану (с помощью учителя), самооценка собственного выразительного чтения – по плану.
Планируемые результаты:
- оптимальный уровень – уметь выразить своё мнение о писателе на основе биографической статьи; знать, что такое юмор, находить юмористические моменты в произведении; уметь различать рассказ и сказку; уметь определять самостоятельно тему, главную мысль текста, характеризовать героев; уметь составить план эпизода, пересказать текст по плану, в том числе от другого лица; уметь по плану комментировать работу одноклассников и осуществлять самооценку; уметь самостоятельно выполнять задания на карточках по тексту; уметь выразительно, бегло, осознанно читать;
- базовый уровень – знать, что такое юмор, находить юмористические моменты в произведении; уметь различать рассказ и сказку; уметь с помощью учителя определять тему, главную мысль текста, характеризовать героев; уметь с помощью учителя составить план эпизода и по нему пересказать текст; уметь по плану комментировать работу одноклассников и осуществлять самооценку; уметь с помощью учителя выполнять работу на карточках по тексту; уметь выразительно, бегло, осознанно читать;
- допустимый уровень – с помощью учителя уметь определить тему текста; уметь назвать основных героев произведения; уметь с помощью учителя своими словами пересказать небольшой эпизод; уметь выразительно, осознанно слогами и целыми словами читать.
Произведения русских писателей второй половины XX века (24 часа). Знакомство с краткими статьями о жизни К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова, определение основных тем их творчества. Представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, знакомство с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Составление плана текста, озаглавливание частей рассказа, краткий или подробный пересказ содержания прочитанного. Определение главной мысли текста, чувств автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Сравнение героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Выполнение самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): оценка герою и его поступка, подбор слов оценочной лексики, построение небольшого рассуждения и вывод. Составление характеристики героя по плану с использованием опорных слов. Соотнесение иллюстрации с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.
Планируемые результаты:
- оптимальный уровень – уметь назвать основные темы произведений русской литературы второй половины XX века; уметь самостоятельно определять главную мысль произведения и чувства автора, героев, составлять план текста, озаглавливать части рассказа; уметь кратко и подробно пересказывать текст, используя слова и выражения из произведения; уметь сравнивать героев, характеризовать их, используя разнообразную оценочную лексику (подбирая к оценочным словам близкие по значению: смелый – решительный, храбрый; умный – мудрый, сообразительный и т.п.); самостоятельно выполнять задания на карточках по тексту; уметь бегло, выразительно, осознанно читать текст;
- базовый уровень – уметь с помощью учителя определять главную мысль произведения и чувства автора, героев, составлять план текста, озаглавливать части рассказа; уметь кратко и подробно пересказывать текст своими словами; уметь с помощью учителя сравнивать героев, характеризовать их, используя оценочную лексику; самостоятельно или с помощью учителя выполнять задания на карточках по тексту; уметь бегло, выразительно, осознанно, правильно читать текст;
- допустимый уровень – уметь с помощью учителя определять тему произведения, называть основных героев; уметь характеризовать героев, используя простейшую оценочную лексику; уметь с помощью учителя своими словами кратко пересказать содержание прочитанного; уметь выразительно, правильно, осознанно читать слогами и целыми словами.
Уроки внеклассного чтения (9 часов). Развитие навыка самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).
Планируемые результаты:
- оптимальный уровень – уметь передать впечатление от прочитанного, используя данное учителем начало рассуждения (Мне понравился рассказ, потому что…; Меня особенно поразили….; Рассказ для меня был не очень интересен, потому что …. и т.п.) в 3-5 предложениях; уметь кратко пересказать содержание отрывка из произведения, используя отдельные слова и выражения из текста; уметь выразительно читать стихотворное произведение, определять главную мысль и чувства поэта (коллективно, по предложенному плану); уметь давать полный аргументированный ответ по одному из пунктов плана работы над текстом;
- базовый уровень – уметь выразить своё отношение к прочитанному (понравилось / не понравилось и почему); уметь кратко, своими словами, пересказать отрывок из произведения; уметь выразительно читать стихотворное произведение, определять главную мысль и чувства поэта (коллективно, по предложенному плану, с помощью учителя); с помощью учителя давать ответ по одному из пунктов плана работы над текстом;
- допустимый уровень – уметь выразительно читать стихотворный текст; уметь назвать героев прозаического произведения, определить настроение поэта, переданное в стихотворении.
Проверка техники чтения учащихся. (3 часа).
Контроль сформированности навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения вслух. Подведение итогов чтения произведений за учебный год (обсуждение основных тем произведений, обмен впечатлениями о героях и событиях).
Планируемые результаты:
- оптимальный уровень – выполнение нормы, определенной данной программой для оценивания техники чтения на «5»; умение ответить на вопросы по тексту;
- базовый уровень – выполнение нормы, определенной данной программой для оценивания техники чтения на «4»; умение ответить на вопросы по тексту;
- допустимый уровень – выполнение нормы, определенной данной программой для оценивания техники чтения на «3».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровень
1. Читать вслух правильно, бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произношения;
2. Читать про себя доступные по содержанию отрывки из произведений и пересказывать их;
3. Определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним (нравится – не нравится, почему);
4. Пересказывать прочитанный текст с опорой на план и выделенную авторскую лексику;
5. Выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью словаря);
6. Знать наизусть 8 – 10 стихотворений (объём 12 строк);
Допустимый уровень
1. Читать вслух правильно, целым словом и по слогам;
2. Читать про себя короткие ранее прочитанные тексты;
3. Пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям, по иллюстрации;
4. Выражать своё отношение к поступкам героев;
5. Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников).
Список литературы
I. Для учащихся:
З.Ф.Малышева. Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2012.
II. Для учителя:
1. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.
2. Е.В.Комиссарова, Б.И.Турьянская. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. – М., «Русское слово», 1997.
3. Г.С.Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М., РОСТ, Скрин, 1996.
4. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.
5. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.
6. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.
7. М.Е.Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.
8. Т.И.Нелипенко (автор-составитель). Современный урок в коррекционном классе. – Волгоград, «Учитель», 2014.
Календарно-тематическое планирование в 8 классе.
№ |
№ |
Тема урока |
Дата |
Словарная работа |
Знания, умения |
Оборудование |
Примечание |
||
I четверть ( 27 ч.) |
|||||||||
|
|
план |
факт |
|
|
|
|
||
|
Устное народное творчество. |
||||||||
1 |
1 |
Знакомство с русской народной сказкой «Волшебное кольцо». |
|
|
Закрома, пособить |
Выразительное чтение |
|
Стр.5-15 |
|
2 |
2 |
Анализ русской народной сказки «Волшебное кольцо». Деление её на части, составление плана. |
|
|
Палаты, венец, кафтан, |
Ответы на вопросы по тексту, самостоятельное выполнение задания, подготовка к пересказу |
|
Стр.5-15 |
|
3 |
3 |
Пересказ русской народной сказки «Волшебное кольцо». |
|
|
|
Пересказ сказки |
|
Стр.5-15 |
|
4 |
4 |
Работа с пословицами и поговорками |
|
|
|
Знать, что такое пословица и поговорка; знать наиболее распространенные пословицы |
Карточки с занимательными заданиями |
Стр.16-17 |
|
5 |
5 |
Баллады. Чтение и анализ баллады «Перчатка» В.А. Жуковского. |
|
|
Баллада, сказитель Барон, поприще, прянул |
Выразительное чтение, уметь выразить впечатления от прочитанного |
|
Стр.17-18 |
|
6 |
6 |
Знакомство с балладой «Нашла коса на камень» И.С. Сурикова. |
|
|
Целковый, напружился |
Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы по тексту, объяснение смысла названия |
|
Стр.19-21 |
|
7 |
7 |
Былины как виды устного народного творчества. |
|
|
Зачин, исход, странины |
Уметь отличать былину от сказки, знать строение былины |
|
Стр.21-26 |
|
8 |
8 |
Знакомство с былиной «Садко». Анализ былины. |
|
|
Невод, товар красный, дружина, тонька |
Выразительное чтение былины, ответы на вопросы по содержанию |
|
Стр.26-30 |
|
9 |
9 |
Проверка техники чтения |
|
|
|
Выразительное чтение, выделение главного, пересказ |
|
|
|
Произведения русских писателей XIX века. |
|||||||||
10 |
10 |
Биография А.С. Пушкина. |
|
|
Интрига |
Знать основные события жизни поэта |
Портрет |
Стр.32-35 |
|
11 |
11 |
Чтение и анализ рассказа «Публичное испытание» М.Я.Басиной. |
|
|
Суконная, сень, сановники, вотще плисовые, конторки |
Выразительное чтение, умение задать вопрос по тексту, ответы на вопросы по содержанию, пересказ текста по плану |
|
Стр.35-39 |
|
12 |
12 |
Работа с отрывком «Записки о Пушкине» И.И. Пущина. |
|
|
Острог, мытарства, погребенный |
Выразительное чтение текста, краткий пересказ |
Викторина карточки |
Стр.39-42 |
|
13 |
13 |
Внеклассное чтение. Устное народное творчество «Сказки народов России» |
|
|
|
Выразительное чтение, уметь выразить впечатления от прочитанного |
Выставка книг |
Стр.42 |
|
14 |
14 |
Работа со стихотворениями А.С Пушкина «Памятник» и «Во глубине сибирских руд». |
|
|
Скорбный, затворы, глас, оковы |
Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение главной мысли |
|
Стр.42-43 |
|
15 |
15 |
Чтение и анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С Пушкина. |
|
|
Нега, Аврора, вечор, предадимся бегу |
Выразительное чтение стихотворения наизусть, устное словесное рисование |
|
Стр.43-45 |
|
16 |
16 |
Работа со стихотворениями А.С Пушкина «И.И.Пущину» и «Няне». |
|
|
Святое провиденье, светлица, всечасно, эпитет, метафора
|
Выразительное чтение стихотворения, рассуждение на тему дружбы |
Кроссворд |
Стр.45-46 |
|
17 |
17 |
Работа с отрывком из стихотворения А .С Пушкина «Сожжённое письмо» и стихотворением «Я вас любил». |
|
|
Внемлет, приемлет, виясь, томим, угасла |
Выразительное чтение стихотворений, определение тем каждого, уметь понимать чувства поэта, выучить наизусть |
|
Стр.46-47 |
|
18 |
18 |
Знакомство со «Сказкой о попе и о работнике его Балде» А.С Пушкина. |
|
|
Полба, супостат, оброк, полверсты |
Выразительное чтение по ролям, ответы по содержанию сказки |
Карточки Иллюстрации |
Стр.47-53 |
|
19 |
19 |
Биография М.Ю.Лермонтова. |
|
|
Дуэль, корнет, экспедиция, горцы, аристократический |
Знать основные события жизни Лермонтова, уметь составить план по тексту |
Портрет |
Стр.54-56 |
|
20 |
20 |
Работа с отрывком из стихотворения «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова. |
|
|
Оклеветанный, молва, дерзко |
Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию, определение главной мысли |
|
Стр.56-57 |
|
21 |
21 |
Чтение и анализ отрывка из стихотворения «Родина». М.Ю. Лермонтова. |
|
|
Жнива, чета |
Выразительное чтение стихотворения, определение чувств поэта, главной мысли стихотворения |
|
Стр.58 |
|
22 |
22 |
Чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Парус», «Сосна». |
|
|
Лазурь, мятежный, эпитет, метафора |
Выразительное чтение стихотворения наизусть, определение главной мысли |
Тест |
Стр.58-59 |
|
23 |
23 |
Работа с I частью отрывка «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. |
|
|
Гой еси, опричник, стольник, гнушаться, трапеза, гуслярный звон |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, устное словесное рисование, краткая передача содержания |
|
Стр.59-62 |
|
24 |
24 |
Работа со II частью отрывка «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. |
|
|
Нонече, душегуб, охульник |
Выразительное чтение текста, определение главной мысли, выражение своего отношения к героям |
|
Стр.62-65 |
|
25 |
25 |
Работа с III частью отрывка «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. |
|
|
Кровелька, сажень, бесталанная, приосаниться, тороватый |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, характеристика главного героя. Выразительное чтение отрывка наизусть (8-12 строк). |
Карточки |
Стр.65-72 |
|
26 |
26 |
Чтение и анализ III части отрывка «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. |
|
|
Кленовый крест, охотницкий одиночный бой |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, анализ |
|
Стр.65-72 |
|
27 |
27 |
Внеклассное чтение. Литературные сказки |
|
|
|
Выразительное чтение, уметь выразить впечатления от прочитанного пересказать |
Выставка книг |
|
|
II четверть ( 21 ч.) |
|||||||||
28 |
1 |
Биография И.А. Крылова. |
|
|
Высокопоставленный чиновник, паразитизм, тунеядство, мораль |
Знать основные события в жизни писателя, уметь составить план по тексту, ответить на вопросы о жизни писателя |
Портрет |
Стр.73-76 |
|
29 |
2 |
Чтение и анализ басни «Волк на псарне» И.А Крылова. |
|
|
Овчарня, хлев, дубьё, гончие |
Выразительное чтение басни по ролям, ответы на вопросы по содержанию, определение морали |
Иллюстрация к басне |
Стр.76-78 |
|
30 |
3 |
Чтение и анализ басни «Осёл и соловей» И.А Крылова. |
|
|
Свирель, навострился |
Выразительное чтение басни по ролям, выражение своего мнения о героях, определение морали |
Кроссворд |
Стр.78-79 |
|
31 |
4 |
Работа с басней «Муха и пчела» И.А Крылова. |
|
|
Спесиво, захирела, вельможа |
Выразительное чтение басни по ролям, выражение своего мнения о героях, определение морали, уметь составить викторину по басням |
Викторина |
Стр.79-80 |
|
32 |
5 |
Биография Н.А Некрасова. |
|
|
Бурлаки, воскрешал, стать |
Знать основные события в жизни поэта, ответить на вопросы по биографии, определить основную тему сего творчества |
Портрет |
Стр.81-83 |
|
33 |
6 |
Работа с отрывком из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова. |
|
|
Обитель, скорбь, палаты, почил |
Выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы по содержанию, выражение впечатлений от прочитанного, устное слов. рисование |
|
Стр.84-85 |
|
34 |
7 |
Работа со стихотворением «В полном разгаре страда деревенская» Н.А. Некрасова. |
|
|
Страда, косуля, канут |
Выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование, определение чувств поэта |
Карточки для самост. работы |
Стр.85-86 |
|
35 |
8 |
Чтение и анализ отрывка из поэмы «Мороз, красный нос» Н.А. Некрасова. |
|
|
Утеха, воздаянье |
Выразительное чтение стихотворения наизусть (4 строфы), характеристики героини по плану |
|
Стр.86-87 |
|
36 |
9 |
Знакомство с отрывком из поэмы «Русские женщины» Н.А. Некрасова. |
|
|
Бремя, дерзость, простёр, оковы |
Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли и отношение поэта к теме |
Тест |
Стр.88-90 |
|
37 |
10 |
Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о тяжёлой жизни бедняков в царской России ( Н.А. Некрасов, И.С.Никитин) |
|
|
|
Уметь работать в группе, выразительное читать стихотворение, анализировать его по плану |
Выставка книг |
|
|
38 |
11 |
Чтение и заучивание наизусть отрывка из стихотворения «Русь» И.С.Никитина. |
|
|
Мурава, эпитет, метафора |
Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли, устное словесное рисование |
|
Стр.91-93 |
|
39 |
12 |
Чтение стихотворения «Утро на берегу озера» И.С.Никитина. |
|
|
Сравнение, лунь |
Выразительное чтение стихотворения, определение чувств поэта, устное словесное рисование, разделение стихотворения на смысловые части и озаглавливание |
|
Стр.93-94 |
|
40 |
13 |
Биография И.С. Тургенева. |
|
|
Година, дядька |
Знать основные события в жизни писателя, ответить на вопросы по биографии, охарактеризовать писателя как человека |
Портрет |
Стр.95-98 |
|
41 |
14 |
Чтение и анализ 1и 2 глав отрывка из рассказа «Муму» И.С. Тургенева. |
|
|
Трёхаршинный, кляча-водовозка, армяк, тшедушная |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, характеристика героя по плану. |
Карточки |
Стр.98-102 |
|
42 |
15 |
Чтение и анализ 3 главы отрывка из рассказа «Муму» И.С. Тургенева. |
|
|
Приживалка, гривенник |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, деление текста на части по плану, выражение своего менения о барыне |
Тест |
Стр.103-107 |
|
43 |
16 |
Работа с 4,5, главами отрывка из рассказа «Муму» И.С. Тургенева. |
|
|
Охотный ряд, сенник, передняя, компаньонка |
Выразительное чтение текста, составление плана эпизода, краткий пересказ по плану |
Кроссворд |
Стр.107-110 |
|
44 |
17 |
Чтение и анализ 6 главы отрывка из рассказа «Муму» И.С. Тургенева. |
|
|
Картуз |
Выразительное чтение текста, составление плана эпизода, краткий пересказ по плану |
|
Стр.110-112 |
|
45 |
18 |
Работа с 7 главой отрывка из рассказа «Муму» И.С. Тургенева. |
|
|
Челядь, дворецкий, |
Выразительное чтение текста, составление плана эпизода, краткий пересказ по плану |
Карточки для самост. работы |
Стр.112-115 |
|
46 |
19 |
Чтение и анализ 8 главы отрывка из рассказа И.С.Тургенева «Муму». |
|
|
Половой, флигель, трактир |
Выразительное чтение текста, составление характеристики героя по плану, определение позиции писателя |
|
Стр.115-118 |
|
47 |
20 |
Проверка техники чтения |
|
|
|
Выразительное чтение, выделение главного, пересказ |
|
|
|
48 |
21 |
Внеклассное чтение. Составление отзывов по прочитанной учащимися книге. |
|
|
|
Составлять отзыв по прочитанной книге |
|
|
|
III четверть ( 30 ч.)
|
|||||||||
49 |
1 |
Биография Л.Н. Толстого |
|
|
Духовный облик, юридический, ночлежный дом, шпицрутены |
Знать основные события жизни писателя, ответить на вопросы по содержанию, выразитель свое мнение о писателе как о человеке |
Тест Портрет |
Стр.119-122 |
|
50 |
2 |
Чтение и анализ Iглавы отрывка из рассказа «После бала» Л.Н.Толстого. |
|
|
Грациозная, хлебосол, кадриль, бакенбарды |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, понимать роль детали в описании, выразить свое мнение о героях рассказа |
Иллюстрация |
Стр.122-126 |
|
51 |
3 |
Чтение и анализ IIглавы отрывка из рассказа «После бала» Л.Н.Толстого. |
|
|
Ломовые, мазурка, унтер-офицер |
Выразительное чтение текста, пересказ отрывка от третьего лица, сравнение иллюстрации с текстом, определение главной мысли рассказа и чувств автора |
Кроссворд |
Стр.126-129 |
|
Произведения русских писателей 1-ой половины XX века.
|
|||||||||
52 |
4 |
Биография А.П.Чехова. |
|
|
Каторжный, плутовство |
Знать основные события жизни писателя, выразить свое мнение о его жизни и характере |
Портрет |
Стр.130-133 |
|
53 |
5 |
Работа с юмористическим рассказом А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». |
|
|
Юмор, приказчик, акцизный, депеша, бричка |
Выразительное чтение рассказа по ролям, ответы на вопросы по содержанию, определение юмористических моментов, выражение своего впечатления |
Тест |
Стр.133-137 |
|
54 |
6 |
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П. Чехова «Хамелеон». |
|
|
|
Уметь передать впечатление от прочитанного, выразить отношение к героям |
|
|
|
55 |
7 |
Биография В.Г. Короленко. |
|
|
Доносы, технологический |
Знать основные события жизни писателя, выразить свое мнение о его жизни и характере |
Портрет |
Стр.138-139 |
|
56 |
8 |
Чтение и анализ 1 главы отрывка из повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. |
|
|
Полудремотной |
Выразительное чтение, ответы на вопросы по содержанию, краткий пересказ содержания 1 части повести |
|
Стр.139-140 |
|
57 |
9 |
Чтение и анализ 2 главы отрывка из повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. |
|
|
Венчик, гармонировавший, спазм |
Выразительное чтение текста, сопоставление иллюстрации с текстом, характеристика героев |
Карточки |
Стр.141-145 |
|
58 |
10 |
Чтение и анализ 3,4,5 глав отрывка из повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. |
|
|
Перемогаясь, хохол, гребень |
Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы по содержанию, краткий пересказ |
Карточки |
Стр.145-150 |
|
59 |
11 |
Чтение и анализ 6,7 главы отрывка из повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. |
|
|
Довольствуясь, консерватория, матовая |
Выразительное чтение, краткий пересказ, устное словесное рисование (описание человека) |
|
Стр.150-152 |
|
60 |
12 |
Чтение и анализ 8 главы отрывка из повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. |
|
|
Жницы, жнецы, чарующая, перспектива |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, определение чувств героев, устное рассуждение |
Карточки |
Стр.152-154 |
|
61 |
13 |
Чтение и анализ 9,10 главы отрывка из повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. |
|
|
Инстинктивно, шлюз |
Выразительное чтение, самостоятельная работа по заданиям по карточкам, умение подтвердить свое мнение примером из текста |
|
Стр.154-158 |
|
62 |
14 |
Работа с 11 главой отрывка из повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко и эпилогом произведения.
|
|
|
Поступь, аккорд, интимный |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, определение чувств героев, составление кроссворда по повести |
Кроссворд |
Стр.158-161 |
|
63 |
15 |
А.М. Горький. Знакомство с отрывком из рассказа «Макар Чудра». |
|
|
Красильное заведение, чертежник, посудник, неизмеримо, босяк, благо, гарцевать, табор, сатана |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, выполнение теста на внимательность |
|
Стр.162-170 |
|
64 |
16 |
Анализ отрывка «Макар Чудра» из одноимённого рассказа А.М. Горького |
|
|
Сведущ, изувечат, клёкот, полонила, юнаку, оцепенели, гаркнул |
Характеристика героев, сравнение героев, устное словесное рисование (описание внешности), выражение впечатления от прочитанного, краткий пересказ эпизода |
|
|
|
65 |
17 |
Биография С.А.Есенина. |
|
|
Старица |
Знать основные события жизни писателя, выразить свое мнение о его жизни и характере |
Портрет |
Стр.171-173 |
|
66 |
18 |
Работа со стихотворением «Спит ковыль» С.А.Есенина. |
|
|
Ковыль, сравнение |
Выразительное чтение стихотворения наизусть |
|
Стр.173 |
|
67 |
19 |
Работа со стихотворением «Пороша» С.А.Есенина. |
|
|
Клюка, эпитет, метафора |
Выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование, выражение настроения |
|
Стр.173-174 |
|
68 |
20 |
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Пороша» С.А.Есенина. |
|
|
|
Выразительное чтение стихотворения наизусть |
|
Стр.173-174 |
|
69 |
21 |
Внеклассное чтение. Детская тема в произведениях А.М. Горького «Дед Архип и Лёнька», Трудное детство». |
|
|
|
Уметь передать впечатление от прочитанного, выразить отношение к героям |
Викторина |
|
|
70 |
22 |
Работа со стихотворением «Отговорила роща золотая» С.А.Есенина. |
|
|
Цветь |
Выразительное чтение наизусть, определение настроения |
|
Стр.175 |
|
71 |
23 |
А.П. Платонов. Чтение и анализ сказки «Разноцветная бабочка» |
|
|
Мелиоратор, черепица, полтора |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, определение сказочных моментов |
|
Стр.176-180 |
|
72 |
24 |
Знакомство с 1 главой рассказа «Русский характер» А.Н.Толстого. |
|
|
Соразмерный, пластическая операция |
Выразительное чтение текста, описание внешности героя, озаглавливание текста |
|
Стр.181-183 |
|
73 |
25 |
Чтение и анализ 2,3главы рассказа « Русский характер» А.Н. Толстого. |
|
|
Осерчал, невежество |
Выразительное чтение текста, характеристика героев по поступкам, объяснение названия рассказа, озаглавливание. |
Карточки |
Стр.183-188 |
|
74 |
26 |
Н.А. Заболоцкий. Чтение и анализ стихотворения «Некрасивая девочка». |
|
|
Умысел, прельстить, грация, сосуд, мерцать |
Выразительное чтение, деление стихотворения на смысловые части, определение, в чем красота человека |
|
Стр.189-191 |
|
Произведения русских писателей второй половины XX века. |
|||||||||
75 |
27 |
К.Г. Паустовский. Знакомство с 1 главой отрывка из рассказа « Телеграмма». |
|
|
Тесовые |
Выразительное чтение, ответы на вопросы по содержанию, определение настроения, пересказ |
Портрет |
Стр.192-196 |
|
76 |
28 |
Знакомство со 2 главой отрывка из рассказа «Телеграмма» К.Г. Паустовского. |
|
|
Безмолвный укор |
Выразительное чтение, ответы на вопросы, определение главной мысли, рассуждение о вине героини |
|
Стр.196-199 |
|
77 |
29 |
Внеклассное чтение. Анатолий Алексин и его произведения для детей. |
|
|
|
Уметь передать впечатление от прочитанного, выразить отношение к героям |
|
|
|
78 |
30 |
Пересказ отрывка из рассказа «Телеграмма» К.Г.Паустовского. |
|
|
|
Пересказывать текст полно |
|
Стр.192-199 |
|
IV четверть ( 24 ч. ) Резервные уроки - 2, 9, 18 |
|||||||||
79 |
1 |
Р.И.Фраерман.Чтение и анализ Iглавы отрывка из повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». |
|
|
Повесть, реальное училище, промыслы, плотовщик, фельетоны |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию рассказа, описание героев, озаглавливание текста, пересказ |
|
Стр.200-205 |
|
80 |
2 |
Р.И. Фраерман. Чтение и анализ II главы отрывка из повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». |
|
|
Крутизна, уральский |
Выразительное чтение текста, озаглавливание. Краткий пересказ. Самостоятельная работа по заданиям на карточках |
Карточки |
Стр.205-208 |
|
81 |
3 |
Р.И. Фраерман. Чтение и анализ IIIглавы отрывка из повести «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». |
|
|
Мгла, мерцание, ополоумели, канифоль, пихта, патефон, торбаса, дошка, эвенки |
Выразительное чтение текста, краткий пересказ, озаглавливание, составление теста для взаимопроверки |
|
Стр.208-213 |
|
82 |
4 |
Р.И. Фраерман. Чтение и анализ IVглавы отрывка из повести «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». |
|
|
Буран, баржи, нарта, каюр, по-нанайски |
Выразительное чтение текста, краткий пересказ, деление текста на эпизоды и озаглавливание, ответы на вопросы по содержанию. Выражение впечатления от прочитанного |
|
Стр.213-223 |
|
83 |
5 |
Р.И. Фраерман. Чтение и анализV главы отрывка из повести «Дикая собака Динго,или Повесть о первой любви». |
|
|
Шпит, оцепенение |
Выразительное чтение текста, краткий пересказ |
Тест |
Стр.224-226 |
|
84 |
6 |
Чтение и анализ I главы рассказа «Петины бутсы» Л.А. Кассиля. |
|
|
Оптимизм, эпоха, юмор, юмористический |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, характеристика героя, озаглавливание |
|
Стр.227-230 |
|
85 |
7 |
Пересказ II и III главы рассказа «Петины бутсы» Л.А.Кассиля. |
|
|
Отель, водворил, вездеступы, не отрекайся |
Выразительное чтение текста, озаглавливание, ответы на вопросы по содержанию, определение юмористических моментов, характеристика героя по плану, разгадывание кроссворда |
Кроссворд |
Стр.230-234 |
|
86 |
8 |
А.Т. Твардовский. Знакомство с главой «Гармонь» из поэмы «Василий Тёркин». |
|
|
Отель, водворил, вездеступы, не отрекайся |
Выразительное чтение текста, озаглавливание, ответы на вопросы по содержанию, определение юмористических моментов, характеристика героя по плану, разгадывание кроссворда |
|
Стр.235-243 |
|
87 |
9 |
Анализ главы «Гармонь» из поэмы «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского. |
|
|
Прифронтовая, взвод, контузия, трехорядка, половицы, прибаутки, каюк, мощеный |
Выразительное чтение отрывка наизусть, разделение главы на части по плану, характеристика героя. |
|
Стр.235-343
|
|
88 |
10 |
Чтение и анализ главы «Кто стрелял?» из поэмы «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского. |
|
|
|
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию |
|
Стр.243-246 |
|
89 |
11 |
Работа с главой «В наступлении» из поэмы «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского. |
|
|
Вир |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию |
|
Стр.246-248 |
|
90 |
12 |
Внеклассное чтение. Стихотворения К.Симонова, А.Суркова о Великой Отечественной войне. |
|
|
|
Уметь передать впечатление от прочитанного, выразить отношение к героям |
Выставка книг |
|
|
91 |
13 |
В.М. Шукшин. Чтение и анализ I главы отрывка из рассказа «Гринька Малюгин». |
|
|
Режиссер, сценарист, прозаик, драматург, дарование |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, оценка поступка главного героя, сравнение поведения персонажей, озаглавливание главы, пересказ эпизода |
|
Стр.249-253 |
|
92 |
14 |
Работа со II главой отрывка из рассказа «Гринька Малюгин» В.М. Шукшина. |
|
|
В ажуре, кондрашка хватила, профорг, членораздельно, напыщенно |
Выразительное чтение текста по ролям, ответы на вопросы по содержанию, характеристика героя, определение подлинной красоты человека, определение главной мысли рассказа, уметь рассуждать аргументированно |
|
Стр.253-256 |
|
93 |
15 |
Работа с III главой отрывка из рассказа «Гринька Малюгин» В.М.Шукшина. |
|
|
|
Выразительное чтение текста по ролям, ответы на вопросы по содержанию, характеристика героя, определение подлинной красоты человека, определение главной мысли рассказа, уметь рассуждать аргументированно |
|
Стр.256-259 |
|
94 |
16 |
В.П. Астафьев. Знакомство с главой «Далёкая и близкая сказка из повести «Последний поклон». |
|
|
Задворки, подшив, завозня, нищеброд, заветрие, увал, запеленал |
Выразительное чтение текста, ответы на вопросы по содержанию, тест на выявление понимания текста и развитие памяти |
|
Стр.260-266 |
|
95 |
17 |
Р.П. Погодин. Чтение I и II глав рассказа «Алфред». |
|
|
Ароматный, тюбетейка, агрогорода, берданка, затрещина
|
Выразительное чтение текста, пересказ текста по частям, характеристика героев рассказа |
|
Стр.267-272 |
|
96 |
18 |
Анализ I и II глав рассказа «Алфред» Р.П.Погодина. |
|
|
|
Пересказ текста по частям, характеристика героев рассказа |
|
Стр.267-272 |
|
97 |
19 |
Работа с III главой рассказа «Алфред» Р.П. Погодина. |
|
|
Колхозница, солидол, жердь |
Выразительное чтение текста, характеристика героя по поступкам, разделение главы на части и составление плана |
Тест |
Стр.272-277 |
|
98 |
20 |
Работа с IV главой рассказа «Алфред» Р.П. Погодина. |
|
|
Платформа, загон
|
Выразительное чтение текста, характеристика героя по поступкам |
|
Стр.277-279 |
|
99 |
21 |
Работа сV главой рассказа «Алфред» Р.П. Погодина. |
|
|
Гамак, пуще |
Выразительное чтение текста, сравнение героев, самостоятельное выполнение задания по карточкам, краткий пересказ |
Карточки для самост. работы |
Стр.279-282 |
|
100 |
22 |
A.А. Сурков. Чтение и анализ стихотворения «Родина». |
|
|
Эпитет, идея |
Выразительное чтение стихотворение, определение главной мысли (идеи), в описании уметь находить средства выразительности |
|
Стр.283-285 |
|
101 |
23 |
Проверка техники чтения. |
|
|
|
Уметь выразительно, бегло, осознанно читать, отвечать на вопросы по тексту |
|
|
|
102 |
24 |
Внеклассное чтение. Детский писатель А.П.Гайдар и его произведения для детей «Школа», «Р.В.С», «Тимур и его команда». |
|
|
|
Выразить свое мнение о прочитанном, разгадывание кроссворда по рассказам А.П.Гайдара |
Кроссворд |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.