Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Саратова»
_________________________________________________________________
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по Директор
учебной работе
________ Е.Г. Кортяева _______________Е.Б.Мельник
« » ___________ 2021 г. приказ от ________________
Рабочая программа
по предмету «Человек и его среда» (ОБЖ)
АООП О УО (ИН) (вариант 1)
10 класс
2021-2022 учебный год
Учитель: Ружавинская С.А.
Рассмотрена на заседании МО
протокол № от ______2021 г.
Руководитель
______________ С.А. Ткаченко
Пояснительная записка.
Рабочая программа по этике и психологии семейной жизни в 10 классе рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Основной целью обучения человека и его среды является воспитание и формирование человека, знающего и умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или устранению чрезвычайной ситуации и не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных ситуаций.
.
Задачи:
- освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения, деятельности, не порождающей источников опасностей;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- вырабатывать и учить применять навыки здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к асоциальному поведению.
Планируемые личностные и предметные результаты.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования- введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы включают:
эмоционально- ценностное отношение к природе; осознание необходимости ее охраны;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и др.);
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.
Программа по предмету «Человек и его среда» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- правила ТБ и поведения в кабинете;
- правила выживания и существования в экстремальных природных условиях;
-правила оказания ПМП пострадавшему при различных видах травм; способы переноски пострадавшего
Обучающиеся должны иметь представления:
о правилах оказания ПМП при кровотечениях;
о правилах поведения в экстремальных условиях;
о способах подачи сигналов бедствия;
об ориентире на местности.
В результате освоения предмета обучающимися предполагается формирование базовых учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Познавательные БУДы становятся основой формирования знаний, умений и навыков. Регулятивные БУДы позволяют обучающимся самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее самостоятельно, двигаться по заданному плану, оценивать и контролировать полученные результаты.
Коммуникативные БУДы помогают обучающимся формулировать вопросы, ответы, знакомиться с терминами и понятиями.
Формирование базовых учебных действий на уроках:
Регулятивные УД:
Познавательные УД:
Коммуникативные УД:
Личностные УД:
· определять под руководством учителя общие правила поведения (этические нормы)
· давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке
Содержание программного материала.
Вводное занятие.
Беседа о цели, содержании и значении предмета основ безопасности жизнедеятельности. Особенности уроков ОБЖ. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарногигиенических требований на занятиях. Экстремальные ситуации в природных условиях. Смена климатогеографических условий .
Чрезвычайные ситуации в природе, их разновидности и возможные причины возникновения: природные факторы, техногенные факторы, социальные факторы. Меры подготовки к турпоходу или путешествию по незнакомым местам. Правила выживания. Факторы, оказывающие влияние на состояние человека при смене климатогеографических условий(температурный режим, режим солнечного воздействия, Режим времени, режим питания, питьевой режим).Правила безопасного поведения при акклиматизации).
Автономное существование человека в природных условиях.
Возможные случаи автономного существования человека в природных условиях: если человек заблудился в лесу или отстал от группы. Правила поведения человека при попадании в условия вынужденного автономного существования в природных условиях. Преодоление страха и возможного стрессового состояния. Последовательность действий при вынужденной автономии(оценка ситуации, принятие решений, разработка плана 10 действий, его выполнение).Сигналы бедствия и сигнальные средства. Ориентирование на местности и выход к населенному пункту.
Выживание в природных условиях после аварии. Обеспечение водой и пищей в условиях вынужденной автономии.
Проблемы, возникающие при вынужденном автономном существовании человека в природных условиях по сохранению жизни и здоровья. Анализ ситуации и составление общего плана действий по выживанию. Оборудование временного укрытия. Виды летних и зимних укрытий. Разведение костра, типы костров. Обогрев внутри временного жилища. Меры профилактики отравления угарным газом. Обеспечение водой и пути преодоления отрицательного воздействия жажды на организм. Опреснение воды. Очистка воды. .Обеспечение пищей: сбор съедобных растений, плодов, кореньев. Приготовление пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Средства оказания медицинской самопомощи.
Медицинская аптечка(носимый минимальный аварийный набор предметов на случай вынужденной автономии),перевязочные и лекарственные средства в условии автономии. Лекарственные растения. Использование природных лекарственных средств. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.
Основы медицинских знаний.
Первая помощь при порезах, ссадинах, ушибах. Оказание первой помощи при травмах и переломах костей. Первая помощь при укусах животных. Первая помощь утопающему. Медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, обморожениях. Первая помощь при отравлениях.
Закрепление пройденного материала за год.
Обобщение материала, подготовка к тестированию.
Проведение тестирования.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
I четверть(16 часов) |
|||||
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
|
Экстремальные ситуации в природных условиях. Смена климатографических условий. – 4 ч. |
8 |
|
|
|
2-3. |
Чрезвычайные ситуации в природе. |
2 |
|
|
|
4-5. |
Турпоход. Правила выживания. |
2 |
|
|
|
6-7. |
Смена климатогеографических условий. |
2 |
Презентация |
|
|
8-9. |
Подготовка к турпоходу. |
2 |
|
|
|
|
Автономное существование человека в природных условиях. |
9 |
|
|
|
10-11. |
Если ты отстал от группы или заблудился в лесу. |
2 |
|
|
|
12-13. |
Авария транспортного средства в безлюдной местности. |
2 |
Презентация |
|
|
14-15. |
Способы подачи сигналов бедствия. |
2 |
Презентация |
|
|
16. |
Повторение пройденного материала. |
1 |
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
II четверть(16 часов) |
|||||
17-18. |
Ориентирование на местности. |
2 |
|
|
|
19. |
Практическое занятие. |
1 |
|
|
|
|
Выживание в природных условиях после аварии. |
13 |
|
|
|
20-21. |
Анализ ситуации и составление общего плана действий по выживанию. |
2 |
Презентация |
|
|
22-23. |
Оборудование временного укрытия. |
2 |
Презентация |
|
|
24-25. |
Виды летних и зимних укрытий. |
2 |
Презентация |
|
|
26-27. |
Разведение костра, типы костров. |
2 |
|
|
|
28-29. |
Обогрев внутри временного жилища. |
2 |
Презентация |
|
|
30-31. |
Меры по профилактике отравления угарным газом. |
2 |
|
|
|
32. |
Практическое занятие. |
1 |
Презентация |
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
III четверть(20 часов) |
|||||
|
Обеспечение водой и пищей в условиях вынужденной автономии. |
16 |
|
|
|
33-34. |
Обеспечение водой. |
2 |
|
|
|
35-36. |
Очистка воды. |
2 |
|
|
|
37-38. |
Организация питания. Растительная пища. |
2 |
|
|
|
39. |
Пр/р. Изготовление простейшего фильтра для очищения воды. |
1 |
|
|
|
40-41. |
Рыбная ловля и охота. |
2 |
|
|
|
42-43. |
Приготовление пищи. |
2 |
Презентация |
|
|
44-45. |
Профилактика пищевых отравлений. |
2 |
|
|
|
46. |
Практическая работа. |
1 |
Презентация |
|
|
|
Средства оказания медицинской самопомощи. |
4 |
|
|
|
47-48. |
Медицинская аптечка, перевязочные и лекарственные средства в условиях автономии. |
2 |
Презентация |
|
|
49-50. |
Лекарственные растения. Использование природных лекарственных средств. |
2 |
|
|
|
51-52. |
Повторение пройденного материала. |
2 |
Презентация |
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
IV четверть(16 часов) |
|||||
|
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. |
13 |
|
|
|
53-54. |
Первая помощь при порезах, ссадинах и ушибах. |
2 |
|
|
|
55-56. |
Оказание первой помощи при травмах и переломах костей. |
2 |
|
|
|
57-58. |
Первая помощь при укусах животных. |
2 |
Презентация |
|
|
59-60. |
Первая помощь утопающему. |
2 |
|
|
|
61-62 |
Медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, обморожениях. |
2 |
Презентация |
|
|
63-64. |
Первая помощь при отравлениях. |
2 |
Презентация |
|
|
65. |
Пр/р. Наложение повязок, жгута, проведение искусственного дыхания. |
1 |
Презентация |
|
|
66. |
Итоговый тест. |
1 |
|
|
|
67-68. |
Повторение пройденного материала. |
2 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.