I. Пояснительная записка.
1. Обоснование разработки рабочей программы по учебному предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 6 класс.
Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи, санитарки и подобной по уровню сложности.
В 5 – 7 классахпо учебному предмету «ПМОП» школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на уборщиков разных помещений и дворников.
В 8 -9 классах по учебному предмету «ПМОП» школьники специализируются на определенных работах согласно условиям базового учреждения и предполагаемому трудоустройству. Программа нацелена на подготовку уборщиков, дворников, рабочих в прачечных.
Практическое обучение осуществляется в школе и на пришкольном участке.
Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:
- Обслуживание себя (домашний труд).
- Обслуживание других, профессиональный труд.
При составлении программы учтены индивидуальные психофизические особенности и возможности каждого ребенка и материально-техническое оснащение школы.
В процессе обучения по данной программе решаются следующие задачи:
Обучающие:
-формирование доступных технических и технологических знаний;
-Развитие обще-трудовых умений;
-обучение профессиональным приемам труда и привитие трудовых навыков.
Коррекционные:
-развитие моторных навыков;
-развитие психомоторных способностей восприятия, мышления, памяти;
-развитие умения использовать помощь учителя, работать по инструкции;
-развитие умения ориентироваться в задании.
Воспитательные:
-воспитание устойчивого положительного отношения к труду;
- чувства ответственности, коллективизма, соблюдение дисциплины, воспитание бережного отношения к общественной собственности.
Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).
2. Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010.;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;
4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».
3. УМК (учебники и рабочие тетради).
1. Учебник. Галле А.Г., Головинская Е.Ю. «Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала», 6 класс, Самара, «Современные образовательные технологии» 2014 г.
2. Рабочая тетрадь. Головинская Е.Ю. «Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала», Рабочая тетрадь, 6 класс,Самара, «Современные образовательные технологии» 2014 г.
4. Количество часов на учебный предмет «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 6 класс (1 час в неделю-34 часа в год).
Урок ПМОП в специальной коррекционной школе является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 6 классе составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «ПМОП» изучается в 6 классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок «ПМОП» в 6 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 6 классе используется 40 минутный режим обучения. Продолжительность учебного года: 6 класс – 34 учебные недели.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 6 класс.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Профильный труд»:
Минимальный уровень:
знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
подбирать материалы, необходимые для работы;
знать принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
подбирать инструменты, необходимые для работы;
руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, вязание, валяние, вышивание, литье, пиление, строгание и т. д.);
овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
читать технологическую карту, используемую в процессе изготовления изделия;
составлять стандартный план работы;
иметь представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, прикладные работы, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
понимать значение и ценность труда;
понимать красоту труда и его результатов;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;
использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе;
понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающую внутреннюю дисциплину;
эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно - практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;
создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса по трудовому обучению является урок. Все уроки носят практическую направленность. На уроках используется в основном фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимися. Групповая (бригадная) форма организации учебной деятельности учащихся применяется при выполнении практических работ на этапе закрепления и повторения учебного материала.
При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.
Личностными результатами являются:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической
деятельности;
-выражение желания учиться для удовлетворения
текущих и перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами
научной организации умственного и физического труда;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Предметные результаты:
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- правила ухода за пришкольной территорией в разное время года;
- правила ежедневной уборки жилых и служебных помещений;
- правила ухода за паркетным полом, за мебелью с различным покрытием;
- содержание и правила работы в школьной столовой;
- устройство и назначение хозинвентаря, швейной машинки, утюга;
- правила обращения с моющими, дезинфицирующими средствами;
-правила безопасной работы с инструментами и оборудованием;
-способы ремонта постельного белья;
-правила работы на швейной машине с ручным приводом.
Учащиеся должны уметь:
- убирать пришкольную территорию в разное время года, вскапывать и рыхлить почву в цветнике;
- выполнять ежедневную уборку жилых и служебных помещений;
- подавать пищу и убирать посуду со столов в школьной столовой;
- соблюдать требования к работнику столовой;
- ухаживать за садовыми растениями;
- выполнять простейший ремонт белья;
- пользоваться линейкой, угольником, выполнять простейшие геометрические построения, выполнять аппликацию по шаблону и образцу.
- пользоваться утюгом;
-выполнять простейшие операции на швейной машине (под контролем учителя).
III. Содержание учебного предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 6 класс.
1 четверть.
Вводное занятие.
Работа на участке.
Объект работы. Территория вокруг школы.
Теоретические сведения. Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода. Виды сорных растений. Однолетние сорные растения. Двухлетние и многолетние сорные растения. Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение, рабочие позы и приемы. Правила безопасности при уборке.
Практические работы. Сгребание опавших листьев граблями. Выдергивание и удаление сорных растений. Подметание дорожек и площадок. Переноска собранного мусора. Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складированию в отведенное место.
Ежедневная уборка спального помещения.
Объект работы. Пол, подоконники, отопительные радиаторы в спальне.
Теоретические сведения. Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы, используемая ткань, маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении. Последовательность уборки. Определение качества уборки. Правила безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора.
Практические работы. Крепление тряпки на швабру. Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш. Промывка тряпки во время работы. Влажная протирка пола. Проверка результатов работы. Коллективное обсуждение качества работы.
Практическое повторение.
Виды работы. Влажная уборка спального помещения. Самопроверка результата работы. Коллективное обсуждение качества работы.
Самостоятельная работа. Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш. Самопроверка результата работы. Коллективное обсуждение выполненных работ.
Работа с тканью.
Изделие.Фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя).
Теоретические сведения. Фартук: ткани для изготовления, детали, швы. Виды отделки.
Практические работы. Намётывание первого и второго подгиба. Обработка срезов на швейной машине швом вподгибку. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и пристрачивание. Отделка фартука вышивкой или аппликацией.
Практическое повторение.
Виды работы. Уборка школьного участка, спальных помещений. Самопроверка результата работы. Коллективное обсуждение качества работы.
2 четверть.
Вводное занятие.
Работа с тканью.
Изделие. Мягкая игрушка по выбору: медвежонок, собачка, утка, рыбка, зайчик.
Теоретические сведения. Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их название. Способ выполнение петельного стежка.
Упражнение. Выполнение петельных стежков на образце.
Практические работы. Смётывание и соединение основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками, вывёртывание и набивка ватой. Присоединение дополнительных деталей. (хвоста, клюва, плавника, глаза и пр.).
Устройство жилого помещения.
Изделие. Аппликация « Жилая комната», « Прихожая», « Кухня».
Теоретические сведения. Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем, ниша для радиатора. Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь (одинарная, двойная), штепсельная розетка, вентиляционная решетка.Инструменты и материалы для выполнения аппликации: цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник, ножницы, кисточка, клей. Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
Практические работы. Выбор цветной бумаги. Разметка, вырезание и расположение деталей на бумаге. Проверка расположения. Наклеивание деталей. Надписывание на аппликациях названий предметов, новых для учащихся. Нахождение строительных элементов в здании школы.
Уход за паркетным полом.
Объект работы. Паркетный пол в жилом или административном помещении.
Теоретические сведения. Покрытия паркетного пола: виды, назначение и различение по внешнему виду. Уход за паркетным полом. Щетка для натирки пола мастикой: виды, правила обращения и сбережения. Электрополотер: устройство, пользование. Правила безопасности при обращении с электрополотером.
Практические работы. Удаление пятен на паркетном полу. Влажная уборка паркетного пола, покрытого лаком (пол из ламината). Подготовка к влажной уборке пола, покрытого линолеумом. Влажная уборка пола, покрытого линолеумом ( паркетного пола в школе нет, поэтому практические работы заменены). Подготовка к влажной уборке плиточного пола. Влажная уборка плиточного пола. Протирка подоконников, радиаторов отопления.
Практическое повторение.
Вид работы. Элементы строительной конструкции, оборудование дома.
Нахождение строительных элементов в здании школы.
Самостоятельная работа. Удаление пятен на полу, покрытым ламинатом. Влажная уборка пола.
3 четверть.
Вводное занятие.
Работа в столовой.
Объект работы. Школьная столовая.
Теоретические сведения. Понятие о гигиене питания. Фаянсовая и стеклянная посуда. Столовые приборы. Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов. Требования к работнику столовой: одежда, поведение. Правила подготовки стола к подаче пищи. Эстетическое оформление стола. Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды.
Практические работы. Сервировка стола. Разноска пищи по столам. Подача пищи. Сбор грязной посуды. Выполнение санитарных требований и правил этикета при сборе грязной посуды со столов. Разгрузка посуды в моечном отделении. Уборка и протирка столов. Уборка пола.
Ремонт постельного белья.
Объект работы. Наволочка. Простыня, пододеяльник.
Теоретические сведения. Виды ремонта: наложение заплат, обрезание ветхих краёв. Формы и размеры заплаты.
Упражнение. Пришивание заплаты к образцу.
Практические работы. Подготовка изделия к ремонту ( обрезание ветхих краёв). Раскрой заплаты с учётом швов. Подгибание и замётывание срезов на заплате и изделии. Наложение, примётывание и пришивание заплаты вручную косыми стежками или на швейной машине. Утюжка отремонтированного изделия.
Ежедневная уборка помещения.
Объекты работы. Учительская. Кабинеты руководителей школы. Методические кабинеты. Классы. Складские помещения школы.
Теоретические сведения. Служебное помещение: виды, назначение, оборудование.
Порядок хранения и расположения вещей в каждом помещении. Правила уборки в служебном помещении. Бытовой электропылесос: устройство, применение. Правила пользования электропылесосом.
Практические работы. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Подметание и протирка пола шваброй. Получение разрешения на протирку столов, настольных осветительных приборов. Очистка мусорных корзин. Удаление пыли с помощью пылесоса. Чистка уборочного инвентаря после применения и уборка в отведенные места.
Практическое повторение.
Вид работы: Протирка столов, осветительных приборов в служебном помещении.
Техника безопасности при работе с пылесосом. Правила пользования пылесосом.
Самостоятельная работа. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Чистка уборочного инвентаря после применения и уборка на место.
4 четверть.
Вводное занятие.
Работа с тканью.
Объект работы. Постельное бельё.
Теоретические сведения. Ткани для постельного белья. Виды ремонта. Размеры и формы заплат. Требования к отремонтированным изделиям.
Практические работы. Подготовка изделия к ремонту. Подбор ткани для заплаты. Определение места наложения заплаты с учётом швов. Подгибание и замётывание срезов. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Ремонт постельного путём среза изношенной части.
Уход за мебелью.
Объект работы. Школьная мебель.
Теоретические сведения. Мебель: виды, назначение. Виды покрытия мебели (краска, лак, ткань, кожзаменитель, пластик, эмаль). Средства и правила ухода за мебелью в зависимости от материала покрытия. Повседневный уход за полированной мебелью. Техника безопасности и меры предосторожности со средствами бытовой химии. Уход за инвентарем после работы.
Практические работы. Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели. Уборка мягкой мебели Обновление поверхности мебели с помощью полирующего средства. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели.
Работа на участке.
Объект работы. Цветник.
Теоретические сведения. Вскапывание почвы цветника: значение, глубина, приемы, требования к качеству. Определение глубины вскапывания с помощью линейки. Понятие о борозде.
Практические работы. Осмотр участка для вскапывания. Определение его границ и направления борозд. Прокладывание первой борозды. Вскапывания с соблюдением заданной глубины. Выравнивание вскопанной почвы граблями. Взаимопроверка выполненной работы.
Практическое повторение
Вид работы. Вскапывание почвы с соблюдением заданной глубины. Взаимопроверка выполненной работы. Уход за инвентарем после работы.
Самостоятельная работа. Вскапывание почвы с соблюдением заданной глубины. Выравнивание вскопанной почвы граблями. Взаимопроверка выполненной работы.
IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 6 класс (1 час в нед.-34 часа в год).
№ п/п |
Тема урока (практической работы). |
Кол-во часов. |
Дата план. |
Дата факт. |
1. |
Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода. |
1 |
|
|
2. |
Виды сорных растений. Методы борьбы. |
1 |
|
|
3. |
Инвентарь для уборки. Правила Т/Б при уборке. |
1 |
|
|
4. |
Пр/р: «Сгребание опавших листьев граблями». |
1 |
|
|
5. |
Пр/р: «Подметание, выравнивание, посыпание песком дорожек и площадок». |
1 |
|
|
6. |
Тряпка для уборки. Назначение, используемая ткань, маркировка, хранение. |
1 |
|
|
7. |
Последовательность и качество уборки. Правила Т/Б при протирке подоконника (радиатора). |
1 |
|
|
8. |
Пр/р: «Протирка пола в спальне». |
1 |
|
|
9. |
Пр/р: «Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш». |
1 |
|
|
10. |
Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их назначение. |
1 |
|
|
11. |
Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок, дверной и оконный проём, ниша для радиатора. |
1 |
|
|
12. |
Оборудование дома: плинтус, подоконник, рама, радиатор, дверь, розетка, вентиляция. |
1 |
|
|
13. |
Пр/р: «Надписывание на чертеже названий строительных элементов». |
1 |
|
|
14. |
Покрытия паркетного пола: виды, назначение и различия по внешнему виду. |
1 |
|
|
15. |
Щётка для натирки пола мастикой: виды, правила обращения и сбережения. |
1 |
|
|
16. |
Электрополотёр: устройство, пользование, правила Т/Б при обращении. |
1 |
|
|
17. |
Пр/р: « Влажная уборка паркетного пола». |
1 |
|
|
18. |
Понятие о гигиене питания. |
1 |
|
|
19. |
Фаянсовая и стеклянная посуда. Свойства алюминия как материала для посуды и приборов. |
1 |
|
|
20. |
Требования к работнику столовой: одежда, поведение. Подготовка стола к подаче пищи. |
1 |
|
|
21. |
Пр/р: «Разноска пищи по столам». |
1 |
|
|
22. |
Виды ремонта белья. Формы и размеры заплаты. |
1 |
|
|
23. |
Служебное помещение: виды, назначение и оборудование. |
1 |
|
|
24. |
Порядок хранения и расположения вещей в каждом помещении. Правила уборки. |
1 |
|
|
25. |
Бытовой электропылесос: устройство, применение пользование, Т/Б. |
1 |
|
|
26. |
Пр/р: «Подметание и протирка пола шваброй». |
1 |
|
|
27. |
Пр/р: « Протирка подоконников и радиаторов». |
1 |
|
|
28. |
Ткани для постельного белья. Виды ремонта. Требования к отремонтированным изделиям. |
1 |
|
|
29. |
Вскапывание почвы цветника: значение, глубина, приёмы, требования к качеству, Т/Б. |
1 |
|
|
30. |
Определение глубины вскапывания с помощью линейки. Понятие о борозде. |
1 |
|
|
31. |
Пр/р: «Вскапывание почвы в цветнике». |
1 |
|
|
32. |
Пр/р: «Выравнивание вскопанной почвы граблями». |
1 |
|
|
33. |
Мебель: виды, назначение. Средства и правила ухода за мебелью. |
1 |
|
|
34. |
Пр/р: «Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели». |
1 |
|
|
Сокращение: Пр/р- практическая работа.; Т/Б-техника безопасности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.