Рабочая программа по праву 10-11 класс
Оценка 5

Рабочая программа по праву 10-11 класс

Оценка 5
doc
10.10.2021
Рабочая программа по праву  10-11 класс
программа 10-11 класс право.doc

                    МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»

 

  

 

Рассмотрено на заседании

школьного метод. объединения

 

                                                               От «      »                     2009г №

 

                                                                    Рассмотрено на заседании

                                                                 школьного метод. совета

                                                                                     От  «    »                           2009г №

     

                                      Утверждено решением педагогического совета 

   МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»

           «__»   __________  2009r

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по разделу "Право» 

(10-11 классы)

 

 

 

 

 

Разработчик программы:

 Березикова Татьяна Сергеевна –

учитель истории  первой категории

МОУ  «Сростинская СОШ

им. В.М.Шукшина»  

с.Сростки Бийского района 

 

 

 

 

с.Сростки – 2009год

Пояснительная записка

 

 Данная программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

 Эта программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения праву, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников праву. Она может стать основой при составлении учителем тематического планирования по курсу права. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы правовых знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с правовым содержанием курсов основной школы, а также учитывать межпредметные и внутрикурсовые связи, содержание учебного предмета обществоведение в старшей школе и предлагаемого набора элективных курсов.

 

Основной учебник Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин «Право», Москва, Вита-Пресс, 2008.

 

Общая характеристика учебного предмета

 В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

        Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

·   роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

·   гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

·   вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

·   основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

·   особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

 

Цели

 Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·                                    развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

·                                    воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

·                                    освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

·                                    овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

·                                    формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 17 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х или Х1 классах, из расчета 0,5 час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 17 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов.

 

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.

 

 Виды деятельности:

·                                     работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

·                                     анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

·                                     выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и         интересов личности ;

·                                     изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

·                                     решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

·              права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

·              правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

·              характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

·              объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

·              различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

·              приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·              поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

·              анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

·              выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

·              изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

·              решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

 

Ключевые компетенции обучающихся:

А) в области познавательной деятельности- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

Б) в области информационно-коммуникативной деятельности – поиск новой информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информациии из источников, созданных в различных знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной; передача содержания информации адекватно поставленной цели; критическое оценивание достоверности полученной информации; умение давать определения, приводить доказательства, владеть навыками публичных выступлений;

В) в области рефлексивной деятельности – понимание ценности образования как средства развития личности; способность к анализу норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.

Базовые компетенции обучающихся

·                критически анализировать источник правовой информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания, направленность действия);

·                анализировать правовую информацию;

·                участвовать в дискуссиях по  правовой проблематике , формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации правовой материал;

·                представлять результаты изучения  правоведческого материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

·                использования навыков правового анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

·                соотнесения своих действий и поступков окружающих с нормативно-правовым полем;

·                 

         Планируемый уровень подготовки обучающихся –  базовый с выделением для одарённых заданий повышенного уровня сложности. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся. Ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, дискуссионный, практический, проектный.

 

                       Перечень учебно-методического обеспечения.

2. Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты,;

3. Дидактический материал (раздаточный материал);

4. Компьютер, проектор, экран;

5. Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;

6. Мультимедийные энциклопедии по праву.

7. Мультимедийная программа виртуально-визуального тестирования на основе эпизодов художественных фильмов.

 

Список дополнительной литературы, которой пользуется учитель:

 

1.      Н.М. Воскресенская, Н.В. Давлетшина. Демократия: государство, общество.-М.: Просвещение, 1997.- 186 с.

2.      А.В. Ильин. Из истории права 10-11 класс.- М.: Просвещение, 2002.- 282 с.

3.      А.Ф. Никитин. Основы права 10-11 класс.-М.: Просвещение, 2007.- 268 с.

4.      Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. М.: Просвещение, 2005.- 137 с.

5.      Кодексы РФ.

 

Приложения к программе.

 

1. Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;

2. «Консультант +

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(17 уроков)

 

Календарно – тематическое планирование.

 

10 класс

 

 

Номер урока

Название разделов, тем, уроков.

Кол–во час

 

Глава 1.  Государство.  (2ч)

 

1

Понятия и виды государств.

1

2

Роль и структура государства.

1

 

Глава 2. Право. (4ч).

 

3

Право в системе социальных норм. Определение права.

1

4

Правотворчество. Законодательный процесс.

1

5

Нормы права и их система.

1

6

Правонарушения и юридическая ответственность.

1

 

Глава 3. Управление государством. (11ч).

 

7

Конституция Российской Федерации.

1

8

Конституционные права граждан.

1

9

Конституционные обязанности граждан.

1

10

Выборы.

1

11

Президент Российской Федерации.

1

12

Парламент Российской Федерации.

1

13

Правительство Российской Федерации.

1

14

Органы судебной власти Российской Федерации.

1

15

Прокуратура.

1

16

Нотариат.

1

17

Адвокатура.

1

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(17 уроков)

 

Календарно – тематическое планирование.

 

11 класс

 

Номер урока

Название разделов, тем, уроков.

Кол–во час

 

Глава 1.  Труд и социальная защита. (7ч)

 

1

Законодательство о труде.

1

2

Занятость и трудоустройство в РФ.

1

3

Трудовой договор.

1

4

Рабочее время и время отдыха.

1

5

Трудовая дисциплина. Труд молодёжи.

1

6

Безработица.

1

7

Страхование и пенсионное дело.

1

 

Глава 2. Собственность.(5ч).

 

8

Право собственности и его содержание.

1

9

Субъекты права собственности.

1

10

Предпринимательство: его виды и формы.

1

11

Договоры.

1

12

Защита имущественных и неимущественных прав. Споры и порядок их рассмотрения.

1

 

Глава 3. Семья. (3ч).

 

13

Брак и семья по семейному праву.

1

14

Права и обязанности супругов.

1

15

Права и обязанности родителей и детей.

1

 

Глава 4. Преступления. (2ч).

 

16

Понятие преступления. Виды преступлений.

1

17

Наказание и его цели.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»

МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»

Пояснительная записка Данная программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Пояснительная записка Данная программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с правовым содержанием курсов основной школы, а также учитывать межпредметные и…

Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с правовым содержанием курсов основной школы, а также учитывать межпредметные и…

России; · вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права…

России; · вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права…

России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; · овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов…

России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; · овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов…

Что произойдет, если…». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных…

Что произойдет, если…». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных…

Виды деятельности : · работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами; · анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;…

Виды деятельности : · работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами; · анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;…

России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных…

России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных…

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Планируемый уровень подготовки обучающихся – базовый с выделением для одарённых заданий повышенного уровня сложности

Планируемый уровень подготовки обучающихся – базовый с выделением для одарённых заданий повышенного уровня сложности

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (17 уроков)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (17 уроков)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (17 уроков)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (17 уроков)

Наказание и его цели. 1

Наказание и его цели. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2021